💡Как научиться красиво излагать свои мысли?
Публичный постЯ родилась в обычной российской семье, людей рядом, кто бы интересовался литературой, искусством и наукой не было. Моя учеба проходила в обычной школе и училась я достаточно хорошо, активно отвечала на вопросы, не стеснялась высказываться. Мыслей, что у меня есть проблемы с этими навыками, не было. Сейчас я понимаю, что я была лучшей среди худших.
Год назад, после большого перерыва в учебе, я поступила в гуманитарный ВУЗ в Литве. И встретила студентов, которым по 18 лет, а они умеют настолько изящно излагать свои мысли, грамотно отвечать на вопросы. Я начала чувствовать себя дискомфортно и избегать каких либо комментариев, потому что понимаю, что не смогу так донести информацию. Как будто мой язык настолько прост, что мое мнение будет неуместным.
Также, часто смотрю интервью и восхищаюсь интересными людьми, кто умеет рассказывать, что невозможно оторваться от просмотра. Пыталась проанализировать их, в большинстве, они росли в семьях ученых, либо с достатком, тем самым больше читали, получали хорошее образование основное и дополнительное.
В клубе, некоторые люди, также отличаются своим навыком оставлять прекрасно сложенные комментарии и писать посты интересно. Очень завидую тем, кто так умеет и хочу развить похожие навыки у себя.
❓Так как же научится достойно излагать свои мысли письменно и в разговоре? Стать более интеллектуальным, разнообразить свою речь, начать использовать редкие слова и научиться поддерживать разговор, в темах, где ты некомпетентный?
Привет.
Ты вполне убедительно рассказала, что не умеешь рассказывать.
То есть напротив пункта достойно излагать свои мысли ты, кажется, уже можешь поставить галочку.
А другие пункты нуждаются в некотором прояснении. Слово интеллектуальный в этом контексте не значит ничего. Редкие слова в нехудожественной речи нужны только для обозначения редких вещей. В темах, где ты некомпетентный, лучше как раз не поддерживать никакого разговора.
Словом, возможно, ты зря беспокоишься.
Вместе с тем ничто не мешает учиться и тренироваться. Но не чтобы стать ровней абстрактным благородным студентам из учёных семей, а чтобы обрести какие-то конкретные полезные навыки: писать письма без ошибок, сочинять увлекательные посты, свободно выступать и так далее. Но это не единое умение красиво излагать мысли, а множество направлений саморазвития.
Похожие темы для связи
Ну и от Вастрика, конечно
А как делать блог?
Можно читать литературу с хорошим языком, например Чехова и О. Генри. Стоит почитать Нору Галь - Слово живое и мертвое. Из этой книги можно узнать, что делает наш язык сухим и мертвым, и уменьшить количество канцелярита в своей речи.
Я нашёл в посте три вопроса
в общем, комментарий человека, который освоил не все кунг-фу в этой области, но есть чем поделиться
Речь я бы подразделил на устную и письменную, они взаимосвязаны, но отличаются. Можно вспомнить, как учили языки в детстве: одно дело написать предложение, другое быстренько им же устно ответить. Но в итоге "грамотность" речи для меня сводится к умению корректно перекладывать мысли на слова.
Интересный совет по прокачке и той и другой речи дал Сергей Стиллавин как-то в Клабхаусе: когда он был пищущим журналистом и приучил себя сразу писать начисто. Потом утверждал, что это позволило ему и устную речь прокачать. Ну раз он стал легендарным радиоведущим, почему бы и не поверить)
По опыту, сделать речь лучше помогают две вещи:
В жизни всего один раз слышал хорошо поставленную речь, где человек в бытовых ситуациях и говорил размеренно, и строил предложения как опытный писатель 🙂 Это было лучше практически всех крутых спикеров, которые нашлись в клабхаусе зимой или встречались на радио. Такое не забывается, это уровень "бог".
Это то, что относится к формулировкам.
Как рассказывать о сложных вещах?
Имею наблюдения в этом вопросе, и назвал для себя этот навык "структурированием речи". Он разбивается на две части:
Специалист, который рассказыает о своей области структурированно слышен сразу и оставляет ощущение, что у него каждое слово подобрано и находится на своём месте, чтобы донести исходную мысль. Тезисы идут в последовательности, которая облегчает понимание общего смысла. В голову сразу приходят мои любимые Шульман и Зубаревич. Если специалист говорит спутанно, и тезисы возникают в хаотическом порядке, это тоже сразу видно и вызывает грусть, как бы тот человек не был компетентен.
