Какие города мира сравнимы с качеством и цифровизацией сервиса в Москве?

 Публичный пост

Давайте попробуем обсудить и собрать какими сервисами и в каких городах можно гордится с точки зрения удобства и мобильности.

Кто жил в Москве последние годы, тот знает, что она соблязняла гостей и жителей тем, что можно было пешком или на такси добраться круглосуточно до ресторана или супермаркета в любой день недели. Лавка за пять минут приносила мороженку в 3 часа ночи в понедельник.

Я понял, что при выборе города, который я хочу сделать своим домом, мне важно какие удобства он предоставляет. Чтобы в идеале вообще не надо было шевелиться, а тебе всё в рот на серебряной ложечке клали.

Вот сферы, которые я вспомнил. Напомню, что оцениваем по удобству (скорость, время работы, дизайн, UX, CX) и цифровизации.

  • Медицина и анализы
  • Страхование
  • Еда нерегулярная
  • Еда регулярная
  • Продукты
  • Аптеки и лекарства
  • Деньги и банковские продукты
  • Тревел
  • Каршеринг
  • Такси
  • Доставка документов и посылок
  • Переезд и хранение вещей
  • Аренда двухколесных средств передвижения
  • Ивенты и концерты
  • Нетворкинг и дейтинг

Пишите лучший город с этой точки зрения, его сервисы и примеры сервисов отдельных в других местах.

Связанные посты
163 комментария 👇

А может кто-то рассказать про азиатские города в таком же формате ? Например, Сингапур или Бангкок

p.s. @zubak , буквально вчера вечером меня посещали ровно такие же мысли и я думал запилить такой же пост. Спасибо :)

Давно хотела развенчать вредный миф, распространённый, судя по всему, жителями Германии, о том, что в Европах нет цифровизации :D

Итак, я живу в Хельсинки, и тут:

  • Абсолютно всё, связанное с государством, делается в один клик и почти без посещений бюрократов. Когда я переехала, я оформила все документы за полтора месяца, причём из этого времени большую часть я ждала пока моя запись подойдёт. Пару вопросов решила вообще по телефону. Ходила куда вроде три раза, из которых один раз был в банк.
  • Во все государственные сервисы есть единый вход, привязанный к банковскому аккаунту. Не в половину, не в треть, как с госуслугами, а во все: почта, магистрат, запись на вакцинацию, запись ко врачу, что угодно ещё.
  • Я пользуюсь ОП-банком и после последнего обновления, прости господи, Тинькова, он мне нравится даже больше. Инвестиции, страхование — всё внутри приложения. Есть минусы, например, нельзя вклад без похода в офис (вроде бы) открыть (возможно, что можно в финноязычной версии приложения, у меня-то на английском), но в целом банк почти на уровне российского сервиса.
  • Две доставки еды (готовой и из супермаркета). Дороговато, бесплатных доставок в принципе нет, но я раз-два в неделю пользуюсь.
  • Я не пользуюсь обычной медициной, к сожалению, у меня occupational :( Но он есть почти у всех, а у айтишников совершенно точно у всех. Запись ко врачу в один клик в тот же день. К специалисту напрямую не запишешься, надо через терапевта, это минус, да.
  • Аптеки и лекарства, опять же, большого опыта не было, но коллеги объясняют так: до 50€ в месяц за выписанные (!) лекарства платишь сам. Дальше платит Кела (государство). В аптеку приходишь, показываешь айдишник, и они видят что тебе прописали. Все рецепты, прививки, посещения врача и т.д. хранятся в специальном сервисе, куда заходишь через тот единый вход, привязанный к айдишнику. Не-прописанные лекарства я редко покупаю, но от укачивания и головной боли продают без проблем :)
  • Аренда. Я арендую квартиру от Lumo, всё онлайн. Просто бронишь хату на сайте, оплачивешь месяц вперёд (без залога, если ты у них уже снимал, с минимальным залогом ~300€, если нет), приходишь смотреть. Нравится — заезжаешь, не нравится — оплата возвращается. Вызов сантехника через их сайт опять же. Но Lumo из-за такого сервиса дороже среднего по больнице.

И т.д. и т.п., по уровню комфорта Хельсинки просто небо и земля по сравнению с Москвой (я три года там прожила). Я в страшном сне себе жизнь московскую вспоминаю после такого 🥲

  Развернуть 1 комментарий

@tamamolis, я называю этот вредный миф "обобщать немецкие реалии на всю невероятно разнообразную Европу (ну или Евросоюз)"

  Развернуть 1 комментарий
🕵️ Юзер скрыл свои комментарии от публичного просмотра...

@tamamolis, классно, захотелось в Хельсинки =)

  Развернуть 1 комментарий

@tamamolis, все подтверждаю. Только гос. медицинская страховка отстой полный, пробиться на прием очень сложно.

  Развернуть 1 комментарий

@tamamolis, Очень похоже на мой опыт Копенгагена - https://vas3k.club/question/14872/#comment-d64c44b4-9818-4bcf-af2a-363b7e810020

  Развернуть 1 комментарий

Лондон

Медицина и анализы

NHS крайне противоречив (мое мнение: пиздец уровня "будете умирать, приходите", диагностика и превентивная медицина отсутствует, сходить "проверить спину" просто так нельзя, но если прийти к ним с пиздецом, то шансы хорошие). Но есть модные Thriva, телемеды и подобное.

Страхование

Какие-то медстраховки дают работодатели, но они тоже завязаны на NHS зачастую. Вроде можно обойти как-то через телемед некоторые случаи, но все равно не близко к "алло запишите меня через час к неврологу в районе Хамовников".

Еда нерегулярная

Если есть деньги -- все очень хорошо. Если есть много денег -- лучше, чем в Москве.

Еда регулярная

Если про кафешки "на каждый день", то в среднем плохо. Есть неплохие места (мне нравились турецко-сирийско-иранские), но это все гораздо уступает Московскому Изобилию (с).

Отдельная грусть с кофейными сетями: на выбор Costa, Nero, Starbucks и Joe & Juice. По сравнению с ABC/Скуратов/Даблби/Surf это все как нескафе голд 3-в-1.

Ну и мне кажется в Лондоне у простого человека нет запроса на вкусную еду, норм навернуть фиш-н-чипс или пообедать холодным сандвичем из Теско.

Продукты

В среднем очень хорошо, есть некоторые локальные моменты (типо отсутствие вкусного творога или доступных в супермаркетах стейков), но в среднем заметно лучше, чем в Москве. Правда и дороже.

Аптеки и лекарства

NHS (при условии, что он сработает) дает все условно-бесплатно. В аптеках можно купить условный колдрекс и хлоргексидин. Антибиотики покупать нельзя.

Деньги и банковские продукты

Есть много необанков, но до покрытия Тинькофф им как до луны в известной позе.

Деньги я бы рекомендовал хранить/получать в банки-пердуны типо Lloyds, которые выглядят как Сбер в 2007, но свою работу выполняют.

Тревел

Улететь можно куда угодно, Хитроу огромен, но надо учитывать, что британская рабочая виза не дает права путешествовать в Европу без виз.

Каршеринг

Понятия не имею, мне кажется, такого либо нет, либо оно в зачаточном состоянии.

Такси

Есть дорогие кэбы, есть чуть менее дорогой Uber. Как в Москве кататься не получится, но до аэропорта можно спокойно доехать.

Доставка документов и посылок

Есть чудесный DPD, лучшая служба доставки в моей жизни. Есть червь-пидор Hermes, который обсирается в 4 случаях из 5. Как обычно, зависит.

Royal Mail после того, что сделали с Почтой России за последние 5 лет воспринимается как что-то из прошлого. Некоторые Post Office больше похожи на Африку. Но все возится/доставляется, не быстро, не всегда с первого раза, но терпимо.

Переезд и хранение вещей

Хз, я с чемоданом приехал. Увозил все через какую-то мутную компанию с сайтом на русском.

Аренда двухколесных средств передвижения

БОРИС БАЙКИ. Не пользовался, но стоят на каждом углу, выглядят примерно как ВТБ БАЙКИ в Москве.

Ивенты и концерты

Это же Лондон. Лучше только в Нью-Йорке может быть (и то для меня было бы хуже).

Нетворкинг и дейтинг

Зависит от окружности лица.

  Развернуть 1 комментарий

@begor, Если будет фонд золотых цитат, то там точно будет — «Главное не быть круглолицым Ваньком» 😂

  Развернуть 1 комментарий
🕵️ Юзер скрыл свои комментарии от публичного просмотра...
🕵️ Юзер скрыл свои комментарии от публичного просмотра...
🕵️ Юзер скрыл свои комментарии от публичного просмотра...

@begor, с частной страховкой есть лайфхак, страховщики, конечно, просят referral от GP, но его не проверяют выдавая pre-authorisation ("тут то мне карта и пошла").
Самым честным это можно делать параллельно. GP первым делом надо сказать, что тебе нужен open referral for private insurance. У GP обычно немного времени на прием, после таких слов мне удавалось получать referral всегда.
Я правда, и стопу по NHS успел проверить по реферралу от GP. Получил совет поменять обувь, что и правда помогло :)

  Развернуть 1 комментарий

@begor,

кофе в лондоне

Недавно открыл для себя Roasting Plant Coffee, их всего кажется 3 и расположены они не оч удобно, но есть один не оч далек от сити, там кофе правда максимально приближен по качеству к москвским кофейням, ещё и большой выбор зёрен и всё так очень фэнси

  Развернуть 1 комментарий

@kirizhik, круто, обязательно зайду следующий раз в Лондоне!

Мне еще недавно посоветовали Omotesando Koffee, эти прям в W1.

  Развернуть 1 комментарий
🕵️ Юзер скрыл свои комментарии от публичного просмотра...

@kotyakott, @kirizhik а не подскажете, где вкусный фильтр кофе или всякие из v60 попить в Лондоне? Я находил какой-то гайд по спешалти, но не дошел пока до мест. Black Sheep норм по flat white и другим с молоком. Pret не нравится
Спасибо за Roasting Plant - он у меня был отмечен на карте на посетить
Ну и куда ни заходил с улицы, пока чего-то особо вкусного не нашел

  Развернуть 1 комментарий

@VladShubin, вопрос не мне адресован, но мне есть что сказать)
Мне нравится Ozone Coffee Roasters, Watchhouse (тут не только кофе, а весь стиль. Очень современно), Monmouth, Rosslyn

  Развернуть 1 комментарий

@ybeltrikov, посетил по рекомендации Watchhouse, что на территории Somerset House. Реально классное место и вкусный кофе, разных способов приготовления. Thanks mate, appreciate it
Roasting Plant тоже понравился!
Полезные комментарии.

  Развернуть 1 комментарий

@VladShubin, тогда тебе, возможно, тоже надо на London Coffee Festival :) Будет 20-23 апреля в Old Truman Brewery

  Развернуть 1 комментарий

@begor,

БОРИС БАЙКИ

уже не актуальны. Сейчас все гоняют на электрических lime велах, после которых не сидишь в офисе потный как мразь, и которые можно кидать где угодно. Очень кайфово.

  Развернуть 1 комментарий

В Берлине что-то из вышеперечисленного нет и надо шевелиться, но люди вокруг более-менее достойно живут + многие плюшки вообще все недостатки перекрывают.

На такси например тут никто в здравом уме не будет каждый день ездить, но оно и не хочется.

Какой-нибудь шеринг самокатов или велосипедов в Москве просто жестокий и беспощадный после Берлина (начиная от качества самих самокатов, заканчивая местам где и как человеку придётся ездить + очень малый охват, мало точек, мало провайдеров).

