Какие изменения принесет медитация по 45+ мин. в день в течение 10 месяцев без пропусков?

 Публичный пост 💎️ Инсайды

Клуб, привет!

Я буквально сегодня только поднял сайт для своего блога "Неокортекс против Рептилии".

И опубликовал лонгрид по медитации. Читать её там, конечно же, никто не будет, кроме моих близких, поэтому решил вынести на ваш суд, так как знаю, что тут многим эта тема интересна.

Статья создана в результате недавно приобретенной привычки "писать каждый день, как минимум, 10 минут". Работа со всеми правками заняла примерно 3 месяца.

Введение

Сегодня поговорим о медитации. При упоминании этого слова у разных людей всплывают совсем разные ассоциации. Мне эта тема интересна именно с точки зрения тренировки осознанного внимания. Если ищете религиозные, мистические, ритуальные или другие эзотерические размышления - можете смело закрывать статью.

Вот уже на протяжении 10+ месяцев провожу дома сессии медитации по 45 минут в день без пропусков. Появилось желание обобщить этот опыт, поделиться с интересующимися, как влиться в этот процесс с удовольствием.

Раньше медитация казалась странным занятием. Сидят монахи целыми сутками и думают о своей реинкарнации. На деле же оказалось, что они заняты оттачиванием очень интересного навыка сосредоточения через наблюдение за деятельностью ума.

Этот процесс гораздо разнообразнее, чем мы привыкли думать, если вообще задумывались об этом. Настолько разнообразный, что можно выделить десять уровней прокачки навыка сосредоточения. В этом смысле освоение медитации похоже на систему развития персонажа из RPG, только развиваете вы самого себя.

В рамках этой статьи постараюсь ответить на вопрос, что может дать медитация современному человеку. Тут не будет глубокого разбора самой практики. Мне кажется, что для этого лучше погрузиться в книгу. Там это сделано профессионально.

Если интересно, добро пожаловать к продолжению... :)

Связанные посты
82 комментария 👇

Сегодня увидел статью в топах на HackerNews о негативных эффектах медитации:
https://danlawton.substack.com/p/when-buddhism-goes-bad

Думаю, будет полезно ее прочитать, чтобы понимать обратную сторону практики.

**TL;DR **

Был чувак. Долго бухал, злился. Начал медитировать. Преодолел эти привязанности. Ушел с головой в медитацию и стал учителем. В какой-то момент обнаружил признаки того, что появились глюки, боли в теле и т.п. На одном из ретритов сильно заштормило и начались приступы.

В итоге за полтора года смог стабилизировать свое состояние какими-то специальными протоколами. Случилось это в центре по реабилитации людей со схожими проблемами от медитации. Рефлексирует о своем опыте. Пишет, что со многими такое бывает и они молчат, особенно "учителя".

В общем, будьте благоразумны и слушайте свое тело. Вряд ли до этой стадии кто-то дойдет, но все же не лишним будет предостеречь. Он пришел к выводу, что от медитации есть сильный терапевтический эффект в самом начале, потом он убывает. Если дальше продолжать - приносит вред.

@Drotmon,
Cудя по всему, ум/мозг/whatever устроен таким образом, что при занятиях медитацией в больших дозах он проходит через предсказуемые фазы.
Их проявления варьируются в некотором диапазоне от человека к человеку, точно так же, как разные люди по-разному проходят из детства в пубертат и в зрелость, но пубертат это пубертат — вполне четко диагностируемый период в жизни)

Кажется, то, с чем столкнулся товарищ из статьи — это так называемые dukkha ñanas, Dark Nights, стадии описанные в палийском каноне буддистском и ещё в куче других традиций. В смысле, it sucks, но это не что-то аномальное, а очень даже давно и хорошо известное.

Обо всем этом я узнал вначале из замечательной книжки чувака Дэнэла Инграма Mastering the core teachings of the buddha https://www.mctb.org/mctb2/ (не дайте ебучей обложке себя обмануть).
Там я прочитал про эти самые stages of insight, фазы, через которые проходит медитатор.
До какой-то стадии читаешь и такой "да-да, отлично понимаю о чем речь, сам испытывал ровно такие вот ощущения", а потом перестаешь понимать — это значит "вы здесь"))

Горячо рекомендую эту книжку тем, кто уже практикует какое-то время. Она наверное плохо подойдет тем, кто не практикует, потому что без личного опыта будет сложновато понять.

  Развернуть 1 комментарий

Меня подобным образом восхищало, когда на гоенковской випассане с тобой что-то происходит, а потом в вечерней лекции/инструкциях Гоенка в записи описывает в точности те эффекты

  Развернуть 1 комментарий

@cheremovsky, хаха забавно отметить, что автор как раз эту книгу читал :D

Он пытался по ней преодолеть эти Dark Nights, но в итоге все стало настолько плохо, что пришлось прекратить вовсе практику и искать помощи.

Для нас можно сделать такой вывод, что медитация приносит только плюсы на начальных этапах. Но по мере углубления практики, надо уже быть более осторожным и глубже разбираться в процессе. В идеале найти того человека, кто реально в этом понимает. В российских реалиях такое вряд ли возможно, поэтому остается только самому перелопатить много литературы и найти безопасный путь во всем этом.

