Мир меняется с сумасшедшей скоростью, и вместе с ним меняется искусство. Но это не всегда доходит до нас, или доходит с большой задержкой. В начале 20 века поэзия и театр бурлили новыми направлениями, в начале 90х в России бум странного экспериментального кино. В начале 00х — необычная электронная музыка музыка, в 10х — рэп.
А где сейчас находится авангард? Какая музыка, кино, книги, театр и т.п. уже шагнула в будущее, а мы еще плетемся в хвосте? За какими новыми жанрами нужно следить? Какие новые имена будут определять культуру через несколько лет?
Расскажите, где для вас совершается революция в культуре. Это не обязательно должны быть вещи, которые станут популярными непременно, может быть очень странное и непонятное. Главное, чтобы новое и необычное, что цепляет и интересует лично вас.
Покажу немного произведений современных художников, с чьим творчеством так или иначе знакома. Не уверена, подходит ли что-либо из этого под определение авангарда, в основном это будут вещи просто современные, которые мне просто запомнились сами по себе, вызвали какие-то эмоции. Я просто получаю удовольствие рассматривая, и крайне редко запоминаю «сопроводительный текст», поэтому тут его практически отсутствует 🌚
Дима Ребус
Анна Данилова
Magali Cazo
Николай Рындин
Ринат Волигамси
Александра Железнова
По-моему, звучит офигеть как интересно, надеюсь, что проект завершится успешно. Но даже просто рассматривать уже опубликованные иллюстрации очень затягивает.
Uno Moralez и Mattis Dovier
Mattis Dovier — художник клипа Worm IC3PEAK x Kim Dracula (осторожно, может быть громко):
Aleksandra Waliszewska
Давайте теперь про что-то радостное
Гоша Магер
William Chua
Немного про скульптуру
Света Мамонтова (lotalota)
Немного про моду
Thierry Mugler
Немного образовательно-развлекательного, если интересно, что как и почему в современном искусстве, помимо упомянутого выше:
Какой интересный вопрос. Такая штука, что именно “авангард” с одной стороны это довольно заметное произведение искусства, а с другой - в моменте его крайне сложно распознать, что вот конкретно это и есть то, что определит моду в будущем. Отдельно взятый авангардный перфоманс редко (почти никогда?) становится популярной вещью сам по себе, но после значительного по времени переваривания в творческом кругу (часто сменяется целое поколение), может родиться новая тенденция, которая в итоге почти незаметно для масс встраивается в культуру, но на старте отчетливо видна только для узкого круга лиц интересующихся темой.
Ну например:
Прямое взаимодействие с произведением
Все чаще и чаще в музеях можно увидеть различные интерактивные объекты, где зритель может изменить освещение/форму предмета искусства, как-то повлиять на него или стать полноценным участником перфоманса (можно ли считать зеленых активистов, которые выливают суп на Мону Лизу, частью тренда? Шутка-шуткой, а вообще думаю, да!). Сюда же можно отнести и современный театр, playback-формат, когда зритель предлагает свою историю, а актеры импровизируют на ее основе, и прочие иммерсивные спектакли.
Все это выросло из авангардных перфомансов 60-70-хх годов прошлого века. Риторический вопрос: сколько людей понимало после выступлений Йоко Оно и Марины Абрамович, что это будет основой современного искусства в начале 21-го века?
Смешение форматов
В арт-галереях молодых художников почти не встретить чистого жанра. Живопись, скульптура, видео, музыка - всё взаимодействует в одном произведении. Часто каждый отдельный элемент выглядит простовато или даже незакончено, но все вместе они подчинены идее создать некоторое уникальное переживание.
Вот выхваченные светом ноги девушки, она одним движением тушит сигарету… Резкий звук обрывает наш разговор… На стене включается видео, на нем из-за угла выезжает машина и слепит нас фарами, она кружит в поисках места, где встать. Мы на парковке. Говорим о чем-то важном, а может просто треплемся после вечеринки, это неважно, главное вот это состояние здесь и сейчас.
Потом выходишь на улицу после такой выставки и не понимаешь поначалу, где находишься, потому что только что головой и переживаниями был в другом месте.
На то, что эта тенденция набирает обороты, указывает факт, что многие классические музеи берут ее на вооружение. В музее Мунка в Осло, после долгого хождения в полумраке по этажам с картинами на фоне стен, окрашенных в темные цвета, в какой-то момент ты попадаешь в большое светлое помещение, где посередине висит огромная, почти 8 на 5 метров, The Sun и играет эмбиент, который тебя погружает в состояние, где ты буквально кожей чувствуешь на себе этот давящий свет мощного солнца. Я минут 10 сидела на скамейке перед этим гигантским полотном и, клянусь, была где-то в другом измерении.
