Снова с опозданием, но всё же новый пост с книжными впечатлениями готов.
В январе закончил читать занятную книгу "Карты и вымысел" Роже Шартье.
Если вы любите карты и книги, то читать обязательно. Автор рассказывает о литературных картых, то есть о картах, которые являются неотъемлемой частью книги и повествования. В книге анализируются произведения 16-17 веков. Их них самые раскрученые это "Дон Кихот" Сервантеса, "Утопия" Томаса Мора, "Путешествия Гклливера" Свифта, "Робинзон Крузо" Дефо. Карты в книгах используются с разными целями. Например, в "Дон Кихоте" главный герой путешествует по реальным местам и карта усиливает эффект присутствия. А в "Путешествиях Гулливера" карты, наоборот, подчёркивают различия с реальностью. Есть ещё один тип литературных карт - это аллегорические карты, которые помогают в трактовке произведений.
Делитесь своими впечатлениями и рекомендациями месяца!
Предыдущие посты:
Книги декабря 2024
Книги ноября 2024
Книги октября 2024
The Name of the Wind by Patrick Rothfuss
Вообще-то я не большой фанат фэнтези, и не очень понимаю, что меня побудило взяться за этот роман. Зато очень хорошо понимаю, почему я его проглотил за несколько дней, несмотря на почти 700 страниц текста.
Это роман в романе. Мы встречаем главного героя — великого волшебника, человека-легенду, отошедшего от дел и живущего простую жизнь в далекой деревушке, где вдруг начинают происходить странные события. Одно из них: его находит летописец, который хочет записать историю его жизни. И именно эта история, рассказанная с точки зрения ГГ, и составляет основу романа. Мы следим за его жизнью с подросткового возраста, когда он не был никаким волшебником, а просто талантливым парнем в труппе бродячих артистов. Потом жизнь заносит его в Академию магии, где он пытается найти себя. В целом, это более или менее традиционный роман взросления по содержанию, обернутый в условно фэнтезийную обертку. Но это совсем не роман про "школу магии": собственно, магии, как и других фэнтезийных элементов, в книге довольно мало. Зато тут есть драматичная и увлекательная жизнь парня, который ужасно талантлив, но при этом и не всегда умен, не всегда добр, и совершает все ошибки, которые должен совершать 16-17 летний пацан. В этом — главное обаяние и сила книги.
При этом то, что в тексте щедро разбросаны намеки на то, кем он станет, когда вырастет, но мы видим только проблески в начале жизни — и уставшего старика в конце, где уже почти не осталось предполагаемого величия, делает текст ужасно увлекательным. Тут нет мэрисьюшности, герой лажает на каждом шагу и в целом ведет себя как человек. Он бегает в поисках возлюбленной или делает какие-то глупости, и нам намекают, что это повлияет на судьбу всего мира, но в тот момент он — просто ребенок, жизнь которого мы видим через призму памяти старика. Этот эффект ненадежного рассказчика, который пытается быть надежным, создает необычную атмосферу ностальгии, которую, наверное, каждый из нас ощущает, рассказывая про какие-то свои приключения из детства.
Конечно, при всем этом тут куча экшена, твистов, конфликтов персонажей — все как положено хорошему приключенческому роману. При этом сама книга не очень сложна, тут нет трехслойных интриг, серой морали, кровищи или очень глубокого лора. Но это идет ей на пользу, потому что оторваться от приключений ГГ невозможно. Отдельно хочется сказать про систему магии, которая, наверное, одна из наиболее интересных в фэнтезийных книгах, что я читал. Тут в ней есть четкая логика и границы, это в первую очередь ремесло и наука, которой надо учиться, где надо понимать ее механику и законы, по которым она работает (а не просто вызубрить пассы руками и заклинания, как в каком-нибудь Гарри Поттере). С другой стороны, нас не особо погружают в детали того, как именно там все работает. Поэтому получается очень реалистично, но при этом не занудно (Мать учения, смотрю на тебя).
В общем, книга меня захватила с первых слов, и я получил огромное удовольствие от погружения в этот мир. Я сразу взялся за вторую книгу (почти тысяча страниц!). При этом трилогия не закончена, и, видимо, никогда не будет закончена. Обычно я не берусь за такие серии, но тут сам процесс настолько увлекателен, что я готов пережить, что я никогда не узнаю развязки истории. В общем, рекомендую всем, даже тем, кто фэнтези не особо жалует, потому что от фэнтези в книге не очень много (помимо иного мира и средневекового сеттинга): можно сказать, что это "твердое" фэнтези, сосредоточенное на людях, а не на фантазии и чудесах вокруг.
