Я календарь переверну и снова... пост с книжными впечатлениями месяца!
К сожалению, у меня пока что времени на чтение не так уж и много, поэтому всё никак не могу закончить читать одну книгу. Но с удовольствием почитаю ваши книжные впечатления и рекомендации.
Предыдущие посты:
Книги июля 2024
Книги июня 2024
Книги мая 2024
Книги апреля 2024
Книги марта 2024
Книги февраля 2024
Книги января 2024
Книги декабря 2023
Книги ноября 2023
Книги октября 2023
Книги сентября 2023
Книги августа 2023
У меня август прошел в диссидентской и околодиссидентской прозе.
Юлий Даниэль. Говорит Москва
Рассказ 60-х годов, за который автора посадили. Интересен сразу с нескольких перспектив: как слепок диссидентской жизни (где всегда надо было думать кому и что говоришь), как сатира на советский маразм (наверху знают, как привести нас к светлому будущему) и как экскурс в звериную природу людей.
Александр Кабаков. Невозвращенец
Небольшая повесть о распаде Советского Союза и последующей анархии. Довольно сырая, на мой взгляд, много оборванных линий, но вайб передан хорошо, как и основная мысль, что даже так (во время хаоса и гражданской войны на развалинах СССР) лучше, чем при совке.
Сергей Довлатов. Зона. Записки надзирателя
Очень сильное произведение, стилистически больше похоже на сборник рассказов, однако имеющее внутри довольно четкую структуру и развитие сюжета. Приводит к мысли, что тюрьма даже у нашего поколения (а у предшествующих тем более) в голове почти неистребима, слишком много было связано с лагерями в советское время
Elder Race by Adrain Tchaikovsky
Совершенно блестящая твердая НФ в духе лучшей фантастики золотого века.
Много тысячелетий назад человечество расселилось по галактике, но потом Земля пришла в упадок, а с ней и колонии потеряли связь с цивилизацией и скатились до средневекового уровня. Во время действия книги Земля снова воспрянула и разослала антропологические экспедиции на бывшие колонии, чтобы наблюдать и исследовать развитие общества. ГГ — младший научный сотрудник - антрополог, уже много столетий живущий в одиночестве на такой планете, потерявший связь с Землей (там снова что-то случилось), которому запрещено входить в контакт с населением, чтобы не испортить их чистое развитие. У него — жесткая депрессия и только автоматические системы станции удерживают его от суицида. С другой стороны, для местных его станция — магическая башня, а он сам — таинственный могущественный волшебник. И вот однажды одна девушка решает обратиться к нему за помощью в борьбе с нашествием "демонов"...
Гениальный поворот истории в том, что мы читаем события с точки зрения девушки и ГГ. Он плохо знает местный язык, в котором не хватает слов для простых научных объяснений. У нее — магическое мышление и в целом понятия о мире на уровне драконов и эльфов. Поэтому этот двойной смысловой барьер приводит к постоянному несовпадению смыслов. Он говорит, что он ученый, а не волшебник, но в языке местных это — одно и то же слово. Это ужасно мило, смешно и увлекательно. Не раскрывая спойлеров, не могу рассказать больше, но я был в совершенном восторге от того, как это сделано. Разумеется, там бодрый сюжет, в меру любопытная интрига и приятный язык.
В целом это такой "Трудно быть богом", но совсем с другой стороны, где люди будущего — совсем не всемогущи, а такая банальная вещь как язык оказывается мирообразующим для героев.
Всего 200 страниц, абсолютно рекомендую любому любителю НФ.
Beneath a scarlet sky by Mark Sullivan
Наверное, самая депрессивная книга, которую я читал в последнее время. И одновременно одна из самых увлекательных, вот такой парадокс.
