Пу-пу-пу... В общем история такая. Я работаю с детьми уже больше 10 лет. Из них больше всего работала вожатой — 30+ смен в самых разных лагерях и городах.
И я замечаю, что дети с каждым годом всё больше не знают кем работают их родители. А у меня хобби такое — рассказывать детям суть вещей, которые их окружают. И про гармонию в музыке, и про гальванизацию, и даже что такое дефолт. Иногда мне приходится рассказывать семилеткам кто такие «программисты» и «дизайнеры»🤷
Через пару дней я снова еду работать в лагерь и.... давайте поможем Эли не потеряться в ответ на вопрос, кто такой «дата сайнтист»?
Объясните детям от 6 до 13 лет (а заодно мне и всем остальным) в чем суть вашей профессии и чем вы занимаетесь на работе ☺️
Чем остроумнее, тем лучше!
P.S. Повторяться можно.
Backend developer
Представь, что у тебя есть игрушечный магазин. Ты видишь только красивые витрины и игрушки на полках, но за магазином, в складском помещении, есть целая команда, которая следит за тем, чтобы все игрушки всегда были на месте и работали исправно. Backend developer — это программист, который работает за «витриной» сайта. Он делает так, чтобы все данные, видео и картинки, как будто игрушки на складе, были на своих местах и правильно работали. Практически всё, что ты видишь на сайтах сделали программисты. Но не водиночку, а в команде с другими людьми.
Frontend developer
А теперь представь, что в том же магазине кто-то украшает витрины и расставляет игрушки так, чтобы тебе захотелось их купить. Frontend developer — это тот, кто делает сайт красивым и удобным для использования. Он как дизайнер витрин, который делает все ярким, цветным и интересным.
Data scientist
Представь, что у тебя есть много-много пазлов, и тебе нужно их собрать в красивую картинку. Data scientist - это человек, который берет очень много разных данных и собирает их, чтобы понять что-то новое и полезное. Он как волшебник, который может узнать секреты из огромного количества информации.
У каждого магазина есть толстая книга, где всё-всё записано: имена всех покупателей, список всех игрушек, сколько стоит каждая игрушка, кто когда какие игрушки покупал. Эта книга называется базой данных и хранится в компьютере. Так вот data scientist может взять данные из базы и предсказать, какие из новых игрушек тебе понравятся больше всего и например посоветовать родителям, что подарить тебе на Новый год.
QA engineer
Это человек, который проверяет, чтобы все игрушки в магазине были целыми и хорошо работали, прежде чем их положить на полки. QA engineer — это проверяющий. Он тестирует программы и приложения, чтобы убедиться, что они работают правильно и без ошибок. Он как тот, кто проверяет игрушки, чтобы они не сломались, когда ты начнешь ими играть.
DevOps
Представь, что в твоем игрушечном магазине есть конвейер, который производит игрушки, и компьютер, который следит за этим процессом. DevOps — это человек, который помогает наладить работу этого конвейера и компьютера, чтобы игрушки производились быстро и без сбоев. Он как инженер, который настраивает и контролирует всю технику в магазине.
Team Lead
Представь, что у вас есть команда, которая строит большой замок из кубиков. Team Lead — это как капитан команды. Он следит за тем, чтобы все работали вместе, помогали друг другу и правильно строили замок. Он помогает каждому в команде и следит, чтобы все шло по плану.
Project Manager
Этот человек похож на режиссера в театре. Он следит за тем, чтобы все актеры (разные специалисты) знали свои роли и выполняли их вовремя. Project Manager планирует, организует и контролирует весь процесс создания проекта, чтобы всё получилось как задумано и вовремя.
Product Manager
Представь, что у тебя есть идея новой игрушки. Product Manager — это человек, который думает, как эту игрушку сделать, чтобы она понравилась детям. Он придумывает, как она должна выглядеть, что должна уметь, и следит, чтобы её сделали именно такой, как он задумал. Он как изобретатель и организатор в одном лице.