Ладно, я отдаю себе отчет, что не все так упороты по искусству и могут/хотят испытывать сильные эмоции в музее :) но как минимум, рекомендую всем обращать внимание на то, как организовано сейчас само пространство в современных музеях, на свет, композицию, музыку, если она там есть. То, какая свобода была дана куратору выставки в интерпретации уже классического произведения, это тоже часть новых трендов, которые мы все больше будем видеть в будущем.
При этом все вот эти приколы с использованием AI я вообще не воспринимаю как нечто принципиально новое. Для меня это примерно как появление новых камер в нулевых и засилье 3D формата в кино - бестолковая фича, которая удивляет первые примерно 5 минут, а потом тебе становится скучно. Массовость выставок, которые сейчас появляются со всякой нейрографикой и прочими достижениями искусственного интеллекта, вторично также указывает на то, что это никакой не авангард :)
Думаю что больше не будут: в 2010е произошла Великая Фрагментация и общий знаменатель культурного контекста практически исчез. Остаётся голливуд, нетфликс, очень раскрученные поп-артисты, но например согласно учителям помоложе, современные подростки уже варятся в своих онлайн-пузырях и не понимают отсылок к поп-культуре на которых строилось всё у миллениалов.
Не скажу, что это сильно будоражит или интересует меня, но сложно не заметить, что буквально каждый музей современного искусства полон постинтернет арта
Ну и всякие родственные этому штуки можно найти и в музыке и в дизайне одежды и не только. Например использование glitch эффектов
Нейрокаверы и вообще переосмысление произведений с AI
upd. почему я считаю что это авангард хотя сам же написал про массовость - потому что оно массовое но непрофессиональное. примерно как массовый фотошоп привёл к появлению культуры мемов
Нейромодерн
Мне неиронично кажется, что все настоящее современное искусство в Тик-Токе.
Не, можно конечно попытаться выжать еще немного из старых жанров — делать театральные постановки на стреле подъемного крана или написать портрет Тэйлор Свифт говном...
Но камон, прямо сейчас бурно развивается действительно новый жанр - с новым языком, новыми паттернами потребления, новой культурой создания и новыми типажами создателей.
Куда до этого фильмам и картинам?
Привет.
Спасибо за такую тему и наслаждение в комментариях. Все-таки Вастрик клуб крутой :-)
Помну мозг на тему того, что совеременное искусство несет в себе два смысла:
"Современное" и "Искусство вечное".
То есть типа, то ли временное, то ни навечно это останется. Именно мы (и наши потомки на 1-2 поколения) решим будет ли это искусством. Полно примеров, когда современники не относились к творчеству гения серьезно (Ван Гог) или считали это невысоким искусством (Пушкин). А потом, вдруг, ой, это "наше все". Просто время прошло немного.
Поэтому искусство без шуток бывает в контексте и тогда оно временное и вне контекста, тогда это long game.
При этом то, что оно временное - это вообще ни коим образом не недостаток.
Одна из задач искусства, которую мы несем с собой с того момента, как отгоняли веником мамонта от пещеры - это снижение стресса и напряженности.
Да, вот такая, блин медитация. И если мы можем получить выброс эндорфинов и других гормонов, которые сделают нас счастливие, или вдумчивее или добрее - так и супер. Да, наши потомки ничего не поймут. Как мы (ну большинство из нас) не тащаится от песен, которые слушали наши бабушки. У них было свое "современное искусство", которое отстрелялось, снизило уровень стресса в обществе и ушло в пыль архивов и антреслоей.
А вот увидеть в современном искусстве то, что станет вечным - это целая тема. Увлекательная, требующая готовности играть, думать и рисковать. Однажды я туда погружался....
Мне кажется, современное искусство настолько многогранно, что по сути единственное, что его определяет - это время, годы создания работ, потому что оно подразумевает, что автор так или иначе в контексте того, что происходит в мире.
Авангард в данном контексте я тоже воспринимаю скорее через тайминг - то есть как самое современное искусство условно 2020х. Если смотреть на вопрос через эту призму, то ответ будет скучный - это те работы, которые сделаны в это время и до которых можно дотянуться, посмотреть, прочитать, прикоснуться. И это будут и работы именитых художников, которые выставляются в Тейт, и неизвестного художника из Берлина, чьи оригиналы можно купить за 10 евро на барахолке на Леопольденплатц. И то, и другое - современное искусство. И то, и другое, попав в нужные руки и глаза может стоить миллионы спустя несколько лет.