Как рассказывать интересно – это третья, так сказать, область приложения усилий.
Чтобы рассказывать интересно, нужно знать своего слушателя и работать с его эмоциями. Знать, что он знает, чего не знает, и уметь поставить себя на его место. Цель – зацепить внимание человека чем-то, что разорвёт ему шаблон своей неочевидностью, загадать интересную загадку, а потом её перед ним же развернуть. Важно не перестараться с шаблонами, а то не поверят. 🙂
Чтобы выражать эмоции, их надо испытывать самому и уметь выражать их в речи через паузы, ускорения, интонации что там ещё есть в арсенале у актёров
Как-то так)
Мне кажется что как и со многим остальным, тут работает простой принцип, который идеально объяснили в этом комиксе.
TL:DR: имхо, интересен не текст, а мысли, которые этот текст излагает. Поэтому чтобы хорошо излагать мысли, для начала надо, чтобы было, что сказать. А потом просто говорить, теми словами, которыми ты про это думаешь, и которые будут понятны аудитории и уместны в том контексте, где происходит разговор.
Чтобы достойно излагать свои мысли письменно, нужно много писать. Вообще о чем угодно. Даже просто писать свои мысли в дневник, но стараться их писать с таким же отношением, каким ты пишешь публичные посты типа этого или рабочие письма коллегам/клиентам.
Мне нравится идея, что тот, кто хорошо пишет - хорошо мыслит. И наоборот, тот, кому тяжело выразить мысли письменно - скорее всего, мыслит запутанно.
Поэтому мне кажется, что письменные практики очень полезны для того, чтобы научиться мыслить четче и потом излагать эти мысли. Это отразится и на письменной, и на устной речи.
Чтобы повысить КПД практики, можно прочитать что-то про то, как хорошо писать. Популярная книга про это - "Пиши-сокращай" Ильяхова и Сарычевой. Авторы в предисловии честно говорят о том, что то, что они написали - это урезанный вариант "Слово живое и мертвое" Норы Галь.
Обе эти книги про редактуру, а редактор как раз занимается в том числе и структурированием того потока мыслей, который сделал автор. И выбрасыванием лишнего. Главное не скатиться в "инфостиль", потому что он стал настолько безликим и унылым, что копирайтеров, прочитавших только оранжевую книгу Ильяхова, видно за версту. Но это уже совсем мое личное имхо.
И "Пиши-сокращай" и "Слово" книги в основном практические, хотя общие принципы, разумеется, тоже изложены.
Если брать что-то более теоретические, то наверное, можно посмотреть какие-то книги по риторике. Есть "Риторика" Аристотеля, есть более современные книги различных авторов типа Никиты Непряхина и его "Аргументируй это! Как убедить кого угодно в чем угодно". Он там разбирает то, как в целом устроена аргументация, как ее выстраивать и так далее.
Кажется, что после того, как появился навык структурирования собственных мыслей и аргументации собственного мнения письменно, то в разговор можно будет перенести почти все целиком. Если хочется больше публичных выступлений, то можно найти курсы ораторского мастерства. Книги по ним тоже есть, например, у Гандапаса. Но вообще тема очень популярная, книг по ней полно, можно выбрать автора, который больше придется по душе.
Знакомый проходил курс ораторства у преподавателя, которого нашел на сайтах типа профи.ру, это был какой-то преподаватель театральный. Я видел пару семплов того, как они работали, и если бы у меня было чуть больше времени, сам бы пошел. Результат по этому знакомому виден очень хорошо. Речь стала чище от слов-паразитов, он научился лучше говорить именно в плане артикуляции, меньше задыхаться и все такое. Но насколько я знаю, какие-то общие идеи структуры выступления там тоже были.
Вообще не очень понятно, что значит стать более интеллектуальным. Кажется, что это в русском языке у этого слова вообще мало каких-то четких значений. Вопрос "как стать умнее?" был бы более понятен, но зато потребовал бы сразу множества уточнений)
Не сочти за наезд и токсичность, но.. Для чего? Чтобы казаться просто умнее? Кажется, что разумней использовать не более редкие слова, а те слова, которые четко выражают то, что ты хочешь выразить и ты уверена, что они донесут это до собеседников. Насколько я знаю, большинство великих ораторов не блистали в своих речах каким-то феерическим набором редких слов, ценность их речи была в идеях, которые они хотя выразить и донести до других. А слова были довольно простыми.
