Что вы делаете, когда нет сил что-то делать?

 Публичный пост
Дай обниму

Привет! Возможно я покажусь жестким лентяем и слоупоком, но пару недель назад я попал в ловушку из которой пока не могу выбраться - ловушку ничего неделания.

То есть я с утра просыпаюсь без желания и мотивации что либо делать и так весь день. Делаю только самое необходимое, а в остальное время батонюсь.

Как починить себя - я пока не понял, но может у вас было подобное и вы нашли рабочий выход. Было бы очень интересно и полезно послушать.

Связанные посты
119 комментариев 👇
Andrey Molodykh Главный эксперт 29 октября 2023

У меня случается, но из-за тревожности. Две таблетки атаракса, проспаться и за работу.

  Развернуть 1 комментарий

@Molfly, понял ) У меня тревожности нет. Просто безразличие что-ли )

  Развернуть 1 комментарий
Alexander Madyankin Программист, семьянин, нуб-гитарист, любитель физкультуры 29 октября 2023

Звучит как заявочка на поход к психиатру или как минимум психотерапевту

  Развернуть 1 комментарий

@madyankin, звучит - да ) наверное стоит сгонять, блин :/

  Развернуть 1 комментарий

@kshukalov, если давно не было нормального отпуска, то можно начать с этого, как вариант

  Развернуть 1 комментарий

@artemenm, я не знаю, что такое отпуск )) один спринт перетекает в другой, тот в другой и этому нет конца.

В некотором смысле, можно это назвать импровизированным отпуском, но я все равно не могу себе разрешить просто тратить время впустую и из-за этого я батонюсь и одновременно ругаю себя.

  Развернуть 1 комментарий

@kshukalov, по-моему, когда мыслями ты все еще в рабочей рутине, думаешь о продуктивности и не разрешаешь себе отдыхать, это нельзя назвать отпуском — ни импровизированным, ни нормальным. В общем, плюсую к остальным советам пообщаться с психотерапевтом/психиатром

  Развернуть 1 комментарий

@artemenm, наверное, но я никогда не переключался в состояние "не думать о работе". Трудно представить, как это вообще )

  Развернуть 1 комментарий

@kshukalov, хороший отдых — это отсутствие ответственности и отсутствие новизны. Все остальное — то работа. Даже поездка куда-то.

  Развернуть 1 комментарий

я не знаю, что такое отпуск

@kshukalov, ну тогда вроде бы глубже можно даже и не копать, месяцев три-пять кушать папайю и плавать в море, комплютер с собой не брать. А если не поможет – уже начинать думать.

  Развернуть 1 комментарий

@madyankin, там третьей еще конкуренция была) так что катка в доту тоже мимо

  Развернуть 1 комментарий

@kshukalov, получается, ты не батонишься, а прокрастинируешь. Дай себе отдохнуть. Не ругай себя, займись, чем хочешь. Отдохнёшь — появятся силы и желание что-то делать.
Примерно это скажет психотерапевт.
Можно пойти к психиатру. Лишним по крайней мере не будет. А можно подсесть на симуляторы. Гарантированно поможет начать что-то делать без решения каких-то внутренних проблем.

  Развернуть 1 комментарий

@madyankin, или можно начать с хорошего терапевта и базовых анализов.

  Развернуть 1 комментарий

@redfoks, кстати, да. Может выясниться, что там какого-нибудь железа не хватает, или что-нибудь еще в этом роде

  Развернуть 1 комментарий

Угу. И хороший психиатр тоже пошлет сначала исключить соматические причины.

  Развернуть 1 комментарий

Убираю гаджеты и ничего не делаю. Быстро оказывается, что я не хочу ничего не делать, а хочу заниматься хуйней, типа залипания в соцмедиа.
А как вот это побороть — уже второй вопрос 😁

  Развернуть 1 комментарий

@glebkudr, у меня это работает немного иначе. Если есть варик просто смотреть в потолок или поспать, то я сплю/смотрю в потолок ))

Сломались абсолютно все системы мотивации. У меня была классная система задач и наград для мозга. Я копил баллы за выполненные таски и потом менял их на что-то из импровизированного "магазина ништяков", которые я в своем уме никогда бы не купил, но для мозга дофамин )

  Развернуть 1 комментарий

@kshukalov, если можешь реально лежать и ничего не делать то кмк к психотерапевту.

  Развернуть 1 комментарий

@glebkudr, да, так и сделаю, спасибо!

  Развернуть 1 комментарий

@kshukalov, поздравляю, ты временно сломал себе допаминовую систему https://www.heartofcharacter.org/wp-content/uploads/Undermining_Childrens_Intrinsic_Interest_with_Ext-1.pdf Гарантированная награда приводит к потере мотивации на долгосроке, исследование с золотыми звёздочками самое известное на эту тему.

Нельзя было делать гарантированную награду за выполнение задач, надо было делать intermittent random reward. Бросаешь монетку после выполненной задачи, даёшь себе ништяки/хвалишь только при орле/решке. Если выпала решка/орёл - ничего не делаешь, даже не хвалишь внутренне, просто двигаешься дальше.

Чтобы вернуть всё в норму, тебе надо перестать дёргать уровень допамина вверх-вниз, потому что в твоём случае у тебя базовый уже внизу сильно, с каждым рывком вверх ты его просаживаешь вниз. Грубо говоря - распиаренный допамин-детокс.