Николай Кукушкин — «Хлопок одной ладонью. Как неживая природа породила человеческий разум»
Это совершенно замечательный науч-поп на тему биологии и эволюции.
Кукушкин отлично рассказывает про все процессы: доступно, понятно (даже человеку с плохой биологией в школе) и очень увлекательно.
В книге 12 глав, каждая посвящена тому или иному аспекту, поэтому кому-то что-то может быть неинтересно. Мы обсуждали эту книгу в Книжном клубе: кто-то многое помнил из школьной программы, кому-то были интересны динозавры, кому-то нет. Но, как мне кажется, для общего развития полезны все главы =) Последняя, правда, показалась мне несколько притянутой для того, чтобы именно что провести путь, как сказано в названии, от «неживой природы» до «человеческого разума». Не то чтобы она плохая, просто в ней мне первый раз за всю книгу показалось, что автор не уверен в том, что говорит, и у него не горят глаза.
Этой книге, как и, наверное, почти всему науч-попу, свойственен подбор теорий под свою точку зрения (но не подгонка фактов!), но, как мне показалось, автор везде, где нужно, упоминает о других теориях либо честно говорит, что сам придерживается не самой популярной среди коллег.
В общем, от книги я получил большое количество увлекательно поданных сведений. Но книга мне невероятно понравилась не только этим. Чем ближе к концу, тем больше меня одолевали два противоречивых чувства, две мысли, но почему-то в итоге они оказали на меня духоподъёмное и умиротворяющие действие.
Первая мысль: мозг, сознание и всё такое прочее, чем человечество неизменно гордится, на самом деле не факт, что такая уж замечательная штука. И то, что это всё есть у нас, не означает, что оно нужно другим существам. То есть эта мысль с одной стороны принижает нас, а с другой, сбивает спесь и, каким-то образом, сподвигает меня радоваться мелочам.
Вторая мысль: наши физические тела смертны, мы умрём. Но жизнь — жизнь продолжится, жизнь всегда находит путь. Да, в таком виде фраза звучит попсово, но автор высказывает всё это очень воодушевляюще:
Итог: отличная научно-популярная книга, которая кроме всего прочего очень воодушевляет. Да, местами есть небольшие недостатки, но я готов ей всё это простить =)
P.S. А ещё на обсуждении у нас родилось несколько отличных цитат, моя любимая:
James by Percival Everett
Эта книга — рассказ про события из Гекельберри Финна, рассказанный с точки зрения раба Джима. То, что в оригинале выглядит как приключения для ребенка, в глаза взрослого воспринимается совсем иначе. Некоторые детали добавляют значительной глубины простым событиям оригинала. Но удивительным образом, при всей сложности тем, которые обсуждает книга (в первую очередь, конечно, рабство), дух оригинала тут сохраняется, и читать приключения не менее захватывающе. Эта книга могла бы быть чернухой (и в целом по событиям она и есть), но голос Джима возвышает ее на более высокий драматический уровень. Главная драма — представление того, как белые относились к рабам, и как это воспринималось изнутри. Но она подана не как банальное описание объективного зла и не как сопли по поводу рабства, а как некоторое исследование человеческой природы. В этом — сила текста.
Наверное, если хорошо помнить оригинал, читать еще интереснее, но я помнил только общую канву событий, и мне этого хватило, чтобы получить удовольствие. Наверное, для американской аудитории в ней есть дополнительные сложные смыслы и моральные оттенки, но для меня это книга о чем-то общечеловеческом.
Язык и стиль в целом очень похожи на Твена, с поправкой на "взрослую" аудиторию, и это прекрасно сделано. Ритм повествования, выбор событий, про которые рассказывает автор, герои — все очень удачно ложится в основную задумку. Хотя книга по большей части — рефлексия главного героя, читать это совершенно не скучно. Возможно, потому что многое передается через диалоги. Возможно, за счет существующей базы в виде оригинала, которая дает возможность избежать описания многих деталей и сфокусироваться на главном.
При этом тут нет однозначной морали. Главный герой — сложный человек, и мы только заглядываем в небольшую часть его жизни, мыслей и подхода к жизни. Мне это очень понравилось, потому что это дает большой простор для собственных мыслей.
В общем, однозначно рекомендую, особенно в аудиоверсии, где все диалекты прекрасно озвучены. Даже если вы не помните оригинала, можно просто прочитать сюжет на вики — этого вполне достаточно, сила книги совсем не в этом.