Есть немало авторов, которые вворачивают большое количество редких и узкоспециализированных слов, чтобы казаться умнее. Но это не показатель глубины знания, на мой взгляд. Когда я учился на физфаке, у нас часто на экзаменах всегда было два способа объяснять - "на формулах" и "своими словами". Объяснить формулой и терминами - это только на четверку, потому за сложными терминами очень легко спрятать свое непонимание. А истинное понимание раскрывается тогда, когда человек может своими словами, буквально на пальцах, выразить то, что скрыто в "редких словах".
Ричард Фейнман очень хорошо проиллюстрировал эту хитрость в своей книге:
"Затем я пришел на вступительный экзамен в инженерную школу. Это был
устный экзамен, и мне разрешили присутствовать на нем в качестве слушателя.
Один из студентов был абсолютно безупречен: он отлично ответил все. Его
просили рассказать о диамагнетизме, и он ответил превосходно. Но после его
спросили: "А что происходит со светом, когда он проходит под углом через
материал определенной толщины и определенным показателем преломления?"
"Он выходит параллельно самому себе, сэр ... смещаясь".
"Насколько он смещается?"
"Я не знаю, сэр, но могу это вычислить". Он решил эту задачу. Это было
хорошим результатом. Но это показалось мне несколько подозрительным.
После экзамена я подошел к этому блистательному молодому человеку и
объяснил ему, что я из Соединенных Штатов и хочу задать ему несколько
вопросов, которые ни в коем случае не повлияют на результат экзамена. Первый
вопрос, который я задал, был: "Вы можете привести какой-нибудь пример
сущности диамагнетизма (diamagnetic substance)?"
"Нет".
Тогда я спросил: "Если бы эта книга была сделана из стекла, и я смотрел
бы через нее на что-нибудь на столе, что бы произошло с изображением, если
бы я наклонил стекло?"
"Свет бы преломился, сэр, в два раза больше по отношению к углу, под
которым вы повернете книгу".
Я спросил: "Вы не путаете это с зеркалом, так ведь?"
"Нет, сэр".
Он только что говорил на экзамене, что свет будет смещаться,
параллельно (самому себе), и поэтому изображение будет сдвигаться к одной
стороне, а не поворачиваться под каким-либо углом. Он даже вычислил,
насколько он будет смещаться. Но он не догадался, что кусок стекла - это
тоже материал с показателем преломления и что его вычисления и являлись
ответом на мой вопрос."
Еще у него можно посмотреть интервью, типа такого, например:
Обрати внимание, как он говорит об очень сложных вещах, не пользуясь никакими редкими словами и может объяснить эти очень сложные вещи очень простым языком. А ведь этот чувак фактически изобрел квантовую механику, он может набросать очень, очень много сложных и редких слов.
Если тебе понравится, можешь прочитать его книгу "Вы, наверное, шутите, мистер Фейнман". Она очень смешная сама по себе, это сборник разных историй из его жизни, а он был не только гениальным физиком, но и очень веселым чуваком. Но книга мне нравится еще и потому, что позволяет чуть-чуть посмотреть, как мыслил настолько великий человек. А мыслил он кристально.
Здесь мне еще больше начинает казаться, что твой главный вопрос не в том, как научиться излагать мысли и так далее, а в "как казаться умнее, чем ты есть на самом деле"?
Вообще несложно - накидывай побольше сложных редких слов, говори максимально уверенно, можно иногда пользоваться токсичными манипуляциями, чтобы людям было стыдно признаться, что они не видят смысла в том, что ты говоришь, и так далее. Главное, чтобы среди этих людей не было тех, кто умнее тебя и настроен к тебе неблагожелательно - тогда он может начать задавать вопросы и ты посыплешься.
У нас на физфаке (но и вообще у физиков) есть такая шутка - "это тривиально". Иногда ей пользовались в универе. Преподавателям иногда лень разжевывать какие-то совсем уж базовые вещи, и они просто говорят "это мы доказывать не будем, потому что это тривиально". Поэтому когда на экзамене было не совсем ясно, как именно объясняется то или иное преобразование, списанное из шпоры или подсказанное кем-то, можно было сказать, объясняя свое решение "Ну, здесь я не стал расписывать, потому что это тривиально". Главное сказать с максимально уверенным видом, подражая интонациям преподавателя. Думаю, если бы вместо "это тривиально" сказать более общеупотребительное "ну, это просто", моментально последовало бы "ну раз просто, значит, вам не составит труда пояснить". Поэтому надо говорить "тривиально", а не "просто".