Посмотри Andrew Huberman про dopamine, мужик базой делится.

  Развернуть 1 комментарий

@kshukalov, https://dexa.ai/huberman?q=intermittent+random+reward тут конкретно про структуру вознаграждения, плюс любой из эпизодов может помочь в целом.

  Развернуть 1 комментарий

@serg_berezhnoy, спасибо! Гляну )

  Развернуть 1 комментарий

@serg_berezhnoy, тогда и ссылку на конспект добавлю. Человек-то старался

  Развернуть 1 комментарий

@yasnosolnishko, спасибо! )

  Развернуть 1 комментарий

@glebkudr, +++
Включаю приложение Self Control на маке с блокированием всех соушел медиа и буквально через 2-3 дня просыпается мотивация.

  Развернуть 1 комментарий

@Zuboo, Интересный хинт, спасибо ) Не то, чтобы я залипал в соц сетях с утра до вечера. Этот этап жизни пройден. Но есть другие сайты, где я могу залипнуть 😄 Тот же виси, хабр или чекнуть в Торне как там мой персонаж )

  Развернуть 1 комментарий

@kshukalov, да, я тоже по факту на реддите сижу, читаю про кофе/дата_из_бьютифул/eli5 но мы-то знаем :)
фейсбуки и прочие инстаграмы я давно через /hosts заблочил

  Развернуть 1 комментарий

@Zuboo, Reddit опаснее Хабра и виси, поэтому туда я захожу либо вечером, либо на выходных ) там легко провалиться 😅

  Развернуть 1 комментарий
Светлана Аюпова Запускаю продукты и руковожу ими 29 октября 2023

Если это длится пару дней, то разрешить себе батонить.
Если пару недель — прямо сейчас записаться к кпт-психотерапевту и/или психиатру с запросом "нет мотивации что-то делать, есть вероятность депрессивного расстройства".

  Развернуть 1 комментарий

@Sveta, в том то и дело, что пару дней я бы себе разрешил заниматься всякой ерундой, но тут уже вырисовывается система ) Завтра напишу психотерапевту, спасибо )

  Развернуть 1 комментарий

Проходила неприятное расставание в апреле 2022 и почему-то пошла посидеть в горячей ванне. Надеялась снять нервное напряжение и пойти спать.

Неожиданный эффект- напряжение снялось и появился вагон энергии.

Стараюсь практиковать в сложные моменты, но работает только если полежала в воде 40+ минут

  Развернуть 1 комментарий

@Vikarpc, о, этот коммент будто я написала. Было очень неприятное расставание в апреле (правда 2023) и ванна с солью и свечками меня спасала. Это не было панацеей, конечно: я была в терапии, но терапевт не мог быть со мной в любое нужное мне время, а вот ванна могла:)

  Развернуть 1 комментарий

@Vikarpc, интересно ) обычно, мне ванна/душ за час до сна помогают уснуть )

  Развернуть 1 комментарий

@kshukalov, а еще ванну можно принимать не одному! ))

  Развернуть 1 комментарий

@ashcheglov, а ты знаток ))

  Развернуть 1 комментарий

@ashcheglov, с терапевтом?

  Развернуть 1 комментарий

@Dashkevi4Mike, Ахах! Обязательно! Особенно если терапевт Энн Хэтэуэй как в фильме She Came to Me. Я бы только с ней принимал. )))

  Развернуть 1 комментарий

@Vikarpc, не очень люблю заполненную ванну, тк вода охлаждается, но обожаю горячий душ минут на 40. За это время у меня мозги прочищаются, в них новые идеи приходят, и по итогу становится бодро, но без какой-либо тревожности, которая иногда ассоциируется с бодростью. У меня подозрение, что это работает как маленькая медитация (тормозит все лишнее в голове, так что ресурс для нового появляется) в состоянии абсолютного комфорта и безопасности (вода идеальной температуры).

  Развернуть 1 комментарий
  1. колеса бодрящие - ноотропы или что-нибудь другое от врача
  2. выпинываю себя в зал
  3. беру отпуск и валю куда-нибудь в приключения.
  Развернуть 1 комментарий

@roma_ds, кстати, в зальчик я себя еще не выпинывал, а абонемент есть ) надо попробовать!)

  Развернуть 1 комментарий

@kshukalov, я делаю примерно по шагам (каждый шаг кажется простым и так проще сделать):

  1. собрать сумку
  2. одеться
  3. спуститься
  4. сесть в машину
  5. доехать

и т.д.
p.s. ну и в зале можно сходить ещё в хамам и сауну, там поболтать с народу.

  Развернуть 1 комментарий

@roma_ds, хах, у меня противоположно работает: если начну при попытке куда-то себя выпнуть делить процесс на подзадачи, мозг отказывается принимать необходимость совершить их все, и остаюсь дома. Работает только сосредоточение на конечной цели: "сейчас мы потратим час или полтора на телепортацию в нужное место (в процессе можно почитать книжку), а там мы позанимаемся спортом и пообщаемся, и будет хорошооо -- а телепортацию мы забудем".

Это я не в пику вам, а просто к тому, что поразительно, как по-разному мотивация у людей работает.

