постоянно ноль энергии и низкая концентрация внимания, что делать?

 Публичный пост

За последние пол года у меня стало существенно меньше энергии, тело начало болеть, концентрация и интерес к жизни упал. Очень быстро устаю. При этом отлично питаюсь(но пью мало воды). Последний месяц начал ходить в спортзал, но кроме улучшений физической формы это не дало энергии или улучшенной мотивации. Уже не знаю куда деваться.

Как вы справлялись с таким состоянием? Личные истории очень приветствуются!

UPDATE: сходил к психологу. прописали эглонил + золофт в средней дозировки, начал пить, чувствую себя гораздо лучше. Начал ходить к терапевту

Связанные посты
54 комментария 👇

Кажется, что это (очень короткий) крик о помощи. И вряд ли твою проблему решит самый заплюсованный совет, скорее даже наоборот, загонит тебя еще глубже в порочный круг самокопания.

Пишу это с очень большой уверенностью, потому что у тебя много общего с мной в твоем возрасте: старт в айти в 18-19, годы кранчей по фану, асоциальность, блог, куча около-айти активностей и упарывания по продуктивности, GTD, чтобы ВСЕ УСПЕВАТЬ. Даже кажется, что мы оба сломались в один и тот же период. Прикол в том, что тебе даже мои советы не помогут: я вроде бы решил эту проблему трактором, но потом она по мне прилетела бумерангом, выбив челюсть.

Могу только сказать, что хорошо и что не помогло мне.

Что хорошо в твоей ситуации: У тебя еще не наступил период полного выгорания, когда внутренняя свечка тухнет, оставляя тебя наедине в холодной пустыне. У тебя все-таки остаются силы на работу и спорт, а мозг ищет обходные пути, чтобы выбраться из ямы. Выгорание это когда и мозг сдался, и тело по ступенькам поднимается с конской одышкой, и ты пропал. Иными словами, идет по пизде ментальная, физическая и эмоциональная составляющие. У тебя пока ментальная с рефлексами в теле (депрессия --> болезни).

Что (скорее всего) здесь важно: Не дать депрессии вылиться в полноценное выгорание. Парадокс, но чем больше ты делаешь себе добра, чтобы ситуацию улучшить, тем быстрее твоя жизнь начинает скатываться в ад. Прочитав научпоп о том, как работает мозг, у меня есть только одна предпосылка почему – перенапряг нервной системы.

Терапевт: Обязательно, ибо одному справиться с этим – дело счастливого случая. Чем дороже и востребованнее на рынке спец, тем лучше. Терапевты квалификацией ниже будут спихивать все на достигаторство и говорить штампами, это еще больше тебя расстроит и опустит в тупиковое положение. Лучше почитать какая тут терапия тебе ближе, гештальт, когнитивно-поведенческая или что-то другое. Контакты народ кидал к посту Вастрика о терапии (который для своих).

Что мне в (очень) похожей ситуации не помогло

  • Советы. Люди советуют либо хуйню (возьми себе ипотеку, о как заработает желание!), либо не связанные с твоим контекстом вещи. Витамин D, медитация, отдых, прогулки, день без девайсов, 3 месяца в Ришикеше, психотропы – все это хорошо, но ничего из перечисленного не решит твою проблему так, чтобы ты ее забыл как страшный сон. Особенно если это применить одновременно.

  • Спорт. С ним лучше, чем без него, но менталочка это довольно обособленный домен.

  • Книги. В периоды экзистенциального кризиса обычно советуют почитать Франкля "Человек в поисках смысла". Да, он там оч полезные вещи говорит, но из жопы тебя единоразово не вытащит. Страшные истории и факты из Освенцима не действуют на современного человека дольше недели.

  • Доктора. С анализами у тебя все будет в норме, если до этого все было в норме.

  • Антидепрессанты. Наберешь вес с побочек и в итоге закопаешь себя еще глубже.

