Как вкатиться в киберспорт на примере CS:GO

 Публичный пост
7 июля 2021  4168

Привет, Олимпийский ! Меня зовут Егор и когда-то, как и почти любой другой школьник я периодически играл в игрульки. Но для меня это переросло в нечто большее и теперь, я хочу поделится с вами своим опытом в этом, на первый взгляд, незамысловатом деле.

Это лонгрид на тему киберспорта в CS:GO. Поговорим об истории становления CS:GO как киберспортивной дисциплины, о базовых и продвинутых механиках игры, о роли командой игры, тренировках и личном опыте автора.

Дисклеймер: Эта статья появилась благодаря посту Вастрика, за что ему отдельное сердечное спасибо ❤️

С чего все началось

Свой опыт я начинал с игры CS:GO. Это был далекий 2013 год, и тогда о киберспорте в CS мало кто думал. На то время были только турниры в компьютерных клубах, и то только по знакомству за пивко. Стоит сказать, что профессиональные команды играли свои профессиональные турниры, но это было достаточно вяло и абсолютно не пользовалось популярностью. О том, что это когда-нибудь перерастет в полноценный спорт, захватывающий умы людей - никто не думал. Кстати Россия - первая страна, признавшая киберспорт официальным видом спорта

Время шло и переломным моментом для CS:GO стал наверное 2015-2016. Игроки уже освоились с игрой, научились прорабатывать стратегию и тактику, а количество наигранных часов позволяло метко стрелять. Тогда стали популярны такие турнирные площадки, как ESL, ESEA и faceit.

На турнирные площадки шли те, чей уровень игры сильно отличался от среднего уровня игроков. Людям нужен был челлендж. Такой наплыв молодых и интересных талантов вызвал бурный интерес со стороны всего комьюнити игры. Обычные игроки с упоением смотрели на мастерство своих друзей и искренне болели за каждого.

Ближе к 2018 произошел большой скачек популярности киберспортивной дисциплины CS:GO. Матчи транслировали по twitch и youtube(хоть матч и 2015 года, но он считается культовым :D), люди делились своими прогнозами и переживаниями, а площадки заарендовывали целые стадионы, ставя неплохие денежные выигрыши. Также появились ставки на киберспортивные матчи, которые привлекли в сферу новые деньги.

На 2021 год CS:GO, как киберспортивная дисциплина растеряла свой интерес аудитории в силу других интересных проектов и общего возраста игры, но для профессиональных игроков проводятся турниры с очень хорошими призовыми фондами. Так что это ответвление киберспорта живет и по сей день, рождая новых талантов.

В чем суть игры

Для незнакомых с серией игр Counter Strike краткий экскурс в суть происходящего.

Есть 2 команды по 5 человек: Спецназ и Террористы. Террористы должны заложить бомбу в определенном месте за 2 минуты, а Спецназ должен этому помешать. Если бомба была заложена - Спецназ должен её обезвредить за 40 секунд.

Раунд заканчивается, если:

  • Одна команда уничтожала другую
  • Время раунда закончилось, а террористы не заложили бомбу. Тогда победа присуждается команде Спецназа
  • Террористы заложили и взорвали бомбу - победа Террористов
  • Террористы заложили бомбу, но спецназ её разминировал - победа Спецназа

Казалось бы: бегай, стреляй и закладывай бомбу - но на самом деле все сводится к двум вещам: твой личный скилл и командная игра. Почти как в разработке 📈

В игре порядка 5-8 карт, на которых активно играют. Их структура примерно одинаковая и включает в себя:

  • Спауны (spawn - точки появления) команд
  • Сайты или пленты (site - области закладки бомбы) A и B
  • 3 основных пути, по которым может пойти команда Террористов - на точку А, на точку Б и на мид (центр карты между точками)

Поскольку игра командная - крайне важно знать общепринятые обозначения на карте, чтобы в случае опасности - передать информацию сокомандникам.


Карта de_dust2 с обозначениями спаунов, сайтов и локаций для командой игры

Тактика игры

Новички в основном полагаются на личный скилл и пытаются уничтожить противника поодиночке.

В тоже время более опытные игроки или команды стараются выстроить тактику игры до самой игры. В таких случаях игра сводится к тому - кто кого перехитрит.