У все того же Фейнмана на эту тему есть все в той же книге вот такой отрывок:
" На конференции был один социолог, который написал работу, чтобы ее прочитали все мы - он написал ее предварительно. Я начал читать эту дьявольщину, и мои глаза просто полезли из орбит: я ни черта не мог в ней понять! Я подумал, что причина в том, что я не прочел ни одной книги из предложенного списка. Меня не отпускало это неприятное ощущение "своей неадекватности", до тех пор пока я, наконец, не сказал себе: "Я остановлюсь и прочитаю одно предложение медленно, чтобы понять, что, черт возьми, оно значит".
Итак, я остановился - наугад - и прочитал следующее предложение очень внимательно. Я сейчас не помню его точно, но это было что-то вроде: "Индивидуальный член социального общества часто получает информацию чрез визуальные, символические каналы". Я долго с ним мучился, но все-таки перевел. Знаете что это означает? "Люди читают".
Затем я перешел к следующему предложению и понял, что его я тоже могу перевести. Потом же это превратилось в пустое занятие: "Иногда люди читают; иногда люди слушают радио", - и т.д. Но все это было написано так замысловато, что сначала я даже не понял, но, когда, наконец, расшифровал, оказалось, что это полная бессмыслица.
На этой встрече произошло всего одно событие, которое доставило мне удовольствие, или, по крайней мере, позабавило. Каждое слово, которое произносил каждый выступающий на пленарном заседании, было настолько важным, что был нанят стенографист, который печатал всю это чертовщину. День, наверное, на второй, стенографист подошел ко мне и спросил: "Чем Вы занимаетесь? Вы, конечно же, не профессор".
- Я как раз профессор.
- Чего?
- Физики - науки.
- О! Так вот в чем, должно быть, причина, - сказал он.
- Причина чего?
Он сказал: "Видите ли, я - стенографист и печатаю все, о чем здесь говорят. Когда говорят все остальные, я печатаю все, что они говорят, не понимая ни слова. Но каждый раз, когда встаете Вы, чтобы задать вопрос или что-то сказать, я понимаю все, что Вы имеете в виду - в чем суть вопроса или что Вы говорите - поэтому я и подумал, что Вы просто не можете быть профессором!""
Возможно, примерно что-то похожее происходило в том университете, который ты упомянула. В общем, совершенно необязательно, что студенты были прям уж интеллектуальными. Но, с другой стороны, если ты не видела изъяна в их рассуждениях, стоит признать, что они могли быть в этом плане чуть лучше тебя.
А если серьезно, кажется, что нет смысла пытаться поддерживать разговор в темах, где у тебя нет компетентности. Разговор - это все же про обмен мыслями, желательно ценными, а раз у тебя нет компетентности в теме, значит, и ценным мыслям толком взяться неоткуда.
А значит, ты либо будешь кормить собеседника банальностями, либо нести чушь. И то и другое, в общем-то, можно интерпретировать в определенных случаях как неуважение к собеседнику. По-моему, проще всего честно признать, что не понимаешь чего-то и не разбираешься в этой теме. И тогда становится ясно, что в теме, в которой ты не разбираешься, можно занимать в разговоре только потребительскую позицию - если ты сказала, что не знаешь, а с тобой зачем-то продолжают про это говорить, значит, хотят объяснить, или показать, что они умнее тебя, а может, впечатлить, или что-то еще. Ну то есть, кроме "угу", "ага" и уточняющих вопросов в таком разговоре и делать-то, кажется, больше нечего.
В общем, если подытоживать, кажется, что вопрос "как научиться красиво излагать свои мысли?" примерно такой же, как и "как научиться фотографировать?". Я фотографировать не умею вообще, но все говорят, что суть искусства фотографии - в том, чтобы сначала увидеть, а потом уже сфотать. И увидеть намного сложнее. Понятно, что в фотографии есть какие-то общие приемы типа перспективы и прочего, из чего люди создают шаблонные и типовые фотки. Но к этим фоткам и отношение такое же - как к шаблонным и типовым. С идеями, мне кажется, примерно также. Покажи шаблонную фотку человеку, который не сидит в соцсетях, и он скажет "вау, так круто, ты наверное фотограф". Покажи такую же фотку человеку, который видел сотню таких фоток, и он точно так не скажет, потому что для него это уже избитый шаблон.
Так вот мне кажется, что "увидеть" - это как раз найти какую-то мысль, а "сфотать" - это ее подать. Да, подача, конечно, влияет, но она сильно привязана к тому, что автор увидел - может быть по-другому, не так, как остальные. Поэтому, для того, чтобы научиться красиво излагать свои мысли нужно сначала, собственно, научиться мыслить. А вот "как научиться мыслить?" это вопрос уже совершенно глобальный. :)
На самом деле все очень просто. Есть области знаний, которые покрывают эти проблемы.