  • Самобичевание. Долго оставаясь в одиночестве, можно перепутать рефлексию с самокопанием. Так вот, первое — это когда вы погружаетесь в себя, постепенно в себе разбираясь. Процесс тяжелый, но полезный. Второе — это когда вы погружаетесь в себя, злитесь оттого, что там ничего не понятно, цепляетесь на ходу за первую попавшуюся мысль, мысль становится навязчивой, становится эмоцией, становится навязчивой эмоцией, вы переживаете, злитесь, переживаете и злитесь, переживаете, злитесь, злитесь, переживаете... Помните, вам никто не сможет помочь — научитесь жать на тормоза самостоятельно.

Удаление атрибутов жизни как попытка докопаться до истины

Советы бросить работать на несколько месяцев уже ближе к истине – хотя это вещь не всегда выполнимая, у меня не получалось бросить.

Эту мысль бросил Талеб в "Antifragile"

„Via negativa!“ – эффективность недеяния в сравнении с действием. В переводе с латыни это выражение означает «через отрицание/удаление», т.е. отказываясь от чего-либо, человек приобретает свойства «антихрупкости», а прибавляя, переходит в разряд «хрупкого».

Если говорить о психическом здоровье и внутренней гармонии, то прогресс здесь может быть достигнут вовсе не при помощи услуг психоаналитиков, йоги, медитаций и ретритов (добавление), а всего лишь при помощи устранения раздражителей (вычитание). Принцип «через отрицание» или «меньше-больше», иными словами.

Поэтому да, отдохнуть от работы, спорта, надоевших тебя родителей/партнера это первый шаг к выходу. Оч трудно на это решиться, возможно для этого как раз нужен психотерапевт, держащий тебя за ручку (как это ни парадоксально).

P.S.: в целом, этот тред имеет смысл как справочник, не хотел тут никого оскорблять, говоря, что все не правы. Еще есть годная статья про одиночество, можно ее тоже поглядеть.

В любом случае готов дополнить то, чего не написал, ну или просто пояснить за базар. Держись там.

  Развернуть 1 комментарий

@cazorla19, отличный ответ, огромный такой, прямо зацепил. спасибо.
А можешь пожалуйста рассказать почему тебе не помогли таблетки, антидепрессанты и тд? От них вообще особо никакой пользы не было?
Что тебе говорили профессиональные терапевты?

  Развернуть 1 комментарий

@RomanGrunin, чувак, они тебе просто в твоей ситуации не помогут – проблема гораздо глубже (почти вырвалось слово "образ жизни")

  Развернуть 1 комментарий

@cazorla19, справедливости ради, стоит отметить, что антидепрессанты вроде как не являются серебряной пулей и по мнению терапевтов.

Советовать не принимать антидепрессанты, имхо, не стоит, этот вопрос нужно обсуждать с врачом.

В целом, для положительной динамики требуются решительные и последовательные действия, на которых может просто не быть моральных сил, с чем помогут справиться как раз антидепрессанты.

В общем, бегом к терапевту)

  Развернуть 1 комментарий

@cazorla19,
"Терапевт: Обязательно, ибо одному справиться с этим – дело счастливого случая. Чем дороже и востребованнее на рынке спец, тем лучше."

Бывают терапевты с приёмом за 90к сеанс. Наверное поможет на всю жизнь? :)

  Развернуть 1 комментарий

Здесь не к сообществу нужно, а к врачу. Почитать чужие симптомы интересно, но будет ли вам польза?
К терапевту сгонять бы, сдать анализы, проверить уровень гемоглобина, магния, витамина Е и прочего. У тех кто в СПб живет часто низкий уровень йода, еще у нас тут вода плохая, мало солнца.
Может быть психосоматика, перегорели, тогда психолог, пообщаться, может вам поддержка нужна.
Когда у меня мало энергии и ничего не хочется, то я хожу по врачам и психологам и выясняю, в чем причина

  Развернуть 1 комментарий

@adelinyshka, нестово плюсую. Может быть и недостаток витамина Д и железа/магния. Обычно это чинится довольно быстро — пропиваешь курс витаминок и перестаёшь умерать

  Развернуть 1 комментарий

@adelinyshka, Поддержу, не нужно пытаться гадать, лучше сделать много разных анализов, заглянуть к психологу и так далее. Чем раньше что-нибудь диагностируют, тем выше шансы пофиксить проблему

  Развернуть 1 комментарий

@Anderei, или нет:) правильный диагноз очень редкая вещь.

