Почему вдруг такая тема
На днях мы с женой ехали на машине из Риги в Маастрихт. Дорога долгая (см. ниже), чтобы развлечь себя выбрали послушать аудио-книгу. Как-то в один голос сошлись на рассказах Антона Павловича Чехова. Нашли сборник рассказов "Чехов жив" и нажали ▶ "воспроизвести".
Мне Чехов поначалу не понравился - какие-то обыденные истории обыденных людей. Если бы не аудио-книга, я бы вряд много "прочитал". Однако на пятом рассказе я начал проникаться, так сказать, вайбом. Какой же вообще Чехов молодец - он столько сюжетов собрал из жизни людей того времени. Это надо быть очень наблюдательным и понимающим. Вот мне понравившиеся рассказы (сборник ещё слушаю):
- Тоска, 1886
- Переполох, 1886
- Ванька, 1886
- Каштанка, 1887
- Попрыгунья, 1891
- Учитель словесности, 1889
После прослушивания зашевелились мысли "А о чём вообще этот рассказ?". Обсудили с женой и оказалось, что у каждого были свои инсайды. Вот захотелось поделиться с клубом своими мыслями и послушать ваше мнение.
Как будем обсуждать
Предлагаю такой формат:
Я вкратце напишу о чём рассказ и свои мысли (без спойлеров не обойдётся). Вы напишете (если читали) свои мысли в комментариях.
Хочется непринуждённой атмосферы, как на кухне за кружечкой чая. Пишите свои мысли и постарайтесь без школьных цитат "автор в этом произведении хотел сказать ...". Мне интересно ваше личное восприятие и трактовка.
Тоска, 1886
О ЧЁМ: У извозчика умер сын. Он пытается поделиться этим с людьми, но никто его не слушает. В итоге он изливает душу своей лошади.
МОИ МЫСЛИ: Сегодня нас окружают социальные сети, рекламы, сериалы и много другого шума. Мы постоянно куда-то торопимся и постоянно погружены в свои мысли. А Чехов говорит, что в конце 19 века было похоже - люди торопились куда-то или просто были в своих мыслях. А может вообще всё наше существование нас преследует эта черта - нежелание слушать других? Я сам только после 30 и после переезда в другую страну начал ценить маленькие разговоры с людьми на улице.
Переполох, 1886
О ЧЁМ: Молодая девушка, работающая гувернанткой, возвращается в дом и видит как хозяйка копается в её вещах. Оказывается, что у хозяйки пропала брошка и поэтому она проводит обыск. Девушку это очень задевает и она решается уехать из этого дома к родителям.
МОИ МЫСЛИ: Я думаю тут одна большая аллегория. Хозяйка дома - это Российская империя, её муж - патриот той власти, брошь - взятка или коррупция, молодая девушка - патриот страны, не утерявший истинные ценности и уважение к себе. *Это может тригернуть срач на почве нынешней войны - давайте постараемся обсудить произведение, а не политику.*
Ванька, 1886
О ЧЁМ: Девятилетний мальчик Ваня пишет письмо своему дедушке в деревню. Ваня недавно переехал в Моску и стал учеником сапожника. Жизнь в Москве ему совсем не нравится - к нему относятся с презрением и постоянно обижают. В письме он просит дедушку приехать и забрать его обратно в деревню.
МОИ МЫСЛИ: Мы часто стремимся к чему-то большому, а иногда и наша семья нас подталкивает к этому. Не всегда такая жизнь для нас хороша. Мне это произведение навеяло экзистенциальным кризисом - а нужна ли нам такая жизнь, к какой мы стремимся и к какой нас подталкивает окружение.
Каштанка, 1887
О ЧЁМ: Рассказ глазами дворняжки. Сначала она живет у столяра. Там привычная её жизнь - тёплое место на опилках, разнообразные запахи и люди, издеваются и погоняют, мало кормят. В один день она теряется и её берёт к себе в дом артист цирка. Эта новая жизнь ей тоже начинает нравиться - тут хорошо кормят, любят ей и интересно проводят с ней время. Она забывает о прежней жизни, но вот на выступлении в цирке её зовут по старой кличке "Каштанка" и она убегает от нового хозяина к старому.
МОИ МЫСЛИ: Очень тёплое произведение. У меня самого есть собака и я часто думаю, что они живут именно так - "в моменте". Интересная мысль, что родное это не всегда самое хорошее. А вторая мысль - как же сильны и автономны наши комплексы (см. значение в психологии). Даже привыкнув к новому и более лучшему для нас, мы запросто срываемся и возвращаемся к прежним вещам и образу жизни. И как тут быть?
Попрыгунья, 1891
О ЧЁМ: Девушка творческой натуры выходит замуж за врача. Он сильно отличается от её круга общения, в который входят разные деятели культуры. Поддавшись соблазну, девушка изменяет своему мужу с художником. Через короткое время роман оказывается ошибкой. Девушка мечется между двух мужчин. В итоге любовник её отвергает, а муж умирает. Только перед смертью мужа, девушка осознает каким хорошим и влиятельным человеком он был.
МОИ МЫСЛИ: Ооо, произведению можно снимать сериал для Нетфликса. У меня за время прослушивания очень припекало от поступков героини. Чехов конечно молодец, так описал ситуацию, что остаться равнодушным невозможно. Это произведение у меня чем-то переплетается с "Тоской" - главная героиня настолько зациклена на себе, что не замечает своего близкого человека и не поддерживает его в важные моменты. Я тоже помногу сижу в своих мыслях, но когда выхожу оттуда, замечаю какая у меня замечательная жена. Чем чаще выхожу из своих мыслей, тем более счастливой становится семейная жизнь.
