Пу-пу-пу... В общем история такая. Я работаю с детьми уже больше 10 лет. Из них больше всего работала вожатой — 30+ смен в самых разных лагерях и городах.
И я замечаю, что дети с каждым годом всё больше не знают кем работают их родители. А у меня хобби такое — рассказывать детям суть вещей, которые их окружают. И про гармонию в музыке, и про гальванизацию, и даже что такое дефолт. Иногда мне приходится рассказывать семилеткам кто такие «программисты» и «дизайнеры»🤷
Через пару дней я снова еду работать в лагерь и.... давайте поможем Эли не потеряться в ответ на вопрос, кто такой «дата сайнтист»?
Объясните детям от 6 до 13 лет (а заодно мне и всем остальным) в чем суть вашей профессии и чем вы занимаетесь на работе ☺️
Чем остроумнее, тем лучше!
P.S. Повторяться можно.
Тимлид
Представь, что ты управляешь повозкой, влекомой стадом диких обезьян.
У тебя есть карта маршрута, она неправильная.
Повозка горит.
Впереди пропасть.
И за это всё ещё и отлично платят!
Backend developer
Представь, что у тебя есть игрушечный магазин. Ты видишь только красивые витрины и игрушки на полках, но за магазином, в складском помещении, есть целая команда, которая следит за тем, чтобы все игрушки всегда были на месте и работали исправно. Backend developer — это программист, который работает за «витриной» сайта. Он делает так, чтобы все данные, видео и картинки, как будто игрушки на складе, были на своих местах и правильно работали. Практически всё, что ты видишь на сайтах сделали программисты. Но не водиночку, а в команде с другими людьми.
Frontend developer
А теперь представь, что в том же магазине кто-то украшает витрины и расставляет игрушки так, чтобы тебе захотелось их купить. Frontend developer — это тот, кто делает сайт красивым и удобным для использования. Он как дизайнер витрин, который делает все ярким, цветным и интересным.
Data scientist
Представь, что у тебя есть много-много пазлов, и тебе нужно их собрать в красивую картинку. Data scientist - это человек, который берет очень много разных данных и собирает их, чтобы понять что-то новое и полезное. Он как волшебник, который может узнать секреты из огромного количества информации.
У каждого магазина есть толстая книга, где всё-всё записано: имена всех покупателей, список всех игрушек, сколько стоит каждая игрушка, кто когда какие игрушки покупал. Эта книга называется базой данных и хранится в компьютере. Так вот data scientist может взять данные из базы и предсказать, какие из новых игрушек тебе понравятся больше всего и например посоветовать родителям, что подарить тебе на Новый год.
QA engineer
Это человек, который проверяет, чтобы все игрушки в магазине были целыми и хорошо работали, прежде чем их положить на полки. QA engineer — это проверяющий. Он тестирует программы и приложения, чтобы убедиться, что они работают правильно и без ошибок. Он как тот, кто проверяет игрушки, чтобы они не сломались, когда ты начнешь ими играть.
DevOps
Представь, что в твоем игрушечном магазине есть конвейер, который производит игрушки, и компьютер, который следит за этим процессом. DevOps — это человек, который помогает наладить работу этого конвейера и компьютера, чтобы игрушки производились быстро и без сбоев. Он как инженер, который настраивает и контролирует всю технику в магазине.
Team Lead
Представь, что у вас есть команда, которая строит большой замок из кубиков. Team Lead — это как капитан команды. Он следит за тем, чтобы все работали вместе, помогали друг другу и правильно строили замок. Он помогает каждому в команде и следит, чтобы все шло по плану.
Project Manager
Этот человек похож на режиссера в театре. Он следит за тем, чтобы все актеры (разные специалисты) знали свои роли и выполняли их вовремя. Project Manager планирует, организует и контролирует весь процесс создания проекта, чтобы всё получилось как задумано и вовремя.
Product Manager
Представь, что у тебя есть идея новой игрушки. Product Manager — это человек, который думает, как эту игрушку сделать, чтобы она понравилась детям. Он придумывает, как она должна выглядеть, что должна уметь, и следит, чтобы её сделали именно такой, как он задумал. Он как изобретатель и организатор в одном лице.
CEO: Chief Executive Officer
Это директор, самый главный человек в магазине. CEO принимает важные решения о том, как магазин будет работать, что продавать и как сделать его лучше и заработать много денег. Он как король управляет целым королевством.
CTO: Chief Technology Officer
Это главный по технике и технологиям. CTO — это человек, который решает, какие машины, компьютеры и программисты нужны, чтобы твой игрушечный магазин работал как надо. Он следит за всем техническим оборудованием и новыми технологиями в магазине, чтобы всё работало быстро и без проблем. Если директор CEO говорит ему, что в этом году мы хотим начать продавать радиоуправляемые вертолёты, CTO организует найм программистов для этих вертолётов, построит вертолётную площадку и добавит еще больше полок в магазине.
