Привет, олимпийский ! Прошло уже почти 2 года с моего прошлого поста о симрейсинге Что такое симрейсинг 🏎️. Многие из вас заинтересовались темой, так что тут мы подробно поговорим о виртуальном автоспорте.
Зачем вообще всё это
Как мы и сказали в прошлой статье
Автоспорт - это круто, адреналиново и пахнет бензином. Но автоспорт - это еще и крайне дорого.
Симрейсинг сможет дать вашему внутреннему гонщику те самые знания и ощущения работы с автомобилем, которых так не хватает при езде в городе.
Если вы все же решили попробовать себя в виртуальном автоспорте - сформулируйте главную цель вашего нового хобби. Это могут быть просто покатушки ради адреналина, а может вы хотите научиться управлять автомобилем на пределе, или выиграть онлайн-чемпионат. От этого будет зависеть как сам симулятор, так и степень вашей технической и теоретической подготовки.
Тут мы с вами пробежимся по всему, что нужно знать молодому симрейсеру.
Выбираем периферию
В прошлом посте я уже затрагивал вопрос периферии. Поэтому посмотрим эту главу в виде более подробного экскурса, основанного на моем опыте и опыте моих камрадов. В конец будет небольшой FAQ.
ПК или консоль
На пк больше настроек, более серьезные симуляторы, больше подходящих модификаций для периферии. Например кастомный ручной тормоз можно воткнуть в usb-порт,а вот с консолью так не получится.
Но на первое время консоль подойдет, главное выбрать совместимую базу - в объявлении это обязательно написано.
Если у вас консоль, то главное понять, что вся дополнительная периферия подключается в базу, а база в консоль. Значит подойдут только педали/кпп/ручной тормоз от базы. Это важно
Logitech
"Топ за свои деньги". Самые простые и утилитарные рули. Модели для рассмотрения g29, g920, g923. G27 уже слишком старый и вы его в магазине не найдете.
Во всех этих рулях одна и та же технология привода через зубья. Технология топорная, древняя, шумная и достаточно спорная по ощущениям. Зато эти рули самые дешевые, и за счет своей простоты - самые неприхотливые и надежные. Сам являлся обладателем G29 - прекрасный аппарат, который не страшно и не жалко сломать.
Комплектаций с 2-я педалями по-моему у Logitech нет, и это хорошо, педали подключаются в базу.
Селекторная кпп дешевая и простая, вся сделана из пластика, подключается в базу.
Момент усилия на всех рулях около 2 Н·м.
Также на рынке куча всяких модов, переходников и тюнинга. Можно будет сделать мега-супер-руль.
Как первый руль - хороший и дешевый выбор. Самый дешевый сетап из руль+3 педали+кпп.
Thrustmaster
Великий и ужасный "хрустмастер" Круче, приятнее, дороже чем Logitech. Все модели имеют более интересный и совершенный привод из зубчиков + ремень.
Модель t150 самая простая и идет с 2-я педалями. t150 pro тоже самое, но с 3-я педалями. База на 2.5 Н·м момента.
t300 народный руль, идет с 3-я педалями. Есть версии с рулем из алькантары. База на 4 Н·м момента.
Есть базы t500, ts-pc, ts-xw, t-gt, но все эти базы дороже, менее популярны и спорны по качеству, так что про них ничег не скажу.
Кпп th8a имеет H-паттерн из семи передач + задняя (7+R), датчики холла, вся стальная и неубиваемая, подключается к базе и имеет переходник на usb для подключения к ПК, имеет в комплекте модификацию для изменения режима работы на секвентальную. Кпп офигенное, но достаточно дорогое.
Педали t3pa, которые идут в комплекте к рулю - говно на потенциометрах. Имеют очень слабые по нажатию пружины. Если не нравится газ - надо поменять пружины газа и сцепления местами. Лечится заменой пружин на кастомные или через spring/break mod. Сам себе я выбрал вот такое решение
Педали t3pm. Нормальная версия t3pa с датчиками холла и более-менее нормальными пружинами. Но в комплекте к рулю они не идут и их надо докупать.
Педали t-lcm. Крутые педали с датчиками холла, имеют load cell, имеют нормальные пружины. Крутые педали за более менее приличные деньги. Этот вариант для продвинутых симрейсеров.
SQ кпп/ручник tss. Палка на датчиках холла, которая ходит взад вперед. Работает как секвентальная кпп, или как ручной тормоз. Со стоимостью перебор, так как есть куча кастомных ручников, которые работают также, а стоят в 5 раз дешевле.
Из известных болячек - базы шумят, греются, зубчики стираются, ремень растягивается.
Мой выбор и выбор народа: t300 + t3pa + th8a. Круто рулится, передачи классно переключаются, стоит все еще вменяемых денег. Но база имеет болячки, а базовые педали t3pa - говно, которое надо колхозить
Fanatec
Лига "премиальных" рулей. Очень много всего разного под разные задачи. Поговорим только о самом популярном. И сразу оговоримся о том, что fanatec в России не продается - придется тащить из-за границы или искать магазины, которые везут. Также во всех этих крутых рулях я мало понимаю, так что стоит максимально смотреть и читать о них на стороне. На стол уже не поставить - нужен кокпит.
clubsport 2.5. Лучший ременной привод, thrustmaster рядом не стоял. Но его больше не продают. Если найдете на складах или приличное бу - берите, реально крутая база.
csl dd 5/8 Н·м. Самый дешевый вариант direct-drive базы. Это значит что момент на руль идет не через ремень, а напрямую через мотор. Есть дешман бандл. Неплохой вариант, но есть болячки, о них можно почитать в инете
podium dd1/dd2. Более серьезные базы, также есть бандлы
Все остальное - надо изучить самим. Сборка делает в зависимости от задач. Например для формулы 1 нужен штурвал, но хватит 2-х педалей. А вот для ралли нужен раллийный руль и 3 педали.
Все педали классные, есть модификации от самого фанатека.
sq shifter очень достойная кпп. Может работать как поисковая кпп, и как секвенталка. По моему опыту - ощущения даже лучше чем на th8a.
НО в последнее время все чаще слышу, что fanatec очень стал делать очень ненадежные продукты. В базах гуляет вал, быстросъем люфтит, базы может стать "кирпичом" после обновления прошивки. За последний год много камрадов перешли с рулей fanatec на аналоги.
Самые популярные рули для профессионального симрейсинга. Дорого. В России не продаются. Есть вопросы с надежностью.
Simagic, Simcube, Moza
В последние годы появились неплохие альтернативы фанатеку.
Simagic - китайский конкурент фанатеку. Звучит страшно, но на практике имеем хорошие базы, периферию и отсутствие повальных проблем с надежностью.
