Скандал со сменой лицензии Unity

 Публичный пост
15 сентября 2023  3426

Интересная новость/прецедент, поэтому решил небольшое самари написать.

Что произошло?

Компания поменяла систему лицензирования движка. Если в двух словах, то теперь при учёте порога оплаты будут смотреть не только ревенью, но и инсталлы. И буду брать деньги за каждый инсталл.

Plus план вообще убрали для новых пользователей.

В Personal плане с 1 января 2024 появится необходимость периодически авторизовываться:

Starting in November, Unity Personal users will get a new sign-in and online user experience. Users will need to be signed into the Hub with their Unity ID and connect to the internet to use Unity. If the internet connection is lost, users can continue using Unity for up to 3 days while offline. More details to come, when this change takes effect.

Выходит так, что если за 3 дня не авторизовался в системе, то не сможешь даже в оффлайне пользоваться.

Шитшторм начинается

Только на форуме уже больше 100 страниц в обсуждении.

Куча инди-разработчиков анонсировали, что новые игры будут делать НЕ на Unity.

Смена TOS задним числом

Unity втихую удалила свой репозиторий для отслеживания изменений лицензии, и обновила лицензию, удалив пункт, позволяющий использовать TOS из вашей версии Unity. Форк на всякий.

Разные компании подсчитали, как это повлияет лично на них. К примеру, ребята из Nekki написали, что новая политика Unity может увеличить их расходы в 50 раз в худшем случае.

Дали заднюю (чуть-чуть)

Как пример, один пост с разъяснениями. Опять муть про то, что «изменение не затронет более 90% клиентов».

Но некоторые пункты чуток улучшили.

  • За реинсталы не берут денег.
  • За мошеннические установки не будут брать, но хз как они это будут трекать.
  • За демки, триалки и devops не нужно платить.
  • За игры в EA нужно платить.
  • За web и streaming игры платить не надо 🤔
  • За благотворительные бандлы не надо платить.

Боль подсчёта

У Эпиков, к примеру, при использовании Unreal Engine фиксированная ставка по ревшаре — 5%. Она стабильна, её легко запланировать и заложить на любой стадии проекта.

Модель Unity же очень плавающая, тяжело прогнозируемая, добавляет уйму проблем разработчикам.

Нечестная конкуренция

Unity предлагает компаниям освобождение от сборов. Получить его можно, отказавшись от AppLovin и других сторонних сервисов монетизации.

Пока что это лишь на уровне обсуждений в СМИ, но, всё же.

Подорвали доверие

Даже если откатят изменения, то компания уже подорвала доверие и показала, что может в будущем поменять условия и правила ретроспективно. Именно поэтому многие сейчас думают над переходом на другие движки.

Но даже внутри компании не всё гладко. Сотрудник Unity пишет, что они «боролись с решением», задавали вопросы, им сказали, что ответы будут. А затем вышел анонс без всякого предупреждения. В конце недели ожидаются отставки тех, кому не понравилось решение.

Тред от юнитишника, который год назад участвовал в первых обсуждениях по смене прайсинга (тогда совсем иное обсуждение было).

TL;DR:

  • 3к инженеров работают чисто над движком
  • Разработка движка ОЧЕНЬ убыточна
  • Unity ads удерживает всю компанию
  • Оплата за места плохо скалируется
  • Изменения Apple сильно ударили по рекламному бизнесу

Он там ещё дальше пытался оправдать стоимость, мол это куда лучше ревшары. Но в пример он брал крупняк, у которых пониженная ставка. Поэтому такое се.

Аватар Andrei Apanasik
Andrei Apanasik @Suvitruf
CTO/co-founder (Balancy), professor of shitpostСвой стартап Balancy
📍Ларнака, Кипр

Сейчас работаю над сервисом Balancy для разработчиков игр, который позволяет удобно работать с игровым балансом и с лайвопсом.

Где меня можно найти:

✍️ suvitruf@gmail.com

Связанные посты
80 комментариев 👇
🕵️ Юзер скрыл свои комментарии от публичного просмотра...

Там уже вроде как извинения от Unity пошли.

  Развернуть 1 комментарий

@Sanel, это выглядит не извинением, а «мы поняли, слишком в лоб сказали о грабеже, сейчас поправим, чтобы было незаметно» скорее

  Развернуть 1 комментарий

.