Рассмотрим развитие раунда и стратегии атаки и защиты:

Расстановка сил на карте: Точками обозначены игроки, стрелками пути атаки

Спецназ встает по 2 человека на сайт, оставшийся игрок прикрывает мид и собирает информацию о векторе атаки Террористов.
Террористы решают атаковать Б, большая часть команды занимает стратегически важные позиции, повышая шанс успешно зайти на сайт Б. 1 игрок на миде собирает информацию о перемещениях сил Спецназа между сайтами А и Б. 1 игрок на А ждет в засаде Спецназ, если тот решит зайти Террористам в спину через всю карту, а также готовится сам обойти Спецназ, если сокомандники успешно зайдут на Б.

Сбор информации о противнике

Самый важный этап командной игры. Команда передает друг другу информацию о возможных позициях противника и решает, какой вектор атаки стоит выбрать. Если на А был замечен всего 1 игрок Спецназа, значит остальные 4 стоят где-то на Б. Команда в таком случае будет менять вектор атаки и пойдет на А.

Атака и занятие плента. Установка бомбы

Атака должна быть максимально неожиданной и с разных флангов. Это сильно дезориентирует противника, и не дает остальным игрокам Спецназа времени перетянутся с соседнего сайта.
В данном случае команде Террористов удалось захватить сайт Б и поставить бомбу, убив двух защитников Спецназа.
Спецназ перетягивается всей командой отбивать сайт у Террористов, чтобы захватить сайт Б и разминировать бомбу. Оставшиеся 2 игрока Террористов выполняют роль поддержки и должны атаковать бегущий на Б Спецназ. Такая "продажа игрока" делается, чтобы затянуть Спецназ в перестрелку и выиграть время. Если все удастся - Спецназ или не успеет зайти на Б и обезвредить бомбу, отвлекаясь на неожиданные засады, или будет полностью уничтожен на подходе. Победа команды Террористов.

Как Спецназу не отдать сайт Террористам ?

Есть уловки, при которых сбор информации становится проблематичным для Террористов.

  • Спецназ перекрывает мид дымом, чтобы противник не знал количество юнитов на каждом сайте.
  • Спецназ временит с выбором плента для защиты. После выяснения вектора атаки - основные силы Спецназа отправляются на предполагаемый сайт. Большое количество защитников помешает Террористам занять сайт. После неудавшийся атаки перегруппировавшиеся силы противника можно окружить и добить.
  • Спецназ пытается проанализировать игру Террористов (для такого в процессе игры можно взять 1 таймаут на 60 секунд) и попытаться угадать, куда Террористы пойдут в грядущем раунде.

Как Террористам удивить команду Спецназа ?

Также, как и у спецназа - у Террористов существуют уловки для более успешного выхода на сайт.

  • Блицкриг aka rush. Вся команда Террористов бежит занимать сайт. Имея перевес по юнитам при атаке - такое и правда часто может сработать. Но неподготовленная атака может легко стать провалом, если кто-то отделился от основной группы террористов, или Спецназом была утроена засада.
  • Фейковое занятие сайта. 1 Террорист пытается разыграть всю команду Спецназа, имитируя выход на сайт (бросает дымовые и световые гранаты, много стреляет в воздух). Такое может сбить с толку несыгранную команду Спецназа - вся команда начнет стягиваться на атакуемый сайт. В это время все остальные Террористы смогут зайти на соседний сайт без каких-либо проблем.
  • Фейковый выход всей команды. Крайне рискованная тактика, тк вместо 1 жертвы, которая пытается привлечь на себя внимание - теперь внимание привлекает вся команда. 3-4 Террориста бросают много дымовых и световых гранат, и иногда стреляют по противнику. В это время 1 Террорист спокойно закладывает бомбу на соседнем сайте, оставленным Спецназом. Дальше Террористы и Спецназ бегут наперегонки к сайту с заложенной бомбой.
  • Фейковая закладка бомбы. Очень забавная, но крайне рабочая стратегия. Почти ничем не отличается от прошлого пункта. Террористы теперь занимают сайт, но не ставят бомбу. Пока Спецназ и Террористы воюют за сайт - 1 Террорист ставит бомбу на соседнем сайте. Такое вполне может остаться незамеченным, тк игра не показывает Спецназу, на каком именно сайте установлена бомба. Пока спецназ воюет с ветренными мельницами - бомба взрывается на соседнем сайте.