В прошлом году мы с ребятами собрали 2 кокпита для тренировок на Simagic и не ошиблись. Базы терпят и никаких критичных претензий нет. На фото ниже наша сборка.
Simcube - тоже конкурент fanatec. Не очень популярный, из-за чего инфы мало. Но вроде повальных жалоб нет, при желании можно изучить.
Moza - новичок на рынке, пока что стоит держать в голове.
Дополнение от Ашота
https://simucube.com/simucube-2-pro — это, по сути, лучшая база из существующих сейчас на рынке, это не конкурент фанатек, они в другой категории, как по цене, так и по качеству. Это очень известная компания, но, может, по какой то причине не в СНГ.
Sven, FlashFire, Defender, PXN
Все это мусор, ничего общего с симрейсингом не имеют. На них даже не смотрим.
Модификации
Кастомные модификации, в простонародье "моды".
Есть куча разных решений, например кастомные кпп, ручки, рули (не базы), переходники, накладки на педали, блоки кнопок, пружины и усилители, вибромоторы итп.
Известынй кастом ручник и sq-кпп
Есть еще Dimsim
Есть всякие профильные магазины как у гонщика Дударева dudarevmotorsports
В общем модов куча, просто гуглим то что нам надо и радуемся жизни
Кокпит
Есть компактные складывающиеся кокпиты по типу Playseat Challenge
Есть просто народные RealGame
Есть более серьезные отечественные rseat
Вариантов куча, но кокпит - это очень непросто. Тонкости:
- Кокпит занимает кучу места
- Для того чтобы на кокпит встали ваша база, педали, ручки итп - нужен отдельный подходящий крепеж
- Под кокпит нужен отдельный монитор
- Сидение выбирается под ваш рост и тело. Возможно такое, что вы сядите в заказанный кокпит и вам будет неудобно.
- Педали, руль, угол кресла, все расстояния до периферии должны быть отрегулированы под вас для максимальной эргономики
На ютубе есть куча видосов по кокпитам - надо обязательно ознакомиться, тк это отдельная и крайне сложная тема.
Стойки для рулей не рассматриваем - проще к столу прикрутить.
FAQ
- Какой руль купить ?
Купите попроще - G29, T150. Когда поймете, интересен ли вам симрейсинг как таковой - купите что-то под свои задачи. Также стоит поискать сходить в прокатный симрейсинг в вашем городе. Гуглится по ключевым словам "симрейсинг [город]", "автосимуляторы [город]", "симрейсинг клуб [город]"
- 2 или 3 педали ?
Однозначно 3 педали. Педаль сцепления позволит вам более гибко работать с автомобилем, даже если у вас нет кпп. Например, в дуге, на заднем приводе, при переборе газа, вас спасет отработка сцеплением для снятия момента с задней оси и стабилизации машины.
- Нужна ли кпп ? Поисковая или секвентальная ?
Сильно зависит от задач. Если вы новичок - то вам определенно подойдет поисковая кпп (с H-паттерном). Кпп заставит работать вас с передачами на торможениях, работать со сцеплением, контролировать обороты. Это очень полезно для повышения мастерства. Секвентальная кпп нужна скорее только для ралли и ралли-кроссов, но это для более продвинутых симрейсеров.
- А ручник нужен ?
Ручник нужен если вы хотите заняться ралли или дрифтом.
- А какой руль ? От формулы, от ралли, или от gt-серий ? А какой материал ?
Пока вы только знакомитесь с автоспортом - обычный круглый руль без финтифлюшек. Он должен быть простой и без большого количества кнопок. Большие панели, большие подрулевые лепестки могут мешать вам, пока вы будете учится правильно рулить. Материал - обычная резина. Если очень хочется алькантару - требуется обязательно купить перчатки (подойдут как гоночные, так и например велосипедные). Алькантару нельзя брать голыми руками - материал очень маркий, быстро придет в негодность, вы его потом никак не почистите.
- Педаль слишком тяжелая / легкая ?
Лечится модами с пружинами и прочими финтифлюшками
- Как понять подходит ли мой руль к пк/ps/xbox
На сайте производителя обязательно есть эта информация
- Хочу поменять свою баранку
На логитеках есть моды на кастомные переходники под настоящие рули и рули других производителей. У трастмастера руль снимается легко, его можно поменять на другой руль от трастмастера. Главное почитайте и посмотрите, подойдет ли баранка от условного ts-xw к вашему t150. С более дорогими рулями все тоже самое.
Ваши вопросы по периферии из комментариев также потом добавлю сюда
Какие гонки бывают
К счастью гонки - это не про шашки на мкаде. Хотя, некоторые водители считают что если они уедут первые со светофора или со всей дури ввалятся в поворот - то они водители высочайшего сорта с исключительным чувством автомобиля. Кончается это все плачевно.
Для начала гонки делятся по типу трасс:
- Кольцевые гонки - по асфальту на замкнутом гоночном треке
- Ралли - по пересеченной местности
- Дрифт - на красочность и техничность прохождения поворотов в скольжении
- Марафоны - длительные, на выносливость (например 24 часа Ле-мана)
- HillClimb - кто быстрее заедет по дороге на вершину горы
- Джимхана - кто более технично и красиво проедет трассу
- Драг - кто быстрее проедет квотер (402 метра)
- Трофи - на внедорожниках по пересеченной местности
- Автослалом - фигурное маневрирование, кто техничнее проедет сложную трассу из конусов
Разберем самые популярные дисциплины
Кольцевые гонки
В обычных кольцевых гонках мы с вами сначала проходим квалификацию.
Квалификация
Квалификация ("квала" в простонародье) - это этап гонки, когда мы должны проехать трассу максимально быстро, то есть мы должны показать лучшее (минимальное) время круга. Обычно дается или 1 попытка на быстрый круг, или дается от 15 минут до нескольких часов на то, чтобы показать лучшее время.
Во время квалификации вы не боретесь с другими участниками, у вас задача - показать лучшее время круга.
Правило: не мешайте другим участникам квалификации. Если вы понимаете, что лучшее время круга вы не показываете и вам нужно начать новый круг - снизите скорость и не занимайте оптимальную траекторию до тех пор, пока вы не начнете свой новый быстрый круг. Грубо говоря пока вы едете на новый круг - не создавайте помеху вашим соперникам, это хороший тон.
На картинке ниже пример итога квалификации гонщиков Формулы 1 на этапе в Бахрейне в 2021 году.
Когда квалификация закончилась - формируется стартовая решетка, в которой самый быстрый встает на первую позицию, а самый медленный на последнюю. Результаты квалификации определяют ваше место на старте.