Если подходить к вопросу со стороны как приобщаться к этому, как следить, наверное ответ на такую постановку тоже скучный и простой - ходить в музеи и на выставки. Но дальше мне кажется важно разделить два подхода: 1) если вы пытаетесь следить за модой на выставки и художников, за ценником на искусство, за тем, о чем говорят - то это “рациональный / объективный путь” (это супер условное название из моей головы); или же 2) можно отринуть внешнее и слушать то, отзывается или нет каждая конкретная работа искусства, с которой вы сталкиваетесь, у вас внутри. Если работа цепляет именно вас, задевает внутри мы иногда сами не понимаем какую струну, какой триггер. Этот путь я называю условно “эмоциональным / максимально субъективным” и когда я открыла его для себя, то для меня это было огромным облегчением – признаться, что мне честно говоря не интересно смотреть все что до импрессионистов. Да, красиво, да я вижу мастерство автора, но лично меня не цепляет. И теперь я могу спокойно пропускать половину музея и бодро идти в залы 19-21 века и искать то, что откликнется во мне, что заставит подойти, замереть и стоять несколько минут слушая как и куда гуляет чувство, что это за чувство и находиться в нем. Эти два подхода не заменяют друг друга, можно делать и то, и то. Я скорее для себя поняла, что в данный момент времени первый мне не очень интересен, так как во втором я открыла для себя целую вселенную. Поясню.
Если следуя субъективному подходу накачать мышцу узнавания внутри себя этого чувства отклика, то в какой-то момент происходит качественный переход и ты начинаешь видеть искусство везде, а не только в общепринятых жанрах (картин, книг, кино). Вот, например, сериал the Bear (https://www.imdb.com/title/tt14452776/) - это искусство (для меня, и для кого-то еще, а для кого-то нет, для кого-то это просто развлекательный сериал). Рилзы которые снимает Baron Ryan в инстаграме (https://www.instagram.com/americanbaron/) - это искусство. Проект по трекингу обычных моментов жизни на самодельных открытках от двух девушек-художниц (https://www.dear-data.com/theproject) - это искусство.
Лед, привезенный из ледников Гренландии и оставленный таять перед входом в Тейт (https://olafureliasson.net/artwork/ice-watch-2014/) - это искусство.
Profile grid в инстаграме любимой мной кураторки при листании вниз начинает отчетливо переливаться цветами радуги и если брать как единицу именно грид, а не картинки (https://www.instagram.com/sheena.miyake/) - это искусство. То как сверстана книга House of leaves и как эта верстка и форма помогает для раскрытия истории - это тоже сильно выносит ее за рамки книги и делает искусством.
Архитектура Захи Хадид. (https://www.zaha-hadid.com/archive) Сжигание части своих работ Дэмиэном Херстом. (https://www.theartnewspaper.com/2022/10/11/non-fireproof-tokens-damien-hirst-burns-his-own-paintings) Промышленный дизайн упаковки девайсов Эпл, кроссовок Nike (на нетфликсе офигенный есть сериал Abstract (https://www.netflix.com/title/80057883), там в каждой серии про разные профессии через призму искусства). Дизайн предвыборного постера Обамы сделанный граффити художником (https://www.artic.edu/artworks/229396/barack-obama-hope-poster)… и много чего еще.
Мне кажется, это очень круто - развивать в себе это видение искусства, эту особую призму зрения на мир вокруг и тогда в нем как будто открываются новые слои, скрытые вселенные и происходит как раз эта революция восприятия, но не внешняя, а внутренняя.
Эмбиент и вся эта современная странная музыка
Вы знаете, что самый прослушиваемый трек в жанре «эмбиент» за всю историю написал чел из Тамбова? Теперь знаете.
Андрей Тоже — художник
Когда слышу про современное искусство, то не могу удержаться от ерничанья как самый распоследний гусар.
Вот ссылка на перформанс (вроде если они не убежали, то тогда это перформанс, а не инсталляция, но тут я не уверен), где люди встали задом кверху и воткнули туда свечки. Картинку не буду выкладывать, там NSFW.
https://www.reddit.com/r/WTF/comments/74a7ca/a_friend_of_mine_went_to_an_art_exhibit_in/
Кажется, это достаточно авангардно и ново, но вот насколько свежо (в том зале у них)?
Не сомневаюсь, что по формальным критериям критики в искусстве это может быть чем-то великим, гениальным и настоящим откровением.
Чем это интересно - сложной игрой эмоций на лицах людей, кто наблюдает такое вживую.
😱 Комментарий удален его автором...