Опять с опозданием, но всё же пост с книжными впечатлениями месяца вышел.
На это раз я всё-таки дочитал книгу, которую долго мучил. И это "Ружья, микробы и сталь" Джареда Даймонда.
Книга уже стала классикой научпопа. Впервые вышла в 1997 году. Автор пытается найти ответ на вопрос почему одни народы заняли доминирующее положение в мире, а другие стали колониями и отстали в технологическом развитии. Даймонд отстаивает точку зрения, что эти различия обсуловлены окружающей средой и доступными к одомашниванию животными. Например, в Америке не было достаточного количества животных пригодных для одомашнивания. Следовательно не было болезней передающихся от животных к человеку. И у кореных жителей Америки не появился иммунитет к этим болезням. А в Европе всё это было, и когда началась колонизация Америки, местные жители просто вымерли от болезней завезённых колонизаторами. Также эти факторы влияют на развитие культуры и технологий.
А у вас какие книжные впечатления месяца?
Предыдущие посты:
Книги сентября 2024
Книги августа 2024
Книги июля 2024
Алексей Иванов - "Сердце Пармы"
Масштабный роман о судьбе, долге, предназначении и любви. В центре действия князь Михаил Ермолаевич. Декорации огромны - почти весь Урал, включая Приуралье.
Вкатываться в роман сложно, приходится продираться через устаревшие коми-пермяцкие и мансийские слова и топонимы: хумляльт, Вагирьома, тамга, Сорни-най и так далее. Но примерно через страниц 50 концентрация незнакомых слов уменьшается и читать (или слушать в моем случае) становится легче.
Сам роман основан на реальных исторических событиях - покорении Великой Пермы в 15 веке, и охватывает период правления от Василия Темного до Ивана III. Пересказывать здесь их смысла нет, всегда можно посмотреть в Википедии или погуглить.
Роман большой, иногда повествование прыгает от одного персонажа к другому, убегает куда-то в сторону, потом возвращается и снова куда-то уводит от основной линии. Читать интересно. Много размышлений о религии, причем христианство здесь показано не с самой лучшей стороны. Скорее как инструмент завоевания. Почти все персонажи, связанные с церковью, оказываются жадными, хитрыми и охочими до власти. Вопрос, что забыл христианский Бог здесь, на краю света проходит красной линией через весь роман - «Наши боги рождены нашей судьбой, нашей землей. А их бог рожден <...> где-то на краю мира, где садится солнце и почва от его жара бесплодна, суха и горяча, как жаровня. Что делать этому богу у нас, среди снегов, пармы, холодных ветров?»
Отдельно стоит сказать о мифологии и описании уральской природы. Здесь под каждой косматой елью, в лесах и озерах, в сизой дымке тумана стоят древние черные идолы, камлают шаманы, ходят по снегу голые ламии. Природа здесь неуютная, дремучая. Если лето, то короткое, если зима, то холодная и трескучая. И всё это темное пространство полно богов - «...откуда-то из-за медвежьей лапы Манараги, над самоедскими мертвыми кряжами, неслось из жерла огромной пещеры стылое дыхание Омоля, в потоке которого плясал и подвывал демон Куль, вновь укравший солнце и спрятавший его в расселине Горы Мертвецов. На Нэпупыгуре, пермяцком Тэлпозизе, в своем гнезде ворочались, хлопали крыльями, разбрасывали белые перья ветры. На волке Рохе по снежным еланям, окутанная тьмою, неслась злая ведьма Таньварпеква, а сестра ее старуха Сопра, сидя на льду святого озера Турват, грызла черепа жертв, украденные из теснин древнего города покойников – Пуррамонитура»
В целом роман понравился. Наверное, можно было и чуть короче. Некоторые линии как-то резко обрываются. Главный герой больше похож на Гамлета, чем на князя-завоевателя. Но это всё придирки. История интересная, мир описан с большой любовью, да и в целом книга заставляет подумать на многие темы.
В продолжение темы могу рекомендовать Золото Бунта того же автора, с камнями-бойцами, рекой Чусовой и барками сплавщиков
"Лес" Светланы Тюльбашевой
Две столичных девушки решают выбраться на машине в Карелию в отпуск. Очередной раз остановившись набрать ягод на проселочной дороге, они неожиданно теряются в лесу, который оживает призраками и всякой мистикой. Завязка довольно стандартная, но написано здорово. Куда книга выдет дальше — написать без спойлеров не получится, но могу сказать, что ни в один момент я не мог догадаться, как повернет сюжет. Даже когда основная интрига оказывается раскрытой, путь к ней пройдет совершенно не так, как ожидаешь.