CEO: Chief Executive Officer
Это директор, самый главный человек в магазине. CEO принимает важные решения о том, как магазин будет работать, что продавать и как сделать его лучше и заработать много денег. Он как король управляет целым королевством.
CTO: Chief Technology Officer
Это главный по технике и технологиям. CTO — это человек, который решает, какие машины, компьютеры и программисты нужны, чтобы твой игрушечный магазин работал как надо. Он следит за всем техническим оборудованием и новыми технологиями в магазине, чтобы всё работало быстро и без проблем. Если директор CEO говорит ему, что в этом году мы хотим начать продавать радиоуправляемые вертолёты, CTO организует найм программистов для этих вертолётов, построит вертолётную площадку и добавит еще больше полок в магазине.
CFO: Chief Financial Officer
CFO следит за деньгами в магазине. Он решает, сколько денег можно потратить на новые игрушки, как лучше всего зарабатывать деньги и как экономить. Он как главный бухгалтер, который знает, куда идут все деньги и как сделать, чтобы их хватало на все нужды магазина. Когда CEO спрашивает его любой вопрос про деньги в магазине, например «Сколько мы заработали вчера?» или «Сколько потратили на покупку игрушек для магазина за год?», CFO знает точный до копейки ответ.
For the Universe's sake, я не буду отвечать на реплаи к этому комменту.
Активистка
В чем суть вашей работы?
Есть люди, которых не очень любят другие люди. Почему не любят? Потому что их так научили в прошлом. Главные в стране тоже не любят этих людей.
Эти люди что-то сделали плохое, спросишь ты? Нет, они просто пытаются жить свою жизнь, никому не мешают. Они отличаются от других, да, поэтому их не любят.
Я работаю в компании, где мы помогаем этим людям. Помогаем найти врачей, психологов, юристов. Тех, кто готов с ними работать, кто не не любит этих людей. Также мы просвещаем, делаем кружки по интересам, где эти люди могут общаться свободно от ненависти.
Тимлид
Представь, что ты управляешь повозкой, влекомой стадом диких обезьян.
У тебя есть карта маршрута, она неправильная.
Повозка горит.
Впереди пропасть.
И за это всё ещё и отлично платят!
Видеограф
#Как снимаются фильмы, в кратком изложении.
Чтобы появился фильм - нужна история, которую либо интересно рассказать, и это обычное "развлекательное" кино, или есть важные вещик, которые !нужно! рассказать и тогда это "документальное" кино, которое снимается совсем по другому и служит другим целям.
сценарист
превращает историю, которую хотят рассказать с помощью кино, в сценарий (или script), в котором очень подробно расписано, что будет происходить на экране (дождь, снег, свет из окна в комнате, стоят пешеходы на улице или бегут, кто пришел, кто вышел, кто упал, а кто кричит), кто, что и кому говорит из актёров. очень и очень подробно, все действия. сценарий - это большая такая пачка напечатаного на бумаге текста по которой работает вся команда.
режиссёр
берёт сценарий и по каждой отдельной сцене (одно место описанное в тексте - дом, улица, космос, вершина горы, ) строит сам или расказывает как он видит художнику
раскадровку - на листе бумаги рисуются что написано в сценарии для каждой
сцены - дейcтвия, которое происходит в одном месте (локации), например: в сценарии написано -
сценарист и раскадровщик, превращают эти слова в картинки, на которых нарисован герой, меч, стены пещеры, как видно героя (по пояс или в полный рост) куда он смотрит, и как двигается
кино-камера - сложное и тяжелое устройство (последнее время камеры становятся легче и удобнее), похожее на фотоаппарат, спереди установлена линза объектив, сзади или сверху катушки с плёнкой, или если она цифровая - хранилище данных, у разных камер - по разному, и видоискатель - в который смотрит
оператор - человек, который следит, чтобы объектив (он же глаз камеры) направленный на актёров - людей, которые притворяются другими людьми и декорации - предметы которые притворяются настоящими космическими кораблями и пещерами. он следит, чтобы объектив видел картинку, очень похожую на ту, что нарисовали режиссёр с раскадровщиком. А режиссёр в это время следит за тем, чтобы актёры двигались и говорили так, чтобы было похоже, что всё взаправду. И если у них не получается, он говорит оператору, камера перестаёт снимать, и объясняет актёрам, как им надо говорить и двигаться и кадр снимается заново, это называется еще один дубль. и так повторяется, пока режиссёр не скажет было! или снято! или cut!.