  Развернуть 1 комментарий

@ktaranov, Да, но дополнительная информация в этом случае увеличивает шансы на улучшение ситуации

  Развернуть 1 комментарий
Михаил Семиколенов разработчик электронной бюрократии 23 февраля 2021

Роман, я бы на два момента обратил внимание.

Во-первых, вы рано начали работать, и скорее всего работаете фуллтайм и много. Раз пишите, что от айти уже тошнит в 21 год - вы явно где-то переборщили. В 21 год хорошо работать парт тайм за карманные деньги и опыт, и тратить зарплату на развлечения, которыми не получится так наслаждаться после 25, т. н. "студенческая жизнь".

Второй момент это одиночество. Встреча с друзьями раз в две недели это очень мало, если жить одному и работать удаленно в не родном городе. Одиночество может высосать любую энергию.

  Развернуть 1 комментарий

@TepMex, какой-то странный подход осознанно выбирать бичевать и прожигать жизнь, честно сказать. Я точно так же в 21 работаю фултайм уже больше двух лет, как и многие мои друзья айтишники - время сейчас такое, видимо. Да, есть что-то депрессивное в жизни, но я это связываю больше с 2020 годом, который и многим более взрослым людям испортил настроение))

  Развернуть 1 комментарий

@kadron141, Я нигде не говорил что надо бичевать и что-то прожигать, просто жить надо, не только работать. А то даже самая любимая работа надоест. Если уже в 21 есть какие то сигналы что работа не в кайф, это к 30 умножится на порядок.

  Развернуть 1 комментарий

@TepMex, мало ли почему человек рано начал работать фултайм? Я тоже с 19 лет работаю на фултайм, потому что хотелось независимости от родителей, а мотивации учиться в универе дальше совсем не было. И я не уверен, какие весёлые студенческие развлечения, которые исчезают после 25, имеются в виду. По-моему, я ничего стоящего не пропустил.

  Развернуть 1 комментарий

@ngrishanov, Универ тут не главное, главное что когда ты молодой и бедный, и вокруг все молодые и бедные, вам легко стать друзьями. А когда ты дядька с семьёй и какосеками, и вокруг такие же дядьки, вам очень сложно, вы уже не можете так открыто общаться.

Возраст заведения социальных связей на дальнейшую жизнь. Именно людей, с которыми можешь откровенно поговорить, а не о погоде, о природе.

  Развернуть 1 комментарий

@TepMex, на работе друзья тоже отлично заводятся, инфа сотка.

  Развернуть 1 комментарий

@TepMex, сейчас толковые студенты айти вузов перестают быть бедными ещё до конца универа и заводят друзей среди таких же целеустремлённых людей, а не среди лентяев)) Ты какую-то странную пропихиваешь мысль о том, что работа тут же убивает возможность заводить друзей, хотя это далеко не так)

  Развернуть 1 комментарий

@kadron141, Я "пропихиваю" только мысль, что друзья должны быть, не важно где вы их нашли, на работе так на работе, почему бы и нет. Просто общение нормальное, откровенное, не smalltalk, должно быть, чтобы не было депрессии. Плохо, когда оно только с терапевтом.

  Развернуть 1 комментарий
Елена Сидорина Ювелир, дизайнер, 3D-моделер 22 февраля 2021

Сильно на депрессию похоже, в медицинском смысле. К доктору бы с этим.

  Развернуть 1 комментарий

@pangolin, спасибо за ответ. К психологу доктору уже записался. Сами сталкивались с такой ситуацией? Как это примерно работает вообще?