  Развернуть 1 комментарий
Владислав Умнов Основатель стартапов 29 октября 2023

Микродозинг Грибов или ЛСД😅

  Развернуть 1 комментарий

@vladislavumnov, мой предыдущий психотерапевт предлагал такой сценарий пару лет назад :D

  Развернуть 1 комментарий

@kshukalov, отличное средство как в терапевтических так и в развлекательных целях. Конечно соблюдая культуру потребления

  Развернуть 1 комментарий

@vladislavumnov, это модное сейчас средство, но у него и побочек навалом, которые обычно не афишируются

  Развернуть 1 комментарий

@mabrek, Ну тут главное не увлекаться. Побочки у всего есть.

  Развернуть 1 комментарий

@mabrek, какие побочки?

  Развернуть 1 комментарий

@hvvv, HPPD?
Где-то был сайт с подробным разбором всех симптомов, но не могу найти, что-то приблизительно похожее есть в этой статье:

https://telegra.ph/Dlitelnoe-rasstrojstvo-vospriyatiya-vyzvannoe-gallyucinogenami-HPPD-02-26

  Развернуть 1 комментарий

Ложиться пораньше и нормально высыпаться — дофаминовая система придёт в норму, появится энергия

  Развернуть 1 комментарий

@qU84M33oq3jJdKMc, если нет смысла в работе или жизни, то сон его не добавит. Появится больше сил не депрессию

  Развернуть 1 комментарий

Лично я предполагаю, почему так происходит и пытаюсь починить. Обычно причина в том, что я витамин Д забыл пить в течение недели или недоел, или недоспал.

  Развернуть 1 комментарий

@funfunfine, кстати, на витамин Д я подзабил с месяц назад. Тоже может быть причина в копилку, спасибо )

  Развернуть 1 комментарий

@kshukalov, так еще и осень в разгаре, солнца мало. Очень вероятная причина

  Развернуть 1 комментарий

Я пока борюсь со своими проблемами, в т.ч. и того, что ничего не интересно стало. Время покажет, насколько успешно. Но:

  1. Позаниматься чем-нибудь физкультурным. Я бегаю и гуляю, закрываю кружки на смарт-часиках для регулярности. Без этого хз как выжил бы до сих пор
  2. Больше времени проводить на свету и свежем воздухе.
  3. Если режим сна/еды не соблюдается - постараться соблюдать.
  4. Сходить к врачу, обследоваться, посдавать анализы. Не только к психотерапевту - в больном теле и делать ничего не хочется. Сам вот собираюсь.

Ну и как правильно сказали, возможно, нужно просто дать себе отдохнуть от работы. Игры, сериальчики, общение с друзьями, что угодно, главное чтоб эмоции положительные дало и не было связано с рутиной. Или это тоже не работает?

  Развернуть 1 комментарий

@Kerbiter, пока что я пытаюсь так делать. Решил пересмотреть Silicon Valley, встречаюсь с друзьями время от времени. Но в общем и целом все равно какое-то потухшее состояние :/

  Развернуть 1 комментарий
Влад Клюев Дизайнер, js-разработчик. 29 октября 2023

Выкинул все системы мотивации и продуктивности. Это не имеет смысла, если ты занимаешься ненужной херней. Потому что херня продолжает оставаться ненужной, даже если она сделана продуктивно и мотивированно.

А для того, что ты сам для себя будешь считать важным — мотивация не нужна. Сам будешь искать возможность это сделать.

В итоге мой Ноушен теперь — просто одна страница с памятками, чтобы в голове это не держать.

Запишись к терапевту. Не тяни. Дальше может быть сильно хуже.

  Развернуть 1 комментарий

@crafted, Спасибо ) уже записался )

  Развернуть 1 комментарий

Но вообще - недостаточно вводных. После чего это началось? Есть ли какие-то возможные предпосылки замеченные?

  Развернуть 1 комментарий

@Kerbiter, в один из дней я предположил, что хочу отойти от товарного бизнеса и перейти в цифровой. Возможно мой мозг слетел с рельс именно из-за этого, но это не точно.

Как бы причина слишком проста для такой аварии )

  Развернуть 1 комментарий
Григорий Клинов Руководитель корп универа 30 октября 2023

Ничего не понятно, мало информации. Причиной батонного синдрома может быть физическое /ментальное истощение, дефицит витаминов, бессонница, стресс, плохое питание, абстиненция, тревожное расстройство,депрессия и тд. Универсального лекарства не существует,ясное дело.

Далее просто гипотезы :

  1. Ты описываешь свое состояние тремя разными выражениями:
  • нет сил что-то делать (истощение, переутомление, дефицит энергии при наличии определённых желаний: гормональные проблемы, плохое питание, длительный стресс?)
  • попал в ловушку ничего неделания (ловушка подразумевает, что есть некий внешний агент, который её рассставил, или ты попал в свою собственную ловушку — в любом случае ты или по невнимательности, или из-за приманки оказался обездвижен помимо своей воли: попытка снять с себя ответственность, черезмерный самоконтроль, внешнее / внутреннее психологическое давление, навязанные извне ценности, желания)
  • просыпаюсь без желания и мотивации ( понять бы, что ты понимаешь под Ж и М, если для тебя это разные сущности. Желание - это потребность, дефицит чего-то, нет желания - нет страдания, как говорил Будда, т.е отсутствие желания само по себе не должно вызывать дискомфорта по идее; мотивация - в бытовом значении это некая сила, энергия, драйв, готовность к действию + уверенность в успехе, мерило силы желания, поэтому без желания мотивации быть не может, и отсутствие мотивации при отсутствии желания не должно вызывать дискомфорт: внутренний конфликт между "хочу" и "надо", конфликт между желаниями, навязанные ценности /потребности?
  1. Делаю самое необходимое, а в остальное время батонюсь — впечатление, что проблемой является не само батонное состояние, а непринятие, осуждение этого состояния, как «неправильного». Т.е. помимо необходимого ты должен (!) заниматься чём-то ещё, но не занимаешься. Оно тебе точно надо?