кроме актёров, оператора и режиссёра на съёмочной площадке находится еще очень много людей, они делают так, чтобы картинка в камере была очень похожа на то, что было бы взаправду.
этих люди делают три большие вещи картинку,свет и звук
за картинку отвечают художник-постановщик который придумывает, рисует, клеит, строит декорации. сам и с помощниками он выстраивает сцену. сыплет снег, льёт дождём, с помощью ассистента по костюмам подбирает то, во что будут одеты актёры, гримёр ему помогает сделать лица такими, как описано в сценарии, делает красивые или наоборот, ужасные лица со шрамами и ожогами. вместе с постановщиками людьми, которые переставляют предметы, вешают люстры, стелят скатерти, и кладут, насыпают, ровняют, вешают очень много всяких мелких и не очень штук, которые написаны в тексте и значит должны быть видны.
а чтобы всё это было видно, работает еще один человек - гафер
или осветитель, он общается с оператором с режиссёром и делает так, чтобы всё- что есть перед камерой было освещено так, как написано в сценарии. пещера должна выглядеть как пещера, а большой светлый дом должен быть светлым, бэтман быть виден в луче света сзади- сначит - нужно как-то поставить свет. гафер устанавливает большие прожектора, маленькие лампочки, отражатели, флаги (большие и маленькие полотна ткани с разной прозрачностью), таким образом, что в камере пояляется туман, рассветные лучи солнца, драматическая тень на лице героя, романтические блики на фате невесты, и много других деталей, которые подсказывают нам как зрителям эмоцию и общее настроение того, на что мы смотрим. ему помогают постановщики света
актёры есть, предметы есть, мы их видим. чего не хватает? конечно же звука!
еще одна группа это - звукоинженер и его команда. у них в руках, в сумках, на стойках размещены, вкручены, подключены множество приборов, принимающих и записывающих звук. часть из них работает по проводам, часть - по радио. В одежде , прическах, предметах спрятаны микрофоны-петлички, которые воспринимают, "слышат" голоса актёров. иногда специальный человек бум-оператор держит большой микрофон над головой актёров.
всё это происходит на съемочной площадке, это может быть настоящая квартира, берег реки, озеро, пляж, а иногда проще сделать декорации и построить салон самолёта или несколько комнат дома в павильоне (большом здании с высокими потолками), и тогда можно заливать водой и задувать дымом помещение, чтобы получить то, что написано в сценарии не разрушая настоящие дома.
чтобы ничего не забыть снять, все приходили вовремя, были готовы костюмы и декорации есть специальный человек ассистент режиссера( или второй режиссёр) он ходит с рацией и руководит всеми, что куда нести, что снимаем, какие актёры сейчас будут сниматься, и мого-много-много прочих вещей, которые должны быть сделаны. очень важный человек. в помощь ему придан администратор, у него в руках все ключи от всех дверей, адреса, водители, кейтеринг (люди обеспечивающие еду для всех, кто снимает), электрики, пожарные и скорая помощь, милиция и охрана.
всё это происходит в съемочный день или, как часто говорят, смена. причём "день" может начаться в три утра, чтобы "успеть рассвет", или наоборот в пять вечера и "поймать закат", "свет уходит" - ускоряет процесс, иногда происходит "срыв" и все становятся грустными.
в конце смены, в зависимости, от того, на плёку или "на цифру" велась съемка все сцены и кадры переходят на пост
и это отдельная часть работы по созданию фильма и делают её совсем другие люди, режиссёр, кстати, участвует
пост, пост-продакшн сборка отснятого материала в готовый к показу фильм
и первый кому попадает материал (всё что снято на камеру) - это монтажер человек, который "склеивает" сцены, одну за другой в одну "ленту". вдвоём с режиссёром они превращают сценарий в поток, который будет от сцены к сцене, от "склейки" к склейке вести зрителя через историю, заставляя радоваться или грустить, пугаться или воодушевлятся, переживать за героев, обдумывать идеи, которые несёт фильм и идти за потоком к финалу.
