Вступление
Привет, Клуб! Пишу вам из уютного светлого офиса, глядя в окошко на вращающуюся Землю.
В этой статье хочу рассказать вам о своем опыте повседневной работы в VR. В среднем, в шлеме виртуальной реальности я провожу около четырех часов в день, но со временем планирую увеличить это время часов до пяти-шести, после того, как решу оставшиеся проблемы.
В Клубе уже делились впечатлением от подобного сетапа, но за полтора года технологии неплохо шагнули вперед и значительная часть проблем решилась.
Статья будет состоять из нескольких частей:
- Зачем? - расскажу о своей мотивации перехода в VR-офис
- Как? - расскажу о программном и аппаратном сетапе
- Проблемы - расскажу о решенных и нерешенных трудностях, с которыми столкнулся
Зачем?
Потому что киберпунк же!
А если серьезно, то это оказалось удобным способом получить мультимониторную конфигурацию в условиях вынужденного (и, надеюсь, временного) переезда в другую страну.
Изначально мне просто было интересно попробовать. В конце прошлого года я прочитал вот эту вот статью от энтузиаста, купил Oculus Quest 2 за не самые большие деньги, поигрался пару дней... и убрал его в шкаф. Дома у меня был удобный стол и стул, два больших монитора на кронштейнах, всё собрано под меня любимого. Так что дублирование этой среды в VR не несло в себе дополнительной ценности, но добавляло ряд неудобств - без очков для зрения все было размыто, а поверх очков шлем сильно давил, стандартный крепеж для головы постоянно сползал, не было видно клавиатуру и кружку с водой, приходилось постоянно переключаться в режим "сквозной камеры".
Всё поменялось при подготовке переезда в Армению. Мониторы с собой брать было неудобно, системник - тоже. Так что в качестве основной рабочей станции я собирался взять небольшой 14-дюймовый ноутбук. Ломать об маленький дисплей глаза мне не очень хотелось, и я закинул в рюкзак VR-шлем, решив дать ему второй шанс. В итоге, после определенной притирки, я получил довольно удобное (хоть и с рядом ограничений) окружение, в котором нормально получается работать.
Как?
Аппаратная конфигурация выглядит так:
- Рабочая станция: ноутбук Acer Swift 3
- VR-шлем: Oculus Quest 2. Заявленное разрешение на глаз 1832×1920. На мой субъективный взгляд этого хватает для работы с текстом, например кодинга. Но любителям Retina, думаю, будет больно.
- Апгрейды к шлему:
Программная конфигурация:
- На ноутбуке стоит Manjaro Linux
- В качестве рабочей среды используется приложение Immersed
Насколько я могу судить, Immersed сейчас наиболее прокачано для работы в VR. У команды большой чат в Discord, они активно помогают пользователям. У сервиса подписочная модель, бесплатный план даёт базовые фичи, а подписка - дополнительные окружения, большее количество виртуальных мониторов и возможность коллаборации, когда несколько человек работают в одной виртуальной комнате.
При этом, на Linux функционала виртуальных мониторов (и их менеджмента) нет, что скорее плюс - с помощью xrandr и такой-то матери можно нагенерить себе нужную конфигурацию даже на бесплатном плане.
Плюс, у Immersed есть виртуальная камера, которая позволяет транслировать не мою глупую башку со шлемом, смотрящую в никуда, а симпатичного виртуального аватара, но я этой фичей не пользуюсь и сижу как сыч с выключенной камерой (ну или снимаю шлем, когда она таки нужна).
Проблемы и решения
Стоковый шлем невозможно долго носить (особенно с очками)
Решилось эргономичным креплением для головы и линзами. Линзы пришли мне сильно позже, так что какое-то время я пользовался кастомным креплением с очками для зрения, и это тоже было сильно лучше, чем в стоке. Субъективно, крепление дало 75% от итогового комфорта и линзы еще 25%
В шлеме не видно что стоит на столе, я не попадаю по клавиатуре и боюсь опрокинуть кружку
Ребята из Immersed где-то месяц назад зарелизили такую киллер-фичу, как "Порталы". Это, натурально, порталы в реальный мир, области в поле зрения, в которые через камеры шлема транслируется реальный мир. Камеры, конечно паршивые, но для позиционирования рук на клавитуре и понимания, где стоит кружка с водой - этого более чем достаточно. На фото и видео изнутри VR они показываются просто как черный квадрат и круг, так что продемонстрировать оказалось сложно.