  Развернуть 1 комментарий

.

  Развернуть 1 комментарий

.

  Развернуть 1 комментарий

Они услышали
"We have heard you. We apologize for the confusion and angst the runtime fee policy we announced on Tuesday caused. We are listening, talking to our team members, community, customers, and partners, and will be making changes to the policy. We will share an update in a couple of days. Thank you for your honest and critical feedback."


https://twitter.com/unity/status/1703547752205218265

  Развернуть 1 комментарий

@lad, Пока нет

  Развернуть 1 комментарий

@YuryScript, услышали, но не сделали))

  Развернуть 1 комментарий
🕵️ Юзер скрыл свои комментарии от публичного просмотра...

@lad,

  Развернуть 1 комментарий

@lad, Они реально сказали типа «через пару дней у нас будет сообщение», и этим сообщением стало вот это.

Народ сейчас дико батхертит с их постоянного "sorry for confusion", когда никакого confusion'а нет.

  Развернуть 1 комментарий

@dmitriid, тянут время, имхо.

  Развернуть 1 комментарий

@dmitriid, can confirm, вот это высокомерное «вы все confused», мы сейчас все объясним, раздражает страшно.

Юнити пытаются разрулить с коммьюнити, как с клиентами. А вообще-то говоря те, кто используют их движок, не столько клиенты сколько партнеры

  Развернуть 1 комментарий

Я когда-то вкатывался в сферу (давно) и помню, что там были бои Unreal vs Unity. А сейчас вижу, что все плачут по Unity, присматриваются к Godot, а про Unreal почти нет упоминаний, почему так?

  Развернуть 1 комментарий

@petromian, потому что Юнити обычно для мобильных игр используется. UE там не особо хорошо себя чувствует.

  Развернуть 1 комментарий

@Suvitruf, и для индюшатины, да.

В инди те, кому движок по масштабу и платформам подходит, Unreal рассматривают

  Развернуть 1 комментарий

@petromian, лично у меня (и не только у меня) барьером для UE всегда был клятый С++ (на блюпринтах что-то крупное не хочется делать). Запилили бы они официально второй язык - C#/JS/Python/UnrealScript - я уверен, куда больше народу бы перешло на UE.

У UE есть и другие минусы, но с ними можно жить:

  • куда более сложная система сущностей (в Unity есть GameObject и MonoBehaviour и поехали) - всякие там Actor, GameInstance, GameMode и прочее.
  • намного меньше ассетов (но большинство существующих хорошего качества)
  • не такой продвинутый и удобный редактор UI.
  • дольше перекомпиляция в случае изменений в коде (опять следствие C++).

Из плюсов это графоний и меньше багов, а для инди особый графоний часто не нужен.

  Развернуть 1 комментарий

@nightlord189, Ждём релиза Verse для анрила

  Развернуть 1 комментарий
Andrei Apanasik CTO/co-founder (Balancy), professor of shitpost автор 17 сентября 2023

Отдельно видео по теме сделал.

  Развернуть 1 комментарий
Aleksandr Kovalchuk Мобильный разработчик 16 сентября 2023

А если в приложении используется только реклама от unity эти изменения как-то повлияют?

  Развернуть 1 комментарий

@kopchikovich, ревенью с рекламы тоже учитывается. Если вопрос в этом. Или ты сам движок не используешь?

  Развернуть 1 комментарий

@Suvitruf, Сам движок не использую, использую IronSource в приложении для показа рекламы (а в нём unity ad). Пытаюсь понять это как-то на приложение повлияет или нет

P.S. Спасибо за видео! Кратко, информативно и с юмором 💪

  Развернуть 1 комментарий

@kopchikovich, тогда это вас не должно затрагивать.
P. S. спасибо ^_^

  Развернуть 1 комментарий

😱 Комментарий удален его автором...

  Развернуть 1 комментарий

@GMCLJvDxYsAU2MMV, на реддите хорошое разъяснение было про Годо:

Если вам нужна какая-то фича движка, а её нет, вы пишете её сами, и контрибьютите (в движок) на добровольной основе.