Общественный транспорт, велосипедная инфраструктура, отсутствие грязи на дорогах (на подошве); кафе и рестораны в самых глухих деревнях;

По-поводу круглосотчной доступности --это зло и изнанка экономического расслоения общества, явный хинт какие страны избегать, чтобы не вляпаться в ещё одно схожее с российском общество.

  Развернуть 1 комментарий

😱 Комментарий удален его автором...

  Развернуть 1 комментарий

@tdurova, "По-поводу круглосотчной доступности --это зло и изнанка экономического расслоения общества" Вы имеете ввиду, что если что-то работает круглосуточно, то это значит, что есть очень бедные слои, кто готов делать это ночью (доставка например), правильно я вас понял?

  Развернуть 1 комментарий

@N1Hy1ePNewlpLps8, а ещё и тебе, как ит специалисту, свои проблемы надо решать во вне рабочее время и быть готовым работать 8+ часов в сутки, быть огурцом и тд. На загнивающем Западе силен work life balance в сторону life. Надо к врачу или на курс физиотерапии, но врач работает только с 10 до 17:00, или ребёнка ежедневно в 16:00 из садика забирать и прочее - no problem, главное, чтобы ты задачки двигал. Естественно, есть предприятия со сменами, пропусками и тд - там ситуация может отличаться.

  Развернуть 1 комментарий
🕵️ Юзер скрыл свои комментарии от публичного просмотра...

@roma_ds, делайте свои проекты или берите контракты, там и зарплата больше. Как вариант, можно одну фуллтайм и пет проект либо дополнительный контракт.

  Развернуть 1 комментарий
🕵️ Юзер скрыл свои комментарии от публичного просмотра...

@roma_ds, в западной Европе aka Германия многим заходит ложиться спать в 21-00 и вставать в 5 утра, супермаркеты открываются в 6 утра. Тем не менее для ночных жителей есть ночные магазинчик, забеголовки и почти круглосуточные заведения на вокзалах.

Про зарплату на поняла, какие вопросы, можно пожалуйста подробнее?

  Развернуть 1 комментарий

@roma_ds, прикинуть доход и размер налогов можно с помощью множества онлайн калькуляторов, они есть почти для любой страны, вот популярный немецкий https://www.brutto-netto-rechner.info/gehalt/gross_net_calculator_germany.php

  Развернуть 1 комментарий
🕵️ Юзер скрыл свои комментарии от публичного просмотра...

@roma_ds, ну не 13%, почитайте сколько за вас налогов платит работодатель еще
просто они у нас скрытые

  Развернуть 1 комментарий

@roma_ds, суммарная налоговая нагрузка в России 47.5% против в Германии 48.9 ( на 2018 год)

  Развернуть 1 комментарий

@tdurova, это на работодателя. А сотрудник всё равно торгуется офферами как это принято на локальном рынке: в Европе надо сбрасывать со всех цифр 40-50%, в РФ надо сбрасывать 13-15%. Торговаться с аргументами "ну там же у вас налоги выше" уже сложнее, чем просто попросить сравнить цифры.

  Развернуть 1 комментарий

@yeputons, про торг зарплаты оно мне понятно, но комментарии в стиле останусь в РФ, потому что 13% сильно противоречат моему выбору / мнению.

  Развернуть 1 комментарий

@tdurova, плюсую. - рассуждения "буду жить там, где % ниже" — это супернаивно. Вопрос ведь не в %, а в том, какой уровень жизни ты можешь себе позволить на оставшиеся.

@roma_ds - в современной России действительно после уплаты налогов может оставаться "на два айфона" — как и в Европе. Плюс сервисы 24/7.

Только вот два айфона каждый месяц не нужны, а в возможности побриться в модном барбершопе в 2 часа ночи нет никакого кайфа, если у тебя с утра могут отжать бизнес, посадить на бутылку за то, что перешел дорогу каким-то илитам или бандитам, если тебе надо постоянно как-то выкручиваться, чтобы выйти в интернет, получать визы для поездок, придумывать что-то для переводов денег и так далее и тому подобное.

Конкретно в Швейцарии ограничивается круглосуточная работа по многим соображениям, в том числе из-за заботы о здоровье людей: работать ночью — это нездорово. На такую работу подписываются люди не от хорошей жизни. Из-за этого у них осложняются взаимоотношения в семье, растёт уровень стресса и нервных болезней, они больше курят и пьют кофе и энергетиков — что в долгосроке повышает нагрузку на систему здравоохранения. Лечение таких людей обходится дороже и субсидируется теми, кто ночью спит нормально.

Вдобавок, от круглосуточного ритма бизнеса растёт уровень шума, выделяется больше тепла и светового загрязнения, потрубляется больше энергии (ночью нужно включать больше света и отопителей).

В Швейцарии были случаи, когжа жители деревни протестовали против автозаправки с магазином, которая работала до 22 часов все дни, включая выходные. Требовали ограничить время работы до 20 часов, чтобы меньше машин ездило по улицам.

Комфорт — это ведь не только когда едулечку в 3 часа ночи привозят. Это и когда в 3 часа ночи ты можешь просто спать.

  Развернуть 1 комментарий

@zahhar, спасибо, прямо с языка снял, я никак не могла нормально объяснить это всё без ухода в эмоции

  Развернуть 1 комментарий
🕵️ Юзер скрыл свои комментарии от публичного просмотра...
🕵️ Юзер скрыл свои комментарии от публичного просмотра...

@roma_ds, это традиционный метод "складываем два числа без контекста", широко применимый в налогосрачах в интернетах.

Я когда вижу эти "НА САМОМ ДЕЛЕ в России 40... 80... 146%" (и ей Богу, каждый раз цифры разные), сразу понимаю, что дальше в диалог лучше не идти.

  Развернуть 1 комментарий
🕵️ Юзер скрыл свои комментарии от публичного просмотра...

@roma_ds, в 2022 я в Россию не планирую. Мне и раньше виза была нужна, а теперь т.к. я гражданин враждебно настроенного государства, да ещё с активной антивоенной и антироссийской позицией в соцсеточках — баз шансов.

Понятное дело, что обычным законопослушным людям, кто живет себе потихоньку и не отсвечивает, власть в России не угрожает.

Но вот когда ты говоришь за всех 50 000 ментов в Москве что прям там все зайчики, тут я начинаю сомневаться.

  Развернуть 1 комментарий
🕵️ Юзер скрыл свои комментарии от публичного просмотра...
🕵️ Юзер скрыл свои комментарии от публичного просмотра...
🕵️ Юзер скрыл свои комментарии от публичного просмотра...
🕵️ Юзер скрыл свои комментарии от публичного просмотра...

@roma_ds, “maybe if I close my eyes it will go away”? Отвратительно.

  Развернуть 1 комментарий
🕵️ Юзер скрыл свои комментарии от публичного просмотра...

😱 Комментарий удален его автором...

  Развернуть 1 комментарий

@roma_ds, я про Минск в своё время точно так же утверждал. Пока под окнами светошумовые рваться не начали, а некоторых друзей и коллег в тюрягу не загребли. Кое-кого не выпустили до сих пор.
Но зато налоги были 9%, это да. Но безопасность и своя совесть стоит дороже.

  Развернуть 1 комментарий

@zahhar,

обычным законопослушным людям, кто живет себе потихоньку и не отсвечивает, власть ... не угрожает

как показал опыт, рамки законопослушности очень быстро начинают сужаться, и мысль "не ну за это то точно не могут привлечь к отвественности" очень быстро разбивается о реальность. Коробки от телевизора и трусы не того цвета вряд ли тянут на две недели в тюремной камере, однако же...

  Развернуть 1 комментарий
🕵️ Юзер скрыл свои комментарии от публичного просмотра...

@Stenopolz, об том и речь. Если власть примет закон всем носить зеленые штаны, приседать при виде мента и говорить два раза "Ку" любому чиновнику — то придётся выполнять. Такие правила игры и всем норм.

  Развернуть 1 комментарий

@zahhar, слушайте, но в европе же точно так же -начали короновирусную истерию, закрыли все к чертям, и людей из дома не выпускали. С дронов следили, чтобы никто никуда не ходил. Штрафовали тех, кто гулял в одиночестве на природе и т.д.

Т.е. по факту это те же приседания перед ментами, хоть и по другому поводу.

Я против творящейся дичи, но не нужно выставлять европейские страны супер-белыми и пушистыми.

  Развернуть 1 комментарий

@orbit,

Разница в том, что коронавирус — это ситуация, которая в мировой практике впервые случилась и никто не знал как её адресовать. В Китае тоже был жёсткий карантин, в Сингапуре, в Израиле — не только в Европе. Даже в России какие-то там перчатки требовалось надевать по правилам.

При всём при этом в Европе и в Америке ты мог протестовать против правил — и как максимум тебя могли погонять менты за несоблюдение дистанции и отсутствие маски на несанкционированном мероприятии. Миллионы людей по всему миру выходили на митинги, а опиздюливали только там и преимущественно тех, кто под эту лавочку начинал агрессию проявлять или превращал анти-ковидные митинги в политические (как раз-таки ультраправые обычно).

Штрафы за нарушение короновирусных мер тоже были весьма скромными: все эти законопроекты про штрафы на 5000 евро за нарушение карантина / отсутствие маски или вакцинации либо не прошли в парламентах, либо не применялись на деле. Штрафовали там на какие-то смешные 60-100 евро в реальности, за редким исключением.

Обязательная вакцинация для всего населения была введена только в некоторых странных странах типа Таджикистана и Эквадора. Большинство же стран обязывали прививаться только ограниченный круг людей, как правило работающих на государство или с большим числом людей (Москва вроде бы тоже так делала).

В США так и вообще некоторые штаты смягчили короновирусные ограничения — обычно там где республиканцы были у власти и они услышали голос своих избирателей.

А ещё были забастовки из-за короновирусных ограничений и много чего ещё.

То есть да — приседания перед властью всегда были, есть и будут везде в мире. Законы несовершенны нигде и всегда найдутся какие-то идиотские законы, которые приходится соблюдать.

Но такого количества идиотских законов, которые с начала войны штампует Гордура нигде в Европах нет.

  Развернуть 1 комментарий

@zahhar, блин, мне не очень нравится выступать за россию, но
я всегда считал, что европа это место, где уважается свобода граждан.

А по факту, как только это захотелось властям, ВСЕХ посадили под домашний арест просто, "чтобы чего не случилось". Сколько там говорят процентов спас локдаун? вроде 0.2%?

При этом меры были совершенно неадекватные - у меня знакомых мужа и жену, которые вместе живут, в Испании оштрафовали за то, что они вместе ехали в машите (т.к. в машинах в то время можно было ехать только по одному).
Ну и подобные истории, когда европейские менты просто не включают свои мозги, а "действуют по инструкции", не задумываясь о адекватности своих действий.

При этом в россии особых проблем не было, всегда можно отойти подальше, уехать на природу, не маячить перед ментами и никто тебя не тронет. Ну или договориться. Ну и довольно быстро на ограничения забивали много где. То есть фактически, свободы было намного больше (этот вопрос уже несколько раз обсуждался в клубе).

Т.е. в сухом остатке имеем, что в европе можно выйти на улицу побуянить, а в россии нельзя (особенности местных обычаев). Но когда дойдет до дела, то европейцы гайки могут закрутить еще покруче, т.к. территория у них значительно меньше, и в отличие от россии никуда не денешься.

Но такого количества идиотских законов, которые с начала войны штампует Гордура нигде в Европах нет.