Делаю самое необходимое - снижает вероятность депрессии, потому что при депрессии люди часто и необходимое не могут делать.

Интегрально: как сказал ранее, информации мало, но я бы поставил на внутренний конфликт между реальными и навязанными желаниями/ценностями на фоне возрастного кризиса (звучит прям как диагноз, но на самом деле это не так) Борьба с самим собой истощает (не чувствую сил), может создавать ощущение борьбы с внешними агентом (ловушка), вызывать ощущение "потери мотивации", т.к. значительные силы уходят на эту борьбу.

Это, конечно, не более, чем гипотезы. Я бы начал с проверки этих и других гипотез, чтобы определить причины проблемы и выбрать правильное "лечение". Потому что дефицит витамина Д может давать такие же симптомы, в принципе. Я бы начал с медицинского чекапа.

  Развернуть 1 комментарий

@GrigoryKlinov, Крутой разбор, Григорий. Очень круто и системно разложил.

  Развернуть 1 комментарий

@ashcheglov, Спасибо, но это не более, чем мысли вслух.

  Развернуть 1 комментарий

@GrigoryKlinov, спасибо, за развернутый ответ )

Нет сил что-то делать относится скорее к мотивации. Нет импульса достаточно сильного, чтобы что-то делать кроме необходимого минимума и даже минимум идет через силу.

Как правило, ответ в таких случаях - садись и ебш, а дорога сама откроется, но она не открывается. То есть я сажусь что-то делать, но импульс не перерастает в рабочий поток, как это происходило ранее. Что-то сломалось, отсюда и запрос на чужой опыт.

С витамином Д, согласен. Он может давать такую штуку и у меня уже был период, когда витамина Д было сильно ниже минимума и я пил 10000 ед. в день чтобы его восстановить. Вроде как помогло тогда, возможно поможет и сейчас.

А ловушки я расставляю сам себе, как правило. То есть скатился где-то по показателям, на что-то начал системно забивать, не стал принимать действий, когда система начала рушится и вот она ловушка. Это как пример )

В общем и целом, я уже записался к психотерапевту, достал свою банку с витамином Д, но как вернуться в режим пока не понял. Буду стараться вытаскивать себя силой воли, наверное )

  Развернуть 1 комментарий

Такое случается не часто, но когда случается - помогает самое разное.

Иногда я это принимаю как данность, и дорогое время ничего не делаю. В какой-то момент тело само подсказывает, что это херня и надо что-то делать. Один из таких примеров: «На долгое время пропало желание что либо делать, при чем было понимание, что мне нужно и зачем. В какой-то момент стали на регулярной основе сниться сны где у меня выпадают зубы. После того как я начал делать что нибудь, в данном случае продолжил чтение нужной мне литература и продолжение работы над своим проектом, сны прекратились и апатия отступила».

Иногда помогает самоанализ: задаю себе вопросы, почему/зачем/когда/для чего я это делаю/не делаю, и т.д. Пример:
• Почему я в пал в это состояние?
• Что мне нужно сделать что бы из него выйти?
• Почему я хочу выйти из этого состояния?
• Как я могу это сделать?
• Что мне нужно сделать прямо сейчас чтобы из него выйти?

После нескольких вопросов появляется понимание, что мои нынешние действия не приведут меня туда, куда мне нужно, и мотивация появляется сама собой.

Иногда стоит начать делать какую-то работу, и через 15-20 минут появляется сильная мотивация продолжать.

Иногда начинаю как дурачок натягивать улыбку, и через время мое настроение повышается (психологический прием название которого я не знаю), а вместе с настроением и мотивация.

И в целом, я с лет 12-14 научился полностью глушить внутренний диалог, что могу 24 часа в день быть с тишиной в голове, и это помогает не утомлять себя дополнительно, и не закапывать в арктическое состояние

  Развернуть 1 комментарий

@samsonov_ilya, Забыл самое главное. Удалите свои соц сети на которые тратите больше всего времени, особенно если там есть короткие видео. Вы в которкие сроки заметите, что, на самом деле, хотите чем-то заниматься, но просто появилась зависимость от ТТ/Ютуб/Инст/и другие

  Развернуть 1 комментарий

@samsonov_ilya, я почти не пользуюсь соц сетями. Разве что как мессенджерами и раз в неделю сверить часы с друзьями и посмотреть, что у них происходит.

Переболел этим как-то в один момент )

  Развернуть 1 комментарий

@samsonov_ilya, спасибо, попробую )

  Развернуть 1 комментарий

Помогало:

  1. Смена картинки. Путешествие. Зачастую просыпаясь в одном и том же городе, месте, квартире раз за разом в таком состоянии - мы батонимся. ))
  2. Рутина - просто забиваешь себе календарь нужными делами и спортом и хоть тушкой, хоть чучелкой это делаешь....Через неделю/две проходит.
  3. Пообещать друзьям/близким что-то сделать важное для них...) Фокус смещается с себя на обязательства перед другими и хочешь/не хочешь выдёргиваешь себя из этого состояния.

