Холода постепенно отступают и пора поделиться книжными впечатлениями февраля.
За февраль успел закончить читать две книги:
1. Светлана Самченко "По главному фарватеру эпохи"
Книга посвящена судам эпохи "брони и пара" от первых броненосцев до ледоколов участвовавших в Великой отечественной войне. В книге подробно рассмотрена история создания и конструкция основных судов 19-20 веков. Единственный минус - это отсутствие иллюстраций, схем, рисунков, карт. Многие технические вещи понять из текста совсем не просто. Пришлось фотографии броненосцев и карты искать в интернете. А в целом книгу можно смело рекомендовать всем, кто интересуется историей военно-морского дела.
2. "Что мы думаем о машинах, которые думают" под редакцией Джона Брокмана
Это сборник эссе на тему будущего искусственного интеллекта. В сборник попали эссе людей из разных сфер жизни - это учёные, популяризаторы науки, философы, люди искусства, представители IT. Книга довольно старая, издана в России в 2017 году. Тем не менее читать было довольно занятно. Можно сравнить прогнозы и нынешнее развитие ИИ. Сами эссе довольно разные. В некоторых есть интересные мысли, некоторые скучные и непонятные. Все подряд эссе можно не читать.
А у вас какие книжные впечатления февраля?
Предыдущие посты:
Книги января 2024
Книги декабря 2023
Книги ноября 2023
Книги октября 2023
Книги сентября 2023
Книги августа 2023
Книги июля 2023
Книги июня 2023
Книги мая 2023
Книги апреля 2023
Книги марта 2023
Книги февраля 2023
Дмитрий Глуховский, Петер Нуйтен — «Метро 2033: Графический роман»
Я читал книгу (правда, давно) и смотрел прохождение первой компьютерной игры, так что сюжет я знаю и, кажется, это идёт на пользу комиксу.
Как я понял, рулил всем сам Глуховский и в комиксы он не умеет. То между двумя фреймами, которые явно происходят один за другим, стоит вставка «Через пару минут», которая совершенно не нужна. То наоборот: куски как будто вырваны и не очень понятно, как герой переместился из А в Б. Зная сюжет книги ещё как-то всё составляется в одну историю, а вот тем, кто не читал книгу, мне кажется, будет сложно.
Есть претензии и к художнику. На самом деле по большей части нарисовано хорошо, стиль, как мне кажется, подходит для мира и играет на атмосферу. Но порой анатомия страдает очень сильно, даже в глаза бросается. Почти все монстры нарисованы как-то на одно лицо. Ну и обозначать стрельбу надписями «пиу-пиу» и «пиф-паф» (нет, серьёзно) — это просто смешно.
Может показаться, что всё совсем плохо? Нет, не совсем. Например, бОльшую часть работы художника я бы похвалил.
К тому же, «Метро» я читал почти сразу после «Хранителей» и планка у меня задрана была очень высоко. После «Метро» я успел прочитать ещё несколько комиксов на разные тематики, которые оказались неожиданно пустыми и примитивными, и на их фоне как раз немного поменял отношение к творению Глуховского и Нуйтена в лучшую сторону. В «Метро» есть экспозиция, есть периоды экшена, а есть периоды затишья и размышлений, которые составлены довольно-таки неплохо. В целом, оно даже имеет право претендовать на звание «графический роман», а не комикс.
Проблема же в том, что очень не хватает целостности. Ну и перечисленные выше недостатки тоже (и оценки на ЛайвЛибе скорее подтверждают моё мнение).
Итог: не рекомендую.
"Сезон отравленных плодов" Богданова
Последние годы появилось много русских книг от нового поколения 90х. Они не валят чернуху в стиле литературы 90х, но давят психологизмом. "Сезон" — один из лучших образцов.
