Путь к творческому мазохизму и обратно

 Публичный пост
17 января 2022  260

Творчество может дарить человеку яркий коктейль кайфовых состояний. Также, это один из способов выплюнуть жвачку заезженных мыслей и нырнуть в чувственную медитацию. А еще - создать укромную среду, где можно легко выкапывать из себя и выплескивать любые эмоции. В том числе те, которые сложно превратить в словарные конструкции.


А еще - в творческом процессе (например, при игре на музыкальных инструментах) можно выпустить самые неприглядные переживания: злость, ненависть, уныние и т.п. Далеко ни у каждого есть человек, которому их можно безопасно излить, при этом, не рискуя упасть в его глазах или схлопотать осуждение. Как следствие - эти эмоции приходится бессрочно парковать в своем теле. О пагубности такого варианта уже рассказывал.

Но здесь я поделюсь личным опытом, как творчество (а именно - игру на музыкальных инструментах) можно превратить в мучительное самобичевание. Надеюсь, читатель возьмет для себя полезные зерна, дабы не наступать на аналогичные грабли. И конечно же - я расскажу о формуле, которая мне помогла вернуться на кайфовые творческие рельсы.

Моя история

Я постоянно ищу способы поставить мысли на паузу, притормозить отчаянную гонку за продуктивностью, стать нейтральным наблюдателем. Сейчас копаю в сторону медитации осознанности. Однако эта стезя не такая быстрая (как хотелось бы). А еще, в подобных практиках я не нашел элемента эмоционального выплеска (что для меня - жизненно важно).


Так получилось, что в детстве я окончил музыкальную школу. Не то чтобы я горел желанием заниматься и был супер прилежен. Однако какой-то навык во мне осел. И вот, спустя 20 лет, в пору первого карантина, он наконец-то пригодился. Как и большинству из вас, мне отрезали кран эмоций живой коммуникации, которой ранее было предостаточно. В поисках чувственных красок я начал коряво наигрывать на фортепиано известные мелодии. Поначалу такое занятие весьма неплохо разнообразило эмоциональную палитру моего дня и наглухо перекрывало поток мыслей.

Так я с месяцок побрынькал, даже частично восстановил забытые навыки. И тут меня подстерегала коварная ловушка. Поддавшись стереотипам, я выстроил процесс работы с музыкой следующим образом: брал популярную композицию и прилежно ее от корки до корки зубрил.

Конечно, здесь и тщеславие свои пять копеек вставило. Ведь играть можно не только для себя, но и перед друзьями зарисоваться. В общем, эгораздувание как всегда сыграло злую шутку. Я напрочь забыл, что для меня действительно важно. Первейшая ценность игры на фортепиано (в моем случае) в том, чтобы создать эмоциональный оазис в пустыне напряженной когнитивной работы. Подарить мне мгновения чувственного дзена и внутренней свободы. А совсем не в том, чтобы раз в месяц кто-то погладил мое эго, ахнув от новой мелодии, которую я выучил.


По факту, за 2 недели упорного заучивания очередной композиции, я становился абсолютно безразличен к ней, хоть и продолжал по инерции пилить. Процесс музицирования внутренне воспринимался мною как некая обязаловка. К самим занятиям у меня рождалось все более выраженное сопротивление. Даже доза кайфа от восхищения друзей уже не спасала. Как вы понимаете, занятия музыкой я вскоре забросил. Вместо чувственной свободы, мой мозг их стал однозначно ассоциировать с напряжением и стрессом.

Работа над ошибками)

Этой осенью коронавирусные оковы снова заперли меня дома. Рыская по ютубу, я случайно наткнулся на видеоподкасты по блюзовой импровизации. Поскольку они были супер-короткими (в среднем 3-7 минут) и хорошо разжеванными, я, по инерции, стал их ковырять. Из каждого урока я вытаскивал простенький блюзовый риф (небольшой музыкальный шаблон). Затем мне подвернулся классный кавер на рождественскую песню "Jingle Bells" в стиле буги-вуги. Интуитивно я стал вживлять изученные детальки блюзового конструктора в эту композицию.

Через 2-3 недели я с удивлением осознал, что меня все время тянет возвращаться к таким музыкальным экспериментам. Каждый раз я брал знакомую мелодию (наподобие "В лесу родилась елочка") и миксовал с ней блюзовые рифы из собранной мною коллекции. При этом - буквально сгорал от нетерпения, как прозвучит новый звуковой коктейль.


Я понял, что в моем мозге закрепилась классная дофаминовая петелька. Любопытно, что выраженное желание кого-то впечатлить незаметно растворилось. Именно сам процесс музыкального эксперимента стал для меня первичен.

Мораль той басни такова...

Пойми, чего ты хочешь от деятельности. Если то же музицирование призвано давать отдых в перерывах между сосредоточенным умственным трудом, то стоит рассматривать альтернативную стратегию, нежели зубрежка сотен нот с элементами самоистязания:)

Осторожно! Ловушки тщеславия. Чаще всего, если мы хотим кого-то впечатлить и выглядеть красавчиком - на это требуется положить кучу ресурсов. Тут же нас ждет добрая порция напряжения и стресса в моменте. Поэтому стоит осознанно взвесить, стоит ли игра свеч.

Лови дофамин через конструирование. Один из классных способов кайфовать в моменте - комбинировать знакомые мозгу шаблоны. Ясно, что это можно спроецировать на любые другие занятия кроме музыки. Волнующее предвкушение вкуса новенького микса, вливает конскую дозу дофамина.

p.s. Поделитесь в комментах своей рефлексией - от чего вы кайфуете в своих "хоббях")

Связанные посты
3 комментария 👇

Спасибо за пост!
Тоже за собой замечала, что весь эффорт становится мучительным и каким-то бессмысленным, когда делается не для собственного кайфа, а для впечатления других результатом. И часто работы не заканчиваю, если ловлю себя на мысли, что это не "во внутрь", а "наружу".
Я рисую. И кайфую от момента, так называемого порыва, когда что-то настолько впечатлило, что появилась идея, как это воплотить на холсте и нарисовалось в воображении. Сам процесс максимально медитативный для меня получается, никаких мыслей кроме того как бы так смешать краски, что бы получился тот цвет, который хочу, как бы получить именно тот мазок, который рисуется в воображении и тд. А ещё момент, когда ты весь вечер рисуешь, уже рука устала и сама вся в краске и слой полностью закончен - небывалое наслаждение.
И в каждую работу же вкладывается какой-то сакральный смысл, и если рассматривать полученное со стороны арт-терапии, то всегда можно узнать о себе что-то новое.

  Развернуть 1 комментарий

@malagrugrous, благодарю за классную иллюстрацию моей мысли с позиции художника. Если ты не против, я утяну пару формулировок себе (хочу со временем чуть расширить эту статью для републикации)?

Еще мне откликнулось про момент возникновения идеи. У меня так с написанием статей. Когда несколько разных кусочков информации, которые раньше жили на отдаленных островках моего серого вещества, в процессе интеграции их в мой опыт заколлайдятся и возникает новая смысловая конструкция.

  Развернуть 1 комментарий

@apris, пожалуйста! и утаскивай, конечно =)

  Развернуть 1 комментарий

😎

Автор поста открыл его для большого интернета, но комментирование и движухи доступны только участникам Клуба

Что вообще здесь происходит?


Войти  или  Вступить в Клуб