Есть еще множество стратегий и тактик, профессиональные команды разрабатывают их годами. Написать о всех не получиться, но общее представления о том "как обыграть" теперь имеется. Подчерпнуть такие знания можно только из публичных игр профессиональных команд, как и в любом другом командном виде спорта.

Как научится хорошо играть

Опыт, опыт и еще раз опыт.

Hard-skills:

  • Понимание тактики и ритма игры приходит спустя 1.5 - 2 тыс. часов
  • Личные скиллы очень сильно зависят от физиологических способностей, но хорошо оттачиваются спустя 3-4 тыс. часов
  • Также решает общий опыт и понимание механик игры. Куда пойдет противник, когда и куда нужно кинуть дымовую гранату, куда встать, чтобы убить противника и т.п. Он также, как и личный скилл формируется спустя 4 тыс. часов, но может оттачиваться вплоть до 10 тыс. часов. Один из старейших и наиболее известных игроков.

Хотя наш соотечественник s1mple наиграл в про-лиге уже 17 тыс. часов

Soft-skills:

  • Это интернет, игра, да еще и с соревновательным уклоном. Здесь очень развита токсичность в силу высокой эмоциональной вовлеченности. В порыве эмоций сложно не сказать не самому опытному сокоманднику что он "kurwa". Но общая сдержанность и хладнокровность очень ценится и является чуть ли не основным параметром при приглашении в команду
  • Эмоциональная стабильность после проигрышей. Тильт и выгорание здесь в моде, так что умение не обращать внимание на поражения позволит не сжигать нейронные связи ни себе, ни другим. Также такой игрок всегда предсказуем и стабилен в своей игре, что делает его для команды особенно ценным юнитом.
  • Способность играть командно также зависит от человека, но около 1 тыс. часов хватает, чтобы команда хорошо сыгралась между собой. Главное установить дружескую атмосферу и поддерживать более неопытных или несдержанных участников команды.

Будни киберспортсмена и как самому создать команду

Собрать команду не сложно, после 2-3 тыс. часов опыта у вас появится круг игроков, с которыми вам комфортно играть. Из них и стоит собирать первоначальный состав команды. А дальше тратим 1 тыс. часов на формирование стиля игры, создание стратегий и тактик, распределения ролей. Сразу скажу, что стоит набрать не 5 человек, а 7-8. Составы непостоянны и игроки должны быть взаимозаменяемы.

Роли можно выделить следующие:

  • Тренер - человек с наибольшим количеством опыта. Он занимается анализом других команд, первично формирует стратегии игры и следит за ментальным и физическим состоянием всех игроков состава, решает организационные вопросы. Как следствие - не играет с составом, а только готовит его.
  • Капитан - лучшие софт-скиллы. Это игрок, имеющий наиболее хладный ум и умеющий выключить эмоции во время игры. Его задача - применять стратегию и тактику на практике во время игры.
  • Нападающий - человек с высоким уровнем личного скилла. Используется как взрывной заряд для прорыва позиций противника или для неожиданной атаки Спецназа. По личным наблюдениям - крайне эмоциональны и подвержены выгоранию.
  • Якорь или саппорт - поддержка и защита всей команды. На его плечи ложится вся внутренняя экономика игры, продажа себя ради выигрыша, закрытие всех флангов при атаке и железная защита плента.

Тренировки можно сравнить с работой. Изучение всех тонкостей игры и практика разных тактик и стратегий требует очень много времени. Менее 4 часов в день тратить на это будет бесполезно. Профессиональные команды играют с утра до вечера, оттачивая свои навыки, поэтому все сводится или к талантливости команды, или к количеству наигранных командой матчей.

Начать стоит с MatchMaking, оттачивая базовые навыки коммуникации и стратегии.
После стоит обратить внимание на faceit. На высоких уровнях ранговой системы сервиса появляются интересные команды, против которых полезно играть.
Если faceit больше не приносит прогресса, и нужны более сильные соперники - идем на ESL и ESEA. Это профессиональные лиги, которые позволят уже показать себя на про сцене и сделать своей команде имидж.