Но "коллективный Вастрик" скорее всего прав - без могзгоправа не обойтись. ))

  Развернуть 1 комментарий

@ashcheglov, рутины - штука хорошая, согласен. У меня слетели почти все :D

  Развернуть 1 комментарий
Olga Sentemova Королева заправки 30 октября 2023

ты там выше пишешь, что отпуск даже во сне не видишь. так вот, даже если у тебя получится сейчас найти волшебную таблетку, на которой ты еще какое-то время протянешь, ресурсы все равно когда-нибудь закончатся и будет еще хуже, когда волшебные таблетки помогать не будут.
отдельно хочется отметить, что когда ты сильно выдохся, продуктивность реальная может быть сильно ниже, чем то, что тебе кажется, и в реальности ты будешь делать полезного меньше, и при этом допускать больше ошибок.

  Развернуть 1 комментарий

@tomasmor, да. Вполне возможно, что просто нужен отдых. Именно реальный отдых, а не имитация рабочей деятельности на лайтах.

  Развернуть 1 комментарий

Бегло посмотрела комменты, три мысли возникло.

Во-первых, выглядит так, что у тебя в наличии сильная самокритика, в этом случае чистое кпт может работать плохо, желателен психотерапевт в направлении ACT (терапия принятия и ответственности) + CFT (терапия сфокусированная на сострадании).

Во-вторых, отдых/отпуск точно надо себе придумать. Отлично понимаю про то, что мозг в отдыхе всё равно фоново забивается работой, у меня для этого выбраны такие виды спорта, где голову надо включать. Лучше всего для этого у меня работал рогейн - там ходишь ищешь КПшки, у тебя физически в каждый момент времени голова занята :) предварительной физ подготовки или снаряги особо не надо, только человеческий компас) В этом плане тренажерка и какой-нибудь просто бег для меня работают оч плохо, я начинаю только сильнее себя накручивать( Ещё в скалолазании тоже мозг занят, постоянно прикидываешь куда руки ноги девать, гораздо более интеллектуальное развлечение, чем казалось на первый взгляд. Это примеры, которые через себя пропустила, наверняка такого есть много.

Ну и ещё писали про то, что система мотивации может ломаться, если глобальная цель не мотивирует. Про поиск пути мне нравится всё, что пишет Лена Резанова, особенно её книжка "Это норм" про новые витки в карьере. Но наверно если мотивации вообще делать что-либо нет, то скорее это пока что мимо.

  Развернуть 1 комментарий

@khvostikovao, да, насчет спорта серьезно задумался после комментов здесь. Раньше я просто ходил в зал чтобы сходить. Не обязательно упарываться с железяками. Ходил просто походить на беговой дорожке 40 минут и вроде как голова разгружалась. Потом что-то в очередной раз пошло не так и я забил. На днях схожу и попробую не соскочить на этот раз )

  Развернуть 1 комментарий

@kshukalov, можно попробовать придумать развлечение себе в зале. Кстати, ходьба на беговой дорожке это тоже очень хорошо. Может получится совместить её с аудиокнигой или каким-нибудь супер приятным аудио контентом? Мне очень хорошо медитируется под ходьбу или бег, хотя просто сидя вообще не даётся. Ещё может тебя заинтересует взять себе какую-нибудь программу/схему по подтягиваниям или чему-нибудь такому, что можно трекать в штуках. Вдруг окажется увлекательно следить - а сколько штук какого-нибудь упражнения сегодня получится?

  Развернуть 1 комментарий

Как знакомо!
Плюсую всем про КПТ терапевта!

А пока ждешь назначенную встречу, можно самому себе вопросы тоже позадавать, лучше бы с ручкой и бумажкой.
К перечисленным в предыдущих комментах (Почему я в пал в это состояние? Что мне нужно сделать что бы из него выйти? Почему я хочу выйти из этого состояния? и тд) мне как-то очень помог сдвиг собственной парадигмы относительно того чем я занимаюсь и зачем.

Мне как-то аж почти месяц ничего делать не хотелось, я работала и убиралась дома через внутренние истерики и злобу. Потому что мне казалось что мне ниче не нравится, что причин делать то, что я делаю НОЛЬ, и что это надо делать просто потому что НАДО. И в книжке, которую я ща читаю, очень вовремя попалось задание про "Мне надо это делать/Я выбираю это делать".
Суть в том, что сначала пишешь список того, что тебе НАДО делать, но не хочется делать совсем и очень бесит.
Потом, этот же список пишешь, но вместо "мне надо утром идти в зал" меняешь формулировку на "я выбираю утром идти в зал".
А следующим этапом пишешь почему.

  • Я выбираю идти в зал, потому что я хочу кубики, а не шарик.
  • Я выбираю помыть пол, потому что я очень люблю чистый пол, а грязный мне делает грустно.
  • Я выбираю то и то потому что это.

И вдруг мне стало понятно, что многие вещи я реально выбираю делать, за ними есть реальная причина и более того – бэкдор на то, чтобы перестать это делать.
А некоторые я даже не выбирала, а почему-то просто "надо", и как будто даже не мне, и как будто на каких-то старых рельсах собственных прошлых решений и социального давления ехала. Такое можно отбросить, если оно больше не приносит ни пользы ни удовольствия.