Все это тренируется обычными упражнениями. Если хочешь красиво говорить — надо говорить вслух, а не читать. КПД чтения чрезвычайно низкое, я писал об этом тут.
Резюмируя, вот тебе план, если хочешь работать в эту сторону:
П.С. Если хочешь научиться писать, то в помощь материалы Максима Ильяхова. У него есть 2 книги "Пиши, сокращай" и "Ясно, понятно" на эту тему. Но можно еще побаловаться курсами, электронным тренажеров в бюрои т.п. И практиковать это, хотя бы в комментариях в клубе)
П.П.С. Ну и не надо забывать, что это все обертка. Главное, чтобы было что излагать. Но обычно с этим проблем нет, ведь если есть хоть какие-то увлечения, то натренировавшись можно на эти темы хоть кружки вести, хоть книги писать.
Не рекламы ради: http://govorite.by/
Когда-то в офисе небольшой продуктовой компании обсуждали подрядчика, чтобы записать годный рекламный ролик. И вот в шутку, делая мне комплимент, сказали мол можно сэкономить, и дать мне озвучивать текст, типа клевый голос.
Шутки шутками, но креативный наш CEO отдельно мне потом сказал, мол, ты бы и правда пообщался, чувак вот есть, который этим занимается профессионально. Вдруг тебе будет полезно.
А я взял да и договорился на пробную разовую консультацию. Вроде ожидалось, что тип про озвучку и голос, но он дал мне пару заданий на "объясни, что ты видишь на картинке". Я попробовал, и понял, что навык явно не на высоте. Он с ходу дал пару вводных, как можно улучшить результат, привел в полный восторг!
Оказалось, что это не про голос и актерское мастерство, а про "как донести мысль"!
Убедил друга присоединиться, пошли к на курс. Но мы тогда оба горели на том самом проекте, прервали курс досрочно. Потом с будущей женой прошел курс до конца со второго захода, и крайне благодарен за полученный опыт!
Я даже после курса собрался, и на энтузиазме выступил в универе перед группой из 100+ студентов, на что раньше точно не решился бы! :)
Начать отсюда: https://tsya.ru/mnemonic.html
Если про письменный, пройтись по грамматике, пунктуации и правописанию. Тут, может, скажут, что я токсичный, но вот даже в этом посте в заголовке есть ошибка в слове "научится". Это надо исправлять.
ИМХО, простая речь лучше сложной. Условно, Пастернак лучше Льва Толстого. И в письменной, и в устной, надо учиться у тех, кто нравится. Начитываться и наслушиваться. :)
1/ кто твой кумир?
А можешь добавить ссылок и пару примеров, что тебе понравилось? Так будет понятно, к чему именно ты хочешь прийти.
2/ тепло и мягко
Письменно и в разговоре - это два супер разных навыка, требующих разных практик. (Примерно как навык готовить еду и мешать коктейли)
3/ читать
Hard (/ slow / true) way: чтение.
Shortcut: пишешь как можешь, потом гуглишь "<слово> синоним" и вставляешь. Я так пробовал. Помогает.
4/ зачем?
Если ты в теме не сечешь, то эксперт и так это поймет и никак не скроешь. А дилетанты все равно не оценят. И тогда логичный вопрос - ради кого весь этот маскарад?
Но если интересна эта тема, то можно посмотреть приемы софистики. Но лично меня бомбит от людей, что умышленно применяют эти техники.
5/ 2 лайфхака
Когда-то взял на вооружение от Вастрика два прекрасных cервиса:
Касательно написания статей, то что мне кажется очень важным — это читать много комментариев и знать что у людей болит, на что они больше всего жалуются, и какие вопросы задают. И в статьях отвечать именно на эти вопросы. Тогда человек зайдёт на статью с мыслью «очередная статья про X», но услышит ответы на свои вопросы и останется довольным. Наверное это относится к красоте изложения мыслей, потому что «красота в глазах смотрящего».
Это тот самый случай когда самый банальный ответ на вопрос - и есть самый правильный.
Хочется научиться писать - надо чаще писать и отдавать свою писанину на анализ тем, кто точно умеет писать.
Помимо этого, неплохо бы читать то, что заведомо хорошо написано. Читать так, как Поварнин рекомендовал - сначала просто внимательно и прочувствованно, потом - с карандашом и тщательно анализируя, почему же произведение получилось таким ладным и складным.
Структурировать устную речь мне помогло участие в www.toastmasters.org