Серьезный лаг при работе в VR
Immersed очень чувствителен к каналу между шлемом и рабочей станцией, другие приложения, думаю, тоже. Идеальным вариантом будет поднять на компьютере hotspot и коннектиться шлемом к нему. Ну либо иметь хороший 5GHz wi-fi роутер в прямой видимости шлема и станции. У меня, к сожалению, роутер находится за капитальной стеной, поэтому пришлось покупать второй wi-fi адаптер и настраивать точку доступа на ноуте. В итоге latency редко превышает 5 ms. В быстрые игры не поиграть, но для работы вполне приемлемо. FPS в шлеме - обычно 60-80, тоже вполне вменяемо.
Шлем быстро разряжается
Эту проблему я еще не решил. Есть крепления на голову со слотом под дополнительный аккумулятор, но я скорее всего просто возьму powerbank и не буду париться. Сейчас одного заряда хватает где-то на 2-2.5 часа работы, так что я работаю одну сессию до обеда, потом гдето за час-полтора шлем заряжается и получается поработать еще пару часов.
С другой стороны, чтобы не сильно нагружать шею и давать подышать лицу, многие как раз и советуют делать перерывы каждые два часа.
Рабочая станция сильно тормозит и нагружает процессор
Опытным путем выяснил, что это происходит в моменты сильной загрузки канала между шлемом и ноутбуком. В целом, проблема ушла после того, как я поставил отдельный wi-fi адаптер.
Глаза устают
Первое время была такая история, но где-то за неделю глаза привыкли и теперь не замечаю такой проблемы. Думаю, организм нормально привыкает.
Шлем мешает пить из кружки/бутылки
Трубочка решает. :)
Заключение
По офису при желании можно даже погулять
Способен ли VR-шлем заменить сет больших мониторов? На мой взгляд, пока нет, всё еще слишком низкое разрешение.
Но если нет возможности организовать себе такой сет в силу каких-то ограничений (мало места, нужна высокая мобильность и т.д.) - то VR является вполне жизнеспособным вариантом. Требования к железу невысоки, главное - хорошая сеть. Вокруг VR-шлемов сложился большой рынок аксессуаров, так что эргономику всегда можно подтюнить под себя.
😱 Комментарий удален модератором...
У меня были HTC Vive и Quest 2 для игр, но текст там читать и правда некомфортно. Всё ждал пока разрешение в очках выйдет на следующий уровень, чтобы зерно было не так заметно.
И вот сейчас есть на рынке очки Pimax 8K, где почти 4К на глаз. Они уже новую версию готовят с бОльшим разрешением. Думаю киберпанк офис неизбежен и уже близко. Интересно было бы потестить в таких очках
@strangeman, привет!
Прошел почти год с публикации твоего поста.
Поменялось ли твое мнение на счет работы в VR?
Может быть на основе полученого опыта есть какие-то важные особенности которые нужно учесть при организации такого рабочего места?
Из интересных заметок по производительности - скилл слепой печати растет прямо на глазах, порталы помогают спозиционировать руки, но т.к. разрешение камер слабое, все равно печатать приходится более-менее вслепую. В итоге и мышечная память нарабатывается, и в крайнем случае все равно подглянуть на клавиатуру несложно.
Плюс сильно активнее стал пользоваться горячими клавишами, таскать мышку по этим гигантским виртуальным экранам менее удобно, чем по реальным.
Прочитал заголовок и с предвкушением "ща буду душнить в комментариях" открыл, но чет после прочтения передумал. Все по делу :)
Вопрос остался: как работа с текстом? какой размер шрифта? Как много текста влезает на экран? У меня есть HTC Vive и там вроде как тоже что то около fullHD на глаз и я в нем играю... Но когда игра показывает мне какой то текст - я страдаю. При том, что в обычной жизни хожу без очков и особо на зрение не жалуюсь. Попробую найти время и расковырять Immersed, но если получиться ответить раньше - будет круто. Спасибо.
В пандемию я тоже какое-то время работал в шлеме на орбите Земли, почти все ок, кроме того, что после работы у тебя на лице полубублик от маски/нагрева
А как ты работаешь с консолью, IDE?
Текст же не видно почти ((
После прочтения пары похожих статей, купил Quest 2, со всеми допами, поигрался неделю, понял, что пока оно не жизнеспособно.
Стоит без дела.
Очень круто, спасибо за рассказ.
По поводу "Порталов" - не пробовал режим Passthrough https://support.oculus.com/articles/in-vr-experiences/oculus-features/what-is-passthrough/ ? Вроде должен делать что-то подобное.
