Как начать не только слушать, но и понимать классическую музыку?

 Публичный пост

Заметил за собой, что часто в последнее время под работу заходит "классическая" и аля-классическая инструментальная музыка, иногда даже хочется просто слушать её по утрам в выходные.

Были опробованы несколько плейлистов из спотифая, но как-то уже приелись. Больше всего зашел вот этот. Ещё переодически всплывают всякие штуки от современных артистов, вроде вот этого альбома, который написал Муджус а потом сыграл симфонический оркестр (ого, што?).

Потом меня посетила мысль, что было бы неплохо в этом как-то разбираться, я же даже закончил музыкальную школу и что-то в этом должен понимать, но попытки вспомнить уроки музыкальной литературы и сольфеджио провалились ну вот совсем.

Сейчас переодически что-то всплывает в голове вроде: "о, у Вивальди были времена года, давай научимся их различать, го слушать" или "кажется Глинка был ничего, кек, он даже есть как артист в спотифае, давай попробуем".

Но как-то это несистемно чтоли. Может быть есть какой-то гайд для тех кто хочет начать ориентироваться и понять что и как вообще бывает? В конце концов список композиторов которых стоит послушать для общего развития, может я пропускаю кого-то кто бы мне прям понравился? Или может у вас просто есть любимый плейлист? В общем интересно, поделитесь пожалуйста кто чем может.

Связанные посты
28 комментариев 👇

Могу порекомендовать книгу Как слушать музыку - хороший гид для новичков, начиная от того зачем и как слушать классическую музыку закнчивая историей и ее будущим. Плюс ко всему этому есть QR-коды сразу с ссылками на произведения. Чтобы вкатиться самое-то.

  Развернуть 1 комментарий

@marya, о, круто, похоже там приятное не заумно-снобское объяснение - то что нужно

  Развернуть 1 комментарий

Я думаю, что при изучении классической музыки, впрочем как при прослушивании любой музыки система не нужна. Хотите послушать Вивальди - слушайте Вивальди, хотите Глинку - слушайте Глинку. Если кто-то из них затянет - послушайте другие произведения этого композитора, узнайте историю жизни композитора, а также читайте про произведения, а также узнавайте про исторические контексты. Могу посоветовать этот сайт - https://www.belcanto.ru/compositions.html . На этом сайте довольно подробно рассказывается о произведениях.
Ищите композиторов, которые близки к вам по духу - лично мне нравится музыка Рахманинова, Шопена, Бетховена, Дворака и Листа. Вот составил плейлист вам - https://open.spotify.com/playlist/5ayUTeRa1NdlFzfZIlhQm8?si=DG0jc2ZfTq2FmFDEbmpnmg
Также неплохой гайд
https://www.the-village.ru/weekend/weekend-guide/164217-kak-nachat-razbiratsya-v-klassicheskoy-muzyke
А также на канале культура есть неплохая передача "Абсолютный слух", там неплохо рассказывают о разлчных аспектах классической музыки.

  Развернуть 1 комментарий
Valeriy Shunkov Разработчик микросхем для космолетов 15 октября 2020

Я просто слушаю разное и смотрю, что мне нравится, а что нет.
Чтобы немного сломать вам шаблон с вивальдями и бахами, предлагаю послушать самого влиятельного классического композитора современности Филипа Гласса. Причем начав с альбома "Heroes Symphony", представляющего собой сборник вариаций на тему одноименного альбома Дэвида Боуи (который можно послушать как до, так и после).

Еще новичкам могу посоветовать популярные оперные номера - они легче воспринимаются и помогут определиться с направлением, которое вам больше нравится.

  Развернуть 1 комментарий

Я так угараю с того, что программисты начали увлекаться дегустацией вина, прослушиванием классической музыки. Ждем посты про оперу, театр и скачки после ковида.

  Развернуть 1 комментарий

Почему угараешь?
По-моему люди разные, меняются по-разному.

  Развернуть 1 комментарий

@zlYpNm9np93KgtL8, и театры, ты просто не представляешь, имхо, что это на самом деле такое, ощущения не сравнить ни с одним кино

  Развернуть 1 комментарий

Хз, я регулярно ходил в оперу уже тогда, когда ты ещё ходил под стол. Но можешь поугорать и над этим тоже)

  Развернуть 1 комментарий

@zlYpNm9np93KgtL8, а что в этом плохого? Хорошо, что люди приобщаются к мировой культуре.
А со @StepanPotapov согласен, театр это что-то другое, ты понимаешь, что актеры перед тобой играют здесь и сейчас, ну и форма другая.