Книга подается как хоррор, но это скорее триллер — и сделанный здорово, вполне в духе какого-нибудь Кинга, про зло в людях и вот это все. Хотя язык довольно простой, он позволяет динамично двигать сюжет и раскрывать героев, так что, несмотря на скромный размер, в книгу вмещается много всего. Тут не будет каких-то глубоких мыслей или сложных моральных вопросов, зато очень увлекательно. В отличие от многих современных русских книг, и сюжет, и финал крепко продуманы и выверены. Есть пара мелких нестыковок, но в целом все как надо, и от этого особенно кайфово.
В общем, я с большим удовольствием прочитал и вам советую!
The Hydrogen Sonata by Ian Banks
Последняя книга из цикла про Культуру, которую автор написал незадолго до смерти (видимо, уже зная о своем диагнозе). Как обычно, очень сложная и запутанная структура сюжета, куча экшена и чрезвычайно любопытные темы из жизни общества, где никому не надо работать и нет недостатка в любых благах.
В Галактике сущетсвует множество развитых цивилизаций. В какой-то момент многие из них достигают пика развития, и единственный шаг дальше — переход в иную форму бытия (вознестись?). Это некоторый процесс, когда все жители цивилизация исчезают из нашего мира и переходит в "более высокий" (никому не известно, что именно там, но это типа переход в божественное состояние в иных измерениях, где обычный мир уже теряет всю актуальность). Процесс требует огромного количества ресурсов и доступен только самым развитым цивилизациям. И вот одна из них — Гзилт — вот-вот совершит вознесение. Цивилизации-падальщики уже наготове, чтобы разграбить все оставшиеся после вознесения материальные богатства. Но один человек несет лидерам Гзилта некоторую информацию, которая ставит под угрозу сам процесс вознесения. Но вот незадача: кто-то уничтожает его на подлетах к родной системе Гзилта. И заверте...
Интрига закручивается на всех уровнях: Культура пытается понять, что это была за информация, разные партии внутри Гзилта подсиживают друг-друга, опасаясь провала вознесения, независимые игроки тоже включаются в процесс...Сюжет прям сложный, я слушал в аудио, и точно потерял пару сюжетных веток, просто из-за огромного количества разных имен, ИИ, фракций и т.д. В какой-то момент даже пришлось снизить скорость аудио, т.к. не успевал совмещать повороты сюжета.
Но самое интересное в книге, как обычно — философская составляющая. Вознесение по сути является коллективным самоубийством, с общанием рая после. Но вот эта ситуация, когда этот рай на самом деле существует, дает необычных угол на вопросы смерти, смысла жизни и существования в более широком смысле. Тот факт, что речь идет про общество пост изобилия, где каждый может получить что угодно в любой момент, позволяет избавиться от всей "шелухи" бытовухи и ставить вопрос в кристалльно чистом варианте. Разные люди по-разному решают его (кто-то отказывается от вознесения вовсе, кто-то уходит в "заморозку" в ожидании его, кто-то пускается во все тяжкие). Это довольно редкая для НФ тема, поэтому читать было очень интересно.
Это точно не та книга, с которой нужно начинать чтение серии — она предполагает хорошее понимание устройства мира. Хотя она точно не самая стройная сюжетно, мне кажется, она раскрывает большой пласт устройства мира и затрагивает инетерсные темы, так что я однозначно ее рекомендую тем, кто в целом начал погружение в цикл. Особенно если вам хочется больше экшена, ИИ и техноутопии (и менее интересны прогрессорские темы из некоторых прошлых книг)
"Семь способов засолки душ" Богдановой
Местами совершенно блестящая проза, но в целом довольно провально.
Классно начинается: героиня с шизофренией, смесь кажущегося с реальным, загадочные самоубийства, секта. Но к середине сюжет начинает буксовать, а концовку я вообще не понял. Кажется, задумка была на книгу как минимум раза в три длиннее.
При всем при этом, язык совершенно замечательный. У Богдановой большой талант. В этот раз не вышло, скорее всего, из-за формата мини сериала. Но я понимаю, что писателем быть нынче не выгодно, а делать сериалы такие — это надо с нуля придумать, как оно должно быть, чтобы уместиться в формат. Мы уже видели несколько подобных провалов. Я надеюсь, что это кривая обучения, и дальше будет лучше, и писатели смогут зарабатывать нормальные деньги на этом.