И хопа, сразу три штуки решить можно:
– понять ЗАЧЕМ надо делать то, что не хочется если кажется что это просто НАДО;
– понять ЧТО именно надо делать чтобы вернуть чувство здоровой осознанной рутины и контроля над каждым днем;
– перестать делать то, что ваще оказалось не надо больше.

Не поможет поднять сиюминутно себя с дивана, но как минимум поможет снять груз "надо".

  Развернуть 1 комментарий

@choogoonkina, очень полезно, спасибо! Подумаю над этим и попишу в notion прямо сегодня )

  Развернуть 1 комментарий

Если отбросить идеи внешнего взаимодействия, то для себя делаю так:
0) анализирую, что мог бы сделать, и выбираю самое маленькое по продолжительности дело - что можно сделать буквально за одну-две минуты (полить цветы, убрать бардак из-под телевизора и т.д.)

  1. вспоминаю, что давно хотел сделать. Если есть возможность - начинаю делать
  2. берусь за разбор какой-нибуть коробки или ящика - начинаю структурировать, придаваться воспоминаниям, думать о возможной применимости вытаскиваемых вещей и т.д.
  3. беру какое-нибуть рукотворчество (прдпочитаю выжигание по дереву) - когда видно сразу результат, тогда вроде отпускает
  4. сажусь писать список дел, что надо было бы сделать, куда сходить, что почитать, что посмотреть
  5. выхожу пройтись куда-нибуть, чтобы перед глазами начали меняться картинки и тоже видел результат шагов (перемещение)

Идея довольно проста - раскачать себя маленькими делами, чтобы мозг понял, что что-то получается и начал предлагать какие-то другие идеи, завелся "с толкоча" так сказать.

  Развернуть 1 комментарий

@Spirtel, Да, это крутой совет. Микро-дела помогают.))

  Развернуть 1 комментарий

@Spirtel, интересные техники ) спасибо!

  Развернуть 1 комментарий

У меня есть список занятий на случай уныния (я такое состояние так для себя назвал).
Но тоже бывает, что прям вообще делать ничего не хочется, даже из этого списка. И тоже батоню - просто лежу.
По началу, тоже была проблема с неприятием такого состояния (типо чё за хрень, я же должен что-то делать). У меня это было связано с выгоранием.

Работал с терапевтом, отдыхал, ходил на массаж, занимался только тем и тогда, чем и когда хотел. Активнее начал заниматься спортом (спорт мне часто даёт энергию, а не отнимает).

Так постепенно и починился)

  Развернуть 1 комментарий

@bykov_tech, понял ) Посмотрим, что завтра терапевт скажет )

  Развернуть 1 комментарий
Женя Капитонова делаю сложные проекты 30 октября 2023

медитирую и/или голодаю

  Развернуть 1 комментарий

@star_meow, медитацию я не пробовал еще. Давно пытаюсь подойти к этой задаче, но пока не подошел )

  Развернуть 1 комментарий

Последние несколько лет поступаю контринтуитивно: еще больше ничего не делаю, выделяю время на приятные для себя вещи и жестко убираю переработки. Из базовой гигиены: наладить режим сна, поменьше залипания в ленту/новости, небольшая физическая активность.

Главная идея, что нужно убрать аврал и тревогу вместо того, чтобы подпитывать их вместе с чувством вины. Терапевтический эффект чуствуешь практически сразу, когда сам разрешаешь себе отдохнуть.
В последний раз просто взял отпуск на 4 дня и гулял по городу с семьей без особо плана.

Из практических штук можно найти хорошие примеры у Максима Дорофеева https://www.litres.ru/book/maksim-dorofeev/dzhedayskie-tehniki-kak-vospitat-svou-obezyanu-opustoshit-23590168/

  Развернуть 1 комментарий

@yurifedoseev, кстати, Максим есть в клубе ))) можно к нему напрямую зайти

  Развернуть 1 комментарий

Ничего. После нескольких лет без нормального отпуска и отдыха, я лег и не делал ничего. Ну сгонял покататься в горы, потом месяц ничего не делал, потом немного пошевелился и короче пока не отдохнул.

Потом постарался построить для себя систему отдыха (постарался - не получилось, четыре года снова проработал без отпуска), еще раз упал в ту же яму, и вот потом уже построил. Сейчас отпуск это обязательная часть года и много-много мелких поездок на 2-3 дня, в которые мозг успевает переключиться.

  Развернуть 1 комментарий

@alexas, а можно подробнее о вашей системе?

  Развернуть 1 комментарий

@marat_y, да нет, технически ничего сложного - отпуск всегда не в своем городе, без ноутбука и без рабочих звонков. Реализовать это сложнее на практике, построил это в смысле построил рабочую жизнь так чтобы это стало возможно.

А так помогает регулярно куда-то ездить на выходные и переключаться за пару дней.

  Развернуть 1 комментарий

@alexas, та же система у меня.

  Развернуть 1 комментарий

@Kulesh, offtopic, но я очень рад тебя видеть! :)

  Развернуть 1 комментарий

Если отвечать на вопрос тактически, то есть если проблема «нехотения» стоит в моменте, а условного дофамина нет ни на определение причин, ни на желание эти причины решать, то вот мой метод:

  1. разрешаю себе на час вот именно то, что легче и желаемее всего. Как правило речь о еде, играх, дрочке и прочих «грехах». Но строго на час.
  2. обещаю, что приму холодный душ после этого
  3. ???
  4. Profit

Уже после душа могу подумать, что нужно поправить, чтобы это не повторялось. И как правило причины становятся гораздо очевиднее.