Учитель словесности, 1889
О ЧЁМ: 27-летний учитель русского языка и литературы делает предложение 18-летней дочери местного помещика. Они играют свадьбу и жизнь молодого учителя выходит на новый уровень - он счастливо живёт в загородном доме и пользуется средствами, которые им достались в приданое. Он считает, что это счастье его достижение. В один из вечером он проигрывает в карты и задумывается о своей жизни. Внезапно он понимает, что всё это не для него, что он окружён пошлостью и не любит ни работу, ни людей вокруг себя. Задумывает убежать от всех.
МОИ МЫСЛИ: Моя первая мысль была такая - это про образ жизни. Можно стремиться к богатой жизни, но, добившись этого, совсем не получать удовольствия. Кому-то по душе быть в достатке и ни о чём не беспокоиться, а кому-то важно постоянно преодолевать трудности и быть средним классом. Спорная мысль, наверняка тут есть и другая интерпретация.
-Ну а ты что думаешь?
Я недавно вспоминал Каштанку, когда заезжал на несколько дней в Москву после года отсутствия.
Вроде как помнишь все проблемы, которые были. Их не стало меньше, даже наоборот. И вроде как все хорошо на новом месте, но почему-то так потянуло вернуться.
Раз такая тема, хотел бы упомянуть про свой любимый рассказ Чехова - Студент.
Краткий, 1112 слов (специально сейчас проверил). Этот рассказ - просто находка для учитилей литературы с их вечным вопросом: "Что хотел сказать автор?". Ни одного лишнего предложения, буквально в каждом предложении заложен смысл или какой-то символ. Меня в свое время поразило именно соотношение небольшого объема текста с его идейным наполнением.
Для меня этот про то, как человек смог коснуться сути веры. Про озарение, временное и во многом случайное, которое может случиться с каждым. Мне кажется, люди, которые испытывали подобное озарение, сразу поймут о чем речь. Я переживал подобные моменты в жизни и очень ими дорожу, но я точно не смог бы донести это до читателя, используя только 1112 слов.
Чехов конечно молодец (с)
В формат треда укладываться не буду, но сообщу что меня впечатлило из А.П. Чехова:
черный монах – размышления на тему относительности нормальности и окружения как сдерживающего фактора для личности
душечка – об отсутствии собственных мыслей/вкусов и мимикрии под окружение
в овраге (хоть и не рассказ вовсе, а повесть) – очень атмосферно про смену эпох и уклада и сопредельные с этим моральные вызовы для общества
Согласен на счёт основного поинта Ваньки. Мальчик живёт не свою жизнь, просто потому что это единственный шанс куда-то пристроиться в жизни. Помню свое впечатление от рассказа - мальчик как будто сам не понимает зачем он здесь оказался и плюс постоянная череда всяких обид и прочего избиения селедками.
И финал - мальчик не знает дедушкиного адреса и наивно отправляет конверт в никуда. Никогда ещё урок литературы не был таким депрессивным!
Наверное самый впечатляющий рассказ Чехова для меня это "Спать хочется".
Очень короткая драма где крепостная девочка целый день работает по дому, а ночью убаюкивает хозяйского ребёнка, который никак не хочет спать и доведённая до отчаяния усталостью девушка решается убить ребенка.
О чем тут: мы не знаем на что способны доведенные до отчаяния.
p.s однажды довелось лежать в инфекционной больнице неделю в одиночном боксе. Я ни с кем не мог поговорить. Из книг был только Чехов. Я после выписки ещё какое то время думал диалогами из книги))
Чехов однозначно один из моих самых любимых авторов, я возращаюсь к его рассказам постоянно, открывая каждый раз что-то новое (магия классической литературы).
Несмотря на это, много лет я избегала его книги "Остров Сахалин", которая написана в жанре публицистики и является документальным дневником, где огромную часть занимает список заключенных (список я смогла прочитать только со второго прочтения, так как начинала брать жуть при мысли о том, что за этими именами поломанные судьбы людей).
Он писал эту книгу одной из самых последних, во время и после поездки на Дальний Восток, в Сибирь (это путешествие, по общему мнению, его и добило). После публикации этой книги Чеховым, уже известным писателем, правительство было даже вынуждено провести реформы и улучшить условия содержания каторжан.
Когда я читала эту книгу, меня не оставляла пугающая мысль о том, что в стране ничего не изменилось за несколько столетий и этот прекрасно описанный Чеховым мерзкий климат на Сахалине практически полное отражение затягивающей, полностью гнилой бюрократии, которая губила и продолжает губить Россию. Бесконечная борьба с погодой и нелепыми правилами из Петербурга изнуряет людей, отупляет, уничтожает физически и духовно, ежедневно и непрерывно унижает человеческое достоинство.
Сразу после этой книги нужно прочитать одноименную книгу "Остров Сахалин" Эдуарда Веркина - она про сильно далекое будущее острова, где население составляют в основном беглые китайцы, спасающиеся от эпидемии (было написано до коронавируса) на острове и металле, без которого не летают космические корабли. Впечатление было абсолютно крышесносным, Веркин просто взорвал мой мозг, а также познакомил меня с очередным металлом, которыми так богата моя родина - рением.
Так как я родом из Сибири, мне всегда особенно интересно читать о впечатлении, которое оставляет знакомство писателей с климатом, людьми, условиями жизни и той странной смеси любви - обиды, которую мы испытываем к европейской части России и большим городам (сейчас я говорю за всех сибиряков, на что не имею никакого права).