Привет, Олимпийский ! Меня зовут Егор и когда-то, как и почти любой другой школьник я периодически играл в игрульки. Но для меня это переросло в нечто большее и теперь, я хочу поделится с вами своим опытом в этом, на первый взгляд, незамысловатом деле.
Это лонгрид на тему киберспорта в CS:GO. Поговорим об истории становления CS:GO как киберспортивной дисциплины, о базовых и продвинутых механиках игры, о роли командой игры, тренировках и личном опыте автора.
Дисклеймер: Эта статья появилась благодаря посту Вастрика, за что ему отдельное сердечное спасибо ❤️
С чего все началось
Свой опыт я начинал с игры CS:GO. Это был далекий 2013 год, и тогда о киберспорте в CS мало кто думал. На то время были только турниры в компьютерных клубах, и то только по знакомству за пивко. Стоит сказать, что профессиональные команды играли свои профессиональные турниры, но это было достаточно вяло и абсолютно не пользовалось популярностью. О том, что это когда-нибудь перерастет в полноценный спорт, захватывающий умы людей - никто не думал. Кстати Россия - первая страна, признавшая киберспорт официальным видом спорта
Время шло и переломным моментом для CS:GO стал наверное 2015-2016. Игроки уже освоились с игрой, научились прорабатывать стратегию и тактику, а количество наигранных часов позволяло метко стрелять. Тогда стали популярны такие турнирные площадки, как ESL, ESEA и faceit.
На турнирные площадки шли те, чей уровень игры сильно отличался от среднего уровня игроков. Людям нужен был челлендж. Такой наплыв молодых и интересных талантов вызвал бурный интерес со стороны всего комьюнити игры. Обычные игроки с упоением смотрели на мастерство своих друзей и искренне болели за каждого.
Ближе к 2018 произошел большой скачек популярности киберспортивной дисциплины CS:GO. Матчи транслировали по twitch и youtube(хоть матч и 2015 года, но он считается культовым :D), люди делились своими прогнозами и переживаниями, а площадки заарендовывали целые стадионы, ставя неплохие денежные выигрыши. Также появились ставки на киберспортивные матчи, которые привлекли в сферу новые деньги.
На 2021 год CS:GO, как киберспортивная дисциплина растеряла свой интерес аудитории в силу других интересных проектов и общего возраста игры, но для профессиональных игроков проводятся турниры с очень хорошими призовыми фондами. Так что это ответвление киберспорта живет и по сей день, рождая новых талантов.
В чем суть игры
Для незнакомых с серией игр Counter Strike краткий экскурс в суть происходящего.
Есть 2 команды по 5 человек: Спецназ и Террористы. Террористы должны заложить бомбу в определенном месте за 2 минуты, а Спецназ должен этому помешать. Если бомба была заложена - Спецназ должен её обезвредить за 40 секунд.
Раунд заканчивается, если:
- Одна команда уничтожала другую
- Время раунда закончилось, а террористы не заложили бомбу. Тогда победа присуждается команде Спецназа
- Террористы заложили и взорвали бомбу - победа Террористов
- Террористы заложили бомбу, но спецназ её разминировал - победа Спецназа
Казалось бы: бегай, стреляй и закладывай бомбу - но на самом деле все сводится к двум вещам: твой личный скилл и командная игра. Почти как в разработке 📈
В игре порядка 5-8 карт, на которых активно играют. Их структура примерно одинаковая и включает в себя:
- Спауны (spawn - точки появления) команд
- Сайты или пленты (site - области закладки бомбы) A и B
- 3 основных пути, по которым может пойти команда Террористов - на точку А, на точку Б и на мид (центр карты между точками)
Поскольку игра командная - крайне важно знать общепринятые обозначения на карте, чтобы в случае опасности - передать информацию сокомандникам.
Карта de_dust2 с обозначениями спаунов, сайтов и локаций для командой игры
Тактика игры
Новички в основном полагаются на личный скилл и пытаются уничтожить противника поодиночке.
В тоже время более опытные игроки или команды стараются выстроить тактику игры до самой игры. В таких случаях игра сводится к тому - кто кого перехитрит.
Рассмотрим развитие раунда и стратегии атаки и защиты:
Расстановка сил на карте: Точками обозначены игроки, стрелками пути атаки
Спецназ встает по 2 человека на сайт, оставшийся игрок прикрывает мид и собирает информацию о векторе атаки Террористов.
