Интересная новость/прецедент, поэтому решил небольшое самари написать.
Что произошло?
Компания поменяла систему лицензирования движка. Если в двух словах, то теперь при учёте порога оплаты будут смотреть не только ревенью, но и инсталлы. И буду брать деньги за каждый инсталл.
Plus план вообще убрали для новых пользователей.
В Personal плане с 1 января 2024 появится необходимость периодически авторизовываться:
Starting in November, Unity Personal users will get a new sign-in and online user experience. Users will need to be signed into the Hub with their Unity ID and connect to the internet to use Unity. If the internet connection is lost, users can continue using Unity for up to 3 days while offline. More details to come, when this change takes effect.
Выходит так, что если за 3 дня не авторизовался в системе, то не сможешь даже в оффлайне пользоваться.
Шитшторм начинается
Только на форуме уже больше 100 страниц в обсуждении.
Куча инди-разработчиков анонсировали, что новые игры будут делать НЕ на Unity.
Смена TOS задним числом
Unity втихую удалила свой репозиторий для отслеживания изменений лицензии, и обновила лицензию, удалив пункт, позволяющий использовать TOS из вашей версии Unity. Форк на всякий.
Разные компании подсчитали, как это повлияет лично на них. К примеру, ребята из Nekki написали, что новая политика Unity может увеличить их расходы в 50 раз в худшем случае.
Дали заднюю (чуть-чуть)
Как пример, один пост с разъяснениями. Опять муть про то, что «изменение не затронет более 90% клиентов».
Но некоторые пункты чуток улучшили.
- За реинсталы не берут денег.
- За мошеннические установки не будут брать, но хз как они это будут трекать.
- За демки, триалки и devops не нужно платить.
- За игры в EA нужно платить.
- За web и streaming игры платить не надо 🤔
- За благотворительные бандлы не надо платить.
Боль подсчёта
У Эпиков, к примеру, при использовании Unreal Engine фиксированная ставка по ревшаре — 5%. Она стабильна, её легко запланировать и заложить на любой стадии проекта.
Модель Unity же очень плавающая, тяжело прогнозируемая, добавляет уйму проблем разработчикам.
Нечестная конкуренция
Unity предлагает компаниям освобождение от сборов. Получить его можно, отказавшись от AppLovin и других сторонних сервисов монетизации.
Пока что это лишь на уровне обсуждений в СМИ, но, всё же.
Подорвали доверие
Даже если откатят изменения, то компания уже подорвала доверие и показала, что может в будущем поменять условия и правила ретроспективно. Именно поэтому многие сейчас думают над переходом на другие движки.
Но даже внутри компании не всё гладко. Сотрудник Unity пишет, что они «боролись с решением», задавали вопросы, им сказали, что ответы будут. А затем вышел анонс без всякого предупреждения. В конце недели ожидаются отставки тех, кому не понравилось решение.
Тред от юнитишника, который год назад участвовал в первых обсуждениях по смене прайсинга (тогда совсем иное обсуждение было).
TL;DR:
- 3к инженеров работают чисто над движком
- Разработка движка ОЧЕНЬ убыточна
- Unity ads удерживает всю компанию
- Оплата за места плохо скалируется
- Изменения Apple сильно ударили по рекламному бизнесу
Он там ещё дальше пытался оправдать стоимость, мол это куда лучше ревшары. Но в пример он брал крупняк, у которых пониженная ставка. Поэтому такое се.
Это очень ударило по мне и моим наработкам.
3 года R&D вокруг движка прекратились в тыкву, потому что выпускать что-то на Unity теперь слишком рискованно. Инвестиции в ассет стор «в долгую» тоже, потому что моя ЦА сейчас уходит.
У меня есть команда с перспективой студии, за полгода написали почти весь инструментарий для retro-rpg, сейчас будем на Godot все портировать. Картинку-стейтмент «Fuck the Unity» дизайнить начали.
Много ем, прочищаю голову у моря и пытаюсь выйти из ахуя.
Ну по факту эта тарифная сетка запретительная для инди. Им и так невероятно сложно конкурировать, а будет вообще жопа, особеноо в казуалках. Богатые буратины с миллионами инсталлов будут платить за инсталл по центу, а относительно бедные студии по 20 центов, что еще более увеличит разрыв.
Так что шитшторм оправдан, отличная новость для конкрентов движку.
Добавлю нюанс про CEO Unity
В 2011 Ричителло пытался заставить игроков платить за каждый выстрел в шутерах от 1 лица:
Когда вы играете в Battlefield шесть часов и в вашей обойме заканчиваются патроны, а мы попросим у вас доллар за перезарядку, в этот момент вы на самом деле не так уж чувствительны к цене
.
Pro move:
Unity bosses sold stock days before development fees announcement, raising eyebrows
https://www.eurogamer.net/unity-bosses-sold-stock-days-before-development-fees-announcement-raising-eyebrows
Да уж, такого щитшторма не было даже когда Ричителло крыл матом разработчиков, которые не закладывают монетизацию в свои игры с самого начала. Я не верю, что это станет последним гвоздём в гробу Unity, но очередным выбитым звеном Дженги — вполне возможно.
.
.
Интересно, как они собираются отличать повторные установки от свежих, не наступив на мину GDPR?
😱 Комментарий удален его автором...
Отдельно видео по теме сделал.
Ну, если за столько лет Юнитеки так и не смогли в плюс выйти за движок нормально (помню они еще за UNET-сервера чересчур много брали, в итоге в моем проекте запилили кастом вместо него), то туда (на свалку истории) им и дорога.
я очень пытаюсь но как-то всё же не могу понять из-за чего такой прям баттхёрт баттхёртыч, типа вроде же fee за установку прокси-метрика revenue и так?
Я когда-то вкатывался в сферу (давно) и помню, что там были бои Unreal vs Unity. А сейчас вижу, что все плачут по Unity, присматриваются к Godot, а про Unreal почти нет упоминаний, почему так?
Там уже вроде как извинения от Unity пошли.
у меня почему-то не открывается этот тред в твиттере, о каких изменениях Apple речь?
А если в приложении используется только реклама от unity эти изменения как-то повлияют?
Они услышали
"We have heard you. We apologize for the confusion and angst the runtime fee policy we announced on Tuesday caused. We are listening, talking to our team members, community, customers, and partners, and will be making changes to the policy. We will share an update in a couple of days. Thank you for your honest and critical feedback."
https://twitter.com/unity/status/1703547752205218265