Ася Демишкевич - "Раз мальчишка, два мальчишка"
13-летний мальчик отправлен мачехой в армию, но только вот военная часть почему-то расположена в чистом поле, где кроме кроватей нет вообще ничего. А среди сослуживцев — двое мертвецов, аутист и безногий. В общем, это больше всего похоже на классическую русскую сказку, смешанную с Хармсом. За одним исключением: тут нет какой-то очевидной морали. Зато есть всякие абсурдные события, страшные моменты и общее ощущение сказки.
У повести (романом это не назвать, конечно) есть две стороны: с одной, абсурд и страшное написны классно. С другой, тут есть какая-то "актуалочка" про войну и как это плохо, пнятненька. Сделано довольно топорно и прямолинейно. Возможно, это такая задумка: в сказках тоже мораль очень простая обычно. Но мне показалось неудачно, тем более, приделано в сюжет это белыми нитками.
И я совершенно не понял, что там все же происходило. Но возможно, в этом и суть абсурда.
В целом же скорее прикольно, но не обязательно. Но если есть пара часов для чего-то непривычного — можно попробовать.
I'm Starting to Worry About This Black Box of Doom by Jason Pargin
Для Эббота выход за пределы комнаты — непрерывный стресс. Он абсолютно социально неприспособлен, он инцел (разумеется), и все свое время проводит, стримя игры на твиче. Ну и изредка отец заставляет работать водителем в Люфте. Почему он берется отвезти странную девушку и загадочную черную коробку на другой конец страны — он не знает и сам. Но это поставит на уши всю страну.
Эта книжка — социальная сатира, притворяющаяся юмористическим триллером. Местами она очень смешная, местами — точная, местами — откровенно кринжовая. Наверное, если бы поколение тиктока нашло в себе силы прочитать книгу на 400 страниц, она могла бы срезонировать — она ярко комментирует на причуды современной онлайн-жизни. И тут парадокс: книга вроде проходится вообще по всем жителям онлайна по очереди, но жертвует четкостью и меткостью ради доступности (ведь если читатель не знает, как устроен реддит, он не поймет, что происходит, но если знает — будет кринжовать от описаний).
В целом, она достаточно увлекательна и забавна, и если вы попадете в ее вайб — вполне можете получить удовольствие (как я). Но если тема вам не близка и сатира как жанр не заходит, то там будет слишком много разговоров и слишком мало экшена (хотя его там много).
Виктор Дашкевич — «Граф Аверин. Колдун Российской империи»
Приключенческий детектив в антураже альтернативной истории с магией и демонами? Дайте ещё!
Сразу скажу: я получил море удовольствия от прослушивания книги и в этом удовольствии много составляющих =)
Главный герой крутой, но не просто потому что он двадцатилетний Марти Сью, а потому, что он к своим годам сорока много занимался, тренировался и самосовершенствовался. Его крутизна выглядит заслуженной, а это всегда приятно в героях. А ещё он порой ошибается, порой у него устаревшие и резкие взгляды, которые порой — под впечатлением вполне весомых новых данных — могут поменяться, порой он жуткий сноб. Всё это делает его человечным и ему хочется сопереживать.
Остальные герои не уступают в обаянии. Харизматичный Кузя берёт наивностью и старательностью; Виктор — дружбой и в хорошем смысле приземлённостью; даже раздражающие/отрицательные персонажи прописаны хорошо и выглядят не функциональными препятствиями для ГГ, а личностями.
Антураж и мир просто отличные. Альтернативная история, где в 1980-м году Российская Империя всё ещё благополучно существует. Честно говоря, если выкинуть парочку элементов (телевизоры, например), то можно запросто представить, что это всё происходит в 1900-м году. Написано это тоже очень хорошо и приятно, не грузит, не пытается противопоставить что-то реальной истории, а существующие проблемы — скорее проблемы вытекающие из фэнтезийных допущений.
Кстати, о них — тут у меня первые пол-претензии: как мне кажется, с такими вводными (дивы) мир должен был сильно измениться, а всё выглядит примерно так же, как и у нас. Ну что ж.
В остальном дивы вписаны в мир хорошо.
Детективная составляющая тоже на уровне, пусть и не шедевр. Дано множество подсказок, намёков, читать приятно, разгадка не выглядит натянутой (хотя и дойти до неё сам читатель не может ввиду незнания магических законов мира). Тут, правда, вторые пол-претензии: как будто автор развешивает только те ружья, что выстрелят, не пытаясь их замаскировать. Но и это не страшно.