Еще автор пишет, что у него сильно активизировалась та часть мозга, которая отвечает за сенсорное восприятие себя. Вполне возможно, он переусердствовал в сканировании тела (он это подтверждает) и у него случился сильный перекос в некоторых составляющих медитации. Однако автор отрицает тезис, что делал что-то неправильно и больше склонен винить практику целиком.

  Развернуть 1 комментарий

@Drotmon, ты в закреп к посту прилепи, как дополнение.
(а в целом такие подробные обзоры можно и однельным постом-ссылкой сдеать и залинковать.)

  Развернуть 1 комментарий

@skywinder, отдельно сообщение Георгия не могу закрепить, но всю ветку вытащил. Спасибо, так лучше. Больше людей увидят предостережение и обзор книги

  Развернуть 1 комментарий

@cheremovsky, только что дочитал талмуд Инграма. Очень крутая книга оказалась. Благодарю за хороший совет. Думаю, что самостоятельно до нее вряд ли бы добрался. Не слишком привлекательное название выбрал автор. Ее тоже придется много раз перечитывать :)

Был бы рад услышать, на каком этапе развития практики находишься, если будет время. Ты уже успел прокрутить один раз цикл Insight практик до Fruition? Пробовал Fire Kasina медитацию?

Вот только не совсем понял, что там автор про "powers" начал разгоняться. Если бы он с них начал, то бросил бы на пол пути. Но он сам все понимает, поэтому сначала доказал свою адекватность и только потом перешел к мистике, из-за чего ожидал каких-то нормальных экспериментов, но оказалось, что он тупо от них открестился. Мне этого не понять.

Ну, серьезно, как можно утверждать присутствие "суперспособностей", влияющих на объективную реальность, если он не попытался никак это верифицировать?

Причем он сам говорит, что надо бы подтвердить, но типа его это не волнует. Простите, что? Это не может не волновать, если он делает заявления на весь мир. То, что он там однажды на ретрите кукухой поехал (он сам не исключает такой сценарий) и заставлял пламя дергаться, еще никак не доказывает ничего.

Тем более, что доказать "powers" можно миллионами простых экспериментов. Есть даже телефон, чтобы понять, насколько субъективная и объективная реальность пересекаются. Если доказал для себя, то уже показывать общественности и открывать новую главу человечества "добро пожаловать в мир Гарри Поттера".

Если эту помарку отодвинуть в сторону, то по практике получилась крайне ценная книга, которая покрывает гораздо больше вопросов, чем TMI. Всем тоже советую, если вы практикуете.

  Развернуть 1 комментарий

@Drotmon, круто!
Да, конечно, не на один раз книжка, тоже периодически перечитываю отдельные главы.
Аххах, ну не знаю, на мой вкус емкое название)

Прокрутил бы до Fruition'a — меня бы тут не было (хотя меня и так тут нет ахах). Совершенно точно не раз переходил через Arising & passing away. Как будто бы попадал в Equanimity, но на счет этого не уверен.
Fire Kasinа делал пару раз минут по 20 и удивительно быстро получил красный крутящийся круг в поле зрения. Концентрироваться очень легко и вообще практика прикольная

Главы про powers я если честно, просто глазами пробежал, типа может он там в воображении говорящих драконов создавать — прикольно, конечно, вдохновляюще, но у меня тут нос чешется, боль в пояснице и тонкие вибрации в правой голени. В том смысле. что не очень полезно для моей текущей практики.

  Развернуть 1 комментарий

@cheremovsky,

"Совершенно точно не раз переходил через Arising & passing away. "

Я, кстати, не очень понял эту штуку. Автор тоже об этом писал, что несколько раз проходил A&P. Получается, что эти Insight стадии имеют свойство откатываться? Типа если не довел до Fruition, то не в зачет?

Если ответ "да", то непонятно, как это согласуется с "точкой невозврата" в Dark Nights по A&P. Может, в некоторых случаях работает механизм откатывания, а в некоторых - застревания?

  Развернуть 1 комментарий

@Drotmon, не понял грамматически " как это согласуется с "точкой невозврата" в Dark Nights по A&P", что имеется ввиду? "после"?

Как я понимаю, все же в зачет, просто требуется повертеться много раз там обычно, прежде, чем дойдешь до конца™️

По моим ощущениям, оказывался в Mind and Body после AP, и всё тут лентач_смайл

  Развернуть 1 комментарий

@cheremovsky, если не ошибаюсь, у Инграма было такое, что если бросить практику после A&P, то эффекты Dark Nights будути ощущаться в обычной жизни. Так вот я имел в виду, что это утверждение не согласуется с тем, что состояние откатывается, если не практиковать.

Поэтому думал о том, как эти тезисы примирить между собой.

Надеюсь, сейчас мне удалось сформулировать свою мысль более внятно :)

  Развернуть 1 комментарий

@Drotmon, забавно, что во всех адекватных источниках, где я смотрел инфу по медитации - именно серьёзной, где цель - не успокоиться за 10 минут после рабочего дня в офисе, а нормально так прозреть на тему бытия, сознания и материи - везде писали, что не надо таким заниматься без присмотра нормального учителя. Это техники для того, чтобы поехать крышей и только опытный чувак поможет тебе свернуть ее куда надо, а не как придётся.