Вопросов нет, но будут ли они надежно исполняться?

Давай на этом закончим, власти россии - гандоны, но и в европе у власти те еще мудилы. И если захотят, то приседать заставят и те и эти.

  Развернуть 1 комментарий

@orbit, ты взял какой-то экстремальный случай — в Испании это правило про "только водитель в машине" действовало с 14 марта по 10 мая 2020 года, то есть меньше двух месяцев и в самом начале локдауна, когда никто не знал чё-как действовать вообще, масок не было, вакцин не было и каждое правительство бесилось как могло.

Это не значит, что вся Европа вот такая как ты описываешь.

Более того — сейчас Европа вот такая вот ("у власте те ещё мудилы"), а через пару лет к власти придут какие-нибудь другие мудилы. Наверное, даже в Германии :) И пусть они трижды будут мудилами, но они будут теми мудилами, которых можно заменить.

А в России же последние 20 лет одни и те же гандоны были и скорее всего останутся.

Да, лучше закончить конечно, а то нас забанят тут к чертям обоих :)

  Развернуть 1 комментарий

@orbit,

не маячить перед ментами
"договориться"

Свобода уровня /b/

  Развернуть 1 комментарий

😱 Комментарий удален его автором...

  Развернуть 1 комментарий

@orbit, в Москве пенсионерам отключали проездные, по телефону проверяли что они не шляются, в метро штрафовали за отсутствие перчаток (абсолютно бессмысленная мера которой не было больше нигде в мире).
За свободой в Америку надо ехать наверное.

  Развернуть 1 комментарий

😱 Комментарий удален его автором...

  Развернуть 1 комментарий

@orbit, "побуянить"? Офигеть. В России нельзя выйти в Александровский сад с книжкой "Война и Мир" постоять в то время как Россия убивает сотни мирных жителей в соседнем государстве. О чем ты говоришь? Какой домашний арест из-за ковида? Неужели ты не видишь что делает твое государство, пока ты рассуждаешь о свободе?

  Развернуть 1 комментарий
🕵️ Юзер скрыл свои комментарии от публичного просмотра...
🕵️ Юзер скрыл свои комментарии от публичного просмотра...
🕵️ Юзер скрыл свои комментарии от публичного просмотра...

@zubak, Опять я крайний. Тебя именно мой комментарий триггерит? Остальных ты решил не тегать? Я снова напомнил что-то неприятное?

  Развернуть 1 комментарий
🕵️ Юзер скрыл свои комментарии от публичного просмотра...

@zubak, Забавно получается. Пять человек спорят, я пишу один комментарий, ты затыкаешь мне рот. Лень, ясно.

  Развернуть 1 комментарий

@Kirk, ещё раз кратко сформирую свои тезисы:

  • ковид - новинка, но и Россия устроила новинку
  • европейцы показали, что могут закрутить гайки покруче росии, и жёстко это контролировать
  • в России в случае закручивания гаек проще избежать действия власти
  • можно верить, что в Европе такого больше не случится, но ведь случилось
  Развернуть 1 комментарий

@orbit, о чём речь? Прямо сейчас в России закручены гайки и их никак не избежать. Нельзя протестовать против войны, даже просто слово "война" говорить нельзя.
Как вы это собираетесь избежать?

  Развернуть 1 комментарий

😱 Комментарий удален его автором...

  Развернуть 1 комментарий

😱 Комментарий удален его автором...

  Развернуть 1 комментарий

@orbit, в свободных странах смогут выбрать другую власть в таком случае.

Твой друг в Испании кстати тоже мог жену припрятать на заднем сидении или ехать ночью или из деревни в маске. Изи.

В общем спор явно зашёл в тупик как и во всех предыдущих тредах.

  Развернуть 1 комментарий

@orbit, дык а что ты на правду триггеришься?

Я тебе написал "Такие правила игры и всем норм" — а ты мне "Как будто где-то не так". Да много где не так!

Если мне не нравятся правила игры в моей стране — в Эстонии, я смогу максимум через 4 года (а по факту обычно даже менее, чем через 2 года, т.к. в зависимости от страны ЕС проходят до 4 выборов: муниципальные, президентские, парламентские, и европарламентские с разной каденцией) пойти проголосовать и знать, что мой голос будет учтён.

Твой голос учтён в России?

  Развернуть 1 комментарий
🕵️ Юзер скрыл свои комментарии от публичного просмотра...

@indi256, а в ЕС разве работодатель не платит тоже скрытые налоги? Например, здесь в Германии работодатель платит почти 1000 евро в месяц страховку за каждого сотрудника (зависит от зп, но с относительно высокой зп получается 900 с лишним евро). Не исключаю, что есть и другие налоги, взносы, которые платит работодатель.

  Развернуть 1 комментарий

@tdurova,

По-поводу круглосотчной доступности --это зло и изнанка экономического расслоения общества, явный хинт какие страны избегать, чтобы не вляпаться в ещё одно схожее с российском общество.

Забавно, когда это из страны c Amazon Prime пишут.

  Развернуть 1 комментарий

😱 Комментарий удален его автором...

  Развернуть 1 комментарий

@begor, тут согласен, в Германии неоднократно фиксировались нарушения рабочих условий по трудовому законодательству: как delivery market, так и стройка, на которую кидают болгар и румын за гроши и без техники безопасности (пруф)

субъективно, я обычно накидываю доставщику гор продуктов с Фреша евро-два на чай, если он не окажется грубым мудаком – хоть так поддержать ребят хочется

один из плюсов в Европе – культура забастовок и возможность прокачать свои права, не боясь получить п#зды от силовиков, считаю это базовым правом; пусть даже транспорт встанет на день, добьются повышения зарплаты и улучшения условий – отлично

хотя хз, с одной стороны у нас тоже были забастовки яркие типа анти-Платон, с другой стороны было подавление аналогичного протеста в 2016 с кубанскими фермерами – ну а про возможность отстоять свои права в 2022 и говорить не хочется

  Развернуть 1 комментарий

@YuliaQA, там никто из крупных не брезгует. Ни один крупный бизнес не будет заботиться о работягах, которые заменяются на раз-два, особенно учитывая поток голодных и неумелых мигрантов в Европу и Москву. Максимум бутылочку дадут с горлышком побольше.

А вот ссать в уши про условия труда, зеленую повестку и все хорошее крупный бизнес будет, это они умеют.

@cazorla19,

субъективно, я обычно накидываю доставщику гор продуктов с Фреша евро-два на чай, если он не окажется грубым мудаком – хоть так поддержать ребят хочется

Самый разумный подход. Всегда стараюсь оставлять на чай курьерам (если они не тупят у домофона кек).

  Развернуть 1 комментарий

@begor, амазон прайм за дополнительные деньги, и вроде бы трудовое право и уровень зарплат не ущемлен + в амазон много автоматизации. Тем не менее многие в Германии осознанно стараются покупать через амазон только в крайнем случае. Минимальная зарплата в Германии - 12 евро в час брутто.

  Развернуть 1 комментарий

На такси например тут никто в здравом уме не будет каждый день ездить,

потому что дорого

... но оно и не хочется.

а поэтому и не хочется

  Развернуть 1 комментарий

😱 Комментарий удален его автором...

  Развернуть 1 комментарий

@ganqqwerty, деньги конечно тоже решают, но мы два спортивных айтишника без детей и животных. У нас был автомобиль первые два года после переезда по-привычке, но мы только 2-3 раза на нам съездили на море и один раз за техникой тяжёлой. Все остальное время с удовольствием гуляем пешком, на велосипедах,самокатах, в автобусах, метро.

  Развернуть 1 комментарий

Непопулярное мнение: такая-то цифровизация в РФ не от хорошей жизни.

Непопулярное мнение 2: в Европе вся эта цифровизация подтянулась уже года 3 точно. Пишу про Чехию, которая "задворки восточной европы".

Банки: потому что кредиты дорогие, а клиента как-то надо привлекать. Банки в Европе уже подтянулись, в телефонных клиентах разве что отчеты "сколько потратил по категориям" все еще всратые. Тут сильнее чем в РФ развита и популярна оплата по QR-кодам, так как их удобно печатать на принтере. Например, стоит около деревни ящик с яблоками и термопот с глинтвейном, а код для оплаты лежит на столике.

Транспорт: он ходил по расписанию и был всегда очень развитым. Года 2-3 назад по крайней мере у нас появилась оплата SMS и картами прямо на входе (бесконтактные терминалы около дверей). Такси просто не так популярно, потому что дорого: не работают таксисты за еду по 14 часов в день! Такси в основном для туристов, местный доедет транспортом за то же время.

Правительство: мое личное мнение, что расцвет госуслуг в РФ связан со слежкой. В Чехии они тоже появились: налоги, рецепты, кадастр, штрафы, школьное расписание и дневник вот это все. Чего НЕТ в России: раз в год мне приходит PDF со списком всех запросов о моих данных во всех гос. базах. Где полиция штраф выписывала, где налоговая следила, где миграционная служба что-то смотрела - все видно! Как тебе такое, Герман Греф?

Путешествия по-моему сначала цифровизировались в ЕС и США, а потом пришли в РФ.

С ковидным локдауном все большие магазины стали досатвлять, да еще и со скидкой в 10% относительно офлайна.

Что есть, чего не видел в Москве: много где в ресторанах стол помечен NFC-меткой (и QR-кодом), по которому моментально виден чек и можно оплатить весь счет или отдельные позиции. Очень удобно, когда раздельный счет.

Чего еще из цифровизации? Самая подробная ГИС (OSM) поддерживается энтузиастами, есть Google Maps, есть Garmin и другие.

По списку из топика есть вообще все. И аренда ненавистных электросамокатов, и доставка, ивенты-фигенты. Только фокус сдвинут: тебе нерегулярная доставка еды не так нужна, потому что ресторанов как зубных клиник в Петербурге, велосипед свой (пять), машину тоже нет московских проблем содержать (очевидно, что своя машина гораздо лучше каршеринговой, единственным преимуществом которой обозначают некую твою ВЫГОДУ от того, что кто-то ее не только содержит, но и зарабатывает на ней, ага).

  Развернуть 1 комментарий

@AndreyBondarenko, ещё про оплату в ресторанах - как правило можно включить чаевые в чек и не носиться с наличными

  Развернуть 1 комментарий

@aponomarev, в Чехии это всегда можно было. Просто тебе говорят "95 крон" а ты отвечаешь: "120". Включат хоть наликом, хоть через терминал.

  Развернуть 1 комментарий

@AndreyBondarenko, да, очень здравый аргумент. Помню, когда я переезжал в 2016 в Бельгию, то за голову хватался от местных банковских услуг. А сейчас - очень даже ничего. Оплата по QR, Payconiq, Apple Pay везде работает, Revolut доставляют.

  Развернуть 1 комментарий

@AndreyBondarenko, а где можно такое настроить, чтоб pdf-ка с запросами приходила?

  Развернуть 1 комментарий

Чет читаю и все ответы выглядят так:
Я живу в городе_европы_таком_то тут с диджитализацией в разыыы лучше, чем в мск!!
Врачи:
Запись обычно через месяцы
Еда:
Быстрой доставки нет, зато есть через день

итд)

Мне в европе было больно, что все закрывается рано. Я сейчас живу ночью и страдал бы. В мск на самом деле ночная доставка не супер развита: вкуссвилл в течении двух часов доставляет ночью и яндекс еда вроде может, но доставка бесплатная от 2к или что-то такое.

