Привет, это пост для тех, кто давно хотел начать играть в tabletop RPG, да руки таки не дошли. Но для начала: что такое TTRPG и зачем вообще взрослые люди этим занимаются?
Что такое TTRPG
В большом упрощении, это как компьютерный RPG, только без компьютера. Т.е. есть ведущий (мастер игры, Game Master, Dungeon Master), который придумывает или берет готовый сценарий, приглашает 4-5 игроков, и они вместе "проходят" этот сценарий согласно правилам системы.
Обычно от игроков требуется минимальное знание правил, которые можно прочитать в учебнике системы, и создание героя с определенными статистиками.
Потом игроки и мастер собираются оффлайн или онлайн, и мастер начинает рассказывать историю, а другие участники отыгрывают своего персонажа, бросают кубики, чтобы проверить, получилось ли сделать то, что они хотели, и сражаются с монстрами (как в настолке).
Вот как примерно проходит сессия:
Почему я играю в TTRPG
Потому что это как компьютерная RPG, только с меньшим количеством ограничений: конечно, каждая система определяет, что можно, а чего нельзя делать, но персонаж не ограничен выборами которые написали для него в студии.
Хочешь быть эльфийской принцессой которая убежала от родителей и стала паладином в древнем монастыре? Пожалуйста, есть такое в D&D. Хочешь мрачную low-fantasy историю в хаотическом и грустном мире? Добро пожаловать в Warhammer. Еще известные системы: Call of Cthulhu, Blades in the Dark, Pathfinder, Cyberpunk Red, Vampire: The Masquerade, но вообще их намного больше конечно, на любой вкус и цвет.
В общем, это как игра или книжка, которую пишешь вместе с друзьями. Плюс D&D не обязательно героический, а Warhammer мрачный, все зависит от мастера и игроков.
Почему сложно начать
Потому что у таких игр есть два больших минуса:
- нужно время
- нужны люди у которых есть время
На практике это означает, что если у тебя нет знакомых, которые играют, придется этих знакомых найти. И лучше чтобы эти знакомые не только умели и хотели играть, но еще и людьми были в меру приятными и сговорчивыми. И не говорили что не получится прийти за час перед игрой.
Даже если такие люди есть, то пятерым взрослым сложно регулярно собираться на три-четыре часа раз в неделю или две, а реже смысла нет, потому что все забудут про что эта игра была вообще.
Как я для себя решила эту проблему:
- иногда играть oneshots (приключения которые рассчитаны на одну сессию)
- играть только с теми, у кого похожий уровень заинтересованности (но таких людей пришлось долго и упорно искать)
- иногда играть в небольших группах (не 5 героев + мастер, а 2-3 героя, или даже один - но это требует специальной подготовки от мастера, потому что 2 игрока могут не справиться с тем что приготовлено для 5).
Но эти проблемы появляются позже. А как начать-то?
Как все-таки начать
Explorer mode: играть в игры на комплюктере
Этот пункт не про TTRPG, потому что tabletop тут как раз нет. Но и обязательств никаких нет: покупать книжки не надо, учить правила не надо, выходить из зоны комфорта и разговаривать с незнакомцами тоже.
Зачем тогда играть? Чтобы узнать какой у вселенной вайб и лор (история) и нравится ли тебе такое вообще. Если нравится, читать книжки будет проще, потому что новым знаниям будет за что зацепиться.
Я играю только в D&D и Warhammer и рассчитываю на помощь любителей других систем в комментах.
Dungeons&Dragons: самая известная игра это, конечно же, Baldur's Gate 3, она походу нравится вообще всем и при этом лор там сохранён. Но я не меньше люблю первую и вторую части, а также Icewind Dale и Neverwinter Nights. И мой абсолютный №1: Planescape: Torment, который тоже из мира Dungeons&Dragons, только немного в другой, скажем так, плоскости.
Warhammer: если интересует не 40К а тот "фэнтэзийный", то советую Warhammer Vermintide и серию Warhammer: Total War (2 и 3 часть, первая так себе).
Balanced mode: найти мастера онлайн
Если друзья не играют, можно попробовать найти команду онлайн.
Я пробовала следующие способы:
- вписать в поисковике групп на фейсбуке "RPG <название города>"
- Roll20 - это онлайн-стол для игр, но там можно искать с кем играть
- StartPlaying - тут только платные игры
Мне больше всего зашел поиск на фейсбуке. Ах, да: игры бывают бесплатные, а бывает, мастер хочет за каждую сессию долор или несколько. Я не против заплатить, потому что мастер действительно много времени посвещает на подготовку, и проводить игру сложно. Но, с другой стороны, платная игра далеко не всегда лучше бесплатной. Просто платную найти проще.