Эта книга — как болячка на коленке. Он уже давно зажила, покрылась коркой, но вот автор начинает потихоньку ковырять. По началу все довольно сентиментально — детство в подмосковных спальных районах, 90е, типичная российская семья (пьют, ссорятся, жарят шашлыки, дерутся по пьяни, празднуют свадьбы на 300 человек). Все это написано пронзительно знакомо: даже если такого не было в своей семье, кто-то рядом точно так жил. Нет особой чернухи, текст довольно сух и точен, и тем острее прорывающиеся временами метафоры или необычные эпитеты. И вот потихоньку эта болячка ковыряется — уже становится немного больно, но остановиться невозможно. Вот у героев все идет не так, родители буллят, запретная любовь. На фоне — гниение страны, закончилась чечня, в крупных городах гремят теракты. Чем дальше читаешь, тем больше погружаешься в мысли и чувства героев, в их личную боль — и тем больнее самому. Под взрывы подземки и домов проходит юношество героев, и вот мы уже видим их сейчас — им под тридцать, и жизнь не сложилась. Не так, что ужасно все, просто никак, тоска. Как так получилось, что девочка, мечтавшая танцевать, в тридцать крепко сидит на вине, работает секретаршей и нет у нее ни нормальной личной жизни, ни детей, ни друзей? Как получилось, что мальчик, упорно учившийся, чтобы поступить в крутой универ, стать успешным финансистом, заработать много денег, прожигает дни в никому не нужной секции по стрельбе, обучая местных за копейки?
Это книга про поколение 90х — в целом, нас. Сезон отравленных плодов — это наше время. Нас отравили токсичные родители, пьянство, развал страны, непрерывный страх терактов, бытовой расизм и домашнее насилие. Мы могли быть успешным поколением, а получилось — вот что получилось. Книга расковыривает болячку, да так, что к концу уже ковыряется пальцем в свежей ране. Проходит по всем больным точкам, которые есть у людей, выросших в 90е и нулевые.
Ну и конечно это книга о любви и том, что иногда под этим скрывается. Это про настоящую любовь, которая разрушает жизни. "Любовь" насильника, "любовь" бухого мужа, бьющего жену и детей — в такой любви почему-то оказывается, что люди живут. Как так?
Я жил в благополучных условиях, но очень многое все равно отзывалось — и как отголоски собственного опыта, и как травма наблюдателя, через которую проживал подобные события. И на удивление это все оказывается терапевтичным и, если не сказать оптимистичным, то по крайней мере не совсем непроглядно темным.
Богданова замечательно пишет. Ее "Павел чжан" тоже говорил про травмы, как они возникают и как их переживают разные люди. Но там было немного другое, там был фантастический сюжет и большая отстраненность. В "Сезоне" все ощущается очень лично, а потому более остро.
Как обычно в таких случаях, я с трудом могу посоветовать ее всем и каждому — это тяжелое и депрессивное чтение. Но если вы готовы морально к подобному, пропускать это не стоит.
Dungeon crawler Carl by Matt Dinniman
Пфффф...Это настолько плохо, что перестает быть литературой и становится каким-то другим жанром. И вот в этом другом жанре оно очень даже ничего.
Представьте, что из средней книги-боевика убрали все: мотивацию героев, характеры героев, какую-либо экспозицию, описания, цельный сюжет, какую-то интригу, все предложения длиннее 5 слов и все слова не из топ-500 самых используемых. Вместо этого добавили много кринжовых описаний ачивок героя (там типа экшн-рпг, и герой собирает ачивки) и всевозможного лута. Так вот, вы получите сабж. Реально, книга на 80% состоит из описаний ачивок и лута.
Собственно, тут есть "завязка": инопланетные злые корпорации убили 99% населения земли, разобрали на части все предметы материальной культуры и из этого создали гигантское подземелье на 18 этажей. Туда пустили 10 миллионов человек, а вместе с ними кучу монстров и включили "прокачку" из стандартной экшн-рпг. И все это транслируют как реалити шоу на всю галактику. Убиваете монстров, набираете экспу, собираете лут, прокачиваете абилки, зарабатываете фоловеров. Собственно, все, дальше книга состоит из описания того, как герой убивает монстров и собирает лут. Больше ничего не происходит. В книге есть полтора эпизода, где есть какой-то сюжет, но они настолько предсказуемы, что думаешь, лучше б уж экшен был.
Парадоксально, при том, что книга целиком построена на экшене, он феноменально скучный и банальный. Не было ни одного эпизода, где я был бы увлечен происходящим так, чтобы хотелось дослушать, чем же оно кончится.