Далее будет или старт с места, или старт с ходу. С обоими в целом все понятно, вы все увидите во время соревнования.
Обычная гонка длится от 5 до 25 кругов (от 15 минут до 2-х часов)
Также бывают спринты и тайм-аттак, тут все понятно из названия. Спринт - быстрая гонка без квалификации. Тайм-аттак - попытка показать лучший круг за ограниченное время.
Гонка
Гаснут огни, моторы ревут и несут машины в первый поворот. Но какие правила ?
Технику езды мы разберем чуть позже, а вот правила сейчас проговорим.
В гонке есть флаги, они на картинке ниже.
- Клетчатый черно-белый флаг - конец гонки.
- Белый флаг -Вы едите свой последний круг в гонке
- Желтый флаг - на дороге опасность. Поднимается, когда кто-то убрался и обломки лежат на трассе
- Красный флаг - случилось что-то плохое, гонка остановлена. Поднимается когда кто-то убрался слишком сильно или произошло ЧП
- Зеленый флаг - гонка продолжается, поднимается на смену желтому и красному
- Черный флаг - вы дисквалифицированы из гонки, нужно покинуть трассу
- Синий флаг - сзади вас пилот, который опережает вас на круг или более. Отпустите газ на прямой и пропустите его.
В таком случае будет красный флаг
Гоночная этика
Первое время, пока вы учитесь ездить и заучивайте трассу - не надо бороться с другими участниками.
Если у вас на хвосте висит другой пилот и постоянно вас догоняет - пропустите его, он однозначно быстрее вас.
Если вы вдвоем одновременно въезжаете в поворот - займите внутренний или внешний радиус поворота. Иначе вы не поделите поворот, и на входе или выходе из поворота столкнетесь. Посмотрите на картинку - каждый пилот занял свой радиус чтобы избежать столкновения.
Если вы вылетели с трассы и хотите вернуться - выезжайте аккуратно. Смотрите по сторонам, не занимайте основную траекторию. В противном случае вам в бок или зад прилетит пилот.
Если вы не попали в поворот и срезали его (грубо говоря вы проехали поворот мимо, вылетели, сразу вернулись на трассу) и оказались впереди пилота, который до поворота был перед вами - вы нечестно его обогнали (считайте обгон вне пределов трассы). Вот так как на видео делать не надо - это штраф.
Если вы врезались в кого-то и оба удержались на трассе на своих позициях - это гоночный инцидент. За него не будет штрафа, но надо стараться ехать аккуратнее.
Если вы врезались в кого-то и пилот вылетел - езжайте дальше. Вы получите штраф или дисквалификацию за инцидент, если вы в нем виноваты. Но не имеет смысла останавливаться и идти в чат извиняться или ждать вылетевшего пилота. Извинитесь за инцидент после гонки.
Если вы врезались в кого-то и оба вылетели. Пропустите пилота, который был перед вами вперед.
Если вас задели или выбили с трассы - не затаивайте обиду. Это гонка, тут не место эмоциям.
Если будете соблюдать правила гонщика-самурая, то не нарветесь на конфликт и не испортите себе желание гонять. Гоночное комьюнити небольшое, отчего дружное и добродушное. Если произошел инцидент - извинитесь друг перед другом, объясните свою ошибку.
Симуляторы дают прекрасную возможность безболезненно совершать любые ошибки
Ралли
В ралли вы едете на легковой подготовленной машине по лесам/полям/горам не зная трассу. Трасса называется "спец. участком" и имеет длину от 5 до 20 км.
В гоночной машине всегда сидят 2 человека - пилот и штурман.
Пилот должен быстро ехать, а штурман говорит куда ехать.
Перед гонкой у вас есть 1-2 проезда по трассе. В этот момент пилот и штурман составляют "стенограмму " - это схематический язык, который описывает каждый поворот на трассе. Выглядит примерно как на картинке
Вот такая связка поворотов как на картинке ниже в стенограмме будет записана примерно так
Правый 2 на прямо 50 на лево 2
Все эти цифры отражают сложность поворота. Грубо говоря каждая цифра - свой тип поворота и его сложность. Так пилот может легко понять что его ждет впереди
Как понять стенограмму ?
- право 2 - это поворот направо, тип 2.
- прямо 200 - прямой участок длиной 200 метров
- шпилька - поворот с разворотом на 180 градусов
- трамплин 50 - через 50 метров мы подпрыгнем
- не резать - внутри поворота опасно, надо ехать шире
Вся стенограмма - это язык общения пилота и штурмана во время гонки. Каждый пилот и штурман сами этот язык разрабатывают, чтобы им было легче друг друга понять. Вот в этой статье хорошо рассказано о стенограмме
Ралли - это страшно и опасно. Узкие дороги, нет зон вылета, по краям деревья или снежные отвалы, а ты еще и едешь не зная трассу. Это крайне требовательный к пилоту вид гонок.
Есть еще ралли-рейды и ралли-спринты и ралли-кросс, но о них можно почитать в интернете. Это тоже крайне интересные типы соревнований.
Дрифт
В соревнованиях по дрифту пилот должен быстро, технично и красиво проехать трассу. Тут как в фигурном катании - судьи смотрят на твой проезд и ставят баллы.
Бывает еще парный дрифт, в котором едут сразу 2 машины. Тут ведущая машина едет красиво и технично, а ведомая (сзади) должна подстроиться под ведущую машину.
Драг
Пилот должен проехать за минимальное время 402 метра прямой дороги ("квотер")
Этот вид соревнования по большей части направлен на постройку бешеного гоночного болида.
Гоночные серии
Мы разобрали какие бывают гонки. Но есть куча разных машин, которые не могут вместе соревноваться - иначе будет нечестно. Для этого придуманы гоночные серии.
Распишу только про кольцевые гонки, так как в них хоть немного разбираюсь
Национальный
В Российской серии кольцевых гонок РСКГ он называется S1600. Грубо говоря это обычные гражданские машины по типу Polo или Solaris, которые доработаны под регламент S1600 и гоняют гонки.
На западе есть куча своих гоночных серий по типу национальной, например BRSCC или MX-5 CUP
Turing
В РСКГ это классы Туринг и Туринг-лайт. Это заряженные машины с моторами на 300 л.с., сложной гоночной подвеской и работающей аэродинамикой.
На западе этот класс называется TCR
GT
Серия Grand Tourismo - это та самая гоночная серия, которую мы видели по телевизору. Это настоящие гоночные спорткары ! В нем очень много разных чемпионатов, в которых разобраться почти нереально. Но вот основные разделения
В России проводится чемпионат SMP GT4. А основной серией GT4 считается европейская серия GT4
Также есть автомобили серии GT3 и GT2. Они мощнее и быстрее машин серии GT4.