  Развернуть 1 комментарий

@SyntaxWarrior, я тут вставлю свои пять копеек на тему "не как придётся". У меня был опыт относительно регулярных медитативных посиделок (по 30 - 40 мин раз в 2-3 дня) в течение пары месяцев, затем была Випассана на 10 дней, после еще пару месяцев очень регулярных медитативных посиделок (час утром и час вечером) и добила я себя курсом на Курсере https://www.coursera.org/learn/science-of-meditation . В двух словах в какой-то момент все пошло куда-то не туда и у меня началась сначала во время медитаций (что вроде было ок и даже прикольно), а затем и в обычной жизни деперсонализация. И если первое время это было прикольно, то в какой-то момент стало просто стрёмно (странное чувство, трудно словами описать, будто на себя со стороны смотришь). И дабы это все вернуть на круги своя я просто забила на медитацию. Само учение с Випассаны мне пригождается постоянно, но к медитации теперь лень возвращаться (то одно, то другое, вечная mañana или завтра с испанского). Вот такая история..

  Развернуть 1 комментарий

@Drotmon, кажется что в очередной раз все полезно в меру

  Развернуть 1 комментарий

@Drotmon, спасибо, вот теперь-то можно за книжки по этой теме и засесть))

раньше только на хвалебные отзывы о медитации попадал, но исходя из аксиомы, что у всего есть свои плюсы и минусы, где-то должен был быть подвох

А с учетом того, что медитация по сути ковыряется в выстроенных эволюцией образах и принципах работы мозга, которые обеспечивали нам выживание на протяжении всей истории, то мне изначально видилось довольно опасным туда просто так лезть...

  Развернуть 1 комментарий

@Drotmon Я прочёл статью. Спасибо большое за подробное описание практики и перечисление твоих открытий.

Я знакомился с теорией из «Света ума» по лекции от @berekuk. Позже он рассказал мне, что Чуладаса (автор книги) был скомпроментирован скандалом на сексуальной почве. Интерес к книге поубавился.

Сегодня я решил чекнуть тот факт и нашёл тред об этом на Реддите: https://www.reddit.com/r/Buddhism/comments/csp1jo/culadasa_aka_john_yates_charged_with_sexual/. Что думаешь об этом? Умаляет ли это ценность книги для тебя?

При этом я давно убеждён в пользе медитации и веду собственную практику. Пожалуй, мне не хватает теоретической подготовки и пора почитать книг, но этот случай сбил меня при поиске ориентира.

  Развернуть 1 комментарий

@martyns0n, рад слышать, что статья понравилась :)

Да, я тоже практически сразу узнал об этой истории. Там вряд ли правды сыщешь, особенно в вопросах человеческих взаимоотношений, но мне было очень любопытно, что автор ответит на эти обвинения. Пришлось долго ждать. Вот только недавно узнал, что уже как 7 месяцев назад он написал 30+ страничный документ, в котором изложил полностью свое видение ситуации:

https://www.reddit.com/r/TheMindIlluminated/comments/kw6wbl/a_message_from_culadasa/

Прочитал с большим интересом. Его объяснения мне показалось вполне убедительными и искренними.

TL;DR:

  1. на тот момент они с супругой уже приняли решение расстаться;
  2. она знала о его других контактах;
  3. с эскортницами он пару раз типа виделся и то для расширения своих познаний, типа у него в этих делах мало опыта;
  4. деньги, которые он тратил на что-либо, в том числе, на благотворительность, были с его личных сбережений;
  5. жена начала строить против него интриги, когда уже бизнес стал приносить много денег и начал ревновать к его новой женщине;
  6. он не видел весь этот нарратив, так как находился всегда в моменте и реагировал сиюминутно;
  7. он потом сел, осмыслил все и выдал этот документ, поработав с психологами (или с юристами? :D);

Тут для меня любопытен другой момент. Я был сильно удивлен, узнав о том, что ему нужна была помощь психолога. Медитация, даже доведенная до самой высшей точки ("пробуждения"), не является альтернативой психотерапии. Она может в чем-то помочь, но это разные сферы, которые не так хорошо конвертируются одно из другого.

Об этих и других заблуждениях относительно природы "пробуждения" очень хорошо изложено у Инграма в MCTB (https://www.mctb.org/). Он даже растоптал мою мечту, что если дойду до высоких ступеней в медитации, то якобы стану резистентным к боли.

Короче, медитацию следует рассматривать как отдельную сферу жизни со своими прикольными состояния, но не более. Не пытаться через нее решать какие-то другие вопросы. У каждого инструмента есть свои пределы влияния.

Даже если не верить объяснению Куладасы, и вменять ему в вину все, что предъявили, разве это отменяет тот факт, что у него колоссальный опыт в медитации и книга написана очень подробно с уточнением всех нюансов, отчего пользу может извлечь любой практикующий?

Ну, да, появляются вопросы относительно высших ступеней, но до них ведь еще дойти надо, верно? И на таком уровне, если что-то не нравится, можно продолжить по другому пути. А для старта у него самое лучшее руководство, которое мне довелось видеть.

  Развернуть 1 комментарий

В какое время медитируете?
Замечали ли разницу между медитацией с утра и вечером?

  Развернуть 1 комментарий

@8l1iUcE6ChZrwkvYLiadov, обычно стараюсь с утра после завтрака, но понятное дело, что далеко не всегда выходит выдерживать одно и то же время.