Honor mode: стать мастером
Вариант для смелых.
Почему я предлагаю сразу начать проводить игры, если человек может и играть-то не умеет? Потому что:
- игроков много, мастеров мало, и проще написать объявление что ты новичок и ищешь таких же новичков, чем ждать пока тебя пригласят
- учишься намного быстрее и с бОльшей мотивацией
Лично я начала достаточно быстро проводить свои игры, потому что люблю придумывать истории и мне очень хотелось свою кампанию. Но это, конечно же, необязательно, и можно быть всегда только игроком, это не менее интересно.
Алгоритм тут такой:
- читаем учебники (на май 2024 самая новая версия D&D это 5e, и чтобы проводить, понадобится Player's Handbook и необязательный Dungeon Master's Guide
- ищем игроков (так как написала выше, на фб или Roll20)
- готовим сценарий (первые несколько игр лучше из книжек взять, например вот хорошие приключения для начинающих: Icewind Dale: Rime of the Frostmaiden, Phandelver and Below. Хорошие oneshot сценарии есть еще в Tales From the Yawning Portal).
- готово, вы прекрасны :)
Что в итоге
Если очень хочется начать играть, я бы посоветовала не заморачиваться, а просто найти хотя бы одного друга, который тоже хочет поиграть, взять учебник и два пива и просто начать. В каждой книжке жирным шрифтом написано, что fun over rules, и самое главное - чтобы игрокам и мастеру было интересно. А в правилах разберетесь по ходу пьесы, главное чтобы этот друг или два нашли время в своем графике.
Потому что You must gather your party before venturing forth, хехе.
ДнД — круто! Хожу сам, жена водит ГМом несколько партий)
Залинкую еще один пост про ролевые игры и обсуждение о том, как вкатиться в ДнД
Вкину сюда, что если вам интересны вампиры (которые маскарад) лучший видос для вкатывания (да, он долгий)
Внесу свои 5 копеек:
TTRPG - отличный медиум для социализации и заведения новых знакомств. Я долго куковал в Гамбурге и с местными как-то туго дружилось. В пандемию начал водить, после пандемии кинул клич по социалкам и набрал группу местных, которые хотели играть на английском. Вот уже 2 года играем вместе =)
Искать игроков и мастеров ещё можно на реддите и в дискорде (для удалённой игры). Если хочется социалиться с немцами - можно ещё кинуть пост в Jodel.
Начинать водить, по мне, стоит с пятой редакции D&D, так как просто вкатиться и найти игроков. Но как только задолбает интуитивно подбирать количество и тип монстров на бой так, чтобы случайно не прибить группу, рекомендую посмотреть на PF2E - там выверенная математика на уровень сложности и больше кастомизации для игроков. Но система сложнее, для опытных игроков. А если захочется чего-то вне типичного героического фэнтези - вся плеяда других систем с рулсетами зачастую проще, чем D&D, к вашим услугам. D&D можно натянуть на любой жанр, но система не умеет подчеркивать специфики жанров.
Ну и если водить - это хорошая практика в большом сете софт-скиллов: менеджмент группы, менеджмент конфликтов, сторителлинг, импровизация, умение обучать.
Водить можно начать без запар. Накиньте подземелье на 5 комнат в рандомном генераторе типа Donjon, заселите гоблинами, придумайте, почему они там, дайте игрокам чёткую цель в этом подземелье - например, спасти культиста от принцессы гоблинов. Не обязательно стартовать с больших официальных книг приключений - их долго и нудно читать. Играть веселее.
А дальше можно посмотреть на YouTube-канал Мэттью Коллвила.
Привет.
Классный пост 😊
Я могу немного добавить, с точки зрения вечного матера, которому трудно собрать людей из старой тусовки, чтобы поиграть хотя бы жирный ван-шот. Но это вечная проблема людей за 30, как уже говорилось 😁
Вкатиться в хобби помогают модные нынче OSR (Old-School Revival) системы. Которые обычно представляют либо очень сильно осовременненые старые редакции ДнД или просто простые правила, помещающиеся на нескольких страницах не очень плотного текста. Обычно такая простота позволяет решиться поиграть людям, которых отпугивали до этого толстые фолианты с правилами и ширина выбора.
Пример таких систем:
Я так за последние пару лет играл с друзьями, которых раньше было не затащить в подобное хобби или с коллегами с работы, которые о ДнД слышали только по сериалам.