CFO: Chief Financial Officer
CFO следит за деньгами в магазине. Он решает, сколько денег можно потратить на новые игрушки, как лучше всего зарабатывать деньги и как экономить. Он как главный бухгалтер, который знает, куда идут все деньги и как сделать, чтобы их хватало на все нужды магазина. Когда CEO спрашивает его любой вопрос про деньги в магазине, например «Сколько мы заработали вчера?» или «Сколько потратили на покупку игрушек для магазина за год?», CFO знает точный до копейки ответ.
Видеограф
#Как снимаются фильмы, в кратком изложении.
Чтобы появился фильм - нужна история, которую либо интересно рассказать, и это обычное "развлекательное" кино, или есть важные вещик, которые !нужно! рассказать и тогда это "документальное" кино, которое снимается совсем по другому и служит другим целям.
сценарист
превращает историю, которую хотят рассказать с помощью кино, в сценарий (или script), в котором очень подробно расписано, что будет происходить на экране (дождь, снег, свет из окна в комнате, стоят пешеходы на улице или бегут, кто пришел, кто вышел, кто упал, а кто кричит), кто, что и кому говорит из актёров. очень и очень подробно, все действия. сценарий - это большая такая пачка напечатаного на бумаге текста по которой работает вся команда.
режиссёр
берёт сценарий и по каждой отдельной сцене (одно место описанное в тексте - дом, улица, космос, вершина горы, ) строит сам или расказывает как он видит художнику
раскадровку - на листе бумаги рисуются что написано в сценарии для каждой
сцены - дейcтвия, которое происходит в одном месте (локации), например: в сценарии написано -
сценарист и раскадровщик, превращают эти слова в картинки, на которых нарисован герой, меч, стены пещеры, как видно героя (по пояс или в полный рост) куда он смотрит, и как двигается
кино-камера - сложное и тяжелое устройство (последнее время камеры становятся легче и удобнее), похожее на фотоаппарат, спереди установлена линза объектив, сзади или сверху катушки с плёнкой, или если она цифровая - хранилище данных, у разных камер - по разному, и видоискатель - в который смотрит
оператор - человек, который следит, чтобы объектив (он же глаз камеры) направленный на актёров - людей, которые притворяются другими людьми и декорации - предметы которые притворяются настоящими космическими кораблями и пещерами. он следит, чтобы объектив видел картинку, очень похожую на ту, что нарисовали режиссёр с раскадровщиком. А режиссёр в это время следит за тем, чтобы актёры двигались и говорили так, чтобы было похоже, что всё взаправду. И если у них не получается, он говорит оператору, камера перестаёт снимать, и объясняет актёрам, как им надо говорить и двигаться и кадр снимается заново, это называется еще один дубль. и так повторяется, пока режиссёр не скажет было! или снято! или cut!.
кроме актёров, оператора и режиссёра на съёмочной площадке находится еще очень много людей, они делают так, чтобы картинка в камере была очень похожа на то, что было бы взаправду.
этих люди делают три большие вещи картинку,свет и звук
за картинку отвечают художник-постановщик который придумывает, рисует, клеит, строит декорации. сам и с помощниками он выстраивает сцену. сыплет снег, льёт дождём, с помощью ассистента по костюмам подбирает то, во что будут одеты актёры, гримёр ему помогает сделать лица такими, как описано в сценарии, делает красивые или наоборот, ужасные лица со шрамами и ожогами. вместе с постановщиками людьми, которые переставляют предметы, вешают люстры, стелят скатерти, и кладут, насыпают, ровняют, вешают очень много всяких мелких и не очень штук, которые написаны в тексте и значит должны быть видны.
а чтобы всё это было видно, работает еще один человек - гафер
или осветитель, он общается с оператором с режиссёром и делает так, чтобы всё- что есть перед камерой было освещено так, как написано в сценарии. пещера должна выглядеть как пещера, а большой светлый дом должен быть светлым, бэтман быть виден в луче света сзади- сначит - нужно как-то поставить свет. гафер устанавливает большие прожектора, маленькие лампочки, отражатели, флаги (большие и маленькие полотна ткани с разной прозрачностью), таким образом, что в камере пояляется туман, рассветные лучи солнца, драматическая тень на лице героя, романтические блики на фате невесты, и много других деталей, которые подсказывают нам как зрителям эмоцию и общее настроение того, на что мы смотрим. ему помогают постановщики света
актёры есть, предметы есть, мы их видим. чего не хватает? конечно же звука!
еще одна группа это - звукоинженер и его команда. у них в руках, в сумках, на стойках размещены, вкручены, подключены множество приборов, принимающих и записывающих звук. часть из них работает по проводам, часть - по радио. В одежде , прическах, предметах спрятаны микрофоны-петлички, которые воспринимают, "слышат" голоса актёров. иногда специальный человек бум-оператор держит большой микрофон над головой актёров.
всё это происходит на съемочной площадке, это может быть настоящая квартира, берег реки, озеро, пляж, а иногда проще сделать декорации и построить салон самолёта или несколько комнат дома в павильоне (большом здании с высокими потолками), и тогда можно заливать водой и задувать дымом помещение, чтобы получить то, что написано в сценарии не разрушая настоящие дома.