  Развернуть 1 комментарий

@RomanGrunin, я лично сталкивался. Психологи/психотерапевты выступают в роли отладчика твоих рассуждений, помогая увидеть когнитивные искажения и преодолеть их.

Таблетки при этом нужны, чтобы обеспечить тебя достаточным количеством психической энергии, чтобы двигаться к решению беспокоящих тебя проблем. Когда проблемы перестанут беспокоить, таблетки тоже можно будет убрать.

  Развернуть 1 комментарий

@RomanGrunin, сталкивалась, не сама, но в близком окружении. Описание симптомов в точности совпадает. Врач прописал антидепрессанты (ингибиторы обратного захвата серотонина), физические нагрузки (хотя бы ежедневные прогулки, через нехочу) и психотерапию. Если коротко, надо перестраивать образ жизни и привычный образ мыслей, а таблетки нужны, чтобы появилось хоть немного энергии начать шевелиться. Но это все, конечно, при условии, что нет очевидных физических причин, т.е. сначала надо все же анализы сдать и убедиться, что все в норме.

  Развернуть 1 комментарий

Да надо разбираться в причинах, сдавать анализы, говорить с врачами.

Но пока, вот прямо сейчас - снимай симптомы. На все эти анализы ведь то же нужны силы. У меня такое состояние часто было, правда это было следствиями злоупотребления алкоголем и др веществами )

Витамин D , тот что по 4000ME. 2 таблетки в день.
Семакс - перед работой, вместо утреннего кофе.
Магний B6.
Если получится проколоть витамины группы B будет отлично.

Познакомься и встречайся с новыми людьми. Если ты не в отношениях - замути с любой девушкой, если в отношениях - что-нибудь весёлое с партнёром. В идеале нужно влюбиться, дофамин очень поможет.
Потуси - можно напиться в пятницу, нужна встряска. Даже поход на шугаринг подойдёт.
Придумывай себе развлечения на выходные. Желательно добиться такого состояния, что ты всю неделю ждёшь чего-то радостного.

И не унывай и не забывай что это просто такой период в жизни и он пройдет.

  Развернуть 1 комментарий
Yury Kupriyanov Смотритель ютуба 1 марта 2021

Согласен с теми, кто рекомендует пропить витамин Д.
Если еще к врачу не сходили, то рекомендую
поиграть в профессионального ипохондрика)
А именно, сдал анализы на :

  • витамин Д
  • магний & кальций & феритины
  • общий анализы крови
  • суточный холтер монитор

И с этими результатами уже по врачам!

  Развернуть 1 комментарий

а про щитовидку уже писали? это может быть она

  Развернуть 1 комментарий
Olga Kai админ в Метаверсошной 22 февраля 2021

Энергии обычно нет, когда что-то ее из тебя высасывает. Работа например осточертела.
Психолог поможет, скорее всего.

  Развернуть 1 комментарий
Misha Mikheev presale в B2B IT-компании 23 февраля 2021

плюсую к докторам и анализам.
из своей практики, минутка рекламы - этой зимой решил пропить витамин D, потому что последние пару лет стал достаточно старым для того чтобы ощущать упадок сил в этот темный период.

В соответствии с лучшими практиками решил сделать анализ сначала, по ходу дела взгляд упал на рекламу www.bioniq.com, которые предлагали и анализ - и на D и на другие витамины, и сами витамины в дозировках по результатам анализа.

И вы знаете, мне прям помогло, в плане прилива сил.

  Развернуть 1 комментарий

@Misha, поддерживаю про витамин D. У меня тоже появились силы. До этого было в точности как у автора.

  Развернуть 1 комментарий

@Misha, Тоже за витамин Д плюсую. Даже удивительно как простые и недорогие капельки могут улучшить качество жизни.

  Развернуть 1 комментарий
Valeriy Shunkov Разработчик микросхем для космолетов 1 марта 2021

Срочно к доктору на плановый чекап. Такое перманентное состояние может быть симптомом чего угодно, от дефицита витаминов до рака.