Если вы играете на личной мотивации - доход можно будет получить только от выигрышей с турниров (заложите сюда стоимость железок, монитора, обустройства удобного игрового места). Выйти в плюс крайне сложно, хоть и возможно

У профессиональных команд существуют буткемпы для талантливых и целеустремленных игроков. Это отличный способ попасть в хорошую команду с опытным тренером. Так команды набирают запасные составы для ротации основных игроков. В буткемп сложно попасть и легко вылететь. Крайне важны софт и хард скиллы. Зарплаты у них такие:

  • Начинающие игроки -2-3 тыс. $ / мес
  • Игроки топ-уровня - 10-15 тыс. $ / мес
  • Рок-звезды сферы - вплоть до 40 тыс. $ / мес

Личный опыт

Я начал играть в CS:GO в 2013, к 2016 году у меня уже было порядка 2 тыс. часов. Не могу сказать, что у меня был какой-то талант или я отличался высокой степенью сдержанности: играл средне для своего уровня, периодически токсил на незнакомых сокомандников.

К 2016 году круг приятных игроков с неплохими хард и софт скиллами был сформирован и мы решили создать свою команду Redmoon team. Это было достаточно спонтанное решение, но осознание того, что мы теперь - команда придавало нам уверенности.

Мы тренировали стрельбу, позиции для раскидки гранат, тактики и общие стратегии на основе наших навыков. Тогда я стал и правда неплохо играть, особенно это было заметно на некоторых турнирах.

Я отыгрывал роль якоря, тк любил раскидки гранат и неспешный темп игры в авангарде. Также этому способствовал мой неплохой навык игры на снайперских винтовках.

Большая часть людей находилась в Питере, так что мы иногда играли оффлайн турниры, что было крайне весело. Большую часть игр мы сыграли на faciet. Даже периодически попадали на не самых топовых, но не менее профессиональных игроков с про-сцены.

В 2017 команда приказала долго жить, а я занялся другими делами, совсем забросив компьютерные игры. Сейчас, понимаю, что это был очень интересный и веселый опыт. Кстати деньги с первого призового места в турнире у нас пошли на покупку нового монитора капитану :)

2018 год стал для меня переломным. В университете ИТМО я с другим попал в студенческую киберспортивную команду по CS:GO ! Тут я продолжил отыгрывать роль якоря, а друг удивлял соперников своим скиллом, играя как нападающий. Это был самый приятный опыт: был хороший капитан и достаточно взрослый тренер, а с другом сыгрался я до такой степени, что понимали друг от друга без слов. Закончилось все на 3 курсе, когда тренировки стали сильно мешать работе и учебе. Но я ни в коем случае не жалею потраченного времени.

Также в 2019 я собрал команду в новой, перспективную по моему мнению, игру Rainbow Six Siege (не прогадал ). Там я уже выступал в роли капитана, но в силу времени дальше небольших турниров ничего не зашло.

Сейчас я не планирую новых попыток ворваться в киберспорт. Но ощущения остались крайне положительные. Я искренне рад, что такая необычная спортивная дисциплина смогла ворваться в жизни обычных людей, завлекая их сильнее, чем традиционные виды спорта.

Итог

Киберспорт - это интересно, модно и весело. Как и в любом виде спорта тут очень важен опыт, а также личные таланты и качества. Быть киберспортсменом - это сложная, изнуряющая, вредная и крайне нестабильная работа. Но при всех минусах киберспорт дал дорогу многим молодым талантам, сделав их кумирами миллионов.

Если вы с огнем в глазах смотрите на молодых звезд про-сцены - тренируйтесь и становитесь лучшим ! Главное подумайте насколько вы хотите потратить пару лет своей жизни на прокачивание своих нигде неприменимых навыков и насколько далеко вы готовы зайти. Но помните, ваш опыт определенно будет того стоить )

Аватар Egor Golod
Egor Golod @Bukilan
Frontend devГазпромбанк
📍Санкт-Петербург, Россия

✍️ t.me/egorkawork

Связанные посты
45 комментариев 👇

Классная статья!
У меня родители в молодости играли очень круто в варкрафт третий и ред алерт второй, даже призовые места в городе занимали. Отец ещё потом вошёл в top-100 игроков в мире по Supreme Commander. Всегда завидовал их крутизне и очень огорчался, когда в детстве играл против них.

А сейчас заманил отца во второй Старкрафт и мы стабильно несколько раз в неделю играем ладдер 2х2. Двойной профит - постоянный крутой напарник, плюс мы мимоходом общаемся столько, сколько не общались наверное со времён, когда я ещё жил с родителями. Очень душевно получилось.