  Развернуть 1 комментарий

стоп, а кто-то в театр не ходит и в оперу? Вот скачки, пожалуй, да, что-то экзотическое

  Развернуть 1 комментарий

Как человек много игравший классику и ещё больше ее наслушавшись могу сказать, что там очень много откровенно скучных и постных произведений. Не нужно себя заставлять её понимать, ваш музыкальный вкус уже сформирован.

  Развернуть 1 комментарий

У Стивена Фрая есть книжка "Неполная и окончательная история классической музыки". Советовал бы читать в оригинале, потому что у Фрая всегда много шутеек (и как всегда у англичан, на игре слов), но на русском тоже норм. Даёт много контекста вокруг классических произведений

  Развернуть 1 комментарий

С ужасом вспомнил уроки Музыкальной Литературы в музшколе. Тогда они казались самым бесполезным предметом. Сейчас, спустя 30 лет, мнение не поменялось.

Из прошлого люблю Фредерика Шопена и Клода Дебюсси. Из современных люблю Олавюра Арналдса, Нильса Фрама и то что делает Бенн Джордан (не совсем классический формат, но близко).

Вводить сюда какую-то систему, ну фиг знает. Когда мне становится очень интересно, я просто иду и читаю биографию. В биографии часто можно встретить историческую справку о том кто и на кого оказал влияние. Или коллаборации неожиданные вскроются. Отсюда уже пополняется плейлист на спотифае.

  Развернуть 1 комментарий

Боже, совсем забыл.

Для кого-то будет большим откровением, но Дмитрий Маликов ведёт параллельную жизнь, выпуская год за годом потрясающую академическую серию "Пианомания". Ознакомьтесь.

  Развернуть 1 комментарий

Самый плавный вход в инструментальную музыку: начать с музыки из фильмов и игр.
Ханс Циммер(Интерстеллар, Темный рыцарь..), Ян Тирсен(Амели), Эйнауди (1+1), Рамин Джавади(Игра престолов), Качмарек(Хатико), реквием по мечте, не помню кто композитор, и тд
Найти их на спотифае, послушать другие, менее популярные композиции

Потом перейти к более классической музыке, но все равно известной, которую часто вставляют в современные фильмы или клипы.
Например танец рыцарей Прокофьева в клипе Party like a Russian, Вивальди времена года (где их только не используют), в пещере горного короля Григ, и тд. В яндекс музыке например плейлисты есть по запросу классика, в которых есть наиболее известная классическая музыка.

А потом, например, если что-то прям сильно понравилось, посмотреть на ютубе эту же композицию в разных исполнениях (типа симфонический оркестр, скрипка, фортепиано), чтобы понять как звучат разные инструменты

Просто не очень понимаю что значит "понимать музыку". Ее надо скорее слушать и получать удовольствие. Она же для того и создается

  Развернуть 1 комментарий

Советую книгу "Год волшебства. Классическая музыка каждый день"

Если вы всегда хотели узнать о классической музыке чуть больше, но не знали с чего начать, то эта книга для вас! Автор книги журналистка и скрипачка, она ведет радиопрограммы на BBC, и абсолютно уверена, что классическая музыка доступна для каждого. И она готова помочь всем начать знакомство с этим удивительным миром. Эта книга представляет собой список музыкальных композиций на каждый день года с кратким описанием, в котором рассказывается о композициях, их создателях, с размышлениями автора и объяснением, почему она выбрала ту или иную композицию.

  Развернуть 1 комментарий

А я вот не могу понять, как выбрать конкретного исполнителя произведения. Скажем, нравится мне условный Рахманинов, иду я на торренты, а там одного и того же произведения сотни разных исполнений. Как в этом разобраться? Это ж целый мир...И предположительно есть большая разница в том, кого выбрать.

Скажем, в джазе похоже: тоже есть условные стандарты, и все их играют по-разному. Но там понятно, что выбираешь исполнителя в первую очередь. А в классике тоже выбрать исполнителя и слушать все, что он играет, не получается - он играет-то часто очень разные стили, и не все нравится. Загадка, короче.

В общем, люблю классику, но слушаю рандомно, что попалось.