  Развернуть 1 комментарий
Sergei Ruzki Python Developer, ERP Architect, Odoo User 22 февраля 2021

Если до такого падения довели планирование, тайм-менеджмент и прочие волшебные техники, может, дело в них?
Если тег "выгорел" у тебя действительно правда - усё, туши топку, пора на запасной путь.

Ну или Питер - это не город радости и счастья прост ))

  Развернуть 1 комментарий

@sergeiruzki, не, планирование это как следствие низкой энергии, в не причина.
Эх, возможно дело в питере( в Москву пора...

  Развернуть 1 комментарий

@RomanGrunin, был в Москве - не помогает. Может в Сочи надо.

  Развернуть 1 комментарий

@RomanGrunin, а какая оно помогает в деле ее повышения? Планирование может только снизить расход лишний, не?

  Развернуть 1 комментарий

@sergeiruzki, ну, планирование помогает избавиться от какой-то постоянной суеты, меньше забывать встреч разных и прочего. У меня планирование не по часам или дням, а скорее просто список того что можно бы сделать, а можно и не делать. Благодаря этому начал сильно спокойнее себя чувствовать и с учетом низкой энергии не пропускать самые важные для себя дела.
Хотя вопрос хороший, нужно будет сильно обдумать это, возможно и в этом причина тоже

  Развернуть 1 комментарий

@RomanGrunin, плюсую. Я в таком состоянии начинаю выписывать даже мелкие задачи. Даже купить хлеб вечером или погуглить какое-то понятие чуть позже. Всё, чтобы максимально освободить голову и при этом выполнять хотя бы минимальные обязательства.

  Развернуть 1 комментарий
Yury Katkov в шаббатикале 22 февраля 2021

Все же побольше описаний бы хотелось. Регулярные прогулки присутствуют? Полноценные два выходных со сменой картинки?

  Развернуть 1 комментарий

@ganqqwerty, регулярные прогулки не присутствуют, да и не хочется. Пробовал заставлять себя - не помогло. вообще рутина по всем фронтам.
В выходные совершенно нечем заняться, иногда читаю, но чаще залипаю в ноутбуке. По выходным пытался что-то придумать, но кроме настолок с друзьями (каждые две недели примерно) ничего для себя так и не смог найти. Иногда играю на укулеле, но опять же в основном занимаюсь залипанием в ноутбуке сразу после работы. Да и работа особо не клеится, продуктивность на нуле. Недавно был в отпуске, там +- норм, гулял по Египту каждый день по несколько часов, кайфовал. Но домой будто ещё более уставшим приехал

  Развернуть 1 комментарий

@RomanGrunin, а что на счет вот в ноуте не залипать? Лежать на диване и придумывать, чем бы заняться, но только не ноут?

Если это не клиническая депрессия(а енто штука ОЧЕНЬ гадкая и самому вылезти почти нереально без дикого срыва), какие-то мысли в голову то придут от скуки.

  Развернуть 1 комментарий

@sergeiruzki, в целом с полежать тема рабочая, вчера весь день без техники проводил, полёт нормальный, книжку почитал(минут 30) поиграл в шахматы и на укулеле(1 час), но как только берусь за что-то, то быстро надоедает и я переключаю внимание на что-то более короткое и приятное(так постепенно перехожу к ютубу, но и он быстро надоедает и я начинаю умирать со скуки и при этом ещё и уставший). И тут дело не в привычках, после работы над собой сейчас на место старых залипательных привычек пришли новые такие же залипательные. Похоже на что-то совсем не здоровое, раньше если и мог поиграть например в доту или позалипать на ютуб, то потом все равно как-то легче было снова вернуться и продуктивно работать без отвлечений и тд.

  Развернуть 1 комментарий

@RomanGrunin, для прогулок можно завести фитбит или эпл вотч, ачивки там получать. В Питере конечно прогулки не всегда удобно.