В общем, если вам хочется классной задумки и замечательного языка — заранее не ожидайте ничего от сюжета и просто получайте удовольствие от отдельных сцен (а там много от чего есть получить удовольствие).
Стивен Кинг — «Воспламенющая»
«Воспламеняющая» это прям классический ранний Стивен Кинг и при этом весьма приятный.
Тут есть классные человеческие отношения и экспозиция, тут есть фирменное Ощущение Надвигающегося Пиздеца, тут есть психопат-злодей, но при этом не карикатурный, а довольно-таки реалистичный. Всё это есть и всё это сплетено довольно удачно и хорошо.
Первая половина книги мне понравилась, пожалуй, больше, что тоже привычно для Кинга. Тут ужас внушает не какая-то мистическая хтонь, а бессилие человека перед системой (вернее, Конторой), это ощущение прописано очень хорошо.
Вторая часть послабее (но не провал), моя основная претензия, что Ощущение Надвигающегося Пиздеца создано было хорошо, а вот эпика как раз в конце немного не хватило. Но при этом сюжетно это тоже выглядит логично.
Итог: не шедевр, но хорошая и приятная «классическая» книга Кинга для тех, кого не отталкивает его мистика.
Нил Гейман — «Neverwhere/Никогде»
Эту книгу я читал давным давно, когда мне было лет 18, и, перечитав сейчас в рамках Книжного клуба, понимаю, что надо было книгу там и оставить, в моих 18-ти =)
Я не скажу, что книга плохая, нет, но по воспоминаниям она была значительно лучше (потому, собственно, я и предложил её Клубу, а остальные возьми и выбери =). Думаю, потому, что мне тогда было 18 и книга отлично легла на юношеский максимализм и романтизм, я ещё не прочёл так много фэнтези и уж тем более так много городского фэнтези и мне тогда очень понравилось. Сейчас я вижу множество недостатков: дыры в сюжете; предсказуемые вот-это-повороты; рост и развитие ГГ есть, но неубедительные; остальные персонажи фактурные, но несколько одномерные; мир интересный, но как будто слишком искусственный.
Изначально, кстати, Гейман написал сценарий к мини-сериалу, вышедшему в 1996 году, и это изначальная сценарность порой очень просвечивает сквозь текст: вот здесь он описывает сцену, которая должна отлично выглядеть на экране; вот тут явный клиффхэнгер на конец серии; вот тут он просто вставил кусок описания. Что удивляет, так это то, что у книги есть три редакции, если я правильно понял предисловие от автора, и в них он не удосужился что-то особо поправить.
При этом у книги есть и достаточное количество плюсов: великолепная атмосфера Лондона; притягательные персонажи, даже (особенно?) злодеи; игра слов и названий; фирменные Геймановские переходы от шуток к жести — но они выглядят естественными и не смакуются.
То есть книга не плохая, просто это была книга своего времени (1997-го года), которая сейчас искушённому читателю покажется наивной.
Но ещё один плюс книги, на который мне в Клубе указали, это то, что в каком-то смысле «Никогде» стала отправной точкой для дальнейших книг Геймана, особенно его самых известных, пожалуй, «Американских богов» (и спин-оффа «Дети Ананси»)
Как итог: я рад, что читал книгу, но расстроен тем, что перечитал и развеял «трава-была-зеленее» воспоминания =)
P.S. При подготовке к обсуждения я упоролся и:
Могу сказал, что:
В общем, страдал за всех вас =)
Not till we are lost (Bobiverse #5) by Dennis E. Taylor
Я очень кайфанул от первой трилогии, четвертая книга была любопытным экспериментом, а пятая...не удалась, мне кажется.
Вроде бы есть все слагаемые из прошлых книг: "твердая" НФ, интересные приключения, развитие сюжетных линий из прошлых книг, новые, еще более глобальные, проблемы. Но вместе оно не работает.
Во-первых, линий стало слишком много. Если будете читать, обязательно прочитайте подробно содержание прошлых книг: тут будет куча персонажей, и вспомнить, что там было раньше, сложно. Основных линий типа 5 или 6, и каждая несется, очертя голову, чтобы успеть в пару сотен страниц запихнуть побольше сюжета. В итоге на развитие персонажей времени просто нет.
Во-вторых, из этих 6 веток по-настоящему интересных — две (про ИИ и про путешествие к центру Галактики). Но из-за краткости они оказываются довольно поверхностными, там бы сюжета и сюжета навалить, но автор прыгает через десятилетия приключения просто в одном предложении. Самые интересные интриги оборачиваются пшиком.