Есть еще всякие монокубки, Porche CUP и прочие соревнования, о которых можно почитать в интернете.
Formula
Та самая королева автоспорта, Формула 1 - это часть Формульной серии гонок, и она не просто так именно 1.
Есть серии Formula 3, Formula 2, Formula E, которые являются младшими сериями по отношению к Formula 1. Это все часть мирового формульного чемпионата.
Есть еще дургие формульные чемпионаты по типу Indicar, Indy 500, Formula Reno итп.
Это самые быстрые машины и самые сложные гонки.
Nascar
Есть еще чисто американские гонки, где гоняют на овалах. О них не расскажу, но вся Америка их смотрит, и не просто так.
Выбираем симулятор
С периферией разобрались, про гонки и серии поговорили. теперь нам надо решить во что мы будем "катать". В прошлом посте я также затрагивал этот вопрос, так что тут раскроем основные игры и симуляторы.
Asseto Corsa
Платформа: PC, PS4, XBOX
Тип: кольцевые гонки
Серии: от серийных машин до формульных серий.
Купить можно тут
Первый хороший симулятор. Создан командой гоночных инженеров, которые изначально создавали симуляторы для профессиональных команд.
Как ознакомились с игрой идем и качаем Asseto Corsa Manager. Это менеджер для симулятора, который сильно упростит запуск и конфигурацию игры. В нем можно и машины настроить, и гонку запустить, и в онлайн гонки попасть. Лично я пользуюсь только им при запуске Asseto Corsa. Там же на сайте можно сделать любой донат от 1 рубля и получить ключ на полную версию менеджера.
На Race Department есть куча модов к игре. Я себе установил ProTyres, Camber Extravaganza, Delta Bar и Helicorsa
Также при попытке зайти на некоторые сервера вам Content Manager напишет о том, что нужен какой-то там Custom Shader Patch. Это огромная кипа улучшений для игры, которая устанавливается одним кликом. Установить можно тут
Поскольку в игре очень много модов - можно найти и дрифт зарубы и ралли-кросс и touge и вообще все что угодно.
Если у вас будут возникать какие-то вопросы по менеджеру, игре и прочему - напишите в комментарии. Помогу чем смогу :D
Assetto Corsa Competizione
Платформа: PC, PS4/5, XBOX
Тип: кольцевые гонки
Серии: GT3 и GT4
Купить можно тут
Новая часть Assetto Corsa от тех же разработчиков. Многие настоящие гонщики и быстрые ребята активно рубятся в нее в онлайн-чемпионатах. Это очень популярный и проработанный симулятор.
Сначала пройдите обучение, научитесь ездить в оффлайн-режиме, изучите 2-3 трассы, и только потом суйтесь в онлайн. У игры низкий порог входа, но именно мастерство требует большого количества времени и сил.
В отличие от Asseto Corsa, эта игра направлена именно на соревновательную составляющую, так что тут вы сможете испытать на себе всю палитру эмоций от гонок со скилловыми чуваками.
В игре есть рейтинговая система, о ней можно почитать в интернете. В некоторые онлайн гонки вы просто не зайдете без определенного рейтинга. Это сделано для того, чтобы разделить новичков и опытных игроков
И да, тут есть полноценный дождь и все что с ним связано ! Мокрое покрытие крайне сложно реализовать в симуляторе, так что тут это уникальная фишка.
iRacing
Платформа: PC
Тип: Кольцевые гонки, nascar, ралли-кросс
Серии: почти любые
Купить можно тут или на официальном сайте тут
Самый продвинутый симулятор. Используется для проведения всяких крутых чемпионатов. ИМХО сюда стоит соваться только после asseto corsa или asseto corsa competizione
Игра распространяется по подписочной системе. То есть не купил на всю жизнь, а купил подписку на год. Также весь контент под определенные гонки покупается отдельно (гоночные машины разных серий, трассы)
Gran Turismo 7
Платформа: PS4/5
Тип: Кольцевые гонки
Серии: от дорожных до формульных
Купить можно в ps store
Единственная приличная игра для плойки помимо asseto corsa. Почти симулятор, но есть нюансы о которых можно почитать и посмотреть в интернете. Есть онлайн зарубы и большое количество машин. Но игра скорее подходит для знакомства с автосимами, как и asseto corsa.
Знаю что есть какие-то проблемы с покупкой в РФ, так что стоит почитать в интернете.
F1 2018 - 2022
Платформа: PC, PS4/5, XBOX
Тип: формула 1
Серии: Формула 1
Купить можно тут
Официальная игра про Формулу 1. Не могу ничего про нее сказать, но на полном серьезе в нее почти никто не играет. Это больше игра, чем симулятор. В РФ не купить.
Dirt rally 2.0
Платформа: PC, PS4/5, XBOX
Тип: Ралли
Серии: Раллийные от исторических до современных
Купить можно тут
Самая популярная серия игр по ралли. Что-то между игрой и симулятором, но крайне качественная с хорошо проработанной физикой. Хотя бы разок стоит себя попробовать в ралли )
P.S.
Есть есть rFactor2, RaceRoom, wrc generations, Richard Burn Rally, Beamng. Но в этой статье мы не будем их затрагивать.
Кстати недавно нашел классную штуку для симрейсинга, которая не так давно вышла - русский крю чиф. Думаю куплю себе эту штуку.
Как ездить
Эта часть статьи проклята. Я писал ее в течении всего дня, но она получилась крайне сложная и в 2 раза больше всей статьи 😢.
Поэтому тут будут даны оооочень поверхностные и общие рекомендации.
Если вы новичок в симрейсинге и гонках, и не понимаете как ехать по траектории, почему машина в поворот не поворачивает, почему вы на выходе из поворота проигрываете, почему вас постоянно разворачивает или выносит из поворота - напишите мне в телеграм t.me/egorkawork - попробую все показать, рассказать и помочь словами и примерами
Основные советы:
- Сядьте прямо, держите осанку, не горбитесь. Если вы в кокпите - не ставьте кресло в положение лёжа. Возьмите руль хватом 9-3 или 10-2. В противном случае у вас не будет точности на рулевом колесе
- На педали надо жать подушечкой стопы и пальцами, но ни в коем случае не всей ногой. В противном случае не будет точности на педалях
- Посмотрите видео по гоночным траекториям. Вы на зубок должны понимать физику процесса и геометрию поворота.
- Чем меньше вы работаете рулем - тем быстрее и стабильнее вы едете
- Дозируйте газ и тормоз. Не работайте педалями как тумблерами вкл/выкл. Ваше мастерство - работать с миллиметрами педали.