и нужно обязательно сказать еще о группах людей, которая не всегда задйствована, но иногда необходима
одна группа - это VFX или визуальные эффекты, смерчи, взрывы, летающие единороги, песчаные черви, глотающие трактора, инопланетяне, бегущие орки, летящие стрелы, пожары и многое другое, что дорого снять на плёнку и можно поручить сделать компьютерным программам под управлением художника - делают здесь
другие - SFX - менее заметны, но тоже важны, и чем незаметнее их работа, тем лучше. Эти художники - рисуют горы в степи, облака на чистом небе, лишние этажи небоскрёба, и стирают с улиц новые машины и заменяют их старыми или наоборот. Они могут сделать двойника человека и поставить рядом с оригиналом, посадить девушку в ладонь кинг-конга, и стереть факел у статуи свободы. вы даже не подозреваете, сколько такой малозаметной ретуши может быть в самом обычном фильме.
еще нужно обязательно сказать о команде озвучания sound-fx, все шаги, скрипы двери, свист ветра, гул вокзала, плеск волн и пение птиц, записывают, редактируют, изобретают и накладывают эти люди, здесь рядом происходит подготовка переводов дубляж на другие языки
всю музыку к фильму пишет нанятый или приглашенный композитор композитор, и иногда музыка даёт фильму еще "плюс пять к харизме"
и директор фильма
администратор, который всех, о ком рассказано, нанимает, договаривается, даёт задачи и запускает весь процесс
я не настоящий сварщик - камеры в ломбарде выкупил и строю из себя соло-фильмейкера
Системный аналитик
Для разных дел люди используют сложные штуки. Вот та штука в планшете, которая тебе мультики показывает - это сложная штука. Да и планшет - сложная штука.
Сложные штуки делают из большого количества штук попроще, те - ещё попроще. Я объясняю людям, которые делают, какие штуки попроще надо сделать, и как эти штуки соединять.
Программист
Я делаю приложение для банков. Вот как твой Майнкрафт, только для поскучнее. С кучей цифр, как взрослые любят. Внутри приложение пишут на специальном языке: "Если нажата эта кнопка, то показать вот это. А если та, то сделать вот это". И таких команд миллион, также, как в Майнкрафте.
Fullstack developer
Перекладываю овощи и фрукты с одного места на другое.
Ваша профессия/должность
Программист
В чем суть вашей работы?
Вот есть компьютер. Он на самом деле очень глупый, ему нужно очень подробно и тщательно объяснять, что ему нужно делать. Программист это человек, который придумывает и пишет такие подробные инструкции для компьютеров. На специальных языках, которые компьютеры понимают. И не только для них: для телефонов, планшетов, телевизоров; да даже стиральной машине нужно объяснять, как крутить барабан, чтобы постирать белье.
Локализатор
Привет, мы с тобой сейчас общаемся на каком языке? На {%language}, правильно? А вот представь, что ты очень хочешь написать человеку в другой стране, который разговаривает на {%language}, но вы не знаете язык друг друга. Что ты будешь делать в таком случае? Напишешь ему на английском как умеешь или переведешь гуглом, чтобы он тебя понял, да?
Примерно то же самое я делаю для компаний, которые выпускают приложения и игры, фильмы и сериалы, сайты и многое другое. Я помогаю сделать так, чтобы продукт «разговаривал» с людьми в других странах на их языке, был понятным, и ощущался родным и вообще «своим в доску». В идеале, меня просят сделать так, чтобы у людей не возникало ощущения, что это что-то иностранное, непонятное и вообще не для них.
(При этом есть злые дяди в дорогих костюмах, которые мешают мне это сделать, — дают мало времени и денег и постоянно просят заменить переводчиков на бездушные машины)