В-третьих, это все повторение пройденного. Структура сюжета 1-в-1 повторяет прошлые книги (одна линия про прогрессорство, одна линия про политику с людьми, одна линия — про НЕХ и т.д.), меняются только детали. Это оставляет ощущение необязательности в этом всем. Такое ощущение, что автор создал сложный мир, который уже не помещается в стиль первых книг, и требует смены парадигмы, но не заметил этого.
В общем, это по-прежнему увлекательно, весь гиковский кайф на месте, но чего-то не хватает. Говорят, интересно читать те книги, которые было интересно писать. Кажется, автору особо было нечего сказать и он скорее страдал, чем получал удовольствие от процесса.
Стивен Кинг - "Ночная смена"
Традиционно в октябре читаю что-нибудь из жанра ужасов. В этот раз на глаза попался сборник рассказов Кинга - "Ночная смена".
Книга небольшая, читается легко. Большинство рассказов написаны в 70-е годы и сейчас кажутся немного наивными. Но на то Кинг и признанный мастер, что даже его малая проза порой вызывает какой-то глубинный страх, какое-то неосознанное беспокойство.
Многие рассказы уже стали классикой и экранизированы - "Дети кукурузы", "Бугимен", "Газонокосильщик" (хотя фильмы к рассказу имеют посредственное отношение).
Так что, если вам хочется уютно пощекотать нервы - рекомендую.
P.S. Один рассказ в сборнике выбивается из общей тематики - "Женщина в палате". И он-то как раз и самый страшный...
Павел Иевлев.Седьмая мапа.
https://author.today/work/379635
Супер-реалистичный киберпанк, с очень интересной социальной частью. Еще в процессе написания, но на меня произвело очень большое впечатление. Куча иллюстраций сгенерированных ИИ.
Главный герой - беглый сисадмин в подпольном кибер-борделе, обслуживает кибер-девочек которые работают с отключенным мозгом.
Это лучшее и наиболее реалистичное, что я читал про хакеров/сисадминов.
Картинка которая передает основные вайбы:
Дэвид Энтони. Лошадь, колесо и язык. Как наездники бронзового века из евразийских степей сформировали современный мир
Домучил наконец. Ожидал научпопа навроде упомянутой выше "Ружья, микробы и сталь", а получил научную монографию. Не настолько я историк, две трети книги просто пролистал.
Зато могу теперь смело говорить всяким англо- испано- итальяно- немецко- и проч.товарищам, что живу на пра-пра-прародине их языков.
Ну и вот оно, описание родного края, только за окно выгляни. Ничего не меняется уже несколько тысяч лет, со времен отступления вод Хвалынского моря в границы нынешнего Каспийского:
"Но человек на своих двоих чувствует себя в евразийской степи крошечным. Каждый шаг вызывает аромат примятой полыни, и мириады крошечных светлых кузнечиков скачут у тебя под ногами. Хотя из цветов, растущих среди овсяницы и ковыля, можно заварить прекрасный чай, по большей части трава несъедобна и за пределами лесистых речных долин пищи для человека почти нет. Летом температура нередко достигает 43–49° C, хотя низкая влажность и почти постоянный легкий ветерок делают жару на удивление терпимой. Зато зима смертоносна. Из-за завывающего, холодного ветра температура падает до –37° C, а то и ниже. Жестокий холод степной зимы (вспомним Северную Дакоту) — самый существенный ограничительный фактор для людей и животных, даже более серьезный, чем недостаток воды, поскольку на большинстве участков евразийской степи имеются мелкие озера."
Тобол "Много званых"
Я совмещаю свои занятия изучением семьи с изучением истории городов Западной Сибири. В этом году я был в Тобольске второй раз. Город красивый, но, если едешь без исторической базы, скучный. Я пытался читать "Золото Бунта", но оно мне не понравилось (возможно, я уже привык к стилю Иванова), а вот "Тобол" идеально подошёл.
Как обычно у Иванова, в книге много действующих лиц, повествование скачет, и присутствует множество деталей, которые мне не всегда были нужны. Тем не менее, первый том мне очень понравился. Главных героев, по сути, двое: Матвей Гагарин и Семён Ремезов. Через их призму Иванов показывает жизнь Сибири 300 лет назад.
Я узнал всякого, например, о том, как выглядело сибирское казачество (по сути головорезы), как выглядели торговые связи Сибири с Бухарой, быт пленных шведов, раскольников и остяцких племён. Всё это выглядит очень цельно, живо и не пахнет нафталином.
Сел читать второй том.