Если списком, где был (не жил, а именно был от недели до месяца):

  1. Финляндия, Лаппеенранта 2019. Понимаю, что это деревня и не Хельсинки, но именно там ощущалось, что все закрывается рано! Банки днем, а в них еще записываться надо было для каких-то серьезных манипуляций, магазины до 10, а в выходны еще раньше.

  2. Минск 2022. По уровню кафе и ресторанов сильнейше проигрывает Москве. Банк (МТбанк) - ностальгия, я как будто в 2000е попал, такие же ощущения от обстановки внутри и от самого тц, где был (Дана молл). Я субъективен т.к. оцениваю точечно, но все же. Про сам банк: сфивт только из отделения делается, пинкод только в банкомате менять (я сейчас не в РФ и страдаю от этого). Ну я конечно "зажрался" тинькофф и все остальное не такое крутое.

  3. Сан-Франциско 2015. Помню ездили в 10 вечера на машине по всему городу, чтобы найти хоть что-то открытое.

Выше был комментарий, что в Азии это все еще круче, чем в мск. Мне тоже так кажется, хотелось бы услышать от тех, кто там, как оно на самом деле. Скоро сам еду в Бангкок жить, попробую, может допишу ответ

  Развернуть 1 комментарий

@rostislaved, мне вот интересно, как врачи и доставка связаны с диджитализацией?
В условном Стокгольме запись к врачу на месяц вперед, но, онлайн созвон с врачом по поводу моей простуды - запись доступна через 20 минут, мои жалобы выслушают и онлайн выпишут лекарства по рецепту, которые я онлайн закажу в любой аптеке (они все интегрированы с сервисом рецептов) и их к вечеру привезут в шкафчик возле дома.
Выглядит довольно диджитализировано, нет?

  Развернуть 1 комментарий

@Stenopolz, тогда нам надо договориться об определениях. Для меня диджитализация - то, как я могу делать что-то не выходя из дома, то есть через интернет.
Примеры:

  1. Мне надо поесть. Обычно для этого люди ходят в магазин, покупают продукты и готовят. Диджитализируя этот момент мы исключаем стадию личного похода в магазин (продукты нам привозят и мы готовим) или сразу и вторую стадию готовки, то есть привозят сразу готовое.

Если срок доставки будет больше, чем время, за которое я сам схожу в магаз и приготовлю, то это не решает мою проблему.

  1. Про врачей. Насколько помню из детства тут было 2 этапа: сходил в поликлинику записался и пришел по записи. Опять же, диджитализировать можно. Если только первый этап, то получаем возможность записи через сайт. Если и второй этап, то получаем что-то вроде яндекс.здоровья.

Сейчас я расписал и вижу, что да, я и онлайн могу записаться на "через месяц" или сам сходить и записаться на "через месяц", так что долгое время ожидания приема не отнести к отсутствию диджитализации - это другая проблема. Но все же саму возможность записаться удаленно к диджитализации отнести можно. Я не жил в европе давно и плохо знаком с этой ее стороной, но если можно записываться и даже онлайн получать консультации, то это очень круто.

  Развернуть 1 комментарий

@rostislaved, важно еще Европу разделять, уровень диджитализации в Швеции и Германии очень разный.

  Развернуть 1 комментарий

@rostislaved, дописываю. Бангкок живет круглые сутки. Дикий кайф. Еду можно заказать и доставку ночью и на улицу выйти найти рынок, который работает пол ночи или всю ночь и там поесть. 7-eleven работает 24\7. Голодным не останешься.
Местный wb\ozon - lazada возит всё, что хочешь. Почти как алиэкспресс.

Платные клиники есть и хорошие

  Развернуть 1 комментарий

Стокгольм:

  • Медицина и анализы
    Медицина неторопливая в каких-то рядовых случаях, все делается через терапевта, сроки ожидания записи к врачам могут достигать нескольких месяцев. Наличие частной страховки позволяет сократить ожидание, но она не является чем-то стандартным. К счастью, для простых кейсов есть онлайн медицина, запись есть прям на сегодня, если вам надо порешать вопрос с простудой, рецептами на противозачаточные и чем-то еще такого плана - все делается недорого и быстро.

  • Страхование
    Множество страховых, у шведов для всего есть страховка - квартира, машина, собака. Страховка на квартиру часто покрывает утерю багажа, кражу велосипедов и какие-то еще неочевидные вещи:) Делается онлайн в несколько кликов, деньги списываются автоматом с банковского счета, ничего не пропустите.

  • Еда нерегулярная
    Есть несколько доставок на выбор, бывают как платные так и бесплатные варианты. Сроки доставки от 15 минут до полутора чаосв, зависит от близости кафе. Круглосуточные варианты не искал, обычно по графику работы кафе (то есть часов до 23). Ночью будет сложно.

  • Еда регулярная
    Опять же, несколько сервисов еды по подписке на выбор, привозят как готовые блюда так и наборы для готовки. По цене доступно рядовому айтишнику.

  • Продукты
    Супермаркеты всех сортов и размеров, у всех есть доставка (обычно на следующий день) или варианты "забрать собранный пакет продуктов самостоятельно из магазина". Для этого конечно же есть сайты и приложения с удобным выбором. Продукты вкусные везде:) Есть так же польские и русские магазины для любителей неместного.

  • Аптеки и лекарства
    Все есть онлайн с доставкой сегодня на сегодня (часто бесплатной). Рецепты, которые вам выписывает врач, доступны онлайн аптекам. Потому можно позвонить врачу "по скайпу", получить рецепт и тут же заказать лекарство никуда не выходя. Принесут домой.

  • Деньги и банковские продукты
    Банки отлично развиты, у всех есть мобильные приложения и веб сайты. Поддержка эпл, гугл, самсунг пэй и всяких экзотических "колец для оплаты". Прилаги нормально переведены на английский, есть учет категорий товаров, возможности инвестиций. Есть так же отдельные сервисы, чисто направленные на работу с инвестициями. Первый визит в банк придется сделать ногами, дальше все решается онлайн при помощи специального BankID, который заодно выступает логином вообще во все государственные и не только сервисы, где нужна авторизация вашей личности. Так же с этим банк айди можно потом онлайн переехать из одного банка в другой и перенести все деньги - за несколько кликов буквально.

  • Тревел
    Не очень знаю, что тут оцифровывать - есть сайты и приложения у всех местных железных дорог и общественного транспорта. Есть два аэропорта с лоукостами на любой вкус.

  • Каршеринг
    С классическим каршерингом напряженка - только один сервис - Aimo, в котором можно брать и оставлять машину в любом месте внутри home zone. Остальные сервисы работают по принципу "быстрая аренда машины с возвратом": у вас возле дома есть хотспот, вы в нем берете машину(из приложения, можно заранее забронировать время), ездите по делам, и возвращаете туда, где взяли.

  • Такси
    Такси недешевое, но вполне доступно. Моя обычная поездка обходится в 10-15 евро. Каждый день я на нем не езжу, но когда куда-то надо поехать срочно, никаких сомнений и боли не возникает. Есть варианты для перевозки собчек и премиум.

  • Доставка документов и посылок
    С документами не сталкивался. Посылки привозят или в точку самовывоза в ближайшем магазине (часто бесплатно), либо в почтомат, либо к вам прямо домой (но дороже). Большинство магазинов не имеет своих курьеров и шлет либо почтой, либо одним из десятка частных сервисов на любой вкус - доставка электромобилями, велосипедами, ослами, чем угодно.

  • Переезд и хранение вещей
    Для переездов проще всего взять в аренду грузовик или прицеп на ближайшей заправке. Можно сделать онлайн или через приложение. Есть так же множество сервисов для переезда, когда группа людей за вас все упакует и перевезет, но там про уровень сервисов не подскажу, не пробовал.
    Для хранения вещей по городу натыкано большое число складов-хранилищ, никогда не пользовался их услугами, но полагаю, что все должно быть удобно.

  • Аренда двухколесных средств передвижения
    Сервисов аренды самокатов так много, что с этого года решили сократить их число, ибо задолбали:) Могу с ходу назвать: voi, bird, tier.


    Отдельно еще раз остановлюсь на BankID - это реально волшебная штука, очень много куда интегрирована. В два клика вы подтверждаете свою личность и все данные о вас подтягиваются туда, куда надо. Это все гос услуги, магазины, банки, страховки.


    Еще есть очень удобный платежный сервис Klarna, на многих сайтах вам достаточно ввести вашу почту, по ней автоматом подтянется ваш аккаунт с адресом. Останется подтвердить покупку в BankID и готово, больше никаких вбиваний номеров карты и адресов.


    нетворкинг, дейтинг, ивенты и концерты были на паузе из-за ковида. Сейчас вроде оживает все, много движух, надо места знать.


    Субьективно про дейтинг: благодаря большому числу понаехавших из очень разных стран - "круглолицый ванька" легко найдет себе с кем пообщаться:)

  Развернуть 1 комментарий
🕵️ Юзер скрыл свои комментарии от публичного просмотра...
Misha Chinkov a boy in the better land 8 апреля 2022

Со своей колокольни (Россия/Германия/США + путешествия) мне кажется, что тебе будет куда сподручней обратить внимание на азиатские мегаполисы. В плане внедрения потребительских B2C-технологий в городскую среду Азия солидно так обогнала Европу, а Москва в последний визит показалась мне чем-то средним между европейскими и азиатскими мегаполисами.

Надеюсь, к треду добавятся ребята из Сингапура, Бангкока, Куала-Лумпура, Токио, Сеула, Пекина/Шанхая, Гонконга, Дубай. От того же Бангкока еще в 2018 были впечатления, что диджитал там работает еще круче и еще дешевле(!), чем в Москве.

  Развернуть 1 комментарий

@cazorla19, в Токио карточками банковскими то еще не везде заплатить можно, а NFC и Apple Pay это вообще черная магия :D

  Развернуть 1 комментарий
🕵️ Юзер скрыл свои комментарии от публичного просмотра...

Цюрих
(и плюс-минус вся немецкоговорящая Швейцария)

Медицина и анализы: у меня тут минимальный опыт, но если есть страховка и заболел-очень-больно-умираю, то позаботятся.

Есть все уровни: от телемедицины до персонального врача с прямым номером телефона.

Я обращался один раз с болью в спине — попал на приём в тот же день после обеда, заплатил 100 франков чтобы врач меня осмотрел без каких-либо инструментов, выписал обезболивающих на 20 франков и посоветовал заниматься йогой и не нагружать спину в ближайший месяц. В той же ситуации 10 лет назад в Эстонии меня врач общей практики сразу отправил на МРТ — полностью бесплатно. То есть ипохондрикам тут не сладко.

В то же время сосед-пенсионер-инвалид по медстраховке получает уход на дому и 2 недели в санатории с процедурами в год. Коллеги, кто попадал в больничку с аппендицитом и кто рожал в местных больницах нахваливали уровень заботы и оснащения.

Интересный момент — если на дорогах пробки, а случилась авария, то пострадавших забирает вертолёт прям в черте города (сам видел — прилетает и садится прям на место происшествия, машины освобождают место на проезжей части для посадки).

Анализы по страховке делают только при наличии направления от врача, но самому полностью за свой счёт можно сделать достаточно широкий список: общий анализ крови и мочи, ВИЧ и все ЗППП, гормоны, витамины, можно проверить простату и хрупкость костей. На дом не приедут, нужно идти ножками. Результаты за 24-72 часа.

Страхование: застраховать можно всё. Медицинская страховка частная, работодатель оплачивает только страховку от несчастных случаев на работе и по дороге на/с — это примерно 10% от стоимость страховки. Огромный выбор всяких предложений на рынке, но все они — с определенной суммой собственной ответственности. Например, по моей страховке я должен сам оплатить медуслуги на сумму 3000 франков в год, прежде чем вмешается страховая. Но это не большая проблема, т.к. например удаление апендицита стоит 10-12 тыщ франков.