Спасает книгу одно: офигенная озвучка. Реально, кайф, одна из лучших, что я слышал. Так что я прослушал на х2 скорости и в целом норм. Не могу сказать, что получил много удовольствия, но если перестать это воспринимать как книгу, а скорее как какой-нибудь летсплей, оно становится немного сноснее.
Зачем-то еще послушал вторую часть. Честно говоря, не знаю, чего я ожидал. Это по-прежнему очень плохо. Только если в первой книге была еще какая-то новизна (для меня по крайней мере), то тут и она пропала. Попытки в сюжет абсолютно нелепы и абсурдны. Экшен еще скучнее, чем в первой. Даже прогрессия персонажа не так интересна. Если после первой книги оставалось еще ощущение, что интересно узнать, что там будет дальше, тот тут такого ощущения нет. Единственное, что делает это как-то переносимым — крутая озвучка. Но она не спасает все остальные провалы, дальше читать точно не буду.
"Его последние дни" Джахаров
Писатель симулирует суицидальные наклонности, чтобы попасть в психушку и написать про это книгу. В книге тоже писать попадает в психушку, но у того писателя не все так гладко. Но он тоже пишет книгу...
Я где-то слышал, что мол в пересказе эта книга звучит гораздо интереснее, чем на самом деле. Отчасти это так и есть: у нее классная задумка и местами сделанна очень сильно. Но местами автор растекается мыслею и уходит в совсем отвлеченные темы, играет в постмодернисткие игры и все такое.
Те части, которые удачны, бьют наотмашь. Если у вас депрессивный период, не читайте: она на 90% состоит из разговорах о суициде и его причинах (или отсутствии таковых). Тут нет чернухи, но весь текст читается в напряжении от мыслей героя: нас (читателя) затягивает в омут болезни по мере развития сюжета. Физически ощущается болезненность происходящего.
Хотя выше многое выглядит как негатив, мне скорее понравилось: это явно книга молодого автора, но в ней есть жизнь и душа. Это здорово: автор явно из нашей новой волны авторов, которые отставляют вечные игры в философию или постмодернизм из русской литературы, а пишут от души про то, что эту душу терзает. Я переживал за героя (особенно в концовке), и хотя его коллизия мне не близка чисто по жизненному опыту, это интроспективное повествование мне оказалось близко.
Короче, если хочется почитать про такие темы — рекомендую, хотя и с оговорками на несовершенность текста. А я почитаю еще его книги, потому что стиль мне понравился.
"Последний день лета" Подшибякин
Атмосферная смесь традиционной русской чернухи и "кинговского" хоррора. Удивительным образом автор множество минусов книги использует так, что получаешь от этого удовольствие.
Сетап традиционный для хорроров: маленький город (Ростов), четверо восьмиклассников—изгоев, пробудившееся древнее зло. Фокус, ясное дело, на том, как потусторонее подсвечивает в людях самое гадкое. Сеттинг при этом с одной стороны традиционный для русскоязычной культуры, но нечасто встречающийся в качественной литературе: самое начало 90х, замесы ментов и бандосов, в которые оказываются втянуты эти самые подростки. При этом страна разваливается на части, все бухают, ясное дело, повсюду грязь и разруха.
Подано это все без ностальгии, но и без выжимания слез, чисто как атмосфера. Речь героев полна локальных словечек и выражений (и пестрит матом, на котором герои разговаривают). История в целом довольно простая и традиционная для подобного сеттинга (у ГГ ссорятся или бухают родители, насмехаются в школе, менты заодно с бандосами беспределят, ГГ попадают в замес и вдруг на прицел ко всем, а дальше пытаются как-то спастись). А вот паранормальное тут сделано остроумно, и история идет совсем не в том направлении, которое ожидаешь в середине книги. Мне вот это понравилось больше всего в книге, но раскрыть не могу по понятным причинам)
В целом, написано четко, хоть и довольно бесхитростно. Повествование несется вскачь, как и положено. Автор, правда, явно не писал триллеров раньше, потому что главный прием нагнетения саспенса такой: герой прощается с кем-то, автор пишет "он еще не знал, что видит его в последний раз", или "герой закурил, он не знал, что ему осталось жить полторы минуты (а повествование ясное дело уходит в другие сюжетные линии). Это единственный реальный косяк книги.