  Развернуть 1 комментарий

Да уж, такого щитшторма не было даже когда Ричителло крыл матом разработчиков, которые не закладывают монетизацию в свои игры с самого начала. Я не верю, что это станет последним гвоздём в гробу Unity, но очередным выбитым звеном Дженги — вполне возможно.

  Развернуть 1 комментарий
Pavel Komelskikh Увеличиваю энтропию в мультивселенной 🥲 15 сентября 2023

Добавлю нюанс про CEO Unity

В 2011 Ричителло пытался заставить игроков платить за каждый выстрел в шутерах от 1 лица:
Когда вы играете в Battlefield шесть часов и в вашей обойме заканчиваются патроны, а мы попросим у вас доллар за перезарядку, в этот момент вы на самом деле не так уж чувствительны к цене

  Развернуть 1 комментарий

@qq-bb, я тут как раз на неделе думал что надо бензин в GTA продавать.

  Развернуть 1 комментарий

Ну по факту эта тарифная сетка запретительная для инди. Им и так невероятно сложно конкурировать, а будет вообще жопа, особеноо в казуалках. Богатые буратины с миллионами инсталлов будут платить за инсталл по центу, а относительно бедные студии по 20 центов, что еще более увеличит разрыв.

Так что шитшторм оправдан, отличная новость для конкрентов движку.

  Развернуть 1 комментарий

@glebkudr, есть еще теория, что конечная цель всего этого -- это пересадить на Pro тарифы.

  Развернуть 1 комментарий

@qq-bb, тогда нужно делать на про тарифе flat rate от числа инсталлов

  Развернуть 1 комментарий
Дима Табакеров художник-программист 15 сентября 2023

Интересно, как они собираются отличать повторные установки от свежих, не наступив на мину GDPR?

  Развернуть 1 комментарий

@azazeo, не наступать на мины, не их путь

  Развернуть 1 комментарий

@azazeo, А никак, ты даже наступив на мину этого достоверно не сделаешь.

Плюс они продолжают утверждать, что установки на новые девайсы будут считаться отдельными установками, так что детектить ботнеты тоже не получится

  Развернуть 1 комментарий

@daihaminkey, а потом специальный отдел в Unity создают свою ботоферму из эмуляторов, и докручивают "нужным" моб играм статистику по установкам...

  Развернуть 1 комментарий

😱 Комментарий удален его автором...

  Развернуть 1 комментарий
Alexey Buravov Backend-разработчик 15 сентября 2023

Ну, если за столько лет Юнитеки так и не смогли в плюс выйти за движок нормально (помню они еще за UNET-сервера чересчур много брали, в итоге в моем проекте запилили кастом вместо него), то туда (на свалку истории) им и дорога.

  Развернуть 1 комментарий

@nightlord189, жестоко, но правильно

  Развернуть 1 комментарий

@nightlord189, так, стопэ, а где написано, что они не вышли в плюс?

  Развернуть 1 комментарий

@evgeniyp, в целом у них убытки каждый квартал. Но речь, думаю, про то, что движок сейчас убыточное направление. Больше всего денег с рекламной системы у них.

  Развернуть 1 комментарий

  Развернуть 1 комментарий

Это очень ударило по мне и моим наработкам.

3 года R&D вокруг движка прекратились в тыкву, потому что выпускать что-то на Unity теперь слишком рискованно. Инвестиции в ассет стор «в долгую» тоже, потому что моя ЦА сейчас уходит.

У меня есть команда с перспективой студии, за полгода написали почти весь инструментарий для retro-rpg, сейчас будем на Godot все портировать. Картинку-стейтмент «Fuck the Unity» дизайнить начали.

Много ем, прочищаю голову у моря и пытаюсь выйти из ахуя.

  Развернуть 1 комментарий

@daihaminkey, Сочувствую тебе и всем, по кому эта новость ударила. Хотел бы я более приятную мотивацию к обучению новому движку 🤡

  Развернуть 1 комментарий

@ameize4, Flash-разработчики не сдались, и мы не сдадимся

  Развернуть 1 комментарий

@daihaminkey, А есть что потыкать палочкой в проекте? Очень интересно, люблю старые рпг

  Развернуть 1 комментарий

@urtow, ++1

  Развернуть 1 комментарий

я очень пытаюсь но как-то всё же не могу понять из-за чего такой прям баттхёрт баттхёртыч, типа вроде же fee за установку прокси-метрика revenue и так?