  Развернуть 1 комментарий

@ganqqwerty, написал этот комментарий и понял на сколько депрессивно это звучит, эх

  Развернуть 1 комментарий

@RomanGrunin, у меня именно прогулки сильно помогли. Сказал себе - хочешь не хочешь, пиздуй на улицу на час, шагай. И никаких экранов и сидения дома в выходные. Но это все гадание по аватарке.

  Развернуть 1 комментарий

😱 Комментарий удален его автором...

  Развернуть 1 комментарий
Алексей Федоров Продаван и конторский айтишник 23 февраля 2021

Попробуйте сдать анализ на тестостерон. Если по какой-то причине не хотите это делать, можно просто тупо купить баночку трибулуса и пропить её (выбирайте с максимальной концентрацией сапонинов, пить на ночь перед сном).
Вреда не будет, а проблему возможно решит. У меня это БАД #1 в личном списке. Денег конечно стоит, но оно того стоит. Не пожалеете.

  Развернуть 1 комментарий

Надо идти к эндокринологу и проверять все подряд, начиная с уровня витамина D и заканчивая более сложными вещами, о которых скажет врач. Если там все в порядке - к психотерапевту.

  Развернуть 1 комментарий

Прочитал все комментарии, в принципе всё совпадает с моими ощущениями и мыслями. Я прямо сейчас решаю свою ковидную "депрессию" (в кавычках, потому что не диагностировал).

  • Спорт, пару раз в день нагрузка на стационарном велике
  • Много спать, не ставить будильника, высыпаться всласть
  • Витамины
  • Психотерапевт (не связано с этой проблемой напрямую, в терапии уже много лет, но всё равно важно)
  Развернуть 1 комментарий

@Tim, Но я всё же скажу не слушать никого, кроме специалистов, в интернете много мнений. Всё что мы можем предложить и что ты можешь взять отсюда это нашу поддержку :)

  Развернуть 1 комментарий

@Tim, прямо пару раз день велик?

  Развернуть 1 комментарий

@Baf, я немного спиздел слукавил, не прям каждый день, но это цель. Обычно 5 дней в неделю.
утром и вечером, перед телеком, вместо дивана :)

  Развернуть 1 комментарий

@Tim, нот бэд!

  Развернуть 1 комментарий

@Tim, у меня стопудов была ковидный тупизм и депрессняк, я ж довольно хорошо за этим слежу благодаря ежедневному литкоду с группой. Сильно тогда просела способность решать задачки, появилась раздражительность и расстраиваться от неуспехов начал гораздо сильнее обычного.

  Развернуть 1 комментарий
Евгений Зубак Специалист по цифровым продуктам 2 марта 2021

У Макса Дорофеева есть два видео свежих про выгорание. Посмотри:

От себя могу порекомендовать техники глубокой релаксации и медитации:
https://medium.com/стрессбалбес/stress1-278bf788b0cb

Хорошая когнитивно-поведенческая терапия тоже не помешает. Внимательно отнесись к выбору специалиста. Западное образование и приверженность доказательной медицине хороший знак.

  Развернуть 1 комментарий
Magistr Пасу котов, системно архитектю, стратегирую, жму на кнопку фотоаппарата 23 февраля 2021

Очень похоже на выгорание https://vas3k.club/post/1496/#comment-113aa09d-9278-4e4f-9ad5-9cc98b6d1595 вот тут писал как оно было и проходит сейчас

  Развернуть 1 комментарий
Максим Хрещик Практический Психолог 1 марта 2021

Пройдите любых на выбор 2 опросника на депрессию (желательно 20+ вопросов). Если средний+ уровень - лучше сразу к психотерапевту/психиатру. Если низкий уровень, можно поработать с психологом+ пересмотреть режим жизни/работы и конечно пить больше воды, раз уже заметили.

  Развернуть 1 комментарий

😎

Автор поста открыл его для большого интернета, но комментирование и движухи доступны только участникам Клуба

Что вообще здесь происходит?


Войти  или  Вступить в Клуб