Согласен, что обещание в моём подходе — это слабое место, а самое главное это холодный душ, который собственно и решает проблему «нехотения», но мне это всё равно помогает. И я пока не скатился в самообман.

  Развернуть 1 комментарий
Aigul Sirazetdinova Менеджер по продаже недвижимости 6 ноября 2023

Мне кажется вариантов несколько:

  1. Не хочется делать именно то, что человек толкает себя делать. То есть то, что он считает, надо делать.

То есть вероятно хочется таки что-то делать, просто человек может не знать, что. Здесь надо искать потребности, которые не удовлетворены. С этим помогает психолог. Но не обязательно))
Это может быть потребность в определенном отдыхе, потребность в уединении или наоборот в том, что побыть с людьми. Это то, что наверно было бы у меня, если бы у меня так было.

  1. Не хочется ничего делать и действительно ничего не хочется как звоночек депрессии. Так что как я уже видела писали, это повод обратиться к специалисту , чтобы вовремя помочь себе.
  Развернуть 1 комментарий

@aigulsirazaika, Спасибо ) я обратился и меня из этого состояния вытащили 🌝 Как оказалось, небольшая доза одного препарата решила проблему буквально на следующий день и после курса я должен стабилизироваться на этой позитивной волне 🙂

  Развернуть 1 комментарий

@kshukalov, Очень рада :)

  Развернуть 1 комментарий

@aigulsirazaika, Я тоже мега рад, что могу просто сесть и поработать без апатии 😄 Но тут опять же, я попадаю в собой же расставленную ловушку переработок. Все выходные я работаю, ведь я "батонился 2 недели" )) Как бы так обратно не скатиться. Надо научиться отдыхать )

  Развернуть 1 комментарий

@kshukalov, Согласна, уметь качественно отдохнуть важно)) я в своё время составляла список видов деятельности, которые а) съедают энергию
Б) наполняют энергией

В отдых стараюсь выполнять пункт Б)

Там и спортик какой-нибудь, мб танцы. Как правило когда анализируешь даёт ли энергию скроллинг соц сетей, понимаешь, что не даёт))

  Развернуть 1 комментарий

@aigulsirazaika, Интересный метод. Надо попробовать )

  Развернуть 1 комментарий

Когда у меня такое было, я сходила в психотерапевту. У меня еще было такое проявление, что я тупила, глядя в задачу. На следующий день читала ту же задачу, а она простая. Диагноз был расстройство адаптации. Проходит само в течение до 3х месяцев. Психотерапевт сказал написать список дел, которые я бы хотела/надо делать и сколько времени в день. Ну а там типа час заниматься иностранным языком и в таком духе. Прислала ему список дел и время, он предложил начать с интервальчиков в 10-15 минут. Ну то есть не планировать час заниматься, а хотя бы 10 минуток. В итоге починилось потом действительно.

  Развернуть 1 комментарий

@belkaksu, Да, короткие рабочие сессии помогают. Недавно познакомился с таймером для рабочих задач, который стоит у меня в телефоне на 25 минутные рабочие сессии ) Очень годная штука )

  Развернуть 1 комментарий

@kshukalov, или помидорро)

  Развернуть 1 комментарий
Валентина Межецкая Графический дизайнер и специалист по экологическому просвещению 14 ноября 2023

  Развернуть 1 комментарий

Судя по вашим ответам, есть подозрение, что вы не выделяете время на отдых, а зависли в токсичной продуктивности

Потому организм понимает что капитан в доску пьян и берет дело в свои руки и "выключает вас"

  1. Надо отдохнуть
  2. Надо к кукухологу
  Развернуть 1 комментарий

Та же хуйня периодчески накатывает бре, обмнимемся.

В моем случае обычной психотерапии хватает вроде крышу починить. Чо там в твоем случае я не профессионал аще, но шлю тебе лучи поддержки.

  Развернуть 1 комментарий
Stas Kulesh Креативный директор 14 ноября 2023

Я иду гулять. Когда безразличие — и я выспался, не начитался тви, не накрутил тревожности на работе, просто как-то никак — я, как ту писали выше, выбираю идти гулять. Без цели особой: дойду до речки, оттуда в парк, оттуда домой — вот и 15км. Пока ходил, устал физически, лежание теперь не нелогичное :)

  Развернуть 1 комментарий

Мне кажется тут ничего не надо пока что делать, похоже физически и ментально нету сил, значит из-за чего-то истощились, мое предложение с этим пока нифига не делать, а если будет так месяц или больше уже к мозгоправам идти или что-то предпринимать.
Ну и витаминок можно попить, погода мб полный отстой.

  Развернуть 1 комментарий

@alexff91, На самом деле я уже сходил к мозгоправу и мне выписали волшебные таблетки вместе с еженедельными сессиями на "поговорить о проблемах" )

Таблетки помогли и у меня на следующий день после начала приема улучшилось настроение и я начал что-то делать, а не валяться овощем в перерывах между задачами, которые нельзя не сделать )

Оказалось, у меня сломался серотонин и дофамин.