  Развернуть 1 комментарий

@shrimpsizemoose, если бы было просто 5% с прибыли, то всё бы было ок, т. к. легко считается и прогнозируется. А текущая модель тупо банкротить может студию, если CPI высокий.

  Развернуть 1 комментарий

@Suvitruf, но ведь этот fee может входить в CPI... ?

  Развернуть 1 комментарий

@shrimpsizemoose, ну вот, скажем, сейчас привлечение стоит 5 центов, получаешь ты с юзера 7 центов. Ты на 2 цента в плюсе.

После применения новой лицензии, ты с этих 2 центов должен будешь заплатить до 20 центов Unity. Гиперкеж игры такое не потянут в принципе.

  Развернуть 1 комментарий

@Suvitruf, окей, гипотетическая ситуация когда CPI меньше fee понятна, а есть где-то статистика насколько это часто? Ну типа интересно посмотреть какое-то разбиение по жанрам/группам, может что-то такое

Просто вот например у меня понятие "гиперкеж" ассоциируется с количеством установок которые не укладываются в персональную лицензию

  Развернуть 1 комментарий

@shrimpsizemoose, у ГК LTV маленький, например.

Может даже вот эту комиссию не покрыть.

Но, опять же, мобильщики и так кое-как сводят экономику, а тут теперь такая фигня.

  Развернуть 1 комментарий

@Suvitruf, но ведь там же не для всех 20 центов, всё ещё не понимаю

можешь дать ссылку на исследование откуда эта картинка? Я бы почитал. А то я пока нахожу только какие-то фразы в духе "ну круто когда CPI меньше 40 центов"

и да, баттхёрт же не только от тех кто делает гиперказуалки?

  Развернуть 1 комментарий

@shrimpsizemoose, вроде отсюда.

Батхёрт от всех, т. к. это планировать тяжело. С фиксой в 5% ты точно знаешь, сколько отдашь.

Ну и самый большой батхёрт от того, что Юнити ретроспективно поменяли лицензию. Где гарантия, что в будущем чего похуже не сделают?

  Развернуть 1 комментарий

@shrimpsizemoose, А еще от тех кто делает фритуплей.

Игра стоила в разработке 200к баксов, устровилась 5кк раз, заработала 300к баксов.

"Мы в дерьме"

  Развернуть 1 комментарий

@urtow, а что, игры с таким количеством установок реально на персональной лицензии делают? Мне казалось что такие игры это типа большие компании делают у которых не такая лицензия и там тогда не 20 центов а один судя по той же таблице

Вот стимспай показывает что 5 млн установок это типа цивилизация, Fallout 4, No Man's Sky

  Развернуть 1 комментарий

@shrimpsizemoose,

Вот стимспай показывает что 5 млн установок это типа цивилизация, Fallout 4, No Man's Sky

Твои примеры - это игры, которые имеют это число установок при наличии изначального барьера в виде платежа. Сопоставимые по мощности проекты из мира фри-ту-плей - это 500кк+ установок, наверное.

а что, игры с таким количеством установок реально на персональной лицензии делают?

Например, у Voodoo (гиперкэж) в некоторых командах модель работы такая: одну игру пилит один разработчик, он по ней же принимает большую ГД-решений, его (и 4 других таких же разработчиков) супервайзит ПМ, у них есть 1-2 художника, 1 тестер и 1 аналитик.
Словом, на 5 игр - 10 человек.
Вот пример игры с паблишингом Voodoo. Тут можно даже увидеть, что имя студии, разрабатывавшей игру - Андрей Гущин, звучит весьма как one man studio.
https://play.google.com/store/apps/details?id=com.AndreyGushchin.BucketCrusher&hl=en&gl=US

Конечно, вуду клепает эти игры десятками и сотнями, и они не совсем релевантный пример. Но они важны с той точки зрения, что в простых играх 5 миллионов установок - это то, чего может достичь 1 разработчик с помощью парт-тайм художника, тестера и ПМа (и условно разработчик может сам взять на себя функции тестирования, а пм возьмет рисование и освободит разработчика от ГД-решений - и вот тебе коллектив из 2 человек, выпускающий гиперкэж).