Террористы решают атаковать Б, большая часть команды занимает стратегически важные позиции, повышая шанс успешно зайти на сайт Б. 1 игрок на миде собирает информацию о перемещениях сил Спецназа между сайтами А и Б. 1 игрок на А ждет в засаде Спецназ, если тот решит зайти Террористам в спину через всю карту, а также готовится сам обойти Спецназ, если сокомандники успешно зайдут на Б.
Сбор информации о противнике
Самый важный этап командной игры. Команда передает друг другу информацию о возможных позициях противника и решает, какой вектор атаки стоит выбрать. Если на А был замечен всего 1 игрок Спецназа, значит остальные 4 стоят где-то на Б. Команда в таком случае будет менять вектор атаки и пойдет на А.
Атака и занятие плента. Установка бомбы
Атака должна быть максимально неожиданной и с разных флангов. Это сильно дезориентирует противника, и не дает остальным игрокам Спецназа времени перетянутся с соседнего сайта.
В данном случае команде Террористов удалось захватить сайт Б и поставить бомбу, убив двух защитников Спецназа.
Спецназ перетягивается всей командой отбивать сайт у Террористов, чтобы захватить сайт Б и разминировать бомбу. Оставшиеся 2 игрока Террористов выполняют роль поддержки и должны атаковать бегущий на Б Спецназ. Такая "продажа игрока" делается, чтобы затянуть Спецназ в перестрелку и выиграть время. Если все удастся - Спецназ или не успеет зайти на Б и обезвредить бомбу, отвлекаясь на неожиданные засады, или будет полностью уничтожен на подходе. Победа команды Террористов.
Как Спецназу не отдать сайт Террористам ?
Есть уловки, при которых сбор информации становится проблематичным для Террористов.
- Спецназ перекрывает мид дымом, чтобы противник не знал количество юнитов на каждом сайте.
- Спецназ временит с выбором плента для защиты. После выяснения вектора атаки - основные силы Спецназа отправляются на предполагаемый сайт. Большое количество защитников помешает Террористам занять сайт. После неудавшийся атаки перегруппировавшиеся силы противника можно окружить и добить.
- Спецназ пытается проанализировать игру Террористов (для такого в процессе игры можно взять 1 таймаут на 60 секунд) и попытаться угадать, куда Террористы пойдут в грядущем раунде.
Как Террористам удивить команду Спецназа ?
Также, как и у спецназа - у Террористов существуют уловки для более успешного выхода на сайт.
- Блицкриг aka rush. Вся команда Террористов бежит занимать сайт. Имея перевес по юнитам при атаке - такое и правда часто может сработать. Но неподготовленная атака может легко стать провалом, если кто-то отделился от основной группы террористов, или Спецназом была утроена засада.
- Фейковое занятие сайта. 1 Террорист пытается разыграть всю команду Спецназа, имитируя выход на сайт (бросает дымовые и световые гранаты, много стреляет в воздух). Такое может сбить с толку несыгранную команду Спецназа - вся команда начнет стягиваться на атакуемый сайт. В это время все остальные Террористы смогут зайти на соседний сайт без каких-либо проблем.
- Фейковый выход всей команды. Крайне рискованная тактика, тк вместо 1 жертвы, которая пытается привлечь на себя внимание - теперь внимание привлекает вся команда. 3-4 Террориста бросают много дымовых и световых гранат, и иногда стреляют по противнику. В это время 1 Террорист спокойно закладывает бомбу на соседнем сайте, оставленным Спецназом. Дальше Террористы и Спецназ бегут наперегонки к сайту с заложенной бомбой.
- Фейковая закладка бомбы. Очень забавная, но крайне рабочая стратегия. Почти ничем не отличается от прошлого пункта. Террористы теперь занимают сайт, но не ставят бомбу. Пока Спецназ и Террористы воюют за сайт - 1 Террорист ставит бомбу на соседнем сайте. Такое вполне может остаться незамеченным, тк игра не показывает Спецназу, на каком именно сайте установлена бомба. Пока спецназ воюет с ветренными мельницами - бомба взрывается на соседнем сайте.
Есть еще множество стратегий и тактик, профессиональные команды разрабатывают их годами. Написать о всех не получиться, но общее представления о том "как обыграть" теперь имеется. Подчерпнуть такие знания можно только из публичных игр профессиональных команд, как и в любом другом командном виде спорта.
