С большим опозданием, но всё же делаю ежемесячный пост с книжными впечатлениями месяца.
К сожалению, в июле не закончил читать ни одной книги, так что с удовольствием почитаю ваши рекомендации и впечатления.
Предыдущие посты:
Книги июня 2024
Книги мая 2024
Книги апреля 2024
Книги марта 2024
Книги февраля 2024
Книги января 2024
Книги декабря 2023
Книги ноября 2023
Книги октября 2023
Книги сентября 2023
Книги августа 2023
Книги июля 2023
В июле закончил всего одну книгу:
Ричард Бахман (Стивен Кинг) — «Ярость»
Что ж. Я понимаю, что хотел донести Стивен Кинг и кажется, что он мог бы сделать это лучше. Книга короткая — около 250 страниц, — что редкость для Кинга, но, кажется, это тот случай, когда будь книга длиннее — было бы лучше: поместилось бы больше подробностей и больше экспозиции, в которых Кинг обычно очень хорош.
Здесь же мне не хватает чего-то, чтобы поверить главному герою и всем остальным. Они все чуть-чуть кажутся мне искусственными, самую малость — но именно эта малость ломает мне восприятие книги.
При этом я не скажу, что книга плохая, скорее как будто немного не доделанная. Как будто вторая редакция книге пошла бы только на пользу.
И хотя местами книге я не верю, местами они очень убедительная.
Мнение короткое и скомканное, но как-то больше и сказать про книгу нечего.
Чуть не пропустил тред!
Off to be the wisard by Scott Meyer
Молодой неудачник-программист от скуки хакает старые сервера. На одном из них он находит гигантский текстовый файл, который, как оказывается, содержит все параметры Вселенной (которая, естественно, является симуляцией). Найдя там свое имя, он запросто меняет свой рост и сумму в банке, а потом отправляется в средневековую Англию, чтобы там быть местным волшебником. Оказывается, это не так легко, и просто меняя свои координаты и телепортируясь с место на место, никого не впечатлить. Надо стать настоящим волшебником!
Собственно, на этой нехитрой, но остроумной коллизии держится вся простенькая история. Что бы вы сделали, получив доступ к исходному коду Вселенной? А если вы дурачок? Получается page-turner, с легким языком и прямолинейным юмором (смешно прям не будет, но оно не и раздражает). Герои абсолютно пустые, но оно и не нужно для сюжета, тут главная цель — развлечь читателя такой заковыкой. Исключительно гилти плежа, но в книжке есть обаяние и несколько остроумных мест.
Если вам совсем надоели книги, где надо использовать голову или чувствовать чувства, рекомендую! Мне понравилось, я буквально за пару дней проглотил. Не уверен, что буду читать продолжение — кажется, концепция несколько себя исчерпала (а там аж на 7 книг уже!).
Отдельно порекомендую, если вдруг будете читать в цифре — у амазоновской версии есть классные анимированные иллюстрации, но они видны только с телефона/планшета (не в киндле).
"Муравьиный бог: реквием" А. Николаенко
Я даже не знаю, как написать эту рецензию. Эта книга меня разобрала на части, при этом не так, как это пытаются делать другие современные русские авторы — через психологизм и чернуху.
Начну с того, что это — роман, написанный белым стихом. В языке и ритме в нем особенная магия, и именно через ритм, повторы, тягучесть языка передается уникальное настроение книги. Я ее слушал, и не представляю, как это можно читать: я бы, наверное, очень устал, но начитка просто прекрасна. Я ее слушал оочень долго, буквально по часу-полтора между другими книгами. Она во мне вызывала каждый раз какие-то сложные эмоции, которые я бы не выдержал, если бы слушал разом все 19 часов. С другой стороны, хотелось остаться с текстом подольше.
Сюжет довольно простой: мальчик — сирота, живет с бабушкой, мы следим за одним летом в его жизни, проведенным на даче. У него есть дедушка — лежащий овощем в доме, и лучшая подруга, с которой они ходят на детские приключения. Отношения с бабушкой сложные, она — типичная токсик-бабушка, которая вроде и любит внука, но и постоянно его травмирует. Но мальчик еще маленький и привык к этому.
Вообще вся книга пронизана ощущением детства, которое бывает только один раз в жизни, когда еще кажется, что мир — огромный и полный загадок, за каждым кустом ждут приключения и кажется, что это будет так всю жизнь. Пока не оказыватеся, что это был последний раз, и уже туда не вернуться. Роман уникален тем, что немного возращает в тот мир детства, и не просто сюжетно, а эмоционально: через ритм, красивые сложные описания природы, множество уменьшительно-ласкательных словечек. А перенеся туда, где светит солнце и ощущение радости, вдруг на секунду показывает темный призрак взрослой жизни на горизонте. И это оказыватеся очень сложным переживанием (сложным и в смысле многогранности, и в смысле тяжести). На такой американской горке нас возит весь роман, под конец раскрывая какие-то скрытые части души, о которых никогда и не знал.