Что касается разницы, то она определенно присутствует. Для себя я выделил следующую градацию времени для медитации:

1. Обеденное время. Самое лучший диапазон, как я считаю. Организм полностью в функциональном режиме, а спать еще не хочется. Особенно круто, если медитировать у окна перед солнцем или на улице сразу. Тогда вообще, как будто появляется какая-то супер сила. Чувствуется усиленная концентрация.

2. Утром после завтрака. Удобно, что сразу с утра выполняешь обязательство и на весь день свободен. Если начинать сразу после пробуждения, то сложно собраться. А вот после завтрака вполне нормально.

3. Перед сном. В этот период у меня концентрация самая слабая, поэтому стараюсь не доводить до этого времени.

  Развернуть 1 комментарий

@Drotmon, могу предложить дать ещё один шанс медитации до завтрака. После душа-умывания, мб после чая-кофе, но до завтрака. Заметил множественно, что после еды хуже, и на випассане постоянно предостерегают от плотных приемов пищи с тем же мотивом.

  Развернуть 1 комментарий

@cheremovsky, кстати, да. Когда выбирал между "до завтрака" и "после завтрака", ставил тесты так и так. По воспоминаниям "до завтрака" было чуточку лучше. Но мне пришлось ввиду некоторых биологических обстоятельств выбрать именно "после завтрака". Наоборот, вообще не получается.

Нужно будет, когда дотягиваю до обеда, делать строго до еды. Спасибо, что отметил это обстоятельство.

  Развернуть 1 комментарий

Интересный лонгрид, спасибо.
Я правильно понимаю — первая книга которая что-то дала это « Будда, мозг и нейрофизиология счастья»?
Я пробовал медитацию, какие-то книги и так и не уловил в чем прикол. Если эта книга об этом — можно будет попробовать снова, чисто ради интереса ☺️

  Развернуть 1 комментарий

@unickq, да. Для меня спусковым крючком стала именно эта книга. Не факт, что сыграет такую же роль для вас, ведь опыт, который мы тащим, у всех разный, но попробовать стоит :)

Лучше даже все три полистать и выбрать ту, что больше всего зацепит. Они очень разные по своей подаче и наполнению.

Спасибо. Я рад, если понравилась статья 👍

  Развернуть 1 комментарий

@Drotmon, присоединяюсь, когда-то на втором курсе универа наткнулась совершенно случайным образом на эту книгу и наверное уже на первых 30 страницах начала садиться медитировать (получалось конечно так себе в начале), в дальнейшем так затянуло что вместо летней сессии укатила на випассану (невеоятнейший опыт медитаций по 6-7 часов в день)

  Развернуть 1 комментарий

😱 Комментарий удален его автором...

  Развернуть 1 комментарий

@aalisakazimirchik, о, випассана - это то, что я давно хочу попробовать, но пока нет возможности выбраться на 10 дней в отключку от всего мира.

Можешь, пожалуйста, поделиться, какие изменения ощутила от нее? Сложно ли было так долго вообще медитировать? Была ли подготовлена к этому?

  Развернуть 1 комментарий

@Drotmon, Расскажу немного про свой опыт хоть меня и не спрашивали))

Макроскопически — я стал более счастливым человеком.)
Привычка ума в том, что он на приятные ощущения реагирует влечением (craving), а на неприятные — отвращением (abortion). И то, и другое весьма утомительно и неприятно, и в этих реакциях и заключено это самое страдание, о котором все говорят).

На випассане тренируешься наблюдать ощущения, приятные и неприятные, объективно, то есть не генерируя к ним влечения или отвращения. На бытовом уровне я стал более уравновешенным, почти перестал употреблять алкоголь, смотреть порно, раздражаться на коллег и людей вокруг)

Про сложно или нет — разным людям по-разному, конечно. Мне было вначале сложно, а потом несложно и очень хорошо. Самым сложным был вечер первого дня, было очень грустно, как будто оказался в детском лагере один, куда тебя родители отправили, а ты не хотел. Собственно медитировать по 10 часов в день — нормально, входить в ритм и становится легко. Прочувстовал там большу прелесть наличия четкого расписания дня, очень все предсказуемо и структурировано.)

Про подготовленность — никакая особая подготовка и не нужна, и не возможна (ну, с поправкой на то, что вы в целом здоровы). Я довольно хорошо развит физически, но тело всё равно болело во время 2-часовой медитации с твердой решимостью на 4й день, когда нужно сидеть полностью неподвижно. И до поездки туда я долго медитировал минут по 20 в день, но моя предыдущая практика это просто ничто по сравнению с глубиной практики на курсе.

  Развернуть 1 комментарий

@cheremovsky, спасибо за подробный ответ. Очень интересно читать истории по випассане.

А у тебя это единственный опыт был? В смысле повторяешь сессию или один раз сходил и дальше сохраняются все изменения, если просто продолжать медитировать?

Про подготовку я имел ввиду больше мое предположение, что чем лучше у тебя изначально прокачан навык сосредоточения, тем больше пользы можно будет вытащить с ретрита.

Соответственно, в этом смысле "подготовкой" будет медитация какое-то количество времени перед ретритом, чтобы уже был какой-то навык. Интересно проследить динамику. Подтверждается ли гипотеза.