- Выберите какую-то одну машину и трассу. Пусть это будет например Mazda MX-5 на Spa-Francorchamps. Заучивайте трассу. Запоминайте поведение автомобиля.
- Метрика вашего прогресса - вы можете сделать 5-10 кругов без вылетов с примерно одним и тем же временем круга. Стабильная езда - залог победы в гонке и прогресса.
- Теперь пытаемся работать над временем круга. Откройте газ раньше при выходе из поворота, тормозите позже, попробуйте альтернативные более узкие или широкие траектории. Смотрите на время круга и дельту.
- Когда у вас получилось получилось регулярно ставить одинаково хорошее время круга - попробуйте настроить авто. Про настройку авто будет дальше
- Посмотрите как ездят быстрые пилоты. На ютубе можно найти гайды по трассам и мировые рекорды.
Пример прекрасного гайда по трассе Spa-Francorchamps для серии GT3 в Asseto Corsa Competizione
Несколько более сложных правил:
- Не надо пытаться затащить в поворот максимально возможную скорость. Выход из поворота важнее входа.
- Всегда ездите траекторно. Можно ехать более оптимально, или менее, но всегда используя знания о траекториях, апексе и центробежной силе.
- Кто раньше нажал газ - тот быстрее вышел из поворота
- Следите за состоянием шин
- Гонки выигрывают не самые быстрые пилоты, а самые стабильные
- Первый поворот в начале гонки - самый опасный. Поосторожничайте. Гонка не выигрывается в первом повороте.
- Используйте слипстирим
- Всегда думайте на 3 поворота вперед
Про разные приводы
Разные приводы управляются по разному. Разберем каждый привод и выведем минимальный набор советов по управлению.
Задний привод
Классический привод для автогонок. Колеса толкают машину сзади, а значит Если будет много газа - задняя часть машины поедет быстрее передней
Когда мы едем по прямой и даем газ на заднем приводе - все хорошо, тк задняя часть находится ровно за передней и нет никаких других сил действующих на машину в правом или левом направлении. (даже так можно сорвать заднюю ось и уйти в занос, но это немного другая ситуация)
Но если мы едем в повороте - на нас действует центробежная сила. И при нажатии большого количества газа в повороте задняя ось будет разгоняться быстрее чем передняя. Машина будет держаться на дороге до того момента, пока не произойдет срыва задней оси от слишком сильной нагрузки на заднюю резину и начнется занос (дрифт)
Чтобы не допустить заноса на заднем приводе - надо крайне точно дозировать газ
Если занос произошел - надо убрать момент с задних колес и выравнивать скорость задней и передней оси. Это можно сделать
- Отпусканием педали газа (сброс газа), параллельно немного расправив машину рулем
- Выжиманием сцепления и небольшим распрямлением руля
- Резким и коротким нажатием на тормоз и распрямлением руля
Занос лечится убиранием момента с задней оси и распрямлением машины
Взамен задний привод дает избыточную поворачиваемость (oversteer). Это значит что направить машину в поворот будет легче, чем на других типах привода
Передний привод
Классический привод для гражданского автомобиля. Передняя ось тянет автомобиль вперед, а сзади болтается задняя ось.
Тут техника работы противоположная заднему приводу. Если на заднем приводе мы спасаемся с помощью сброса газа, сцепления и возврата руля - то на переднем приводе мы будем давить газ в пол.
Поскольку мы и машину тянем в поворот передней осью и рулим тоже передней осью - мы должны задать чрезмерный вектор поворота.
Если нас потащило наружу поворота (снос) надо заставить передние колеса тащить нас внутрь поворота. А значит мы поворачиваем руль в сторону апекса и жмем со всей силы на педаль газа. перед машины начнет тащить внутрь поворота. А за передом внутрь поедет и задняя ось.
Но взамен передний привод дает нам недостаточную поворачиваемость (understeer). А значит нам сложнее заправить машину в поворот.
Снос лечится газом. Колеса всегда смотрят туда, куда мы хотим приехать
На видео полноприводный автомобиль, но там логика таже
Полный привод
Автомобиль толкает и передняя и задняя ось. Управляется полный привод аналогично переднему. То есть если мы едем мимо поворота - нас спасет газ.
Если нас несет наружу поворота всеми четырьмя колесами - это скольжение.
Скольжение лечится дозированным газом. Колеса всегда смотрят туда, куда мы хотим приехать
На видосе с котами очень хорошо видно как они всеми 4-мя лапами тянут себя из поворота. Полный привод работает рубль в рубль также (и передний на самом деле тоже)
P.S.
Если вас заинтересует тема траекторий, прохождения поворотов и работы с органами управления на пределе сцепления - напишите в комментариях. Я постараюсь сделать отдельный длиннопост.
Настройка автомобиля
Заключительная часть нашей статьи о том, как правильно настроить автомобиль и что за что отвечает. Сразу скажу, что я не профессиональный механик и тут могут быть ошибки. Если увидите ошибку или неточность - помогите, пожалуйста, мне ее исправить 😉.
Шины
Идеальное давление в шинах можно подсмотреть в интернете. Например плагин proTyres в Asseto Corsa показывает сколько давления нужно убрать или добавить в шину в данный момент. От давления в шине зависит температура шин на круге, а от температуры зависит сцепления с дорогой. Для машин серии GT во время вашего лучшего круга давление должно быть около 30-31 psi на сухой резине и около 27 на дождевой резине
- Температура дорожной шины должна быть около 50-60 градусов
- Температура сликов и полусликов около 80 градусов
- Температура формульных сликов около 100 градусов
Еще температура внешней части шины и внутренней - разные. Результирующая температура шины - среднее между температурой внешней и внутренней частью шины. Обычно обозначается как Inner - Middle - Outer
Передачи и передаточные числа
Мотор отдает максимальную мощность не на всем диапазоне оборотов. Это значит что если у машины отсечка в 7600 об/мин, а максимальная мощность в 7000 об/мин, после чего начинает падать - лучше переключиться в районе 7100-7200 об/мин чтобы не терять в эффективности
Передаточные числа влияют на длину передач и максимальную скорость. Подберите их так, чтобы во время лучшего круга на треке вы не упирались в отсечку, не ехали вне отсечки на прямой и не ехали на 4000 об/мин. Нам нужно чтобы мы всегда ехали в тех оборотах, в которых мотор отдает максимальную мощность.
Важно чтобы не было такого, когда например 4 передача короче 3. Каждая следующая передача или равна предыдущей или немного больше.
Клиренс
Ставим максимально низкий до тех пор, пока машина не начнет задевать днищем поребрики.