  Развернуть 1 комментарий

Очень хорошо ходить на конкурсы и слушать одно и то же: я однажды прослушал кусок второго концерта Рахманинова 10 раз подряд и многое понял.
Или вот «Как говорил Заратустра» все исполняют неправильно, кроме той версии, что есть в Что Где Когда

  Развернуть 1 комментарий

Вот неплохая подборка

  Развернуть 1 комментарий

И вот курс арзамаса, Как начать слушать классическую музыку. Сам не слушал его, но курсы у них обычно хорошие :)

  Развернуть 1 комментарий

Я начал немного разбираться, когда понял, что мне стало неинтересно слушать однообразное туц-туц и хочется чего-то нового.

Так, помимо академии и классики открыл для себя:
Progressive Rock (Van der Graaf generator, Soft machine, Cardiacs, Gentle Giant, Animals as Leaders, etc.),
Микрохроматику (Вышнеградский),
Джент/Прогрессив метал(Meshuggah).

Из списка композиторов, чтобы немного понять, что тебе по душе из классики/академии, можешь послушать Шостаковича(Например Линенградскую. Я с удивлением услышал луп из неё у реппера Plan B), Прокофьева, Сати (например gnossienne), Пендерецкого, Губайдулину, Скорика, если нравятся интересные народные мотивы типа гуцульщины. Чтоб с Бахом ознакомиться можешь попробовать послушать Netherlands Bach Society. Мне очень нравятся виолончельные оттуда. Прослушивание Шнитке даже одной девушке помогло от менструальных болей как-то, что ввергло меня в хохот. Рахманинова можешь заценить, например остров мертвых.

В общем, чтоб повысить свою образованность просто захаживай в филармонии/оперные и подмечай, что тебе нравится из материала и анализируй почему и где достать еще :). Я так даже пару товарищей в итоге завел, из тусовки музыкантов.

  Развернуть 1 комментарий
  1. Надо определить “точки входа” в классическую/оркестровую музыку. Обычно это те произведения или части композиций, которые “вштырили” больше всего. Вплоть до психо-физической реакции в виде мурашек, слёз, радости, подъема энергии, печали, злости или вы просто остановились делать что-то и полностью ушли в слушание.

В моём случае это был

Possente spirto из оперы "Орфей" Клаудио Монтеверди (чертов гений!). Он создал невероятную вещь, но этот кусок просто что-то потрясающее. После этого случая в голове будто что-то перещёлкнуло и я начала слЫшать оперу, хотя много лет до этого слУшала.

Вторая часть связана с серией фильмов “Кояанискатси, Поваккатси, Накойкаци”. Часть моих одногруппников тогда вышла из аудитории, а кому-то стало физически плохо. На меня же подействовалао иначе - я была в диком восторге и познакомилась с Филипом Гласом. Уже через него случился Джон Кейдж и моя кукуха съехала совсем. Кто знает Кейджа, тот поймет меня. :))

  1. Идёте в Интернет и читаете о понравившемся произведении всё, что найдёте. Слушаете различные варианты исполнения и наблюдаете за ощущениями, чувствами и реакциями. Того же Рахманинова можно послушать в варианте очередного талантливого малыша из Китая, а можно найти записи самого Сергея Васильевича. Лучше использовать хорошую аппаратуру - разница есть :)).

  2. Читайте биографии, дневники композиторов, слушайте передачи и курсы. Но начинайте именно с произведения, которое понравилось.

Если всё хорошо, читайте всю биографию/курс/передачу, параллельно слушая произведения, которые в нем упоминаются по ходу. Обычно это помогает понять две вещи: 1) в каких условиях, как и зачем писалось произведение, что сам автор о нем думал, 2) классики - еще те весёлые засранцы, разгильдяи и assholes с раздутым ЧСВ.

Классическая музыка - только нами воспринимается “классической”, для современников того же Моцарта - это был свежак, а сам композитор ещё тот засранец и дебошир. В этом плане Моцарт и кто у нас тут в современности... Дени Эльфман...должны одинаково восприниматься, а не давать Моцарту 100 очков вперед, ибо он любимчик миллионов последние 250 лет. Гавно он тоже писал. Я к тому, что важно прокачать навык воспринимать такого рода музыку, как живую, меняющуюся структуру, а композиторов, как обычных людей с талантом и страстью в определённой области.

  1. Обращайтесь к литературным первоисточникам, на основе которых создавались музыкальные произведения. Библию можно не брать, но тот же миф об Орфее надо вспомнить, потому что он каноничен для всей истории классической музыки (культуры). С одной стороны, без этого сложно понять кто, куда, зачем шёл, почему страдал и как это выразилось в музыке. С другой, у каждого композитора, начиная с 1607 года есть свой “Орфей”.

“Наслушайте” музыкальный фольклор - в случае с Германией и Россией точно пригодится.