Как научится хорошо играть
Опыт, опыт и еще раз опыт.
Hard-skills:
- Понимание тактики и ритма игры приходит спустя 1.5 - 2 тыс. часов
- Личные скиллы очень сильно зависят от физиологических способностей, но хорошо оттачиваются спустя 3-4 тыс. часов
- Также решает общий опыт и понимание механик игры. Куда пойдет противник, когда и куда нужно кинуть дымовую гранату, куда встать, чтобы убить противника и т.п. Он также, как и личный скилл формируется спустя 4 тыс. часов, но может оттачиваться вплоть до 10 тыс. часов. Один из старейших и наиболее известных игроков.
Хотя наш соотечественник s1mple наиграл в про-лиге уже 17 тыс. часов
Soft-skills:
- Это интернет, игра, да еще и с соревновательным уклоном. Здесь очень развита токсичность в силу высокой эмоциональной вовлеченности. В порыве эмоций сложно не сказать не самому опытному сокоманднику что он "kurwa". Но общая сдержанность и хладнокровность очень ценится и является чуть ли не основным параметром при приглашении в команду
- Эмоциональная стабильность после проигрышей. Тильт и выгорание здесь в моде, так что умение не обращать внимание на поражения позволит не сжигать нейронные связи ни себе, ни другим. Также такой игрок всегда предсказуем и стабилен в своей игре, что делает его для команды особенно ценным юнитом.
- Способность играть командно также зависит от человека, но около 1 тыс. часов хватает, чтобы команда хорошо сыгралась между собой. Главное установить дружескую атмосферу и поддерживать более неопытных или несдержанных участников команды.
Будни киберспортсмена и как самому создать команду
Собрать команду не сложно, после 2-3 тыс. часов опыта у вас появится круг игроков, с которыми вам комфортно играть. Из них и стоит собирать первоначальный состав команды. А дальше тратим 1 тыс. часов на формирование стиля игры, создание стратегий и тактик, распределения ролей. Сразу скажу, что стоит набрать не 5 человек, а 7-8. Составы непостоянны и игроки должны быть взаимозаменяемы.
Роли можно выделить следующие:
- Тренер - человек с наибольшим количеством опыта. Он занимается анализом других команд, первично формирует стратегии игры и следит за ментальным и физическим состоянием всех игроков состава, решает организационные вопросы. Как следствие - не играет с составом, а только готовит его.
- Капитан - лучшие софт-скиллы. Это игрок, имеющий наиболее хладный ум и умеющий выключить эмоции во время игры. Его задача - применять стратегию и тактику на практике во время игры.
- Нападающий - человек с высоким уровнем личного скилла. Используется как взрывной заряд для прорыва позиций противника или для неожиданной атаки Спецназа. По личным наблюдениям - крайне эмоциональны и подвержены выгоранию.
- Якорь или саппорт - поддержка и защита всей команды. На его плечи ложится вся внутренняя экономика игры, продажа себя ради выигрыша, закрытие всех флангов при атаке и железная защита плента.
Тренировки можно сравнить с работой. Изучение всех тонкостей игры и практика разных тактик и стратегий требует очень много времени. Менее 4 часов в день тратить на это будет бесполезно. Профессиональные команды играют с утра до вечера, оттачивая свои навыки, поэтому все сводится или к талантливости команды, или к количеству наигранных командой матчей.
Начать стоит с MatchMaking, оттачивая базовые навыки коммуникации и стратегии.
После стоит обратить внимание на faceit. На высоких уровнях ранговой системы сервиса появляются интересные команды, против которых полезно играть.
Если faceit больше не приносит прогресса, и нужны более сильные соперники - идем на ESL и ESEA. Это профессиональные лиги, которые позволят уже показать себя на про сцене и сделать своей команде имидж.
Если вы играете на личной мотивации - доход можно будет получить только от выигрышей с турниров (заложите сюда стоимость железок, монитора, обустройства удобного игрового места). Выйти в плюс крайне сложно, хоть и возможно
У профессиональных команд существуют буткемпы для талантливых и целеустремленных игроков. Это отличный способ попасть в хорошую команду с опытным тренером. Так команды набирают запасные составы для ротации основных игроков. В буткемп сложно попасть и легко вылететь. Крайне важны софт и хард скиллы. Зарплаты у них такие:
- Начинающие игроки -2-3 тыс. $ / мес
- Игроки топ-уровня - 10-15 тыс. $ / мес
- Рок-звезды сферы - вплоть до 40 тыс. $ / мес
Личный опыт
Я начал играть в CS:GO в 2013, к 2016 году у меня уже было порядка 2 тыс. часов. Не могу сказать, что у меня был какой-то талант или я отличался высокой степенью сдержанности: играл средне для своего уровня, периодически токсил на незнакомых сокомандников.