Многие пишут, что книга напоминает им Фандорина, но я его не читал, но много слушал расследования Пуаро в начитке Клюквина, который начитал и эту книгу. И со всем мастерством Клюквина, который, к тому же, озвучивал недалёкого, но преданного капитана Гастингса в известном сериале, с флэшбеками к Пуаро (на которого, кстати, и автор намекает в самом начале), у меня были очень сильные вайбы Агаты Кристи — и мне это очень понравилось =)
Итог: я понимаю, что книга не шедевр на все времена, понимаю, что там есть порядочно вещей, которые могут многим не зайти. Но если смотреть, сколько я получил удовольствия от прослушивания книги, то это просто 10 из 10.
А я пошёл слушать продолжения =)
Анджей Сапковский - Перекресток Воронов
6/10 (или я просто передознулся ведьмаком и тогда 7/10).
Вроде только недавно натыкался на что Сапковский книжку по Ведьмаку новую написал, зашел на вики, а, нет, погоди, какой такой 2013й год выпуска у "Сезона Гроз"?!
ну вот история повторяется, заходишь на вики - видишь что автор новую книжку написал, 2024й год, переведена в 2025м, и ты такой "эээ падажжи е^ть, как так 11 лет прошло?!" (картинка "программист абибас" прилагается)... ну как-то так, прошло :)
Сама книжка - приквел, рассказывающий историю молодого Геральта: становление героя и новая история о том что осталось "подвешенным" в основной саге - кто же стоял за попыткой уничтожить всех ведьмаков.
По стилю это скорее первые 2 книги серии: приключения, мечи, кровькишкимонстрыедятещеживуюлошадку.
Становление героя показано забавно, ведьмак оказывается в ситуациях до боли похожих на то что происходило (будет происходить) с ним в основных книгах, но - опыта-то нет, и он огребает по полной, попадает во все капканы, на него вешают всех собак, кидают на деньги и даже повесить хотят (раза 3?)
фирменный вопрос автора "что выбирать если и то, и то - зло" присутствует. Конечно, молодые люди отвечают на него не так как старые. Заодно (см. предыдущий пункт) понимаешь почему старые отвечают иначе.
Кирилл Сычёв — «Так себе»
Я бы сказал, что это очень базовая книга о депрессии. И не без недостатков.
Автор рассказывает базовые принципы депрессий, тревожных расстройств и прочего: почему и как это происходит, что именно в голове и в организме начинает работать не так и почему это оказывает такой эффект на восприятие мира и себя. Объясняет довольно неплохо и не слишком погружаясь в детали, но это как будто и не нужно. (Так получилось, что параллельно я читал Кукушкина «Хлопок одной ладонью» и там как раз все подробности были расписаны. Идеальное комбо =)
Ближе к концу идут тесты и способы помочь себе самому — опять же, базовые.
Пожалуй, главное в этой книге: она хорошо доносит мысль, что справиться с такими состояниями самому очень сложно. И лучше обратиться к врачу. Не обязательно пить таблетки/долго ходить на терапию и так далее — всё это может и не понадобится. Но это должен решить врач.
Ну и да, когда видишь список из 8 пунктов, трёх из которых достаточно, чтобы пойти с этим к врачу, и находишь у себя шесть — намёк очень толстый =)
Главный минус книги — это «сычёвские» шутки про говно. Нет, я ничего не имею против шуток про говно — когда они уместные. И я смотрел несколько видео Кирилла Сычёва, в них шутки звучат органично и смешно. А тут всю книгу не оставляет ощущение, что шутки были понапиханы специально, лишь бы никто не усомнился, что это Сычёв, и получились они очень натужными. В какой-то момент автор сам в этом признаётся:
Но отдаю должное: к концу, когда идут практики и тесты, шутки практически сходят на нет и не мешают.
Так же у Сычёва есть методичка на 100 с чем-то страниц «Руководство по выходу из депрессии», которое очень сильно пересекается с этой книгой. Там почти нет биологических причин работы депрессии, упор на то, чтобы проверить себя, попытаться минимально помочь и дотянуть до встречи с врачом.
Итог: если вы про депрессию почти ничего не знаете и готовы смириться с неуместными шутками, то книга отличная. Если вы сейчас подозреваете у себя депрессивный эпизод, то продраться сквозь полноценную книгу будет сложновато, так что рекомендую «Руководство по выходу из депрессии», а эту книгу можно будет осилить когда станет полегче.
И главное (и из книги, и от меня): Попросите помочь, если не вывозите. Сходите к врачу. Берегите себя.