Еда нерегулярная: в городе есть Uber Eats и три больших локальных сервиса (Smood, Just-Eat, DabbaVelo), доставляют в течение часа. Если живёшь за городом — то жопа. Можно надеяться на доставку от местной пиццерии или шавермячной за тот же час, ну или обходить все сайты доставки в надежде, что они довезут в твою деревню часа через 2-3. Минимальный заказ обычно 30 франков, доставка может стоить 5-10 франков сверху.

Еда регулярная: не интересовался.

Продукты: крупные сетки позволяют заказать и потом забрать из выбранного магазина или доставить на дом. Если заказываешь до 13 часов в рабочий день — то заберешь или привезут в тот же день до вечера. На выходных вроде доставки нет. Минимальная сумма — 100 франков, доставка ещё 5 стоит.

Аптеки и лекарства: аптеки работают до 20 часов, в городе есть круглосуточная дежурная аптека. Без рецепта минимальный выбор — всякое от простуды, пластыри разные и тесты на беременность.

Деньги и банковские продукты: есть модный-бесплатный neon-free.ch который без офисов, без банкоматов и даже без ЛК на сайте — всё через моб. приложение, ну карта / Эпл Пей как положено. Есть местная система моментальных переводов и оплат Twint. Большие банки всё ещё выдают отдельно дебетовую и кредитную карты и хардверный генератор пин-кодов, берут абонентскую плату за обслуживание (10-20 франков в месяц), застравляют страдать от нелогичных и глючных интерфейсов и подписывать все документы на бумаге в офисе. Наличные можно снимать из банкомата любого банка без доп. платы, а так же просто на кассе в разных магазинах. Есть всевозможные пенсионные и инвестиционные банковские продукты на любой вкус.

Тревел: аэропорт Цюриха в 15 минутах от центра на поезде или получасе на трамвает, отличное соединение по Европе и очень хорошее по миру, включая основные города Азии и Америки. В 1,5 часах езды евро Евроаэропорт Базель с лоу-костерами. В 2,5 часах — аэропортв Женевы и Штуттгарта где немного другой список пунков назначения и авиакомпаний.

Каршеринг: есть дорогая, но покрывающая всю страну Mobility — их машины стоят почти у каждой ж/д станции. Для пользования надо быть членом клуба с абоненткой 129 франков в год, тогда платишь по 2 франка в час + 55 раппенов за километр. Есть в каждом городе стои локальные каршеринги (например, Ubeeqo) — когда машины стоят просто на городских парковках, но их очень мало и до машины скорее всего придется ехать на трамвае сначала. Зато там есть и электромобили тоже. Ну и есть каршеринг p2p (или c2c) — когда можно арендовать у чувака его Порш-кабриолет на выходные чисто так форсануть. Во многих автосервисах дают частенько запасную машину на время ремонта твоей (иногда даже бесплатно или по страховке).

Такси: за 6 лет пользовался 1 раз только. Убер есть и отдскульное городское такси с вызовом по телефону или "с руки", достаточно дорогое удовольствие.

Доставка документов и посылок: почта Швейцарии работает хорошо, письма категории А+ доставляются в тот же день, А — на следующий день, В — на второй день. Для посылок есть почтовые автоматы отправить/получить. Но вообще почтальон всё приносит домой и оставляет под дверью, когда никого нет дома. Уведомления приходят на емейл обо всех посылках заранее, можно сказать чтобы не носили почту на время отпуска. Ещё есть курьеры DPD, тоже отлично работают, но это больше для бизнеса или если надо чтоб посылку/письмо забрали прям у вас дома.

Переезд и хранение вещей: сервис переезда нужно букать за несколько дней заранее, зато он максимально продуманно организован: например, если кто живёт выше 3 этажа, то приезжает специальный автокран и большинство вещей выгружаются через окно/балкон — это гораздо быстрее, чем по лестнице или даже на лифте и заодно оставляет лифт свободным для других жильцов. Обычно ещё приезжает вторая машина, на которую можно сдать сразу весь мусор и ту мебедь/вещи, которые не берете с собой. Ну и конечно всегда можно просто арендовать грузовичок любого размера и самим переехать с помощью друзей.

Хранение вещей — большой выбор "камер хранения" объёмом от 1 кубометра с круглосуточным доступом по цене от 1 франка в день за кубометр.

Аренда двухколесных средств передвижения: как грязи. В прошлом сезоне было 5 фирм по аренде самокатов (Bird, Circ, Lime, Tier, Voi) и пару штук кто велики предлагал, электро и обычные.

Ивенты и концерты: скудно всё, обычно все гоняют за этим в Милан, Париж, Берлин, Лондон или Амстердам, благо в Милан на поезде 3 часа, в Париж — 4, в Амстер — ночной, а в Берлин и Лондон самолёты по 100 франков туда-обратно.

Нетворкинг и дейтинг: проф. нетворкинг норм — на Eventbrite, Meetup, LinkedIn и на локальных сайтах всевозможных коммунити регулярно публикуются сходки любителей чего угодно. Плюс сообщества экспатов-эмигрантов организуют регулярный движ. За дейтинг не могу ничего сказать.

  Развернуть 1 комментарий

Мюнхен
(абсолютно не сравним, просто отчёт)

Для начала скажу, что тема сравнения с мск для многих немецких понаехов очень триггерная. Не знаю почему, но их очень раздражает, когда пишут что-то хорошее про Москву (так было и до февраля 22). Я получала призывы "ехать домой" и комментарии, что "если ты такая феечка, то не выживешь в Германии", за невинные сообщения об уровне доставки.

"Вот сферы, которые я вспомнил. Напомню, что оцениваем по удобству (скорость, время работы, дизайн, UX, CX) и цифровизации".

Медицина и анализы

В Германии есть платная страховка (дополнительно к обязательной, которую оплачивает работодатель), но, по моему опыту, ей мало кто пользуется.

То, что мы читаем про блестящее лечение онкологии российских пациентов в немецких клиниках - это как раз про лечение по полноценной платной страховке. Обычная страховка (дефолтная от работодателя) может предполагать бОльшие сроки ожидания.

Тем не менее, всё не так плохо. Во-первых, можно записаться к любому врачу. (Любому, который принимает по твоему виду страховки, разумеется - здесь есть много врачей, которые принимают только по дополнительно оплаченным страховкам, а не по дефолтным). Не играет роли территория или что уже куда-то был записан. Можно ходить к разным врачам. Для профильных специалистов не обязательно направление от семейного врача. Хотя с ним получается быстрее. Есть общий сайт, где ко многим врачам можно записаться онлайн. Однако не все врачи в него включены, поэтому можно записываться и через сайты отдельных врачей. Ну или звонить. Почти все врачи говорят по-английски.

Насчет времени ожидания - сложно сказать, я пока не так часто ходила к врачам. Из увиденного на сайтах - в пределах месяца можно было записаться к профильным, но наверняка не всех специальностей это касается.

В случае острой боли, высокой температуры и др. можно не ждать записи, а просто поехать в ближайшую больницу. Правда, там может быть ожидание в течение нескольких часов. Рецепты можно получать просто в приёмной врача, если он уже тебя знает, то есть без особого ожидания.

С анализами так, как описывали выше про другие евр.страны - только по назначению врача, либо платно. Но это вроде обычная штука.

Страхование

Также похоже на др.евр.страны. Принято всё застраховывать. Страховку без проблем можно оформить онлайн. Есть хорошие русскоговорящие брокеры, их услуги бесплатны для клиента (то есть они получают оплату от страховых).

Однако страховка работает не идеально. Я не раз читала отзывы об отказе страховой оплачивать услуги. Например, собака прошла лечение, а страховая вдруг заявляет, что оно было не обязательно - несмотря на то, что в документах от врача явно указано, что было обязательно. Или человек ставит имплант, а страховая заявляет, что на самом деле у него и раньше были развалившиеся зубы и он не выполнил условия страхования. Я читала такие истории в паблике ФБ "законы Германии", где люди просили совета, как разрулить такую историю. Совет: проводить платную экспертизу и чуть не до суда со страховой.

Судебные страховки, кстати, тут тоже очень популярны.

Еда нерегулярная, Еда регулярная, Продукты

Не очень поняла, в чём разница между пунтками)

В центре есть быстрая доставка продуктов (в течение часа). Однако это дорого. Рядовые магазины тоже доставляют продукты. Но на следующий день или через день, и часто каких-то продуктов нет в наличии на сайте. И также в некоторых магазинах при заказе онлайн продукты выпадают из наличия в живом времени, то есть к моменту заказа может оказаться, что в корзине уже нет половины продуктов. В общем, хотя в мск я уже много лет (задолго до ковида) не ходила в магазины, здесь я снова бегаю с тележками по торговому залу...

Нужно отметить очень высокое качество продуктов в некоторых эко-магазинах. Они дорогие. Но в мск я не пробовала ничего подобного даже задорого. (ну или, может, надо было бы специально у фермеров искать, а здесь это можно просто купить в магазине)

Также очень дешевый и качественный алкоголь, который также доставляют онлайн и продают без паспорта))

Что касается готовой еды, то для меня это просто катастрофа.

Главная проблема заключается в цене. В мск я уже очень давно не готовила (вообще ничего, никогда), а покупала готовую еду в Азбуке Вкуса. Я даже не могу себе представить, сколько здесь будет стоить подобная еда.

Какая-нибудь вьетнамская лапша в ближайшем ТЦ стоит 5-7 евро, как и базовый кебаб. Фо-бо начинается уже от 10 евро. В рядовых магазинах есть только невкусные готовые блюда типа той же лапши или вариантов итальянской (невкусно приготовленной) еды за 2-4 евро. Ланч в кафе стоит 10-15 евро. Примерно столько же стоит 1 полноценное блюдо в ресторане вне времени ланча (8-15 евро). Но ланч - это 1 приём пищи, а как организовать полностью готовую вкусную еду на целую семью в любое время дня? Это невозможно дорого.

Возможно, есть какие-то локальные более дешевые места, я сужу только по своему району. Поживу подольше, разузнаю получше))

Доставка еды из кафе\рестов здесь есть. Но смысла в ней для себя я не вижу, потому что для меня на регулярной основе это дорого. А нерегулярно, наоборот, мне даже хочется поесть именно в кафе\ресторане - чтобы получить не только еду, но и атмосферу.

Аптеки и лекарства

Вроде бы без особенностей. На многое нужен рецепт. Онлайн не пробовала искать, аптеки есть во многих районах города.

Деньги и банковские продукты

Есть традиционные банки и есть новые цифровые банки. Обычно люди пользуются обоими. В традиционные банки они получают зп и с них оплачивают значимые платежи, например аренду. Эти банки очень консервативны, а их услуги стоят денег (недорого, но в мск я привыкла получать от банков кешбек, а не платить им).

Базовые карты, которые выдают традиционные банки, не подходят для оплаты в интернете. Я не знала, что такие карты вообще существуют ещё, но оказывается, здесь в Германии это норма. Ими можно оплачивать только в магазинах, снимать\класть деньги, ими же оплачивают гос.услуги в гос.учреждениях (ну либо налом).

Можно заказать и обычные банковские карты. В традиционных банках эти карты платные. Меня, например, поразил такой факт. За то, чтобы карта просто была видна в онлайн-банке, нужно доплачивать отдельно. Изготовление таких карт требует времени. Например, мою карту не могут изготовить уже больше четырех месяцев, но это всё же скорее исключение.