Ну и да, игра в команде - это очень крутой опыт. Особенно если умеете это делать конструктивно.

  Развернуть 1 комментарий

@SyntaxWarrior, оу, Supreme Commander!
В юности очень нравилась эта игра, по стечению обстоятельств (почти предсмертное состояние RTS), она ещё жива, кстати.
Маленькое gulty pleasure - юьтьюб иногда подкидывает какие-то любительские турниры по ней, я с удовольствие смотрю партию-другую.

  Развернуть 1 комментарий

@SyntaxWarrior, топ 100 по супримке?
Он часом сейчас не играет? Может даже затесался в каст YuriProfessional :D

  Развернуть 1 комментарий

@vuglik, точно не играет. Других дел много)

  Развернуть 1 комментарий

@SyntaxWarrior, почувствовал себя старым. Я так же занимал призовые места по W3 и Ra2.

Со своим отцом я играл только в тетрис на денди да NFS'ы первые на PS1.

  Развернуть 1 комментарий

@SyntaxWarrior,

У меня родители в молодости играли очень круто в варкрафт третий

Тот неловкий момент, когда встречаешь в одном предложении фразы «варкрафт третий» и «мои родители в молодости» ◔_◔

  Развернуть 1 комментарий

@pangurban, я тоже нехило напрягся

  Развернуть 1 комментарий

@Djeja, перепись дедов

  Развернуть 1 комментарий
🕵️ Юзер скрыл свои комментарии от публичного просмотра...

Это был далекий 2013 год, и тогда о киберспорте никто не думал.

Ха ха =) Профессиональные игроки в старкрафт были к этому моменту уже более 10 лет ;)

  Развернуть 1 комментарий

@glebkudr, да и не только в него, было куча киберспорта, уже прошел 3ий Интернешнл по Доте (с призовым пулом почти в 3кк$) и т.д. Я в 2013 как раз закончил свои киберспортивные потуги, а тут оказывается тогда еще никто и не думал об этом хех

  Развернуть 1 комментарий

@Danila, В кс всё было более вяло. Народ смотрел кс 1.6 еще до 2010, но именно взрывную популярность киберспорта мы увидели во второй половину 10-х годов

  Развернуть 1 комментарий

@Bukilan, "никто не думал" и "популярность киберспорта мы увидели во второй половине 10-х" немного разные вещи. Ладно ты бы про 2005 сказал или что-то подобное, но и тогда киберспорт был, правда кроме Кореи наверное только в паре дисциплин были какие-то реальные деньги. Но в 2013 уже все полным ходом шло

  Развернуть 1 комментарий

@Danila, Вполне возможно, в 2013 я еще мелким был )
Можно сказать, что в 2013 году в CS не было такой культуры киберспорта, как в старкрафте или доте.

  Развернуть 1 комментарий

@Bukilan, как мне больно такое читать. Ради интереса посмотри видео

и это 2002 год. Что касается коэс, то была тьма турниров от асусов до есл с дримхаками.
Была эпоха SK, где играли спаун и хеатон. Когда казалось что SK взяли что только можно и кроме них уже никогда не покажет нам другой коэс приходят mTw, которые выносят с двух ног всех и показывают совершенно другую игру. А если мы еще вспомним Fnatic, MYM, Begrip и маусы.
А потом приходят Нави. Помните все эти мувики от Маркелова, где он со слоном на д2 на миду разваливает?) И НаВи приходят вместо mTw и выигрывают все что можно. А ты говоришь что в 2013 не было такой культуры киберспорта))))
А что делать всем тем кто вырос на мувиках 400кг, носили шапку как нео и вот это все?)

  Развернуть 1 комментарий

@nuctee, Тоже, что и всем до этого - ностальгировать. Я рассказываю о своем личном опыте, так, как это видел я. В то время, когда был в моде 400кг я пешком под стол ходил )

  Развернуть 1 комментарий

@nuctee, вроде mTw выносили всех кого можно, а потом пришли NaVi. Они еще на трейне знатно камбекнули с 10-2 что ли.