С одной стороны, это образцовая военная драма, полная приключений и сложных решений. Италия, середина-конец второй мировой, союзники наконец начали давить фашистов, и Италию потихоньку отжимают у Гитлера с Муссолини. Главный герой — обычный парень, которого волей судьбы бросает в самые необычные обстоятельства: он помогает вывозить евреев через горные проходы, становится солдатом вермахта, а потом — личным водителем самого могущественного фашиста в Италии (после Муссолини). Тут будут и погони, и предательства, и любовь, и дружба — все как в лучших образцах жанра.
Ужасно увлекательно следить за необыкновенной судьбой мальчика, которая еще и по мотивам настоящей биографии написана. И написан текст удачно — за исключением нескольких дурацких ляпов, книга держит в напряжении, идеально выстраивая темп и градус повествования.
Депрессивная же она потому, что во всех этих приключениях нет ни проблеска надежды на что-то лучшее. Мы наблюдаем за убийствами, смертями, предательствами, жестокостью — и со стороны фашистов, и со стороны партизан — и не видим никакой альтернативы. У героя погибают родные и близкие, и даже конец войны не приносит облегчения. Зло остается по большей части безнаказанным, добро — не вознагражденным, и все это остается совершенно бессмысленным. Эта книга — как депрессивный брат-близнец City of Thieves. Там тоже был идеальный приключенческий роман, и было гораздо больше всякой жести и треша, но герои находили волю к жизни, оптимизм, юмор и красоту мира даже среди этого ужаса, и книга была этим прекрасна. Тут же жести почти нет, все смерти описаны довольно скупо. Но так же нет никакого проблеска надежды.
Только в самом конце автор намекает на возможный посыл всего — живи в моменте, радуйся тому, что есть у тебя сейчас, не планируй ничего, так как все в любой момент может поменяться. К сожалению, это приходит только в самом конце, и прочувствовать такой жизненный подход не успеваешь.
В целом, такое часто встречается в кино, но там оно работает гораздо лучше: концентрированная драма на 2 часа, чтобы это прожить, прочувствовать, переболеть — и поехать дальше. А в романе на 600 страниц с этим приходится жить довольно долго, и это не просто.
В общем, я однозначно рекомендую почитать тем, кто любит приключения и драмы. Но только если вы mentally in a good place 🙂
Ребекка Куанг — «Вавилон. Сокрытая история»
Дорогая принцесса Селестия, сегодня я узнал, что колониализм — это плохо...
Книга позиционировалась как «лингвистическое фэнтези в викторианской Англии», а это, согласитесь, очень круто. И начало было действительно классным: очень интересная и самобытная система магии, приятные персонажи, студенческая атмосфера, интересные вопросы.
Но-о-о довольно быстро становится понятно, что книга будет посвящена не лингвистическому фэнтези, а тому, что колониализм это плохо. И проблема даже не в смене темы, а в том, что сделано это откровенно дуболомно: если вы, дети, не поняли, что колониализм — это плохо, то автор повторит вам это ещё несколько раз, прямой речью из уст персонажей.
У книги есть огромный плюс в виде первой половины книги, где очень много всего интересного и классного. У книги есть очень большой минус в виде довольно халтурной второй половины. И там так много всего, от чего у меня бомбит (и я по-прежнему считаю, что бомбит справедливо), что за этим я не заметил и плюсов, которые во второй половине книги тоже есть!
Неоднозначные персонажи и их поступки, вопрос концовки, напрямую связанный с оригинальным названием («Babel, Or the Necessity of Violence: An Arcane History of the Oxford Translators’ Revolution»), вопросы выбора и убеждений. Всё это там есть и вызывает разные эмоции, но я это пропустил, потому что фейспалмил.
По этой книге была встреча Книжного клуба (даже две! =) и они помогли мне посмотреть на «Вавилон» более свежим и «остывшим» взглядом, чтобы понять, что я на многое не обратил внимание, особенно во второй половине, и в итоге даже подняли мою собственную оценку книги.
Итог: если не ожидать от книги классного и оригинального фэнтези (по которому однозначно хочется хороший фанфик) и быть готовым к проблемам второй половины, то книга интересная и есть над чем подумать.