Вступление
Привет, Клуб! Пишу вам из уютного светлого офиса, глядя в окошко на вращающуюся Землю.
В этой статье хочу рассказать вам о своем опыте повседневной работы в VR. В среднем, в шлеме виртуальной реальности я провожу около четырех часов в день, но со временем планирую увеличить это время часов до пяти-шести, после того, как решу оставшиеся проблемы.
В Клубе уже делились впечатлением от подобного сетапа, но за полтора года технологии неплохо шагнули вперед и значительная часть проблем решилась.
Статья будет состоять из нескольких частей:
- Зачем? - расскажу о своей мотивации перехода в VR-офис
- Как? - расскажу о программном и аппаратном сетапе
- Проблемы - расскажу о решенных и нерешенных трудностях, с которыми столкнулся
Зачем?
Потому что киберпунк же!
А если серьезно, то это оказалось удобным способом получить мультимониторную конфигурацию в условиях вынужденного (и, надеюсь, временного) переезда в другую страну.
Изначально мне просто было интересно попробовать. В конце прошлого года я прочитал вот эту вот статью от энтузиаста, купил Oculus Quest 2 за не самые большие деньги, поигрался пару дней... и убрал его в шкаф. Дома у меня был удобный стол и стул, два больших монитора на кронштейнах, всё собрано под меня любимого. Так что дублирование этой среды в VR не несло в себе дополнительной ценности, но добавляло ряд неудобств - без очков для зрения все было размыто, а поверх очков шлем сильно давил, стандартный крепеж для головы постоянно сползал, не было видно клавиатуру и кружку с водой, приходилось постоянно переключаться в режим "сквозной камеры".
Всё поменялось при подготовке переезда в Армению. Мониторы с собой брать было неудобно, системник - тоже. Так что в качестве основной рабочей станции я собирался взять небольшой 14-дюймовый ноутбук. Ломать об маленький дисплей глаза мне не очень хотелось, и я закинул в рюкзак VR-шлем, решив дать ему второй шанс. В итоге, после определенной притирки, я получил довольно удобное (хоть и с рядом ограничений) окружение, в котором нормально получается работать.
Как?
Аппаратная конфигурация выглядит так:
- Рабочая станция: ноутбук Acer Swift 3
- VR-шлем: Oculus Quest 2. Заявленное разрешение на глаз 1832×1920. На мой субъективный взгляд этого хватает для работы с текстом, например кодинга. Но любителям Retina, думаю, будет больно.
- Апгрейды к шлему:
Программная конфигурация:
- На ноутбуке стоит Manjaro Linux
- В качестве рабочей среды используется приложение Immersed
Насколько я могу судить, Immersed сейчас наиболее прокачано для работы в VR. У команды большой чат в Discord, они активно помогают пользователям. У сервиса подписочная модель, бесплатный план даёт базовые фичи, а подписка - дополнительные окружения, большее количество виртуальных мониторов и возможность коллаборации, когда несколько человек работают в одной виртуальной комнате.
При этом, на Linux функционала виртуальных мониторов (и их менеджмента) нет, что скорее плюс - с помощью xrandr и такой-то матери можно нагенерить себе нужную конфигурацию даже на бесплатном плане.
Плюс, у Immersed есть виртуальная камера, которая позволяет транслировать не мою глупую башку со шлемом, смотрящую в никуда, а симпатичного виртуального аватара, но я этой фичей не пользуюсь и сижу как сыч с выключенной камерой (ну или снимаю шлем, когда она таки нужна).
Проблемы и решения
Стоковый шлем невозможно долго носить (особенно с очками)
Решилось эргономичным креплением для головы и линзами. Линзы пришли мне сильно позже, так что какое-то время я пользовался кастомным креплением с очками для зрения, и это тоже было сильно лучше, чем в стоке. Субъективно, крепление дало 75% от итогового комфорта и линзы еще 25%
В шлеме не видно что стоит на столе, я не попадаю по клавиатуре и боюсь опрокинуть кружку
Ребята из Immersed где-то месяц назад зарелизили такую киллер-фичу, как "Порталы". Это, натурально, порталы в реальный мир, области в поле зрения, в которые через камеры шлема транслируется реальный мир. Камеры, конечно паршивые, но для позиционирования рук на клавитуре и понимания, где стоит кружка с водой - этого более чем достаточно. На фото и видео изнутри VR они показываются просто как черный квадрат и круг, так что продемонстрировать оказалось сложно.