  Развернуть 1 комментарий

@Drotmon, ехала на випассану, чтобы оседлать то чувство "просветления" или enlightenment, мне тогда казалось что достигнув этого состояния во время медитаций я обрету вечный покой (ага, канешн :). На випассане мне удалось на 5-6ой день словить какое-то чувство бескрайней эйфории, прогуливаясь на территории кампуса. Надо учесть, что на 5-6ой день без общений и развлекух при ежедневном медитативном Труде мозг сам от себя в легком ахуе. В общем, мне тогда показалось, что деревья не просто шелестят листьями, а разговаривают. Но к моему сожалению именно в тот день нас предупредили, что любой энлайтмент, который будет нас посещать, вовсе не энлайтмент, а игры ума и нужно продолжать концетрироваться на дыхании (как скучно). Но от самой практики осознанного дыхания уже так много приколюх было, что никакого энлайтмента не нужно было. Я постараюсь написать пост на эту тему, очень много размышлений появилось с того курса. В целом, очень советую опыт тем, кто уже в той или иной степени погружен в тему медитаций, практикует регулярно и относится серьезно (если ехать на випассану ради фана и впечатлений то есть шанс не успеть распаковаться и вернуться назад)

  Развернуть 1 комментарий

@Drotmon, не единственный опты. Описал свою первую поездку, в сумме прошел три 10-дневных таких курса, и один раз сам себе устраивал, снял просто пустую хату, заперся там и практиковал по випассанскому расписанию.

Да, нужно поддерживать практику, иначе снова начинаешь омрачаться)

Да, имеет смысл непосредственно перед ретритом разогнаться, типа незадолго до поездки медитировать так много, как возможно. Но если человек едет на випассану в первый раз, то скорей всего ему будет сложно по три часа в день медитировать.

  Развернуть 1 комментарий

@cheremovsky, @aalisakazimirchik, а сделайте пост о том как это проходит, было бы очень интересно!

Куда ездили, распорядок дня, правила. Да в конце концов как нашли куда поехать :)

  Развернуть 1 комментарий

@vuglik, о, я думал, уж чего-чего, а рассказов о випассане в интернете в избытке)) но, может быть, это просто мой информационный пузырь и фильтр восприятия)

  Развернуть 1 комментарий

@cheremovsky, а порно то чем не угодило? )

  Развернуть 1 комментарий

@klez, а на чем его там смотреть? Девайсы в сейф и до 10ого дня

  Развернуть 1 комментарий

@Drotmon, тоже напишу про свой опыт Випассаны по Гоэнке. Я ездила только 1 раз в 2011 году, но впечатлений было много. Кстати, многие рассказывают про свой опыт Випассаны, а Випассаны ведь очень разные. Огромное количество центров, например, в Тае, делает лайтовые Випассаны не по Гоэнке (я не считаю, что это хуже, просто по-другому).

Самыми тяжелыми были дни, когда нужно фиксироваться на неприятных ощущениях (дни неподвижной медитации). Я бы советовала, если есть проблемы со здоровьем, в день заезда обсудить это с организаторами. У нас были люди в группе, которым разрешили сидеть у стены или на стульях. Так было с первого дня. У меня больная спина, и я пожалела, что не договорилась об этом для себя. (Там, конечно, в процессе тоже можно просить, но мне было неловко).

Из впечатлений. Действительно уравновешивает. Помню, перед Випассаной общалась с кем-то на тему, и он сказал: "Я испытал шок, когда вернулся к обычной жизни". Помню, тогда подумала: "Ну что за фраза, почему "шок". Неужели и правда ШОК, или это просто для красного словца?))" Но когда я вернулась в обычную жизнь, я вспомнила его слова и сказала себе, что "шок" тут самое подходящее слово.

Например, меня с поезда встречал приятель. Было раннее утро. Мы отъезжали от ж/д вокзала в центре Москвы. Приятель никак не мог выехать с места парковки и нервничал. Я смотрела на него и удивлялась: Так вот как обычно живут люди? И я так жила? И дальше буду так жить? В моем состоянии после Випассаны это казалось очень странным, необоснованным.

Я отметила, что на Випассану приезжает много психонавтов. У меня тоже были необычные психические состояния. Например, не было чёткой границы между сном и явью. Если я засыпала, то видела осознанные сновидения. Но их сложно было отличить от состояния при медитации. Также у меня происходило то, что описывают как "выход из тела".

В дни, когда нужно было фокусироваться на состоянии неподвижности, у меня начались потоки сильных приятных ощущений. Позже, сверяясь с текстами, я заметила, что это похоже на вход в первые джаны.

При этом сама медитация проходила очень тяжело. Как раз в эти дни у меня были неприятные тяжелые месячные. Обезболивающие было нежелательно принимать, это бы сделало бессмысленной медитацию на ощущениях. И ещё в середине ретрита я простудилась. Насморк и кашель осложняли медитацию и мне, и моим соседям. От меня все отсели, меня и других разделяла пустая "защитная зона".

Сама Випассана проходила в октябре в Украине в неотапливаемом помещении бывшего детского лагеря. Было очень холодно, многие медитировали прямо в спальниках. Другие были в шерстяной одежде, укрытые одеялами. Ещё там было мало душевых, и было очень тяжело мыться в условиях строго ограниченного времени. У меня не было часов, и я не знала, сколько я провела в душе. Поэтому старалась делать всё как можно быстрее, но всё равно в самый неподходящий момент мне начинали стучать в дверь следующие люди в очереди.