Делать переднюю ось ниже задней и наоборот стоит в том случае, если вы хотите получить иную поворачиваемость автомобиля и зацеп на задней оси.
- Опустили морду, а зад не опустили - understeer
- Опустили зад, а морду не опустили - oversteer
Сильно опустили машину ? Аккуратнее с поребриками, не аттакуйте их.
Схождение
Передняя ось
В 90% случаев используем отрицательный угол. Обычно начинаем с -0.15 секунд и уменьшаем его до тех пор, пока не чувствуем что машина начинает хорошо заворачивать в поворот. Если Переборщить с углом - колесо будет заламываться при входе в поворот.
Задняя ось
- На заднеприводных машинах либо 0, либо положительное значение
- На переднеприводных машинах либо 0, либо отрицательное значение.
Кастор
Можно вообще не трогать и тоже будет хорошо. Это сложная настройка. Также можно почитать вот тут
Больше кастор - руль сильнее стремиться вернуться в центральное положение. На заднеприводных машинах такое может помочь в возврате машины из поворота. Дает небольшой oversteer.
Меньше кастор - руль не так сильно стремится занять центральное положение. Подходит на переднем приводе когда нам надо управлять поставить передние колеса не по инерции автомобиля, а в апекс.
Баланс тормозов
Если при торможении вас заносит (задняя ось едет быстрее передней) - значит у нас слишком сильно тормозит морда и зад не успевает. Переносим баланс тормозов назад
Если при отпускании тормоза и вкручивании машины в поворот вас заносит (задняя ось опять едет быстрее передней) - значит у нас слишком зажат зад и передняя подвеска вернулась быстрее чем задняя. Переносим баланс тормозов вперед
Пружины, Амортизаторы, Стабилизаторы
Важно, чтобы изначальные пропорции сохранились в первозданном виде. То есть мы должны вместе и одинаково менять пружины, амортизаторы и стабилизаторы
Пружины
- Жестче передняя ось - understeer
- Жестче задняя ось - oversteer
Делаем все пружины жестче до тех пор, пока машина не перестанет отрабатывать неровности
Амортизаторы
Сделали жестче пружины - надо сделать жестче амортизаторы. Иначе машину будет болтать. В орбатную сторону тоже самое.
- Более жесткие амортизаторы на отбой
- Менее жесткие амортизаторы на сжатие
Стабилизаторы
- Увеличили жесткость пружин и амортов -> увеличили жесткость - стабилизаторов
- Уменьшили жесткость пружин и амортов -> уменьшили жесткость стабилизаторов
Жесткая подвеска на задней оси всегда даст избыток. Также, как и опущенный клиренс на задней оси.
Блокировка дифференциала
Передний привод
- Блокировка на ускорение чем больше тем лучше
- Блокировка на торможение чем меньше тем лучше
- Преднатяг оставляем в средних значениях
Задний привод
- Блокировку на ускорение увеличиваем чуть выше среднего так, чтобы не было потери скорости и сноса
- Блокировку на торможение увеличиваем до момента заноса. Нужно не переборщить
- Преднатяг в средних значениях
Аэродинамика
Как работает
Все на самом деле просто. Есть переднее антикрыло, оно вместо бампера. Есть спойлер, он сзади на багажнике. Антикрыло нужно, чтобы воздух не проходил под днище машины - тогда там будет вакуум и машину "присосёт" к асфальту. Спойлер нужен, чтобы задняя ось машины прижималась к земле и мы не скользили в каждом повороте.
- Чем ниже антикрыло, тем меньше воздуха проходит под машиной, тем больше прижимная сила на морде
- Спойлер может быть параллельно земле, а может быть под углом к поверхности земли. Чем больше угол - тем больше воздуха ударяется о спойлер, а значит больше прижимная сила.
Дорожные машины
- Переднее крыло опускаем максимально вниз для максимальной прижимной силы,
- Заднее лучше не трогаем чтобы не сбить баланс подвески задней оси. Иначе будем постоянно бороться с заносом в повороте
На TCR, GT, Formula
- Если трасса быстрая и состоит из прямых, то поднимаем переднее антикрыло и делаем угол спойлера меньше (мы должны сделать аэродинамику менее злой, чтобы было меньше сопротивление воздуха)
- Если трасса техничная и состоит из поворотов, то опускаем максимально переднее антикрыло и делаем угол спойлера максимальным
Но если мы переборщим с прижимной силой - получим дельфинирование, как на машинах Формулы 1 в 2022 году. "Злую" аэродинамику можно попробовать скомпенсировать мягкой подвеской
https://www.youtube.com/shorts/5ReI7KudqC0
ABS + TC
Если дорожная машина то
- ABS не должен постоянно включаться на каждом торможении. Если видите что ABS работает часто - выключите и попробуйте тонко поработать с тормозом перед поворотом.
- TC не должен мешать разгону. Если понимаете что без TC сильно быстрее и вам хватает скилла тонко работать газом - убираем TC
На машинах гоночных серий типа GT
- Выкручиваем ABS в максимум и тормозим в пол с большой скорости. Шина должна идти на грани срыва. Если нет - то уменьшаем ABS.
- TC увеличиваем до тех пор, пока на выходе не появится легкая пробуксовка
Советы
- Если едите квалификацию, то топлива должно быть на 1 круг. Если едите гонку, то ровно на все круги гонки + не более 5% запаса
- Быстро убиваете шины или едете гонку на выносливость - уменьшите развал, тормозите раньше, ускоряйтесь позже. Полностью исключите любые скольжения
- ABS и TC сильно спасают. Я сейчас по большей части езжу всякие Mazda MX-5 CUP, где у машины есть заводские ABS и ТС. Можно отключить обе системы и получить кайф от полной работы с задним приводом. Но максимальная скорость в большинстве случаев, к сожалению, найдется только с включенным ABS - при правильном подходе он позволяет затащить больше скорости в поворот, а значит сделать ваш быстрый круг на пару десятков быстрее. Отсюда простое правило: Сначала ездим с системами, потом качаем мастерство без систем, потом ищем скорость с системами и без.
P.S.
Все эти настройки и советы далеки от идеала. Но первое время вы сможете вдумчивым перебором настроить машину под ваш стиль вождения. Спустя 2-3 настроенные машины вы уже будете хорошо понимать что и куда нужно в первую очередь менять.