Есть и новые цифровые банки. У них нет отделений, а зачастую и вообще банка - то есть это цифровые обложки для какого-то другого банка. Это полноценные банки, в принципе. Минусы такие, что на них нельзя положить наличные, а также в отзывах часто пишут, что эти банки могут заблокировать карту с деньгами безо всяких оснований. Поэтому люди часто используют эти банки для электронных платежей, но не хранят на них много денег. Просто переводят на эти банки часть денег со своего зарплатного счёта.

Также можно использовать PayPal и другие способы оплаты, которые просто привязываются к счёту, минуя получение банковской карты.

Сейчас, после февраля 22, не все банки готовы открывать счета россиянам без ВНЖ.

Отдельного замечания заслуживает то, что в банкоматах НЕ для всех операций есть поддержка английского языка.

Тревел

Городской транспорт в Мюнхене мне не очень нравится. Самый главный минус - что S-Bahn, то есть городская электричка, ходит раз в 20 минут и периодически опаздывает. А метро, U-Bahn, есть далеко не везде. К тому же, на некоторых ветках тоже бывают интервалы 20 минут.

Цифровизация частичная. С одной стороны, билеты покупают онлайн и показывают на экране телефона. При желании можно купить и бумажный билет в аппарате.

С другой стороны, в Мюнхене нет карты, которая бы в реальном времени показывала движение транспорта (как Яндекс-карты в мск). Это реализовано для S-Bahn, но отсутствует для автобусов, трамваев. Насколько я знаю, в Берлине такая карта есть. В Мюнхене для ориентирования в транспорте используют гугл-карты, которые далеко не всегда хорошо локализованы и могут подводить.

Транспорт на большие расстояния в принципе развит, но не интуитивно понятен. К примеру, в поездах продаются билеты в т.ч. без мест, и не сразу можно разобраться, как купить с местом. Но просто нужно время, чтобы понять, что к чему. Вопреки стереотипам, немецкие поезда могут опаздывать.

Каршеринг, Такси

Такси очень дорого. Минимальная поездка где-то 10 евро. Поездка из аэропорта в центр (занимает около часа, ну смотря по ситуации на дорогах) где-то 100 евро. Также такси плохо настраивается, сложно вызвать такси под конкретный запрос (размер машины, вид и количество детских кресел итд., но об этом уже писали выше).

Тем не менее, когда я водила дочь в немецкую школу, к своему удивлению я регулярно видела, как родители привозят детей на такси. Миллионеры? Или они работают водителями такси? Не знаю))

Каршерингом сама не пользовалась, но читала отзывы, что в принципе норм. Машин каршеринга относительно мало. Немцы предпочитают пользоваться собственными машинами.

Доставка документов и посылок

В Германии очень популярна обычная почта. Важные документы, такие, как водительские права или удостоверение ВНЖ, гос.структуры отправляют по почте. Также и банковские карточки приходят по почте (мгновенно их не выдают, как это было возможно в РФ, если речь не про цифровую карту). Почта считается надёжной. Поэтому с доставкой документов проблем вроде бы особых нет.

А вот доставка товаров работает отвратительно. Мой первый же опыт получения товаров начался с того, как курьер на меня накричал. Я никогда не сталкивалась с таким в РФ. А здесь обвинял меня, ругал, кричал (на ломаном немецком...), это было что-то страшное и категорически неприятное. Причиной крика было то, что ему пришлось подождать несколько минут (не более 5) перед дверью подъезда, пока я спущусь и открою дверь. А также то, что ему пришлось совершить звонок на мобильный. (У меня на тот момент не работал домофон в квартире и не было таблички на звонке - я только что въехала).

Ещё популярна такая фишка. Курьер кидает в ящик бумажку, что якобы заказчика не было дома, и нужно поехать на другой конец города и получить доставку самостоятельно. Это выглядит совершенно "умилительно": он звонит в звонок заказчику, заказчик открывает дверь в домофоне, а курьер вместо доставки посылки просто кидает вот такую бумажку в ящик.

Невозможно заказать доставку на определенный интервал, а зачастую даже и на конкретный день. Если даже такая доставка возможна в теории, то на практике её часто отменяют и передвигают. Поэтому очень часто товары просто бросают перед дверью. Причём даже не всегда перед дверью квартиры - иногда и перед дверью подъезда или просто в парадной. Естественно, что иногда такие посылки воруют. (зависит от района, например у нас ничего не крали, но я слышала такие отзывы).

И ещё впечатляет, что часто доставка осуществляется только до подъезда, а не до квартиры. Например когда нам привезли посудомоечную машинку, курьер просто выгрузил её из машины и сказал: "Ну, она не тяжелая". И мы сами поднимали её по лестнице. В добавок, к посудомойке был привязан деревянный палет, утилизация которого здесь стоит заметных денег. То есть фирма ещё и сэкономила, заставив нас получить товар без коробки, но в упаковке их склада. А за утилизацию должны платить мы.

Естественно, есть и магазины, которые осуществляют доставку до квартиры. Либо можно просто доплатить курьеру (если это не дедушка-водитель, конечно), чтобы он помог поднять товар на этаж. Для малогабаритных товаров есть пункты самовывоза. В центре Мюнхена они работают 24\7.

Переезд и хранение вещей

Как и любые другие услуги, транспортные здесь стоят очень дорого. Поэтому русскоязычные мигранты могут нанимать таких же русскоязычных ребят, которые помогают с переездом внутри Мюнхена. С ними проще договориться на какой-то конкретный день и час, и время ожидания может быть очень маленьким. Например, можно договориться прямо на завтра. С немецкими фирмами это маловероятно)

Что касается переезда из страны в страну. До февраля 22 регулярно ходили машины, через них доставка вещей была дешевле. Если же заказывать контейнер, то это было очень дорого. Например, под мои запросы где-то 3 куб.метра контейнер стоил от 100-150 к, а в реальности с перевозками внутри Мюнхена это вышло бы ещё дороже. А вот перевозка вещей из Мюнхена в Москву стоила дешевле. Но это всё пока что в прошлом.

Хранение вещей на складах в Мюнхене очень дорогое, тк здесь очень дорогая недвижимость. Но можно отвозить вещи и хранить их где-то просто в Баварии. Также часто квартиры сдаются вместе с кладовыми, где можно хранить лишние вещи.

Аренда двухколесных средств передвижения

Самокатов много. А вот точки аренды велов есть далеко не везде. Мне лично не хватает. Зато прекрасные велодорожки.

Ивенты и концерты

Ну что-то проходит, но в Берлине больше.

Нетворкинг и дейтинг
Как и везде в Германии. Можно найти немецких друзей по интересам. Про знакомства с девушками читала отзывы, что это сложнее, чем в РФ.

От себя добавлю, что довольно сложно без знания немецкого языка. При проблемах ЖКХ, при установке интернета и во время других мелочей жизни регулярно сталкиваешься с людьми, которые не говорят по-английски или не готовы брать на себя ответственность за консультацию на английском языке.

И также добавлю, что уровень цифровизации гос.услуг довольно низкий. И нет службы одного окна.

Всё происходит очень долго. Получение водительских прав может занять год (не только из-за гос.услуг, но и из-за специфики автошкол).

Получение вида на жительство тоже требует месяцев ожидания. Люди живут с окончившимся визами/старыми ВНЖ и без новых, просто с бумажками о том, что документы в работе. С такими бумажками проблематично покидать ЕС, это не полноценные документы. У людей заканчивается одна бумажка, им присылают следующую, а ВНЖ всё нет. Иногда сложно получить даже и такую бумажку. В некоторых случаях приходится нанимать адвокатов, чтобы справиться с бюрократией.

Просто так, по живой очереди прийти на приём невозможно - всё только по записи, а запись в Мюнхене выдаёт ведомство по вопросам миграции, нельзя просто взять и записаться самому на любой свободный слот. (В Берлине это не так, к примеру). Естественно, есть и те, у кого всё проходит гладко - здесь играет роль субъективный фактор, на какого чиновника попадёшь, как повезёт итд.

А вообще за цифровизацией - это скорее в Азию.)

  Развернуть 1 комментарий

@Yasna,

как родители привозят детей на такси. Миллионеры?
В мск я уже очень давно не готовила (вообще ничего, никогда), а покупала готовую еду в Азбуке Вкуса.

Я про людей в азбуке вкуса в Москве тоже думал - миллионеры :) Может у вас пропал майндсет богатого человека в Германии почему-то? 400 евро в месяц на такси в/из школы (если 10 евро) - это довольно далеко от бытия миллионером. Люди на всякие эзотерические хобби тратят в разы больше.

  Развернуть 1 комментарий

@lk4d, не точно знаю, что такое майндсет, но уровень жизни определенно упал.

В РФ многие технологические профессии переоценены. Зашла в Ваш профиль, вижу, у Вас США написано - в США вроде бы тоже для тех сектора высокие зп. А здесь в Германии это не так. Инженер - это плюс-минус обычный сотрудник. (Есть, конечно, и исключения - я в целом про рынок говорю).

Кроме того, зачастую переезд в ЕС связан с потерей уровня на один. Если был крутым тим-лидером в РФ (даже пусть не в российской, а в крупной международной компании), не факт, что так же легко попадёшь на тим-лидера ведущей команды в "своей" новой компании в ЕС.

Поэтому да, наша семья сильно просела при переезде. И знаю, что многие другие мигранты, кто ехал с крутых позиций в РФ, тоже проседают. Плюс в Мюнхене очень дорого стоит аренда квартиры.

Итого, 400 евро в месяц - получается немалый расход, если зп "всего лишь" несколько тысяч евро (предположим здесь сумму выше медианы, от 5-6к) минус аренда, которая тоже легко доходит до 2к евро и выше, считая к/у.

Но также и уровень цен играет роль. В Азбуке я покупала готовую еду со скидкой 40%. Такой еды было очень-очень много, и стоила она смешных денег. Здесь же таких предложений нет в принципе.

  Развернуть 1 комментарий

@Yasna, понял, интересно очень послушать.
Я исторически из других слоёв, поэтому не очень представлял каково это может быть.

  Развернуть 1 комментарий

Для начала скажу, что тема сравнения с мск для многих немецких понаехов очень триггерная. Не знаю почему, но их очень раздражает, когда пишут что-то хорошее про Москву (так было и до февраля 22). Я получала призывы "ехать домой" и комментарии, что "если ты такая феечка, то не выживешь в Германии", за невинные сообщения об уровне доставки.

Стокгольмский синдром и защита своего мирка в голове. Очень мало людей, способных трезво выделять плюсы и минусы чего-то, не скатываясь в дикий трайбализм и деление "свой-чужой".

  Развернуть 1 комментарий

@begor, согласна с этим. Не знаю, всех ли стран это касается? Но с Германией именно так. Как будто обсуждаются не плюсы и минусы конкретных вещей (причём они же довольно субъективны - к чему спорить?), а какие-то вопросы добра и зла, я не знаю.

А может быть, раздраженные комментарии приходят от людей не из мск? Москва раздражала их и раньше, точнее, высокий уровень жизни людей из тех.сектора в Москве, и вот даже в Германии снова рассказы о Москве)))

В ответ на любые довольно невинные темы, как, например, тема доставки, можно услышать про посадки на бутылку. То есть, может быть, ещё и даёт о себе знать травма свидетеля. Люди пережили слишком тяжёлые вещи как свидетели (пусть даже просто прочитали в интернете), и теперь не могут избавиться от этих флешбеков. Они как бы эмиссары своего опыта, хотят распространить его на всех остальных.