Ещё тяжело было привыкнуть, что еда только 1-2 раза в день. Первые дни я прятала еду с завтрака и позже тайно её съедала. Но потом как-то привыкла и решила, что "это же просто еда" :) Были тяжелые мышечные ощущения от долгого сидения, хотелось бегать, двигаться, но было нельзя.

Наш лагерь находился на берегу реки Снов. Это был очень впечатляющий образ: "Сел я на берегу реки снов и заплакал" :)

По итогу, этот опыт оказался настолько трудным, что я не захотела больше ездить на такие напряженные ретриты. Теперь я думаю, если поеду ещё раз, то выберу более лайтовую программу Випассану не по Гоэнке. Но также я знаю, что многие другие нашли для себя путь именно в Випассане по Гоэнке.

  Развернуть 1 комментарий

@Yasna, класссно! Спасибо, прочитал с большим интересом о вашем опыте 😄

  Развернуть 1 комментарий

@unickq, Я бы еще посоветовал посоветовать почтать The Power of Now - тоже классика и по науке. Многое оттуда в цитаты себе выписал.

  Развернуть 1 комментарий

Блог о мозге на основе Носхена — ляпота

  Развернуть 1 комментарий

Залинкую свой пост. Уж очень похожи намерения.
Марафон по медитации «Нейрана»

  Развернуть 1 комментарий
Владимир Ходаков Тимлид твоего бэкенда 10 июля 2021

Прочитал заголовок. Первая же мысль в голове — где бы столько времени ещё найти :)

  Развернуть 1 комментарий

@hdkv, это точно. По времени вложения существенные. Я первый раз, когда увидел 45 минут, то практически сразу отбросил эту идею на мысленном уровне, так как возмущала. Но потом шаг за шагом убедил себя, что это не так уж и много, если подрезать всякие залипалочки. Тогда не так жалко :)

  Развернуть 1 комментарий

@Drotmon, именно! Взять откуда-то дополнительные 45 минут - маловериятно. Заменить какую-нибудь малополезную деятельность на медитацию или подобные практики - вполне реально.
Ещё раз спасибо за статью!

  Развернуть 1 комментарий

@hdkv, самое парадоксальное, что я отметил в медитации:
чем больше медитируешь - тем больше свободного времени у тебя становится
(за счет спокойного мозга, который не прократинирует на завышенных холостых оборотах и за счет этого не устает)

  Развернуть 1 комментарий
🕵️ Юзер скрыл свои комментарии от публичного просмотра...

Я довольно давно вкатился в Zhong Yuan Qigong, но занимался нерегулярно и часто были длинные сессии по выходным и совсем не было практики в будни. Последние полтора года решил поменять подход и делаю минимум 10 минут в день, разница между до и после просто колоссальная!
И да InsightTimer, похоже, лучшая тулза для этого

  Развернуть 1 комментарий

@unicast, беглый гуглинг дал, что это какая-то школа. Судя по всему, по медитации. А ты пробовал другие подходы? Можешь рассказать, почему именно на этом остановился?

  Развернуть 1 комментарий

@Drotmon, это китайская школа, она почему-то стала популярной в СССР в 80-х, а мне просто порекомендовали позаниматься у Михаила Гинзбурга, с тех пор и занимаюсь.
Из других подходов пробовал примерно то что ты в статье описываешь, но понял что через ZYQ достигаю того же самого так что решил сфокусироваться на этой практике.

  Развернуть 1 комментарий
Kirill Lapshin Инженер по тестированию 12 июля 2021

Только зачем мне это нужно, если депрессии нет, тревогу не испытываю. Единственное, что не мог победить аргументами - это был болевой порог. Но, с другой стороны, так часто ли в жизни испытываем боль?

Мартын, вы часом не рептилоид?

  Развернуть 1 комментарий

@kirilly, но я не Мартын, а Азамат :)

  Развернуть 1 комментарий
Паша Логинов Аналитик данных 13 июля 2021

не пользовались приложением Сэма Харриса?
или может быть, кто-то из читающих этот коммент пользовался, интересен ваш опыт

  Развернуть 1 комментарий

@knodl, нет, не доводилось.

Я почему-то сразу исключил, даже не попробовав, из своей жизни сессии медитации по инструкциям, так как запись не может знать о моих переживаниях в конкретный момент времени и над чем нужно работать с учетом индивидуальных особенностей. Но это я теоретизирую. Может, на практике там все гораздо лучше.

  Развернуть 1 комментарий

@knodl, да, guided meditations у Сэма хороши. Хоть и кажется что голос отвелкает. Но он дает комментарии, которые позволяют пойти глубже в итоге.. + там есть на разный стиль и уровень упражения + лекции. Рекомендую

Уже второй год на него подписан.
Вот еще обсуждали в треде это приложение

  Развернуть 1 комментарий

@skywinder, спасибо за ссылку на тред)

  Развернуть 1 комментарий

@knodl, Я пробовал в течение месяца. Ну так, немного интересно это было- интересные ощущения. Но в итоге я так и не понял зачем этим заниматься и забросил.

  Развернуть 1 комментарий

Отличный пост, Азамат, спасибо за саммари и рекоммендации.