Порядок настройки примерно такой
- Развал
- Передачи
- Клиренс
- Пружины + аморты + стабы
- Давление (да, оно последнее, тк зависит от геометрии подвески)
Сама тема настроек еще комплекснее чем само пилотирование. По ней написано много книг, так что будем дальше стирать резину в поисках идеальных настроек :D
Есть хорошая статья на тему настройки автомобиля раз, два
Также есть неплохой видос по Assetto Corsa Competizione
Итог
Статья получилось очень объемная, но надеюсь для кого-то полезная. Ведь с чего-то надо начинать, а это всегда самое сложное.
Если будут любые вопросы, уточнения и по статье - пишите в комментарии. Если нужна будет помощь по симуляторам или технике вождения - пишите в телеграм
Даешь автокультуру и симрейсинг в массы !
Шикарный пост, спасибо! Я вкатился в симрейсинг в январе 2022 года, прокатался год в GT Sport / 7 и AC на PS4 Pro, а в декабре 2022 построил себе кокпит, купил пека и утонул в iRacing, надеюсь, ездить когда-нибудь тоже научусь 🥲
Единственное, не согласен насчет Simucube
https://simucube.com/simucube-2-pro — это, по сути, лучшая база из существующих сейчас на рынке, это не конкурент фанатек, они в другой категории, как по цене, так и по качеству. Это очень известная компания, но, может, по какой то причине не в СНГ.
Офигенная статья, особенно последняя часть про настройки, спасибо. До этого мог ориентироватсья в них только с помощью ассистента в Project Cars
Если не сложно, раскрой, пожалуйста, почему конкретно Defender и прочие - мусор, чем они отличаются от тру рулей, насколько важен сам "Force Feedback" и вообще в нем ли суть? Можно ли взять любой руль с FF и радоваться?
А то G29 называют бюджетным, но он все равно от 300 евро начинается
Есть у кого-то опыт с vr?
Спасибо за статью! В Москве есть дефолтное место, где можно попробовать для себя разные конфигурации железа и софта? Наподобие компьютерного клуба
Не могу сказать что прям вкатился в автоспорт но Gran Turismo однозначно показала мне как работают гонки и где там ловить кайф. В GT Sport есть хорошая школа вождения где проходя задания учишься правильно входить и выходить из поворотов. Так что всем рекомендую попробовать)
Спасибо за пост!
Будет круто, если запилишь ещё про траектории и спортивный этикет побольше :)
Очень крутой пост! Все очень подробно описано, спасибо!
Какие примерно бюджеты для минимального вкатывания в симрейсинг?
Хэй хэй.
Вкатываюсь в Assetto Corsa Competizione чуть больше месяца на Thrustmaster Tmx Pro в кокпите Playseat Challenge.
По поводу настройки машины - лучше всего смотреть туториалы по конкретным играм. В той же ACC я драматически улучшил время просто узнав, что на сухих покрышках должно быть 27.5-27.8 PSI. Причем пару лет назад это значение было другим.
Очень рекомендую эти каналы. Там есть и обзоры треков и туториалы по настройке.
https://www.youtube.com/@TraxionGG
https://www.youtube.com/@Jardier
Объяснить дрифт на котах! Всем это понравилось! Хочу пост про траектории и всякое другое :)
Спасибо за великолепнейший пост!
Расскажи, пожалуйста, насколько опыт на симуляторах потом применим в автоспорте. Ты пробовал ездить по кольцу?
О, пост в тему. Достался мне тут давеча Logitech G25 (руль, педали и коробка передач).
Но из ЭВМ дома только макбук и Steam Deck =)
В итоге надеялся завести на деке, благо там стоит DiRT Rally 2.0
Вставил в USB, индикатор включения на КПП загорелся, в настройках игры руль определился, можно даже мепить кнопки. Но сам поворот руля не фиксируется.
Начал гуглить, выяснил 2 факта:
Первая проблема решилась вроде как подходящим по разъёму блоком питания от какого-то ноунейм ручного пылесоса и синтезатора.
Но калибровки все равно не происходит.
Не знаю, что ещё могу попробовать сделать. Думаю, посетить кого-то из друзей с виндой и попробовать там настроить через утилиту от логитека
Либо же просто продать его)
Спасибо автору за популяризирующий пост. В своё время хотел оформить личный опыт по симрейсингу в отдельный пост. И как это обычно бывает, пока горишь - делаешь. А как сделаешь, уже энтузиазм не такой искренний.
Давайте расскажу свою историю.
В начале 2020-го, как раз перед ковидом, в апатии по новым игровым экспириенсам мне попалась статья Вастрика с упоминанием Нордшляйфе из GT и парочку ютуберов по симрейсингу.
И я понял, что это call!
Начал я с Logitech G29 привезённым из Финляндии и 6-часовым рейсом по Mount Panorama в GT Sport. Восторг , буря , расширенные зрачки.
Через пару месяцев прямо за неделю до всеобщего локдауна решил апнуться до Thrustmaster GT Sport. И провёл в дороге с ним уйму вечеров за дрифтом в Assetto Corsa под phonk, и в погоне за кубками в онлайне в GT Sport.
Осознав, что я устал тоскать базу к столу и нужна стабильная позиция педалей и руля для совершенствования навыков, я начал искать как сделать свой кокпит. Стильный, дерзкий и надёжный.
В итоге с января по апрель 2021-го года я занимался проектированием в MathCad кокпита и поиском услуг по реализации идеи. И ближе к середине мая я заказал нарезку деталей, покраску порошковой черной краской, точное кол-во нужных болтов и уголков, и запасных деталей.
Дождался когда приедет кресло из Ростова с салазками Sparko. И стал спиди-гонщиком на максималках.
Но симрейсинг не бывает на максималках, всегда есть что улучшить.
Позже появился HP Reverb G2 с гонками по грозовой Automobilista 2.
Потом Buttkicker Gamer 2 под сидением с передачей телеметрии по сносу колёс , тормажению и рёву движка из Assetto Corsa Compezitione.
И это я ещё не ставил винтеляторы реагирующие на скорость авто и приборные панели с кнопками.
Онлайн в симрейсинге - это кошмар. Представьте себе , что вы можете подрезать кого угодно, давить на песок кого угодно, и просто не уважать более быстрых противников , запирая их на повороте - и вам , в отличии от реальной жизни, ничего не будет! В надежде на более высокую культуру езды, я поставил себе цель в Assetto Corsa Compezitione сделать рейтинг SA 99. Чтобы иметь доступ в комнаты с профессиональными пилотами и найти там своё уютное комьюнити.
На это ушло 4 месяца, так как до этого опыта езды в супер-реалистичных симуляторах у меня не было. Тот же Gran Turismo после Assetto Corsa , кажется ездой по льду.
И вот я набираю в оффлайне долгим гриндом рейтинг SA99! Как же я ошибался, не поменялось абсолютно ничего. Меня как подрезали на Spa , так и подрезают. Причём даже если виноват второй водитель, снижают рейтинг обоим. Так что недели две онлайне и мой рейтинг снова ниже SA 80.