Сейчас после недавних событий в чатах экспатов многие вообще требуют никогда не упоминать Москву, потому что им даже одно упоминание отвратительно и болезненно. Буквально: как вы можете говорить об уточках в Ботаническом саду, когда рядом с этим садом живут убийцы? Ну вот и поговорили.

Не могу понять почему, но для меня это так не работает. Я очень хорошо знаю изнанку жизни в Москве, поскольку я была волонтёркой правозащиты, помогала жертвам пыток, а после меня сделали свидетельницей в уголовном деле, и я была вынуждена уехать.

Но почему-то для меня это никак не уменьшает уровень работы такси, доставки, качества готовой еды, доступность услуг с профи.ру и всего прочего, что было в Москве ещё в 2021 году.

  Развернуть 1 комментарий

@Yasna, касается это всех стран и городов, дело не в точке на карте, а в бардаке в головах. Что я читал в лондонских чатах про Москву просто словами не передать.

А может быть, раздраженные комментарии приходят от людей не из мск? Москва раздражала их и раньше, точнее, высокий уровень жизни людей из тех.сектора в Москве, и вот даже в Германии снова рассказы о Москве)))

Это тоже популярный тейк "Москва -- не Россия", при этом люди забывают, что "Лондон -- не Британия" и "Берлин -- не Германия" в ничуть не меньшей степени (Лондон уж может быть и в бОльшей).

Но почему-то для меня это никак не уменьшает уровень работы такси, доставки, качества готовой еды, доступность услуг с профи.ру и всего прочего, что было в Москве ещё в 2021 году.

...что было в Москве еще в 2015 :D

А дело все в том, что ты не даешь насрать себе в голову ни одной из сторон.

Я вот, скорее, на противоположной от тебя стороне спектра (не палач из подвалов Лубянки, конечно, но довольно консервный персонаж), что не мешает мне примерно также смотреть на вещи. Есть плюсы тут, есть плюсы там и, О БОЖЕ, со временем плюсы/минусы могут меняться, во дела, ну даете!

И это в очередной доказывает, что общая адекватность, способность-резистентность не давать срать себе в голову и умение мыслить вне черно-белых категорий гораздо важнее конкретного цвета штанов. А трайбализм и неспособность абстрактно взглянуть на вещи без "ууу сука там с моим выбором не согласны щас я их" для лохов. Так вижу.

  Развернуть 1 комментарий

@begor, а ведь и правда, в обе стороны работает :) и тем, кто посередине, прилетает отовсюду.

Если у человека возникли бытовые сложности в городе Х вне родины и они были озвучены, например в рандомном чате, то обязательно появится кто-то с мессаджем, имеющим четкий подтекст - 'не нравится? вали!'. Иногда у меня дежавю бывает: я же это году в 2014 читала по поводу каких-то своих бытовых сложностей в Москве, даже иногда слова те же (свалила, ага, и как будто снова жизнь не сплошной праздник и сладкий сироп). Иногда складывается ощущение, что нормально было бы только жить этаким вечно позитивным ребенком в розовых очках. Никаких проблем замечать нельзя, и уж точно нельзя озвучивать.

Ну или надо постоянно бегать по миру в поисках рая. Хотя лично для меня после 5 лет в Берлина и опыта кое-какой интеграции, даже обратная миграция в Москву на 100% будет представлять собой конкретный такой жизненный перелом и новую адаптацию. Не уверена, что без особенно веских причин вообще себе посоветую валить куда-то дальше и снова строить бытовую жизнь почти с 0.

  Развернуть 1 комментарий

😱 Комментарий удален его автором...

  Развернуть 1 комментарий

@YuliaQA, у меня есть знание, что я смогу снова адаптироваться, такая холодная уверенность. Но есть так же примерное представление, сколько это потребует моих душевных и интеллектуальных, так сказать, ресурсов. Поэтому на другой чаше весов должно стоять что-то сильно весомое, не уровня добычи справки, чтобы я сменила свое место основного базирования :D

  Развернуть 1 комментарий

😱 Комментарий удален его автором...

  Развернуть 1 комментарий

@YuliaQA, это отсылка к моей истории ниже просто :) Уровень страдания "без бумажки ты букашка": когда нужно как-то получить медицинские документы к определенному времени, но вариантов как это сделать (лежащих на поверхности) как будто нет.

  Развернуть 1 комментарий

@nadjam, у меня тоже такое ощущение, что больше не хочется перемещаться, не важно, в новую страну или на родину. Так много сил это отнимает. Цена велика. Поэтому да, только какие-то серьёзные причины теперь заставят переехать. А до этого опыта эмиграции мне не казалось, что будет настолько трудно. Казалось бы, чего там?)

  Развернуть 1 комментарий

😱 Комментарий удален его автором...

  Развернуть 1 комментарий

@YuliaQA, понимаю.

Я ещё подумала, наверное, может быть связано с уровнем жизни. Многие, кто уезжал из плохих условий и постепенно сильно улучшил свои условия в новой стране, вспоминает только что-то очень плохое. Как вот выше писали - покупка в кассе студенческого билета со скидкой на электричку в пригороде. Это действительно трешовый опыт.

И в принципе, многие никогда не жили/не бывали в хороших районах (и даже не знают об их существовании), не имели возможности пользоваться услугами, о которых скучают другие, ездить не в часы пик и проч. То есть это очень субъективный опыт у каждого конкретного человека.

А те, кто уехал с большим понижением уровня жизни, как например я, испытывают явную нехватку благ. И немного пугает перспектива, что, возможно, до прошлого уровня не дойдешь вообще никогда. И поэтому особенно выпукло заметны плюсы Москвы и минусы нового места жительства. А уезжала бы я с повышением уровня - это не бросалось бы в глаза, плюсы повышения уровня жизни всё бы перевесили, возможностей было бы больше, и пофик на доставку и запись в бассейн)))

(насчёт аналога профи.ру я знаю, но для меня это не сравнимо всё равно - опять же субъективно)

  Развернуть 1 комментарий

@YuliaQA, Меня просто триггерит немножко что я не мог себе в москве позволить все классные штуки :)

  Развернуть 1 комментарий

😱 Комментарий удален его автором...

  Развернуть 1 комментарий

@Yasna,

Какая-нибудь вьетнамская лапша в ближайшем ТЦ стоит 5-7 евро, как и базовый кебаб. Фо-бо начинается уже от 10 евро. В рядовых магазинах есть только невкусные готовые блюда типа той же лапши или вариантов итальянской (невкусно приготовленной) еды за 2-4 евро. Ланч в кафе стоит 10-15 евро. Примерно столько же стоит 1 полноценное блюдо в ресторане вне времени ланча (8-15 евро).

а можно примерный порядок цен в рублях на вышеперечисленное в москве? мне просто казалось, что в москве плюс минус также стоило поесть, если это не условная шаурма.

  Развернуть 1 комментарий
🕵️ Юзер скрыл свои комментарии от публичного просмотра...

@5BSTJ547Q3WfDZqY, в Москве я покупала еду в Азбуке со скидкой 40%. Где-то 100-300 рублей стоило одно блюдо, то есть 1,5-3,5 евро. При этом я любила эту еду больше любой другой, качество было восхитительно (это моя субъективная оценка, конечно). После Азбуки мне трудно есть в ресторанах, кафе и покупать другую готовую еду. Качество кажется сильно ниже. В Азбуке было минимум соли и масла, большое количество овощей, очень много разнообразия, сезонные продукты итд. Я сравниваю эту еду по цене с аналогами в лучших кафешках(

  Развернуть 1 комментарий

😱 Комментарий удален модератором...

  Развернуть 1 комментарий

@Yasna,

1,5-3,5 евро

офигеть..

  Развернуть 1 комментарий

@Yasna, странно сравнивать крайний случай с ценами в среднем. но я вас понял, с учетом комента Марины выше реальная разница в среднем 2-5 евро.

мне после питера тоже было первый год больно эти 5 евро переплачивать. хотя в моём случае я в питере был бедным студентом и тут мой доход вырос в разы. в итоге научился вкусно готовить 😂

  Развернуть 1 комментарий

@n4XzousffXTpDx58, да, это конечно очень мало, учитывая, что у нашей семьи оставались свободные деньги. Можно было брать вообще всё, что угодно и вообще не думать о ценах. Я в принципе и без скидки тоже брала (примерно 3-7 евро за продукт), если хотела, но всегда было много очень еды по скидке. Причём любой, и супы, и салаты, и всякие киноа, и мясо, и азиатская еда. Но нужно было знать, в каком магазине и в какое время дня такая роскошь:) я его случайно нашла, и потом всё время туда ездила.

А здесь в Мюнхене, как пишет Клауд атлас, условная шаурма (дюрюм) в среднем семь евро. И качество у неё тоже весьма условное: куча соли, жира и всё такое. Но сейчас для нас и шаурму поесть - праздник.

Я выхожу из положения, покупая заморозку. Здесь много в продаже хороших замороженных блюд. Ну не дико много, но есть можно, так сказать. Одно блюдо стоит в среднем 3 евро. Например, замороженные овощи или паста. Можно готовить обычную еду и плюс заморозку, это помогает меньше готовить и есть хорошую еду)

  Развернуть 1 комментарий

@5BSTJ547Q3WfDZqY, ну почему крайний случай. Например ланч в моём любимом грузинском заведении стоил около 5-6 евро. А здесь в среднем 10-15 евро, больше, чем в два раза (конкретно в грузинских я не искала). Причём там это был великолепный ланч с мясом и салатом, а здесь мясо стоит дорого и его либо мало, либо вообще нет в ланче. Я не считаю всякие колбаски и прочее, а именно настоящие куски хорошего мяса.

Но даже этот прекрасный грузинский ланч я уже не могла есть после еды из Азбуки:) а там без скидки блюда стоили 3-7 евро, но не было проблем купить со скидкой, если не лень ехать в оффлайн магазин.

  Развернуть 1 комментарий

@5BSTJ547Q3WfDZqY, ещё в Москве была опция ходить по купонам. Скидка 50% на всё меню. То есть в любое время дня еда по цене ланча. Здесь в Мюнхене нет никаких скидок 50%. Редкие заведения предлагают купоны 20%, но их очень мало.

То есть, в моём случае при налаженном быте, речь идёт далеко не о разнице в два евро:) Я очень люблю и ценю вкусную еду, и на дополнительные два евро бы раскошелилась:) Но к сожалению, речи об этом не идёт.

  Развернуть 1 комментарий

@Yasna,

С другой стороны, в Мюнхене нет карты, которая бы в реальном времени показывала движение транспорта (как Яндекс-карты в мск). Это реализовано для S-Bahn, но отсутствует для автобусов, трамваев. Насколько я знаю, в Берлине такая карта есть. В Мюнхене для ориентирования в транспорте используют гугл-карты, которые далеко не всегда хорошо локализованы и могут подводить.

Возможно что-то поменялось, но был пару лет назад в Мюнхене как турист, MVG Fahrinfo Munchen работал не хуже чем берлинский :)

  Развернуть 1 комментарий

@olegonas, мне кажется, MVG Fahrinfo Munchen это скорее транспортное приложение, а не карта... Оно показывает приблизительное время дороги, предлагает маршрут, включая автобусы, метро и другой городской транспорт, показывает примерно интервал транспорта.

Я не уверена, показывает ли он в реальном времени или просто интервал согласно расписания, потому что во время ремонта путей, бывало, у меня расходилось время в приложении и реальное время прихода поезда. Также я читала в отзывах, что автобусы приходили раньше, чем указанное время отправления. То есть, мне кажется, в приложении вряд ли это прямо реальное время 1 к 1, но оно приближено к нему (но могу ошибаться). В этом же приложении можно покупать билеты.