К 2016 году круг приятных игроков с неплохими хард и софт скиллами был сформирован и мы решили создать свою команду Redmoon team. Это было достаточно спонтанное решение, но осознание того, что мы теперь - команда придавало нам уверенности.
Мы тренировали стрельбу, позиции для раскидки гранат, тактики и общие стратегии на основе наших навыков. Тогда я стал и правда неплохо играть, особенно это было заметно на некоторых турнирах.
Я отыгрывал роль якоря, тк любил раскидки гранат и неспешный темп игры в авангарде. Также этому способствовал мой неплохой навык игры на снайперских винтовках.
Большая часть людей находилась в Питере, так что мы иногда играли оффлайн турниры, что было крайне весело. Большую часть игр мы сыграли на faciet. Даже периодически попадали на не самых топовых, но не менее профессиональных игроков с про-сцены.
В 2017 команда приказала долго жить, а я занялся другими делами, совсем забросив компьютерные игры. Сейчас, понимаю, что это был очень интересный и веселый опыт. Кстати деньги с первого призового места в турнире у нас пошли на покупку нового монитора капитану :)
2018 год стал для меня переломным. В университете ИТМО я с другим попал в студенческую киберспортивную команду по CS:GO ! Тут я продолжил отыгрывать роль якоря, а друг удивлял соперников своим скиллом, играя как нападающий. Это был самый приятный опыт: был хороший капитан и достаточно взрослый тренер, а с другом сыгрался я до такой степени, что понимали друг от друга без слов. Закончилось все на 3 курсе, когда тренировки стали сильно мешать работе и учебе. Но я ни в коем случае не жалею потраченного времени.
Также в 2019 я собрал команду в новой, перспективную по моему мнению, игру Rainbow Six Siege (не прогадал ). Там я уже выступал в роли капитана, но в силу времени дальше небольших турниров ничего не зашло.
Сейчас я не планирую новых попыток ворваться в киберспорт. Но ощущения остались крайне положительные. Я искренне рад, что такая необычная спортивная дисциплина смогла ворваться в жизни обычных людей, завлекая их сильнее, чем традиционные виды спорта.
Итог
Киберспорт - это интересно, модно и весело. Как и в любом виде спорта тут очень важен опыт, а также личные таланты и качества. Быть киберспортсменом - это сложная, изнуряющая, вредная и крайне нестабильная работа. Но при всех минусах киберспорт дал дорогу многим молодым талантам, сделав их кумирами миллионов.
Если вы с огнем в глазах смотрите на молодых звезд про-сцены - тренируйтесь и становитесь лучшим ! Главное подумайте насколько вы хотите потратить пару лет своей жизни на прокачивание своих нигде неприменимых навыков и насколько далеко вы готовы зайти. Но помните, ваш опыт определенно будет того стоить )
Я очень советую посмотреть все ролики в посте, а от себя добавлю видео с эмоциями во время турнира(как пример наши играли против игроков из Дании)
Наиграл более 1000 часов в CS:GO, скилл был, а теперь всё забыл.
Классная статья! Немножко поностальгирую.
Играл в Доту с 2006 года, с 2008+ начал врываться на локальные питерские чемпы (в основном ночные 3х3 миксы). Тогда, конечно, все было по-другому :) in-house лиги по инвайтам с IRC ботами, никаких реконнектов если кто-то ливал/дропался, good game client и компьютерные клубы с сомнительным уровнем комфорта, first blood на pgg. Отчетливо помню, как 4 человека должны были поехать жить и тренироваться в Китай, и искали любого +1, кто хоть как-то мог играть и имел загранпаспорт.
Весь призовой фонд на самом топовом турнире в РФ от ASUSа был в районе 200к рублей (120к за первое место, вроде как). Дальше, конечно, все разогналось с выходом Dota 2, но я уже бросил играть.