В следующий раз можно пробовать , когда шлем будет иметь следующие характеристики:
Без серой пелены IPS панелей.
В других случаях вам будет некомфортно физически, неиммерсивно и время от времени укачивать.
Средняя комфортная сессия казуального юзера VR - от 20 до 40 минут.
А поделись еще не цифирками, а субъективным опытом иммерсивности? На сколько вообще чувствуешь себя джедаем на орбите? Хочется ли больше работать/вжиться в роль? Можно ли использовать это как инструмент в момент прокарстинации/лени?
блин, да это же как сет ап детектива из heavy rain!
Интересный опыт!
Сам мечтаю попробовать поработать в VR.
Расскажи пожалуйста немного про линзы. Как быстро изготавливаются, как долго пришлось ждать доставки? Очень хочу заказать, но побаиваюсь.
Кстати, в окулусе была экспериментальная поддержка клавиатуры Logitech K830. Основная фича: гарнитура автоматически трекает положение клавы, выводит ее модельку, и вроде отображает руки - то ли виртуальные, то ли силуэты прям с камеры берет. Сомнительно, конечно, но может помочь тем, кому лень прокачивать слепую печать. Ну и как задел на будущее: есть возможности для улучшения ПО и расширения поддерживаемых продуктов.
Кек, я тоже в Армению с Квестом приехал :) Попробовал почти тоже самое, отличие ток в том что у меня старый эйр с убунтой, на удивление тянет нормально, но лично у меня глаза все таки устают и разрешения не хватает, так что только для игр использую пока.
Спасибо за обзор! Сам около месяца назад брал на прокат Quest 2 чтобы попробовать именно юзкейс работы в VR. Подключал шлем и ноут к 5 Ггц wi-fi роутеру, который стоял за стеной. Видимо поэтому у меня были лаги такие, что было невозможно пользоваться. А какая у тебя видеокарта в ноутбуке? Я думал, что тормоза из-за карты в том числе.
Есть же еще AirLink и его виртуальный десктоп. Там, вроде бы не виратуальные мониторы, а именно окна развешиваешь вокруг себя. Вот только AirLink у меня не запустился из-за несовместимой видюхи.
В immersed мне показались шрифты в Telegram и Outlook размытыми. Не выдержал бы долго в таком режиме читать.
По ощущениям, следующее поколение шлемов уже будет вполне юзабельно для комфортной работы в них хотя бы в течение часов четырех.
Я раз 5 пробовал работать в Immersed и во всем экспириенсе есть одна проблема - это интерфейс управления виртуальным пространством!
Джойстиками не удобно работать, да и глупо. На текущий момент есть только клавиатура, но нужно иметь хорошую раскладку и интеграцию для управления примерно как у Simula VR:
Возможно, что в будущем появится интерфейс на основе трекбола и OpenBCI. Это будет прорыв.
Супер-пупер хай левел, это конечно, чтение сигналов из мозга, но тут уже встает этический вопрос и не каждый готов к этому.
А не хреновато ли это для глаз? При обычной работе мы же все-таки переводим глаза на разные предметы от монитора, а тут считай 2 часа на расстоянии нескольких сантиметров от светящегося в тебя экрана проводишь без продыху.
Или это все не страшно и из области суждений «не сиди долго за компуктером, кинескоп посадишь»?
мне для полного погружения с таким сетапом не хватило перенести клавиатуру и мышь на вращающееся офисное кресло
а проблема с питанием решается пауэрбанком и проводом
круто, спасибо за историю.
я думаю на перманентом рабочем месте пока 2 монитора выигрывают, но как только начинаются переезды (или работа у клиента итд) имеет смысл. спасибо!
Quest 2 нормально работает с подключенным питанием. Я, когда забываю зарядить заранее, подключаю длиным кабелем. В тенис не поиграешь, но во flight simulators все ок.
Тоже тестил сетап с окулусом2.
Кроме выше сказанных минусов (с которыми можно смириться) - -батарея на 2 часов,
-заметно неидеальный трекинг рук - т.е. выбивает из флоу взаимодействия с UX
-разрешение экранов
Выбило в итоге меня тело. Шея сказала: нет дружок, ты эту штуку носить не будешь. ХЗ что там было, смещение или протрузия, "встало на место" через пару недель и с тех пор не возникало.
пс. возможно - старые травмы, и это чисто мой юзкейс
А вот такое устройство Spacetop никто не пробовал? Ноутук вообще продается без монитора, в комплекте сразу очки для VR-мониторов
@gleb-ya ну что, подождем Apple Vision Pro?