Я начал терять интерес, игр новых не выходит. Трассы все заучены, осталось только файтиться за 0.001 секунды монотонной ездой. Сами катки стали утомлять спину, так как тренировка, это минимум 40 минут сидения в одной позе с борьбой с фидбеком от руля. А если катаешь 1 раз в неделю, то скилл медленно ухудшается и это сильно дамажит по радости и счастью от езды. Плюс кокпит дома, это домашний конь, который занимает много места и ловит косые взгляды, когда на нём начинает появляться пыль.
Вообщем 31ого декабря 2021 года, спустя 7 месяцев после всех страстей по кокпиту, после неудачной гонки в 18:00, я выкладываю кокпит на Авито по хорошей цене.
В 22:20 гуляем по Невскому и мне звонит покупатель с желанием прямо сейчас посмотреть кокпит. 1 января в 13:00 я продаю своего коня бывшему механику Mazda . Перестаю следить за новинками Fanatec, смотреть Бадди из SimRacing Garage. И еду в DJ store менять хобби на сетап хардверных синтов. С мыслью, что когда-нибудь ещё залечу на симрейсинг, когда построю дом, посажу дерево или словлю идею фикс как в начале 2020-го.
*На фото конь и его прототип в MathCad
Кстати отмечу, что скилл из симрейсинга неплохо так переноситься в жизнь. После симрейсинга я очень полюбил картинг и сделал отличное время на трассах в Питерленде и в Игоре.
Так как автор поста тоже из Спб, есть предложение организовать заезд среди комьюнити в Игора.Драйв.
Немного дополню статью своими комментариями:
ACC не лучше iRacing, они примерно на одном уровне, и во многих аспектах ACC даже получше. Как минимум такую точку зрения высказал Александр Смоляр (https://www.twitch.tv/alexsmolyar) который во первых профессиональный гонщик и выступал в Ф3, во вторых, один из быстрейших симрейсеров в мире (в прошлом году выиграл виртуальный ле ман).
Ну и по факту есть 3 хороших сима, у каждого есть свои недостатки и плюсы, это iracing, acc и rf2.
Про железо, обзоры на все есть на канале
Sim racing garage: https://youtube.com/@simracinggarage3026
Ну и конечно много обзоров и интересных гонок у Foton:
https://youtube.com/@FotonGT
И по поводу педалей, есть классные русские педали, alien zadrotti:
https://vk.com/alien_zadrotti
Я никогда не сидел за рулём автомобиля, но выучил и сдал теорию. Гипотетически, если я проведу 100 часов в Asseto Corsa, я смогу сдать практический экзамен по вождению без реальной подготовки?
— Ребят, вы больные!
... подумал я сначала. А потом сообразил, что и сам готов платить тысячи долларов за еще более нелепую вещь — дощечку с натянутыми на нее проволочками, а потом проводить с ней тысячи часов. Я про гитару.
Классный пост, было интересно погрузиться в другой мир.
Хех, попробовал сегодня симрейсинг на установке Moza R9
Впечатления двоякие.
С одной стороны куча настроек и куча легендарных автомобилей.
С другой стороны как-то нереально сложно ехать. Показалось сложнее чем на настоящем автомобиле) Даже на жигулях ехать сложно.
В дрифте с трудом пару поворотов в угле прошел, да и то кажется случайно получилось.
Думаю стоит попробовать как-нибудь еще разок.
Довольно много спорных и даже холиварных вещей, попробую коротко пройтись по паре важных, на мой взгляд, моментов для новичков
Выбираем переферию.
тут важно сказать, что для начала достаточно брать готовый комплект от Logitech или Thrustmaster а что-то более дорогое не понадобиться никому кто играет меньше пары часов в день. Более дорогие комплекты отличаются точностью, а например педали еще и принципом работы, но чтобы эта разница стала значимой надо накатать сотни и тысячи часов.
Ну и брать 3 педали или 2 и ручную переключалку или нет зависит от конкретных игр. Большинству, уверен, не нужно 3 педали и ручник. Если человек хочет играть в ралли, то скорее всего он точно знает что ему надо, если кольцевые то чаще всего будет секвенталка подрулевыми и можно сэкономить на 1 педали.
Выбираем симулятор
Тут как-то вскользь сказано про iRacing, дополню. у iRacing есть одно важное отличие от всех остальных симуляторов. Именно на нем самый крутой онлайн режим, игруха изначально делалась только для онлайн гонок и оффлайн мода там вообще не было (но недавно кажется прикрутили), в итоге там жесткая система рейтингов отсекающая любой неадекват и максимально приближенные к реальности гонки с живыми людьми. Так что если цель просто погонятьдля удовольствия, то можно взять консоль, врубить на какой-нибудь ф1 все помогаторы и почувствовать себя шумахером занедорого. А если есть готовность потратить кучу времени на вкатывание, то кайф который ты получаешь выигрывая "реальную" гонку в реально сложных условиях не сравнить ни с чем. Я ощущения от первой победы помню до сих пор, это было очень очень сложно, но очень круто. Ну а потом еще и получаешь отдельный кайф от гонок с людьми - их можно обгонять на хитрости, давить психологически, да даже просто ждать чужой ошибки бывает прикольно.
Да очень сложно, да дороговато, но и отдача выше.
Как ездить
тут конечно простор для десятка статей. так что просто прокомментирую ошибку которую совершил я и подозреваю совершает 90% людей. Об этом написано в статье, но кажется недостаточно акцентировано. Когда учишься то надо учиться не тому как проехать быстро, а тому как проехать стабильно. Буквально, берем трассу и учимся проезжать 10-20 кругов так, чтобы разброс по времени круга был 1 секунда на круг. Не важно как быстро, тут можно быть медленнее всех хоть на 10 секунд. Потом снижаем разброс до полсекунды и меньше. На это может уйти очень и очень много времени. И только потом начинаем учиться ездить быстро.
Туда же отправляется работа с настройками машины, руля, кокпита и всего остального. Сначала стабильность, потом все остальное. Обобщая я бы вообще советовал настройками и прочем заниматься не раньше чем через год. Раньше и толку не будет и отвлечет от более важных вещей.
Еще важный момент, хотя общие принципы (раньше нажать газ, спрямление траектории итд) действительно чаще верны чем нет, но для разных машин все работает немного по-разному. Утрированно - машина ф1 едет совсем не так и не по такой траектории как самая слабая машина из кузовных чемпионатов. Так что полезно поэкспериментировать ну или хотя бы погуглить.