Серьезный лаг при работе в VR
Immersed очень чувствителен к каналу между шлемом и рабочей станцией, другие приложения, думаю, тоже. Идеальным вариантом будет поднять на компьютере hotspot и коннектиться шлемом к нему. Ну либо иметь хороший 5GHz wi-fi роутер в прямой видимости шлема и станции. У меня, к сожалению, роутер находится за капитальной стеной, поэтому пришлось покупать второй wi-fi адаптер и настраивать точку доступа на ноуте. В итоге latency редко превышает 5 ms. В быстрые игры не поиграть, но для работы вполне приемлемо. FPS в шлеме - обычно 60-80, тоже вполне вменяемо.
Шлем быстро разряжается
Эту проблему я еще не решил. Есть крепления на голову со слотом под дополнительный аккумулятор, но я скорее всего просто возьму powerbank и не буду париться. Сейчас одного заряда хватает где-то на 2-2.5 часа работы, так что я работаю одну сессию до обеда, потом гдето за час-полтора шлем заряжается и получается поработать еще пару часов.
С другой стороны, чтобы не сильно нагружать шею и давать подышать лицу, многие как раз и советуют делать перерывы каждые два часа.
Рабочая станция сильно тормозит и нагружает процессор
Опытным путем выяснил, что это происходит в моменты сильной загрузки канала между шлемом и ноутбуком. В целом, проблема ушла после того, как я поставил отдельный wi-fi адаптер.
Глаза устают
Первое время была такая история, но где-то за неделю глаза привыкли и теперь не замечаю такой проблемы. Думаю, организм нормально привыкает.
Шлем мешает пить из кружки/бутылки
Трубочка решает. :)
Заключение
По офису при желании можно даже погулять
Способен ли VR-шлем заменить сет больших мониторов? На мой взгляд, пока нет, всё еще слишком низкое разрешение.
Но если нет возможности организовать себе такой сет в силу каких-то ограничений (мало места, нужна высокая мобильность и т.д.) - то VR является вполне жизнеспособным вариантом. Требования к железу невысоки, главное - хорошая сеть. Вокруг VR-шлемов сложился большой рынок аксессуаров, так что эргономику всегда можно подтюнить под себя.
Очень круто, спасибо за рассказ.
По поводу "Порталов" - не пробовал режим Passthrough https://support.oculus.com/articles/in-vr-experiences/oculus-features/what-is-passthrough/ ? Вроде должен делать что-то подобное.
Из интересных заметок по производительности - скилл слепой печати растет прямо на глазах, порталы помогают спозиционировать руки, но т.к. разрешение камер слабое, все равно печатать приходится более-менее вслепую. В итоге и мышечная память нарабатывается, и в крайнем случае все равно подглянуть на клавиатуру несложно.
Плюс сильно активнее стал пользоваться горячими клавишами, таскать мышку по этим гигантским виртуальным экранам менее удобно, чем по реальным.
А не хреновато ли это для глаз? При обычной работе мы же все-таки переводим глаза на разные предметы от монитора, а тут считай 2 часа на расстоянии нескольких сантиметров от светящегося в тебя экрана проводишь без продыху.
Или это все не страшно и из области суждений «не сиди долго за компуктером, кинескоп посадишь»?
Интересный опыт!
Сам мечтаю попробовать поработать в VR.
Расскажи пожалуйста немного про линзы. Как быстро изготавливаются, как долго пришлось ждать доставки? Очень хочу заказать, но побаиваюсь.
Кстати, в окулусе была экспериментальная поддержка клавиатуры Logitech K830. Основная фича: гарнитура автоматически трекает положение клавы, выводит ее модельку, и вроде отображает руки - то ли виртуальные, то ли силуэты прям с камеры берет. Сомнительно, конечно, но может помочь тем, кому лень прокачивать слепую печать. Ну и как задел на будущее: есть возможности для улучшения ПО и расширения поддерживаемых продуктов.
Прочитал заголовок и с предвкушением "ща буду душнить в комментариях" открыл, но чет после прочтения передумал. Все по делу :)
Вопрос остался: как работа с текстом? какой размер шрифта? Как много текста влезает на экран? У меня есть HTC Vive и там вроде как тоже что то около fullHD на глаз и я в нем играю... Но когда игра показывает мне какой то текст - я страдаю. При том, что в обычной жизни хожу без очков и особо на зрение не жалуюсь. Попробую найти время и расковырять Immersed, но если получиться ответить раньше - будет круто. Спасибо.
😱 Комментарий удален модератором...
В следующий раз можно пробовать , когда шлем будет иметь следующие характеристики:
Без серой пелены IPS панелей.