Гиперкэж, конечно, - это про поставленный на поток набор экспериментов, выстрелит-не выстрелит. Большинство игр на 5кк+ инсталлов будут от тех, кто также выпустил на 1 такую игру 9 игр на 500к+ инсталлов и 90 игр на 1к+. Но раньше у пары энтузиастов был шанс выстрелить, сейчас - нет.

  Развернуть 1 комментарий

@shrimpsizemoose, у разработчиков мобильных игр на юнити все летит к чертям. У них соотношение установка/выручка очень высокое. Условно говоря, игру ставят 100 человек, in-app purchase делает один.

И самый пиздец в том, что эти комиссии добавляются ретроспективно.

  Развернуть 1 комментарий

@evgeniyp,

комиссии добавляются ретроспективно.

А разве это вообще законно? Для тех, кто уже сделал игры

  Развернуть 1 комментарий

@orbit, поэтому уже идёт обсуждение о коллективном иске)

  Развернуть 1 комментарий

@orbit,
Там формально не полноценно ретроспективно на самом деле, за предыдущие инсталлы ты не заплатишь, но эти инсталлы пойдут в счет границы, с которой ты начинаешь платить за инсталлы. Поэтому ты как бы платишь только за новые инсталлы, но поднимаешься ты до планки, с которой начинаешь платить, в том числе за счет предыдущих инсталлов.

  Развернуть 1 комментарий

@Kvinster, да да, особенно смешно стало, когда они начали переписывать собственные разъяснения.

Что лишний раз доказывает, что эти поборы будут постоянно меняться

  Развернуть 1 комментарий

😱 Комментарий удален его автором...

  Развернуть 1 комментарий

@GMCLJvDxYsAU2MMV, стопудов предвижу такие фермы по продаже. Не только мобильные, но и на виртуалках.

  Развернуть 1 комментарий

  Развернуть 1 комментарий
  Развернуть 1 комментарий
🕵️ Юзер скрыл свои комментарии от публичного просмотра...

Pro move:
Unity bosses sold stock days before development fees announcement, raising eyebrows
https://www.eurogamer.net/unity-bosses-sold-stock-days-before-development-fees-announcement-raising-eyebrows

  Развернуть 1 комментарий

@aartem, Ричителло копейки слил, а вот сейлс директор больше половины акций слила)

  Развернуть 1 комментарий

@Suvitruf, интересно, это тянет на инсайд торговлю?

  Развернуть 1 комментарий

@glader, потенциально возможно. Там нужно смотреть на то, как часто они продавали. Если планомерно, то не подкопаешься. Если год не продавали и тут внезапно перед анонсом слили, то уже вопросики вызывает.

  Развернуть 1 комментарий

@Suvitruf, от политики компании зависит, в приличных для больших ролей есть фиксированные окна продажи, хер ты там скинешь перед хреновым отчетом

  Развернуть 1 комментарий

@smallkaa, в публичных компаниях в целом нельзя в любой момент продавать акции, только в определенные окна. Но для топ менеджеров могут быть дополнительные ограничения поверх этого.

  Развернуть 1 комментарий
🕵️ Юзер скрыл свои комментарии от публичного просмотра...

  Развернуть 1 комментарий

@captaingim, интересно, сколько лет тем, кто видел этот шрифт на экране телевизора :)

  Развернуть 1 комментарий

@IlyaZverev, многие уже переступили тридцатник

  Развернуть 1 комментарий

@IlyaZverev, на прошлой неделе в кинотеатре в Болгарии видел этот ролик))

  Развернуть 1 комментарий
Сергей Белов пытаюсь управлять процессами 15 сентября 2023

Изменения Apple сильно ударили по рекламному бизнесу

у меня почему-то не открывается этот тред в твиттере, о каких изменениях Apple речь?

  Развернуть 1 комментарий

@sergblv, речь про смену прайваси и ATT/IDFA. Раньше рекламные SDK использовали это без проблем, теперь это проблематично и сложнее матчить откуда пришли юзеры, закупка трафика усложнилась.

  Развернуть 1 комментарий

@Suvitruf, спасибо

  Развернуть 1 комментарий

😎

Автор поста открыл его для большого интернета, но комментирование и движухи доступны только участникам Клуба

Что вообще здесь происходит?


Войти  или  Вступить в Клуб