Присоединюсь к комментариям выше, Випассана - мощный буткэмп, полезен и сам по себе, и еще более, если есть какие-то представления о структуре процесса, связях и т.п. Тогда это превращается в реальную глубокую практику, а не позалипать на дыхание и подремать. Не для слабаков, конечно - достаточно утомительно и легко сбежать в мысли от работы. Но в целом, как и с плохой медитацией, плохая Випассана лучше никакой :) Думаю сделать третью 10-дневную, но пока не успеваю.

Очень круто, что удалось выйти на 45 минут в день стабильно, у меня никогда не получалось дольше, чем 2 недели. В чем рецепт?

  Развернуть 1 комментарий

@vernon99, Михаил, благодарю :)

Хаха, круто, уже третий ретрит на подходе. Я тут устроить не могу, чтобы хотя бы один раз вырваться 😁

Самые большие изменения в моей жизни связаны с самыми маленькими решениями, как ни парадоксально. Могу отметить, что подход к привычкам претерпел коренные изменения в 2018 году после книги: "MINI-привычки – MAXI-результаты" Стивена Гайза.

До нее я вечно крутился в круговороте начинания и забрасывания изменений в жизни. После нее же осознал, что привычка сначала должна закрепиться и только потом начать приносить результаты.

Потом эта концепция была дополнена и расширена арсеналом средств из "Атомных привычек" Клира Джеймса. В основном это применение триггеров + связывание новых привычек с уже существующими. Остальные вещи тоже полезны, но это то, что лучше всего у меня работают.

Для новой привычки нужно сделать минимальный порог для практики, который смешно будет пропускать. У каждого он свой. Если чувствуете, что имеется сопротивление к привычке, значит, надо снизить порог.

Так вот, когда определили правильный порог, начинаете практиковать по графику без пропусков длительное время. Пропусков не должно быть вообще, ведь порог очень низкий. Примерно через 2-3 месяца, когда привычка стала неотъемлемой частью, можно начать поднимать барьер. И уже переходить к результатам. Главное, не торопиться. Если после повышения появилось сопротивление, значит опять снижаем.

Во всем этом много нюансов. Если в них углубляться, можно и на статью еще одну выйти, но в привычки я нового ничего не смогу привнести. Все уже и так подробно в этих книгах изложено. Главное, вникнуть и начать использовать.

Применительно к медитации это выглядит таким образом: делать сессию медитации хотя бы 1-2 минуты каждый день без пропусков. Когда пройдет 2-3 месяца, можно потихоньку увеличивать. Не нужно ставить 1-2 минуты в качестве верхних порогов. Это нижняя граница, которая всегда должна быть сделана. Если есть силы и интерес, можно делать, сколько хочется.

Кстати, этим подходом "учить каждый день 15 новых слов с Anki" я выучил ~4500 новых слов по английскому примерно за год и довел общий словарный запас до ~15000.

Как раз пишу об этом новую статью. Написание этой самой статьи тоже происходит по системе привычек, как указано, во введении "писать каждый день по 10 минут".

В общем, рекомендую. Очень много вещей можно привнести в жизнь, если целиться сначала на сформирование привычки и только потом на получение видимых изменений, а не, наоборот, как мы привыкли делать: результат - и только потом привычка.

  Развернуть 1 комментарий

@Drotmon, хорошая идея про низкий порог привычки! В остальном в принципе схожее понимание. Попробую минимально стартовать на этот раз, спасибо за вдумчивый пост и ответ!

Насчет випассан, я к этому относился как к вынужденному отпуску :) Просто заранее забиваешь, потом выстраиваешь планы вокруг. Главное забить заранее :)

  Развернуть 1 комментарий

Я медитирую чанками. Также практикую walking meditation и медитацию во время уборки/мытья посуды.

Найти 5-10 минут всегда можно. Конечно, 45-минутная медитация профитнее для развития осознанности и улучшения концентрации.

Но я вижу позитивный импакт даже когда заполняю короткие окна между митингами на работе, стою в очереди или еду в транспорте)

  Развернуть 1 комментарий

Медитирую около трех месяцев, юзаю Waking Up. Начинал просто из любопытства, не зная изложенной теории, сейчас очень много для себя почерпнул, отличный пост 👍👍👍

Но меня эти месяцы держало классное ощущение отрешенности после медитации, и чувство того что я продуктивнее стал, хотя у второго возможно другие причины, я в то же время менял утренние ритуалы😐

По Waking Up - вообще классно, guided meditation не отвлекает, и если у вас до книжки руки не доходят, а разобраться всё равно хочется - отличный вариант

  Развернуть 1 комментарий

😱 Комментарий удален его автором...

  Развернуть 1 комментарий
Yury Katkov в шаббатикале 6 августа 2021

Привезли книжку Mind Illuminated, которую ты рекомендовал в статье. Ядрен же батон, ну и здоровый вышел фолиант!

  Развернуть 1 комментарий

@ganqqwerty, хаха, это точно 😄

Благодаря этой книге я теперь знаю ответ на вопрос: "какую книгу вы с собой возьмёте на необитаемый отстров?".

Раньше репу чесал и все не то было. Надолго никакой бы книжки не хватило. А тут сиди, практикуй, читай. Главное, чтобы каннибалы не сожрали раньше времени

  Развернуть 1 комментарий

@Drotmon, книжка оказалась такой хорошей что удостоилась Стандартной Процедуры:

  Развернуть 1 комментарий

Потеря 4500 минут.