Формально, сюжета тут почти нет. Где-то половину романа держит загадка: бабушка постоянно говорит мальчику, что он — убийца родителей. Как это случилось, мы узнаем только во второй половине. Но к этому моменту мы уже подсажены на иглу и не дочитать текст практически невозможно. В целом же мы просто следим за жизнью мальчика: как он ходит гулять, играет с подругой, заботится о больном деде и препирается с бабушкой. Но сюжет как таковой тут абсолютно не важен.
Это книга в общем-то о жестокости мира, о смерти и о конце детства. Но тут нет жести, чернухи и треша. Только жаркое марево летнего подмосковного дня, и мы, утопающие в его красоте, радости и пронзительной печали, но этого оказывается достаточно, чтобы донести важные и глубокие мысли. Соврешенная магия языка!
Это одна из лучших и самых эмоциональных книг, которые я читал в последнее время, и совершенно точно одна из самых красивых. Я не могу гарантировать, что вам оно понравится, но я очень рекомендую попробовать — таких книг вы больше не встретите в современной литературе.
"Бояться поздно" Ш. Идиатуллина.
Лучшее в этой книге — начитка Переля. Самое увлекательное — описание на гудридс. Сама по себе она образец того, как любопытная концепция может быть полностью запорота неумелым автором.
Группа молодых людей — любителей поразгадывать теории заговора — приезжает на лесную турбазу, чтобы поучаствовать в бета-тесте какой-то новой крутой игры. Когда все внезапно погибают в реале, а единственная выжившая девушка просыпается в электричке на пути в турбазу, становится понятно, что все не так просто. В целом, это классический "день сурка", с налетом теории заговора. Только написано это просто бездарно. Сюжет то плетется, то делает гигантские скачки, пропуская кучи смыслов и логических шагов. Развешены сотни ружей, из которых выстрелит одно, да и то холостыми. В целом главный двигатель сюжета: рояль в кустах. Но даже они разложены совершенно нелогично. Персонажи не прописаны настолько, что остается вопрос: на что автор потратил эти 350 страниц?! Это могло быть хотя бы увлекательно, но нет, даже с этим автор облажался по полной. Никакого интересного поворота сюжета, кроме того, можно догадаться по синопсису, не будет. Я добрался до конца только потому, что текст на х2 скорости занимал 5 часов, и у меня не было новой книги на послушать.
Это вторая книжка Идиатуллина для меня, и второй раз провал. Пожалуй, я больше его читать не буду, и вам не советую. Почему он считается одним из хороших современных авторов, для меня загадка.
"Вавилон" Р. Куанг
Не знаю, это такой пост-мета-модернизм или само так получилось, но название книги оказывается прекрасным описанием ее содержания. Волшебная башня первой трети книги рушится, когда ЧСВ автора выводит сюжет в какую-то романтическую sjw янг эдалт банальщину. Ужасно обидно за классную идею, редко такое бывает, чтоб настолько просрвалена прекрасная концепция.
Мир 19 века, индустриальная революция, но вот только случилась она за счет магии. Магия хитрая: серебряные слитки, на которых написано одно и то же слово на разных языках. Тот, кто в совершенстве владеет этими языками, может произнести эти слова и многообразие смыслов, заложенных в них, приводит к какому-то эффекту в реальном мире. В Оксфорде существует отдельный факультет, где занимаются созданием этих слитков и готовят переводчиков, которые идеально владеют несколькими языками, чтобы они могли создавать слитки и произносить заклинания. На эффектах слитков работает все: заводы, корабли, лесопилки и т.д. ГГ попадает студентом в Вавилон — так называется этот факультет.
Ну классная же идея, правда?! А как она написана! Тут куча лингвистических штучек, одно удовольствие читать. А дальше...Куанг решает рассказать банальнейшую историю про борьбу рабочего класса против индустриализации. Написана она реально типа как в бульварных романах 19 века, с таким же качеством накала страстей и течения сюжета. Поступки героев нелогичны и оправданы нуждами сюжета. Герои не прописаны совсем, сопереживать им очень сложно, особенно когда их все ценности и взгляды меняются за кадром. Все ужасы империализма, с которым борются герои, показаны одним мазком, и не вызывают абсолютно никакого эмоционального отклика. Со страниц прямо льется луддитская идеология, и кажется, что вот-вот нам начнут рассказывать про то, как государство контролирует нас через прививки. При этом вся эта магия с серебром оказывается особо не важной — да, на это завязана концовка, но там могло быть что угодно иное, совсем не обязательно это серебро и магия. Мы такого видели в романтических романах в достатке.
Короче, я ужасно разочарован, и дочитывал уже просто чтоб дочитать. Напишите кто-нибудь фанфик в этом сеттинге, где будет нормальный интересный сюжет со сложными вопросами, а не вот этот детский сад.