В других случаях вам будет некомфортно физически, неиммерсивно и время от времени укачивать.
Средняя комфортная сессия казуального юзера VR - от 20 до 40 минут.
У меня были HTC Vive и Quest 2 для игр, но текст там читать и правда некомфортно. Всё ждал пока разрешение в очках выйдет на следующий уровень, чтобы зерно было не так заметно.
И вот сейчас есть на рынке очки Pimax 8K, где почти 4К на глаз. Они уже новую версию готовят с бОльшим разрешением. Думаю киберпанк офис неизбежен и уже близко. Интересно было бы потестить в таких очках
мне для полного погружения с таким сетапом не хватило перенести клавиатуру и мышь на вращающееся офисное кресло
а проблема с питанием решается пауэрбанком и проводом
круто, спасибо за историю.
я думаю на перманентом рабочем месте пока 2 монитора выигрывают, но как только начинаются переезды (или работа у клиента итд) имеет смысл. спасибо!
Quest 2 нормально работает с подключенным питанием. Я, когда забываю зарядить заранее, подключаю длиным кабелем. В тенис не поиграешь, но во flight simulators все ок.
В пандемию я тоже какое-то время работал в шлеме на орбите Земли, почти все ок, кроме того, что после работы у тебя на лице полубублик от маски/нагрева
А поделись еще не цифирками, а субъективным опытом иммерсивности? На сколько вообще чувствуешь себя джедаем на орбите? Хочется ли больше работать/вжиться в роль? Можно ли использовать это как инструмент в момент прокарстинации/лени?
блин, да это же как сет ап детектива из heavy rain!
Кек, я тоже в Армению с Квестом приехал :) Попробовал почти тоже самое, отличие ток в том что у меня старый эйр с убунтой, на удивление тянет нормально, но лично у меня глаза все таки устают и разрешения не хватает, так что только для игр использую пока.
Спасибо за обзор! Сам около месяца назад брал на прокат Quest 2 чтобы попробовать именно юзкейс работы в VR. Подключал шлем и ноут к 5 Ггц wi-fi роутеру, который стоял за стеной. Видимо поэтому у меня были лаги такие, что было невозможно пользоваться. А какая у тебя видеокарта в ноутбуке? Я думал, что тормоза из-за карты в том числе.
Есть же еще AirLink и его виртуальный десктоп. Там, вроде бы не виратуальные мониторы, а именно окна развешиваешь вокруг себя. Вот только AirLink у меня не запустился из-за несовместимой видюхи.
В immersed мне показались шрифты в Telegram и Outlook размытыми. Не выдержал бы долго в таком режиме читать.
По ощущениям, следующее поколение шлемов уже будет вполне юзабельно для комфортной работы в них хотя бы в течение часов четырех.
А как ты работаешь с консолью, IDE?
Текст же не видно почти ((
После прочтения пары похожих статей, купил Quest 2, со всеми допами, поигрался неделю, понял, что пока оно не жизнеспособно.
Стоит без дела.
Я раз 5 пробовал работать в Immersed и во всем экспириенсе есть одна проблема - это интерфейс управления виртуальным пространством!
Джойстиками не удобно работать, да и глупо. На текущий момент есть только клавиатура, но нужно иметь хорошую раскладку и интеграцию для управления примерно как у Simula VR:
Возможно, что в будущем появится интерфейс на основе трекбола и OpenBCI. Это будет прорыв.
Супер-пупер хай левел, это конечно, чтение сигналов из мозга, но тут уже встает этический вопрос и не каждый готов к этому.
Тоже тестил сетап с окулусом2.
Кроме выше сказанных минусов (с которыми можно смириться) - -батарея на 2 часов,
-заметно неидеальный трекинг рук - т.е. выбивает из флоу взаимодействия с UX
-разрешение экранов
Выбило в итоге меня тело. Шея сказала: нет дружок, ты эту штуку носить не будешь. ХЗ что там было, смещение или протрузия, "встало на место" через пару недель и с тех пор не возникало.
пс. возможно - старые травмы, и это чисто мой юзкейс
@strangeman, привет!
Прошел почти год с публикации твоего поста.
Поменялось ли твое мнение на счет работы в VR?
Может быть на основе полученого опыта есть какие-то важные особенности которые нужно учесть при организации такого рабочего места?
А вот такое устройство Spacetop никто не пробовал? Ноутук вообще продается без монитора, в комплекте сразу очки для VR-мониторов
@gleb-ya ну что, подождем Apple Vision Pro?