  Развернуть 1 комментарий

😱 Комментарий удален его автором...

  Развернуть 1 комментарий

@GMCLJvDxYsAU2MMV, и правда, я посчитал неправильно. 300 дней же, не 100. Тогда 13500 минут.

  Развернуть 1 комментарий

@gxqXE87lf53TAUvC, слава богу, что у меня куча свободного времени, которое я продалбываю гораздо более бездарно

  Развернуть 1 комментарий

Медитация- это способ концентрации на ощущениях.
Ощущения- это то, на чем основываются терминальные ценности. Их связь- 100%. Логично предположить. что чем больше человек: а) озабочен комфортом, б) занимается медитациями, в) всем, что связано в первую очередь с кинестетикой, тем ближе ему будут становиться терминальные ценности.

Терминальные ценности- имеют иерархию: безопасность, удовольствие и счастье.
Инструментальные ценности тоже имеют иерархию- аккуратность. воспитанность, познание.

Теперь сложное логическое упражнение.

Как вы думаете, какие ценности позволят носителю достигать своих целей, а какие будут искажать реальность своего носителя, пока ему есть хотя бы где жить?

  Развернуть 1 комментарий

@Arthur777, ну если тотально зациклиться на терминальных ценностях, то в длинной перспективе можно стать дизадаптивным по отношению к обществу. Про искажение реальности не понял. Мне кажется что неискаженная реальность в мозг не влезет просто.

  Развернуть 1 комментарий

@Arthur777 напишите пожалуйста еще про терминальные ценности, что вы имели ввиду, когда последний вопрос писали?Я об этом тоже много думал.

  Развернуть 1 комментарий
Mikhail Kryukov Изучаю Java, познаю мир, пишу в блог 21 августа 2021

А как же книжка моего любимого Энди Паддикомба Медитация и осознанность. 10 минут в день, которые приведут ваши мысли в порядок? Я сам медитирую и это всегда первая книга, которую я рекомендую новичкам. Без всякой эзотерической и религиозной мути.

А еще он основатель сервиса HeadSpace, где куча управляемых медитаций, статей и прочего на эту тему. В ру сегменте я рекомендую обычно приложение Мо — Медитация и Сон. Там все попроще, но тоже довольно удобно все сделали.

А для компьютерных задротов, чтобы выработать привычку я обычно рекомендую игру PLAYNE. В ней надо регулярно медитировать, чтобы не погас твой очаг и время в виртуальном мире не прекращалось. Там всякие саженцы деревьев сажаешь, путешествуешь по нему, слушаешь птички, треск костра и т.п.

Ну и в моем мире медитация хорошо соседствует с йогой. Было время, когда я задавал вопросы даде Садананда в личку в вк. Тогда он еще не был популярен и вел свой канал, где тоже есть крутой плейлист по медитации для новичков.

  Развернуть 1 комментарий
Andrei Tretiakov Физик-Экспериментатор, PhD 22 января 2022

Спасибо за пост. Очень структурно и по делу

  Развернуть 1 комментарий

На мой взгляд все эти осознанные учителя осознанности -- мошенники, езда по ретритам в поисках высшей мудрости, поклонение древним культам -- это само по себе уже заблуждение, которое ведёт в тупик. Никто не владеет истиной, ответы на личные вопросы нужно вырабатывать самостоятельно. Обопрешься на гуру или культ -- в ответ он обопрётся на тебя.

  Развернуть 1 комментарий

@stivyakovenko, я с вами согласен, но данная статья не о поклонении и следовании гуру :)

  Развернуть 1 комментарий

@Drotmon, дык а там же про чувака, у которого, так сказать, начались побочки, я именно его имел ввиду, когда писал.

  Развернуть 1 комментарий

@stivyakovenko, ааа, вы об этой истории. Там, мне кажется, больше о рисках медитации, нежели о следовании культу. Он ведь не за кем-то конкретно шел, а просто делал общеизвестную практику.

  Развернуть 1 комментарий

Очень крутая статья! 45+ минут ежедневно - это сильно и достойно уважения! Сейчас нахожусь в процессе поиска удобной позы и сессий по 15 минут. Мне кажется удобная поза решает половину проблем с отвлечением. Кстати, мне помогают видео от Дады, он большой молодец в популяризации и продвижении медитации простым языком.

  Развернуть 1 комментарий

@Meetyourself, спасибо. Я очень рад, что вам понравилась статья :)

Что касается позы, то полностью согласен. Я сам немало времени провел, садясь то так, то эдак. Главное найти то, что физиологически вам соответствует. Ориентируйтесь на ощущения:

  1. Не должно ничего затекать и неметь через 10-15 минут после начала
  2. Спина не напряжена излишне

От незнания мне пришлось выстрадать некоторое время. Думал - это нормально, что нога немеет после 10-15 минут практики. Якобы должен просто привыкнуть к этому. Нужно было сразу найти удобную позу, а не терпеть.

  Развернуть 1 комментарий

Азамат, спасибо тебе огромное за рекомендацию книги Mind Illuminated.
Очень подробное и интересное руководство, со схемами. Постоянно возвращаюсь к этой книге и пробую медитировать.

  Развернуть 1 комментарий

😎

Автор поста открыл его для большого интернета, но комментирование и движухи доступны только участникам Клуба

Что вообще здесь происходит?


Войти  или  Вступить в Клуб