А те, с кем тогда гонял в дотку (из самых знаменитых про игроков хорошо общался с God'ом и Сантой), даже съездили на The International в первые годы.
Как всегда, вкачусь в топик со своим любимым сетевым VR-шутером -
В режиме defusal все в принципе точно так же как и в CS GO, помимо необходимости целиться по-настоящему и поворачивать всем телом, но есть забавные особенности:
Ха ха =) Профессиональные игроки в старкрафт были к этому моменту уже более 10 лет ;)
Классная статья!
У меня родители в молодости играли очень круто в варкрафт третий и ред алерт второй, даже призовые места в городе занимали. Отец ещё потом вошёл в top-100 игроков в мире по Supreme Commander. Всегда завидовал их крутизне и очень огорчался, когда в детстве играл против них.
А сейчас заманил отца во второй Старкрафт и мы стабильно несколько раз в неделю играем ладдер 2х2. Двойной профит - постоянный крутой напарник, плюс мы мимоходом общаемся столько, сколько не общались наверное со времён, когда я ещё жил с родителями. Очень душевно получилось.
Ну и да, игра в команде - это очень крутой опыт. Особенно если умеете это делать конструктивно.
Спасибо за статью, иногда сам подумываю в киберспорт, но играю я хреново, потому есть пока только мысли попробовать стать менеджером какой нибудь команды или попытаться к турнирным операторам
Охо-хо, "в 2013 году о киберспорте мало кто думал"
Сейчас набегут олдфаги и расскажут про CS 1.6, quake 3 и QuakeCon2002 ("Леха, давай!") и WCG (это лет за 10 до 2013-го), а кто нибудь наверняка вспомнит, как Кармак свою красную Феррари в качестве приза выставлял :)
Тоже вспомнилось когда учился в универе - как пришел в компьютерный клуб на ночь , а там оказывается чемпионат по StarCraft:Brood War и разыгрывается ящик пивчанского:). Ну и я думаю - зря что ли в него столько лет по модему играл на battle.net , в итоге то ящик был роздан там же друзьям для празднования победы после победы😂.
Но главное как пишут - киберспорт это эмоции. Остальное вторично)
"Это был далекий 2013 год, и тогда о киберспорте в CS мало кто думал. На то время были только турниры в компьютерных клубах, и то только по знакомству за пивко. Стоит сказать, что профессиональные команды играли свои профессиональные турниры, но это было достаточно вяло и абсолютно не пользовалось популярностью"
Не сказал бы что было вяло, скорее был некоторый спад популярности. Так то все это хорошо развивалось уже в нулевые. И международные турниры были, и призовые, и стримы. А 1.6 или cs:go разницы особой нет).
Я просто оставлю это здесь):
Слушайте, а игроки прям как на видео видят друг друга с вот этой подсветкой желтой и красная вокруг персонажа? Или это просто для зрителей упрощают восприятие происходящего?
Кстати прямо сейчас проходит Minor по CS:GO в Кёльне, https://www.hltv.org/events/5469/iem-cologne-2021
Я вкатывался в развитие киберспорта в России еще в 1999 году. Был у меня сайт zone.ru, на тот момент входил в Топ-5 игровых сайтов России. Хостил quake.mtu.ru и был организатором Московской Team Fortress лиги. Сам тоже активно играл в Quake/Team Fortress, потом перешел на CS 1.6.
Помню, выиграли какой-то местечковый турнир в клубе будучи студентами (за счет тактики и стратегии), посмотрели вокруг и поняли, что вокруг одна школота, забившая на школу.
Вообщем, профессиональный игровой спорт требует огромного количества времени, проведенного за компьютером и очень маленький процент игроков выходят на адекватный уровень. И чтобы поддерживать высокий уровень, они вынуждены играть еще больше.
Так что ребята, лучше не занимайтесь этим делом, здоровья в киберспорте нет, один толко туннельный синдром.
Камон, статистика говорит об обратном :) КС:ГО самая популярная игра в стиме до сих пор, по вечерам катаем с друзьями, онлайн 400-700к постоянно
Не в обиду автору, но, мне кажется, вы свое представление выдаете за истину.
КС ГО сейчас как никогда популярна. И как игра и как киберспорт. На карантине она вообще пробила миллион единовременного онлайна.
А профессиональные катки привлекают по полмиллиона зрителей на Твиче. И это при условии, что турики идут один за одним.