Однако, проблема с отдыхом все еще имеет место быть. Я в воскресенье поехал к племянницам на целый день и ощущение под конец дня было такое, что "надо было взять ноутбук и поработать пока они спят" 🙈

Бороться с этим начал следующим образом:

  1. Перестал с собой везде таскать ноут
  2. Вместо ноута начал брать планшет т.к. серьезную работу на нем не сделать, либо сделать сложно и лениво. Зато, можно почитать что нибудь и немного отвлечься ) Собственно, планшет я для такой коррекции и покупал, чтобы им заместить ноутбук, но в какой-то момент что-то пошло не так и ноутбук опять начал со мной везде кататься 🙈
  Развернуть 1 комментарий

@kshukalov, ооо, отличное решение проблемы. Я тоже страдаю подобной фигней(хотя на самом деле то не фигня!). Чтобы бороться я иногда делаю доступность ноутбука сложной (например, если забронировать какие-то мероприятия после которых будет не охота сидеть за компом, то желание само собой отпадет - у меня это спа/бассейн, после них глаза сухие что капец и только спать охота).

Я пытаюсь планшет, да даже ноутбук превратить в комп и что-то там пытаюсь поделать, но когда это неудобно, то тоже желание отпадает (когда программирую в web браузере довольно быстро становится понятно, что я делаю что-то не так).

Но самый простой и адекватный способ как по мне это физ активность или улица (прогулки/пробежки и прочее), там ноут максимально неудобен, замечал, что если беру ноут в прогулку, то никогда им и не воспользуюсь. А аудиокнига + прогулка решают несколько проблем (чем-то занимаешься для того чтобы угомонить болшку, что что-то делаешь и телу даешь там воздух и нагрузку :D).

  Развернуть 1 комментарий

@alexff91, Прогулка - да, но сейчас погода такая, что потом я захожу куда то на чай и понеслась 🥲

Насчет превращения в ноутбук я тоже думал, но в результате не стал брать клаву для айпада, а взял стилус. С ним можно порисовать разные схемы и прочие штуки 😅 Вроде бы и при деле, но не совсем 🙈

  Развернуть 1 комментарий

@kshukalov, а что выписали в итоге, если не секрет?) если секрет, то хотя бы из какой области действия?)

  Развернуть 1 комментарий

@DonnieDarko, Ламиктал и респиридон ) настрой стал лучше уже на следующий день 🌝

  Развернуть 1 комментарий

Возможно прозвучит странно, но нужно не забывать хорошо есть и пить воду. За собой много раз замечал, что в состоянии апатии могу питаться 1-2 раза в сутки, когда начинает сильно хотеться. Но от этого становится еще меньше энергии и состояние еще сильнее ухудшается :(

  Развернуть 1 комментарий
  • "Делаю только самое необходимое, а в остальное время батонюсь."

То есть необходимое всё-таки делаешь? А что ещё надо? И это типа ненормально? Только пару недель назад началось, и уже беспокоишься? А что раньше было?

Правда интересно, если оно не необходимое, то зачем это делать? Может ты просто наконец-то понял что-то в жизни?

  Развернуть 1 комментарий

@Kiri11, Под необходимым я подразумеваю работу, которую нельзя не сделать и которая поддерживает всю систему, но если делать только так, то проекты будут стагнировать, а мне интересен рост ) Для роста нужно делать что-то еще. За пределами простого поддержания работы систем )

  Развернуть 1 комментарий

В конце 2020 года Хабр делал «марафон удалёнки», один из вебинаров — выступление Ани Обуховой «Как захотеть сделать любую задачу» (о том, как уровень энергии влияет на наше делание, и как с этим жить).

Лидия Попова (менеджер Студии Лебедева) опубликовала у себя в блоге конспект этого вебинара.

Так как размер материала всё равно был большой, то чтобы воспринимать было удобнее, я оформил это в версию для печати. У кого нет принтера, или есть вопросы/предложения в виде комментариев, т.к. тема сложная и актуальная, то вот ещё версия с последовательными страницами.

Т.е. собрана основная база: как делание дел работает под капотом, основные сценарии проблем с деланием и варианты решений. На мой взгляд, всё равно местами остались не до конца понятные вещи, но это мелочи.

  Развернуть 1 комментарий

@nsmatveenko, вау! Очень понравился материал! А есть еще в эту сторону что-нибудь? Может тг-канальчики какие или чего-нибудь ещё?

  Развернуть 1 комментарий

@khvostikovao, нет, больше ничего, а на статью-конспект набрёл случайно.

Но есть нюанс. Некоторые места в конспекте мне до сих пор были не до конца понятны. Пришлось на днях смотреть сами видосы. Оказалось, что некоторые вещи не были добавлены. 🌚 Поэтому я лучше сделаю сюда в Клуб сегодня-завтра расширенную версию в виде статьи.

  Развернуть 1 комментарий

@khvostikovao, наконец-то сделал: https://vas3k.club/post/21866

  Развернуть 1 комментарий

Даю себе побездельничать строго отмеренный срок. Но побездельничать на полную катушку: уехать куда-то, снять шикарный отель, жрать тонну сахара и т.д.
А потом, если хотелка не отросла, начинать делать через "нехочу" ;) Потому что вне зависимости от того, поделаю ли я что-то в тот вечер, когда не хочется или нет, я буду чувствовать себя вымотанным к концу дня. Разница лишь в том, что в первом случае я еще и сделаю что-то полезное.

  Развернуть 1 комментарий

😎

Автор поста открыл его для большого интернета, но комментирование и движухи доступны только участникам Клуба

Что вообще здесь происходит?


Войти  или  Вступить в Клуб