  Развернуть 1 комментарий

@Bukilan, я понимаю что статья на твоем опыте, но ты говоришь что " что в 2013 году в CS не было такой культуры киберспорта" а это не равно "в 2013 году я никак не принимал участие в киберспорте по коэс" )

  Развернуть 1 комментарий

@DyxZVjPz6xjvTUqp, вроде и написал что СК -> мТв -> НаВи )

  Развернуть 1 комментарий
Anatoly Gavrilov Network Solutions Architect 8 июля 2021

Я вкатывался в развитие киберспорта в России еще в 1999 году. Был у меня сайт zone.ru, на тот момент входил в Топ-5 игровых сайтов России. Хостил quake.mtu.ru и был организатором Московской Team Fortress лиги. Сам тоже активно играл в Quake/Team Fortress, потом перешел на CS 1.6.

Помню, выиграли какой-то местечковый турнир в клубе будучи студентами (за счет тактики и стратегии), посмотрели вокруг и поняли, что вокруг одна школота, забившая на школу.

Вообщем, профессиональный игровой спорт требует огромного количества времени, проведенного за компьютером и очень маленький процент игроков выходят на адекватный уровень. И чтобы поддерживать высокий уровень, они вынуждены играть еще больше.

Так что ребята, лучше не занимайтесь этим делом, здоровья в киберспорте нет, один толко туннельный синдром.

  Развернуть 1 комментарий

Охо-хо, "в 2013 году о киберспорте мало кто думал"

Сейчас набегут олдфаги и расскажут про CS 1.6, quake 3 и QuakeCon2002 ("Леха, давай!") и WCG (это лет за 10 до 2013-го), а кто нибудь наверняка вспомнит, как Кармак свою красную Феррари в качестве приза выставлял :)

  Развернуть 1 комментарий

@minm, Я еще сам в Формозе проводил встречу между шведскими чемпионами и нашей русской команды в Quake 1. Даже год не помню.

  Развернуть 1 комментарий

"Это был далекий 2013 год, и тогда о киберспорте в CS мало кто думал. На то время были только турниры в компьютерных клубах, и то только по знакомству за пивко. Стоит сказать, что профессиональные команды играли свои профессиональные турниры, но это было достаточно вяло и абсолютно не пользовалось популярностью"

Не сказал бы что было вяло, скорее был некоторый спад популярности. Так то все это хорошо развивалось уже в нулевые. И международные турниры были, и призовые, и стримы. А 1.6 или cs:go разницы особой нет).

Я просто оставлю это здесь):

  Развернуть 1 комментарий

@photonr, Фига, я не знал что такие зарубы в 2002 были. Круто !

  Развернуть 1 комментарий
Programistich Mobile Developer Команда Клуба 7 июля 2021

Я очень советую посмотреть все ролики в посте, а от себя добавлю видео с эмоциями во время турнира(как пример наши играли против игроков из Дании)

  Развернуть 1 комментарий
🕵️ Юзер скрыл свои комментарии от публичного просмотра...

Как всегда, вкачусь в топик со своим любимым сетевым VR-шутером -

В режиме defusal все в принципе точно так же как и в CS GO, помимо необходимости целиться по-настоящему и поворачивать всем телом, но есть забавные особенности:

  • в конце раунда можно насобирать стволов с трупов - по одному в каждую руку и один за спину - команда скажет вам спасибо
  • можно закатить гранату по полу, можно вести огонь на подавление из-за стенки
  • на каждом шлеме есть микрофон и звук передается по законам реального мира, поэтому можно троллить врага возгласами "выходи подлый трус" или "го 1:1 на ножах"
  • кстати про ножи - их можно метать (мелочь, а приятно)
  • некоторые карты можно эксплоитить если прилечь на пол в правильном месте, например застрелить кого-нибудь из зазора между днищем автомобиля и землей
  • для того чтобы разминировать бомбу надо физически набрать на клавиатуре последовательность цифр если нет кусачек, когда после мощной перестрелки немного трясутся руки это может быть непросто сделать
  • можно вытащить у противника магазин :D
  Развернуть 1 комментарий

@kurmanov, ДАААААААААААААА ! Тоже, если есть время на вр - играю в павлов. Супер топ, ощущения несравнимые, особенно после долгой игры в кс )

  Развернуть 1 комментарий

  Развернуть 1 комментарий
Влад Клюев Дизайнер, js-разработчик. 10 июля 2021

Не в обиду автору, но, мне кажется, вы свое представление выдаете за истину.