  1. Идите в современную поп-культуру. Кинематограф и Анимэ-индустрия великолепно справляются с задачей сделать классику живой и “удобоваримой” для массового зрителя. Не вспомню сейчас конкретное анимэ в качестве примера. За счет специфических художественных приёмов анимэ удается передать эстетику, историю и идеи оркестровой/классической музыки, т.к. же аппелируют к чувствам в обход мозга.

Из кино хайли рекоменд “Моцарта в Джунглях” о нью-йоркском симфоническом оркестре (первые два сезона). Плевать на детали сюжета, главное - это начинка и манера подачи, через которую вы учитесь “понимать” такого рода музыку и мир, стоящий за ней. А, ну там еще куча полезных ссылок, примеров, забавных фактов, интересных имён и проч.

А ещё есть артхаус :))

  1. Слушайте и смотрите интервью современных исполнителей и дирижеров. Они очень харизматичны и в доступной форме рассказывают о том, что вам мб интересно. Канал "Культура" в помощь.

  2. В какой-то момент, а это начало 20 века, придется потрудиться и поизучать культурный контекст, потому что начинается вакханалия - все сотрудничают со всеми, придумывают новое, рушат старое (в буквальном смысле, рождается атональность). Без этого не понять и не восприниять адекватно того же Шёнберга, а он важен. А ещё он дружил с Кандинским. И по сути, в музыке делал то, что Василий Васильевич в живописи. Если вспомнить Кандинского и “какого х##ра”, в качестве реакции на его работы, можно подумать, что с ним было что-то не так. Но включите Шёнберга и заметите закономерность. Почитайте их работы - и всё станет понятно.

  3. Самое важное - музыку “понять” невозможно, тут голова не работает. Тут либо “штырит”, либо нет. А для этого надо слушать, когда нравится, и выключать, если нет, даже, если это сам Бжидрих Сметана.

Будут вопросы - обращайтесь :))

  Развернуть 1 комментарий

Очень советую «Слушая XX век». Там не только про классическую, но и про неё тоже. Очень крутой и атмосферный рассказ про конкретных людей, дух времени и к чему все это было. А когда есть контекст, может и понимание как и зачем кристаллизуется.

  Развернуть 1 комментарий

Мне кажется, чем сложнее музыка, тем важнее музыкальный слух, чтобы воспринимать ее не просто как стену звука, а какую-то организованную структуру.

Чтобы развивать слух нужно по меньшей мере слушать музыку, получается цепь с обратной связью. Чтобы оно быстрее шло, можно делать упражнения, существуют приложения для этого.

  Развернуть 1 комментарий

Нужно понимать, что особенный кайф от прослушивания академической музыки приходит после того, как ты прошел через большинство популярных жанров - рок, поп, EDM, etc. Тогда будет интереснее и легче улавливать мотивы и фичи, которые крутые ребята придумали сотни лет назад.

В свое время я просто начал с прослушивания почти по порядку этого списка: https://en.wikipedia.org/wiki/List_of_classical_music_composers_by_era

Если понравился Mujuice, могу посоветовать послушать Aphex Twin (это IDM) и покопать в сторону ультрамодерна, особенно австрийского.

P.S. Для вкатывания в (академическую) музыку никаких знаний не нужно - достаточно именно слушать ее, а не просто включать на фоне.

  Развернуть 1 комментарий

У Михаила Казиника есть ряд передач интересных, где он рассказывает про свое видение композиторов и их музыки:



  Развернуть 1 комментарий
Yury Katkov в шаббатикале 11 декабря 2020

Я бы начал с тех композиторов, которых легко насвистеть: Чайковского, Шопена, Моцарта и Вивальди.

  Развернуть 1 комментарий
Иван Ветошкин Режиссёр видеотрансляций 31 октября 2021

Чтобы начать ориентироваться, могу посоветовать цикл программ «Бах его знает», выходивший у меня на радио. Там история европейской классической музыки, разбитая на выпуски по направлениям, и ведёт это все выпускница консерватории (первые шесть выпусков у неё есть соведущие, задающие вопросы, начиная с седьмого она переходит в формат монолога).

(Важно иметь в виду, что это записи прямого эфира, которые никак не монтировались, поэтому если вы привыкли слушать подкасты — вам может и не зайти: плотность подачи информации ниже, чем в них.)

  Развернуть 1 комментарий

😎

Автор поста открыл его для большого интернета, но комментирование и движухи доступны только участникам Клуба

Что вообще здесь происходит?


Войти  или  Вступить в Клуб