В итоге, незамысловатый, но приятно сделанный и особенно ценный сеттингом закос под Кинга. Если соскучились по жанру, но устали от вечной унылости американской глубинки с не близкими нам проблемам, это то что доктор прописал.
Отдельно скажу, что слушал в аудио, и был удивительный эффект: я настолько отвык от речи с непрекращающимся матом, что с трудом воспринимал книгу как собственно книгу. Начитана она классно, все интонации сделаны блестяще, еще и всякие эмбиентные звуки для атмосферы наложены. Правда, собственно голос Зла мне показался полнейшим мискастом. Ну и ладно)
По порядку...
Свет в океане / М.Л. Стедман (3.5/5)
Романтическая драма повествует о молодой семье и ребенке. О том как легко переступить законы и нормы. Как легко это все оправдать.
Читается легко, интересно. При этом иногда чувствуется подслитым сюжет, особенно в конце. Но при этом свою роль как "интересная история" выполняет очень хорошо. Кстати ее мне посоветовал ЧатГПТ и в принципе я не разочарован чтением.
Джедайские техники / М. Дорофеев (4.5/5)
Это лучшая компиляция техник для продуктивности/селф-хелпа/организации своих дел, что я читал. Буду рекомендовать всем кто хочет прочитать, что-то на эту тему. Вместо того чтобы идти за американскими авторами, которые любят растаскивать одну мысль на 300 страниц - лучше взять джедайские техники. Где в хорошем кратком изложении преесказаны и отобраны все самые практичные техники и приемы. Буду ли я использовать техники? Нет. Удовлетворил ли я свое желание в чтение "продуктивной" литературы? Да.
Жнецы ветра / А. Пехов (4/5)
Продолжаю чтение серии фантастики Пехова "Искры и ветер". Одна из моих любимых книг в чтении в этом месяце. Развлекает, расслабляет.. Как приятный фильмец посмотреть. Много экшона, есть драматургия. Затягивает и погружает. Рекомендую всю серию.
Тошнота / Ж.П. Сартр (3/5)
Первый мой опыт чтения подобной литературы. Подобной я имею ввиду философско-психологических романов. Вообще начал читать чтобы понимать мемы про Сартра. Стал понимать еще меньше.
Как книга, это конечно "ну такое": ГГ страдает всю книгу. Очень мало что в принципе происходит, а то что происходит вызывает еще больше рефлексии со стороны героя. И ты просто невольно погружаешься в рефлексию героя как в самостоятельное путешествие.
Как опыт чтения это прикольно: книга явно вызывает эмоции. Явно не самые приятные. Но погружает в себя и вызывает внутреннии размышления на теже темы, которые волнуют главного героя.
"Сугубо доверительно. Посол в Вашингтоне при шести президентах США. 1962–1986 гг.", Анатолий Добрынин
Книгу начал читать по наводке из клуба. Длинная, тягучая сага о работе советского посла в США. Такой дипломатический “Сильмариллион” через несколько эпох и множество действующих лиц. Меняются президенты и госсекретари (чаще), генеральные секретари и министры иностранных дел (реже), а рассказчик остается. Постоянная тема в переговорах - ядерное оружие и его носители. Под конец книги, когда автор уже не работает послом, но все еще привлекается к переговорам, коротко описан период позднего СССР и те события, что аукаются сейчас - распад Варшавского блока, вхождение уже объединенной Германии и других стран Европы в НАТО, отказ Запада от крупных финансовых вливаний в СССР.
Написана книга хорошим языком, но мы же знаем чем все закончилось. Еще и в книге каждый год сначала описан конспективно по главным событиям, а уже далее расписываются детали. Если интересны, к примеру, отличия внешнеполитической работы связок “президент Никсон - госсекретарь Киссинджер” в начале 70-х и “президент Рейган - госсекретарь Шульц” в начале 80-х, то читать стоит.