КС ГО сейчас как никогда популярна. И как игра и как киберспорт. На карантине она вообще пробила миллион единовременного онлайна.

А профессиональные катки привлекают по полмиллиона зрителей на Твиче. И это при условии, что турики идут один за одним.

  Развернуть 1 комментарий

@crafted, Условная дота как минимум будет привлекательней для киберкатлет, тк там призовой фонд последнего турнира - 40кк$.
По поводу представления - это статья о моем опыте и вполне возможно, что к реальности он относится мало. Но на то он и субъективный опыт

  Развернуть 1 комментарий
Nikita Tanygin Technical Product Manager 7 июля 2021

Классная статья! Немножко поностальгирую.
Играл в Доту с 2006 года, с 2008+ начал врываться на локальные питерские чемпы (в основном ночные 3х3 миксы). Тогда, конечно, все было по-другому :) in-house лиги по инвайтам с IRC ботами, никаких реконнектов если кто-то ливал/дропался, good game client и компьютерные клубы с сомнительным уровнем комфорта, first blood на pgg. Отчетливо помню, как 4 человека должны были поехать жить и тренироваться в Китай, и искали любого +1, кто хоть как-то мог играть и имел загранпаспорт.

Весь призовой фонд на самом топовом турнире в РФ от ASUSа был в районе 200к рублей (120к за первое место, вроде как). Дальше, конечно, все разогналось с выходом Dota 2, но я уже бросил играть.
А те, с кем тогда гонял в дотку (из самых знаменитых про игроков хорошо общался с God'ом и Сантой), даже съездили на The International в первые годы.

  Развернуть 1 комментарий

@angelooooook, God ещё жив) правда теперь на 5 бахает

  Развернуть 1 комментарий

@angelooooook, это времён "Фобоса" на парке победы, или еще раньше? 3x3 были прекрасны.

  Развернуть 1 комментарий

@Djeja, да, Фобос был одним из знаковых мест

  Развернуть 1 комментарий

Тоже вспомнилось когда учился в универе - как пришел в компьютерный клуб на ночь , а там оказывается чемпионат по StarCraft:Brood War и разыгрывается ящик пивчанского:). Ну и я думаю - зря что ли в него столько лет по модему играл на battle.net , в итоге то ящик был роздан там же друзьям для празднования победы после победы😂.
Но главное как пишут - киберспорт это эмоции. Остальное вторично)

  Развернуть 1 комментарий
Kirill Snezhko Вращатель Деревьев 7 июля 2021

Наиграл более 1000 часов в CS:GO, скилл был, а теперь всё забыл.

  Развернуть 1 комментарий

Спасибо за статью, иногда сам подумываю в киберспорт, но играю я хреново, потому есть пока только мысли попробовать стать менеджером какой нибудь команды или попытаться к турнирным операторам

  Развернуть 1 комментарий
Korshunov Victor Пилю потихоньку 9 июля 2021

На 2021 год CS:GO, как киберспортивная дисциплина растеряла свой интерес аудитории в силу других интересных проектов и общего возраста игры

Камон, статистика говорит об обратном :) КС:ГО самая популярная игра в стиме до сих пор, по вечерам катаем с друзьями, онлайн 400-700к постоянно

  Развернуть 1 комментарий

Слушайте, а игроки прям как на видео видят друг друга с вот этой подсветкой желтой и красная вокруг персонажа? Или это просто для зрителей упрощают восприятие происходящего?

  Развернуть 1 комментарий

@Zefir, Это подсветка для зрителей, следящих за матчем. Ни подсветки, ни информации о противниках игроки не видят

  Развернуть 1 комментарий
Александр Турковский Профессиональный кейбордист 8 июля 2021

Кстати прямо сейчас проходит Minor по CS:GO в Кёльне, https://www.hltv.org/events/5469/iem-cologne-2021

  Развернуть 1 комментарий

@sunnyque, блин, ну минором Кельн тяжело называть — это очень статусная история как и Катовице.

  Развернуть 1 комментарий

@crafted, это я сильно занизил, да. Кёльн как и Катовице довольно культовые LAN'ы. Почти, что Major

  Развернуть 1 комментарий

😎

Автор поста открыл его для большого интернета, но комментирование и движухи доступны только участникам Клуба

Что вообще здесь происходит?


Войти  или  Вступить в Клуб