чтобы ничего не забыть снять, все приходили вовремя, были готовы костюмы и декорации есть специальный человек ассистент режиссера( или второй режиссёр) он ходит с рацией и руководит всеми, что куда нести, что снимаем, какие актёры сейчас будут сниматься, и мого-много-много прочих вещей, которые должны быть сделаны. очень важный человек. в помощь ему придан администратор, у него в руках все ключи от всех дверей, адреса, водители, кейтеринг (люди обеспечивающие еду для всех, кто снимает), электрики, пожарные и скорая помощь, милиция и охрана.
всё это происходит в съемочный день или, как часто говорят, смена. причём "день" может начаться в три утра, чтобы "успеть рассвет", или наоборот в пять вечера и "поймать закат", "свет уходит" - ускоряет процесс, иногда происходит "срыв" и все становятся грустными.
в конце смены, в зависимости, от того, на плёку или "на цифру" велась съемка все сцены и кадры переходят на пост
и это отдельная часть работы по созданию фильма и делают её совсем другие люди, режиссёр, кстати, участвует
пост, пост-продакшн сборка отснятого материала в готовый к показу фильм
и первый кому попадает материал (всё что снято на камеру) - это монтажер человек, который "склеивает" сцены, одну за другой в одну "ленту". вдвоём с режиссёром они превращают сценарий в поток, который будет от сцены к сцене, от "склейки" к склейке вести зрителя через историю, заставляя радоваться или грустить, пугаться или воодушевлятся, переживать за героев, обдумывать идеи, которые несёт фильм и идти за потоком к финалу.
и нужно обязательно сказать еще о группах людей, которая не всегда задйствована, но иногда необходима
одна группа - это VFX или визуальные эффекты, смерчи, взрывы, летающие единороги, песчаные черви, глотающие трактора, инопланетяне, бегущие орки, летящие стрелы, пожары и многое другое, что дорого снять на плёнку и можно поручить сделать компьютерным программам под управлением художника - делают здесь
другие - SFX - менее заметны, но тоже важны, и чем незаметнее их работа, тем лучше. Эти художники - рисуют горы в степи, облака на чистом небе, лишние этажи небоскрёба, и стирают с улиц новые машины и заменяют их старыми или наоборот. Они могут сделать двойника человека и поставить рядом с оригиналом, посадить девушку в ладонь кинг-конга, и стереть факел у статуи свободы. вы даже не подозреваете, сколько такой малозаметной ретуши может быть в самом обычном фильме.
еще нужно обязательно сказать о команде озвучания sound-fx, все шаги, скрипы двери, свист ветра, гул вокзала, плеск волн и пение птиц, записывают, редактируют, изобретают и накладывают эти люди, здесь рядом происходит подготовка переводов дубляж на другие языки
всю музыку к фильму пишет нанятый или приглашенный композитор композитор, и иногда музыка даёт фильму еще "плюс пять к харизме"
и директор фильма
администратор, который всех, о ком рассказано, нанимает, договаривается, даёт задачи и запускает весь процесс
я не настоящий сварщик - камеры в ломбарде выкупил и строю из себя соло-фильмейкера
Системный аналитик
Для разных дел люди используют сложные штуки. Вот та штука в планшете, которая тебе мультики показывает - это сложная штука. Да и планшет - сложная штука.
Сложные штуки делают из большого количества штук попроще, те - ещё попроще. Я объясняю людям, которые делают, какие штуки попроще надо сделать, и как эти штуки соединять.
Fullstack developer
Перекладываю овощи и фрукты с одного места на другое.
Программист
Я делаю приложение для банков. Вот как твой Майнкрафт, только для поскучнее. С кучей цифр, как взрослые любят. Внутри приложение пишут на специальном языке: "Если нажата эта кнопка, то показать вот это. А если та, то сделать вот это". И таких команд миллион, также, как в Майнкрафте.
Локализатор
Привет, мы с тобой сейчас общаемся на каком языке? На {%language}, правильно? А вот представь, что ты очень хочешь написать человеку в другой стране, который разговаривает на {%language}, но вы не знаете язык друг друга. Что ты будешь делать в таком случае? Напишешь ему на английском как умеешь или переведешь гуглом, чтобы он тебя понял, да?
Примерно то же самое я делаю для компаний, которые выпускают приложения и игры, фильмы и сериалы, сайты и многое другое. Я помогаю сделать так, чтобы продукт «разговаривал» с людьми в других странах на их языке, был понятным, и ощущался родным и вообще «своим в доску». В идеале, меня просят сделать так, чтобы у людей не возникало ощущения, что это что-то иностранное, непонятное и вообще не для них.
(При этом есть злые дяди в дорогих костюмах, которые мешают мне это сделать, — дают мало времени и денег и постоянно просят заменить переводчиков на бездушные машины)
Ваша профессия/должность
Программист
В чем суть вашей работы?
Вот есть компьютер. Он на самом деле очень глупый, ему нужно очень подробно и тщательно объяснять, что ему нужно делать. Программист это человек, который придумывает и пишет такие подробные инструкции для компьютеров. На специальных языках, которые компьютеры понимают. И не только для них: для телефонов, планшетов, телевизоров; да даже стиральной машине нужно объяснять, как крутить барабан, чтобы постирать белье.