А для S-Bahn есть карта в реальном времени, где точками показаны движущиеся составы. Это НЕ текстовое предполагаемое время отправки, а именно карта с локациями. То есть это не ожидаемое время, а реально, физически где сейчас находится состав. И вот такой карты для автобусов и трамваев в Мюнхене нету, по крайней мере я не знаю, и в чатах спрашивала - народ не знает. А в Берлине такая карта есть)

  Развернуть 1 комментарий

Копенгаген, Дания

По идее очень похоже на остальные северные страны. Общий уровень диджитализации и организованности - очень высокий. Мне кажется что Москва и Копенгаген именно разные, и их трудно сравнить напрямую, у них разные ниши.

  • Медицина и анализы

В среднем - уровень цифровизации скорее средний. Point of care цифровизация и удобство зависит от конкретного врача GP, к которому вы приписаны (от плохого до средненького). Однако хранение анализов и записей на одном из высочайших в мире. У датчан один из лучших в мире биобанков и систем хранения и анализа медицинских записей. Можно посмотреть кучу всего в приложении MinSundhed.

  • Страхование

Все онлайн, почти у любого страховщика. Страховка реально работает, проверял на животном и на машине. Особой разницы с Россией не вижу.

  • Еда нерегулярная

Есть доставки justeat, wolt, работают как и везде. Много чего доступно даже вдалеке от центра города. Заведений хватает разных, кухни на любой вкус. Огромное количество ресторанов из международных топов

  • Еда регулярная и продукты

Есть доставки еды из супермаркетов, обычно каждая сеть имеет свою систему доставки. Чаще всего это не срочная доставка, а запланированная (хотя бы на день вперед). Интерфейс вполне себе человеческий.

  • Аптеки и лекарства

Аптеки как аптеки, особая цифровизация там и не нужна. over the counter ассортимент невысок, остальное по рецептам, для этого надо просканить свою карточку (аналог СНИЛС).

  • Деньги и банковские продукты

В Дании надо много деняк. Банковские сервисы за последние пару лет стали намного лучше. Как по мне приложение Danske Bank (аналог сбера) лучше чем русские аппы (там нет тупых историй и назойливых нотификаций). Однако есть интересная особенность, что транзакции показываются совсем не в реальном времени. Есть необанк - Lunar, он такой типа рокетбанка, но он был ограничен для граждан (именно граждан) Дании и был мне недоступен.
Есть система универсального айди NemID (теперь MitID), дает доступ в кучу важных мест.

  • Тревел

Копенгагенский аэропорт очень прикольный. Там много чего летает, расположен близко к городу (минут 25 до центра на робометро)

  • Каршеринг

Есть ShareNow от bmw/mercedes - дорогой, машин хватает. Апп нормальный, но у меня не работал нормально на ксямай-топ-за-свои-деньги.
Есть GreenMobility - по мне так намного более интересный продукт, там клевые пакеты по невысоким для Дании ценам, нормальный апп и прикольные Renault Zoe.

  • Такси

Убера нет, поэтому все в таксопарках. Такси дорогое, есть свои приложения у отдельных таксопарков, они ну средние по качеству. Скорость подачи наверное минут 10.

  • Доставка документов и посылок

Есть dhl, postnord, но я не знаю деталей. Доставка из магазинов приходит нормально

  • Переезд и хранение вещей

Flytning service это чистый вотсапп бизнес, особой диджитализации там нет. Есть хранение вещей типа Pelican, но я им не пользовался.

  • Аренда двухколесных средств передвижения

Есть donkeyrepublic - шэринг для великов, есть клевая штука swapfiets - долгосрочная аренда великов.

  • Ивенты и концерты

Они есть, в меньшем масштабе, чем в Москве. Обычно их тип другой, например есть много секций верховой езды, думаю в мск такого меньше.

  • Нетворкинг и дейтинг

Есть много митапов на meetup, дейтинг не интересовал.

  Развернуть 1 комментарий

@DenisShepelin, про медицину могу добавить, что всё типично по-европейски, пока не помираешь – сиди.
Но если припекло, то всё годно, отправят на любые анализы и обследования(могут тоже не спешить особо). Если не будет места в государственной клинике, то комунна найдет частную и оформит там всё.
Детям всё бесплатно, даже каппу для зубов сделают, если увидят такую необходимость.

Вообще, для детей тут просто рай, потому что количество бесплатных кружков зашкаливает любые разумные пределы, всё это вплоть до 18 лет.
экскрусии в школах тоже оплачиваются.

Банки в вебе открывать строго запрещено – это насилие над рассудком. Ну не может так банк выглядеть в 2022 году.
Так же негодую про их спешку с открытием счёта – 6-8 неделъ говорят ждать в одном банке, 3 недели в другом. Что они там делают, я без понятия...
Речь идет про самые крупные и именитые, в другие не подавался лично

  Развернуть 1 комментарий

😱 Комментарий удален его автором...

  Развернуть 1 комментарий
🕵️ Юзер скрыл свои комментарии от публичного просмотра...

@YuliaQA, мне теперь любопытно, какого рода услуги пропали из жизни после переезда в Берлин?

Я в Москве недолго прожил, с августа 2017 по март 2018, а затем в Лондон. За эти несколько месяцев разве что "Мои документы" были приятным открытием. Еще понравилось пользоваться "Партией Еды", но это только по сравнению с Казанью, т.к. в Лондоне почти сразу подписался на Hello Fresh/Gousto. В остальном, пользоваться почтой/налоговой было также или чуть менее приятно, чем в Москве.

  Развернуть 1 комментарий

😱 Комментарий удален его автором...

  Развернуть 1 комментарий

@YuliaQA, спасибо! Выходит, действительно многим не пользовался в Москве, и потому не возникает потребности в этом в Лондоне. Частично из-за того, что детей нет.

  Развернуть 1 комментарий

@YuliaQA, моя последняя кулстори про цифровизацию из Берлина. Вечером в среду обновляю сайт одной из клиник, вижу, что освободился прием у дерматолога на 9:50 утра в четверг. Так как дерматолог мне жизненно необходим для получения направления на уже назначенный прием в Шарите, быстро бронирую, пройдя полную регистрацию (с телефоном, почтой) на сайте. Приходит смс с подтверждением приема. Пишу в рабочий слак, что утром меня не будет и ложусь спать преисполнившись надежд.

Утро четверга. Собрав все документы, распечатав письма я еду в клинику, сижу в очереди на ресепшн. Когда наконец-то вызвали мой номерок оказалось, что "Это сбой ИТ системы, у нас этот врач давно не работает. Мы сами ТАК удивились, что к нему кто-то записался". Всё, конец. Принимать меня некому, уходи и всё, ты у нас раньше не была, не наш пациент. Потом уже у меня появилась дополнительная злость на тот факт, что они видели эту ошибочную запись, но даже не попытались меня предупредить.

У истории с направлением хороший не цифровой конец. В отчаянии я пошла к дерматологу, к которому не ходила 2 года и упросила медсестру по старой памяти показать врачу ворох моих бумаг, выписки из скорой помощи, письма из Шарите о назначении лечения и приема, только для получения направления. Конечно, врач на меня даже не взглянула у неё полная комната ожидающих прием по записи, по выписке просто написала направление, за что я ей безмерно благодарна.

  Развернуть 1 комментарий
🕵️ Юзер скрыл свои комментарии от публичного просмотра...

Прага

Я довольно много сервисов описал вот в этом комменте, повторяться пожалуй не буду. Тут конечно далеко не Москва, но с голоду ночью не помрешь и можешь спокойно 24/7 хикковать у себя дома, всё привезут за умеренную цену. В общем, обещанных европейских ужасов скорее нет. Но нету и города, который никогда не спит.

  Развернуть 1 комментарий

@aponomarev, я б ещё добавил, что если прям хочется пивка-вина, то например в болт-маркете можно спокойно купить :) в рф с этим есть большие проблемы: знаю конечно что есть барчики которые прост яндекс-курьером отправляют, но это вроде как нелегально

  Развернуть 1 комментарий

@SiXcro, с этим нет проблем в любой доставке, да :)
И даже есть "рестораны" в доставке, которые доставляют только бухлишко

  Развернуть 1 комментарий

@aponomarev, да... Тут у нас Альберт ошибся и вместо сумки с овощами принес 3 бутылки Божкова и 8 литров Кока-колы. Так как принимал девятилетний сын, то вопросов ни у кого не возникло. Только я такой прихожу: "ого, какой интересный закакз жена сделала, я чего-то не знаю?!!". Овощи потом привезли, а лишнее уже забирать не стали.

  Развернуть 1 комментарий

Пожил в Батуми, Грузия. Есть несколько пунктов по которым выигрывает у Москвы:

  1. Есть доставка лекарств из аптеки, круглосуточно и без рецептов.
  2. Есть доставка бухлишка, как из ресторанов в дополнение к еде, так и из продуктовых/алко магазинов.
  3. По доставке из ресторанов: выбора больше, привозят быстрее. В Москве, если жить не в центре, то выбор такой себе и ждать долго.
  4. Такси дешевое, хотя иногда быстрее дойти или доехать на арендованном самокате

Все остальное или не пробовал или хуже

  Развернуть 1 комментарий

@petter, про Батуми не знаю, но когда я увидел цены на Яндекс.Такси в Тбилиси — я сначала подумал, что какой-то развод. Не может быть так дешёво. Попробовал вместо этого воспользоваться метро, не получилось (картой нельзя, наличку не поменять), пришлось такси. Действительно очень дёшево. Вообще не понимаю, как это работает.

  Развернуть 1 комментарий

@yeputons, умение крутить руль ценится очень низко, примерно как умение разгружать вагоны (при разгрузке тоже есть свои хитрости). Тем более сейчас, когда тебя ведет навигатор

  Развернуть 1 комментарий
🕵️ Юзер скрыл свои комментарии от публичного просмотра...

Минск.
Мне кажется это прям Москва на минималках, только дешевле.

Показательно, что не смотря на все события за эти годы у меня уехал только один знакомый it специалист. Остальные даже не думают сваливать. Даже сейчас, когда у некоторых часть компании перевезли в другие страны и им предлагают лайтовый переезд, они не хотят.
Друг сваливал в Дубай, но вернулся через год.

  Развернуть 1 комментарий

@dimonziaziulia, мне кажется, что с цифровизацией гос услуг в Беларуси все очень плохо. Везде надо ходить ногами и стоять в очередях, и еще не понятно ничего:)

А с айти специалистами - это очень интересно, у меня в Беларуси вообще более-менее близкого круга знакомств не осталось:)

  Развернуть 1 комментарий

@dimonziaziulia,

Показательно, что не смотря на все события за эти годы у меня уехал только один знакомый it специалист

У меня аж мову отняло. Из кучи друзей-знакомых хоть как-то связанных с айти в Беларуси осталось... 2 человека. Больше уже и в Варшаве и в Тбилиси :D

И да, цифровизация в Минске уровня такого что ИП не то что удалённо, его в принципе уже год как не открывают, апостиль ждать тоже год и потом ночевать в очереди, "госуслуг" нет вообще ни в каком формате, просто куча разрозненных плохоработающих сайтов... Увы.

  Развернуть 1 комментарий

😎

Автор поста открыл его для большого интернета, но комментирование и движухи доступны только участникам Клуба

Что вообще здесь происходит?


Войти  или  Вступить в Клуб