Как вкатиться в художественную литературу?
Публичный пост
Книжный Клуб
15 сентября 2021
2267
Я последнее время что-то начал много читать, но последние годы читаю в основном нон-фикшн (бизнес, психология). Есть вещи которые меня бесят в художественной литературе, например, с возрастом у меня стало хуже работать воображение. Зато несоответствие поведения героев человеческой природе (автор же не бог) я замечаю сразу и это портит впечатление о книге. Соответственно вопрос: что взять в руки неискушенному человеку 30-ти лет почитать?
- Что переоценено? Что недооценено?
- Начать с классики или с современной прозы?
- С российских книг или с западных/восточных?
- Что точно зайдёт и заставит почувствовать вкус художки заново?
- Посоветуйте с чего начать и чем продолжить, чтобы сюжет увлекал и заставлял задуматься о чём-то вечном, но без хуйни?
- За что вы любите художку? Как часто читаете?
- А может вы наоборот не смогли вкатиться? Расскажите как пробовали и какие выводы сделали?
У меня такое же произошло в какой-то момент. Ну то есть это не один момент был, это было растянуто во времени. Уже более десяти лет почти не читаю никакой художественной литературы. Только перечитываю то, что понравилось раньше и выдержало проверку временем (в первую очередь Стругацких, потому что это не фантастика даже, а всё очень натуральное, там у них все персонажи живые, я половину из них в реальной жизни встречал). А что-то действительно интересное из художественной литературы в последнее десятилетие встречается дай бог если раз в пару лет.
Зато с огромным удовольствием стал читать литературу нехудожественную. Воспоминания реальных очевидцев реальных событий — идёт прямо влёт. Советские времена, до-советские, а также многое, происходившее в разных точках мира. Не всё, конечно, среди воспоминаний тоже мусора полно. Но много и очень интересного. Зачитываюсь так, что бывает, уже утро и тут я опомнился: «А спать-то когда?».
Видимо, только эта литература и отвечает моему внутреннему критерию натурализма. Вся художка, что ему отвечала, давно прочитана. А та, что не отвечает, просто неинтересна. Вообще. Нисколько. И даже наоборот, постоянно вызывает раздражение. Начинаешь читать посоветованную «хорошую книгу», и чем дальше читаешь, тем больше растёт раздражение. Прямо видны глупые потуги ограниченного автора развлечь невзыскательную публику. Что же в этом интересного? Поэтому бросаю читать, не доводя раздражение до сильного и берусь лучше за что-то настоящее. Вот там и эмоции настоящие, и сюжет, лихо закрученный самой жизнью!
Возникла такая идея. Многие фильмы и сериалы снимаются на основе книг, поэтому если сложно определиться, можно взять книгу, по мотивам которой снят любимый фильм.
Начать с классики или с современной прозы?
С российских книг или с западных/восточных?
Что точно зайдёт и заставит почувствовать вкус художки заново?
Мне кажется, так не работает. Ничто не зайдет "точно". Есть умные и образованные люди, которые в восторге от "Войны и мира" Толстого. Есть умные и образованные люди, которым он не зашел.
Глупые и необразованыне люди, которые говорят, что Толстой - гений, а "Война и мир" - шедевр, но при этом очень смутно могут рассказать, про что книга, что им понравилось, в чем они не согласны с автором, и что, как им кажется, автор хотел этим произведением сказать или показать. А может быть, автор написал это произведение как исследование какого-то вопроса?
Правда, личное мое мнение - глупых людей (не необразованных, а именно глупых), которым кажется, что классика устарела и вообще для пенсионеров, все же значительно больше.
Есть люди, типа меня, которым Чехов кажется веселым, тонким и смешным. Есть люди, которым Чехов вообще не заходит.
Есть книги, которые хорошие, но тяжелые. Например, мне очень нравится "Прощай оружие" Хемингуэя, но его "Старик и море" я прочитать не смог, слишком тяжело. Не когнитивно - эмоционально. Хотя казалось бы, автор один.
Аналогично Ремарк, какие-то книги, типа "Триумфальной арки", мне зашли, а какие-то, типа "На западном фронте без перемен" я начал и бросил.
От Достоевского мне физически плохо, я прочитал "Преступление и наказание" и понял, что он, конечно, хорош, но для меня слишком.
Поэтому не получится просто взять какой-то 100% рабочий набор книг и начать их читать. Ты можешь только рандомно выбирать книги, понимать, нравится тебе что-то или нет, и уже исходя из этого двигаться дальше.
Школьная программа классики, особенно за старшие классы хороша для этих целей. "Обломова" я прочитал в районе 26 лет, и если бы я его прочитал раньше, я бы просто его не понял, потому что у меня было мало жизненного опыта. Вот говорят что для классики нужен жизненный опыт, и я всегда в школе думал, что это старперское брюзжание про мудрость веков.
Но оказалось, что все проще, похоже - чтобы проникнуться Обломовым и тем, как точно автор описал каких-то архетипических персонажей, нужно этих персонажей встретить, и понять, в какую сторону движется их жизнь.
"Мертвые души" души я читал в школе и вообще не понял, в чем суть. Потом в 24 перечитал, книга - и книга, но когда увидел год написания, меня как ебом токнуло. Потому что в книге просто описана практически современная социальная реальность, но когда видишь, что она описана тогда, когда еще не родились люди, которых принято винить нынче во всех бедах, то открывается какое-то новое измерение восприятия.
Поэтому, нужно просто брать и читать. Потом ты поймешь, что какие-то жанры тебе нравятся, а какие-то - нет. Например, я не люблю фентези и почти всю фантастику. Мне не зашли Стругацкие, я их забросил, чем вызываю бурю негодования у эстетов. Мне не зашел Гарри Поттер в детстве - я дочитал до 4 книги, и дропнул, потому что просто не понял, чего все в нем нашли.
Но может быть и так, что жанр или тема тебе не нравится, но вот конкретный автор в этом жанре или теме, или даже конкретные книги - нравятся. Мне набила оскомину тема про вторую мировую, я не перевариваю фильмы, игры и все про нее (и про первую тоже), но вот часть книг Ремарка зашли, и "Прощая оружие" тоже.
Я не перевариваю научную фантастику, но "Сами боги" и "Конец бесконечности" прочитал и проникся. При этом не с первого раза - один раз я их читал, и забросил, а второй начал читать и прочитал за пару-тройку дней взахлеб.
Поэтому и говорят, что одну и ту же книгу можно прочитать по-разному в разном состоянии, настроении, с разным опытом. Это очень сложная и многомерная штука, тут у каждого свой путь, потому что картина мира и личная философия у каждого своя, а книгу ты читаешь, пропуская то, что написал автор, как раз через призмы своего опыта, своего восприятия, своего настроения, своей философии.
С книжными клубами в начале литературного пути я бы советовал быть осторожней. У них в основе, как мне кажется, хорошая идея, но часто там оказываются люди, которым просто нравится чувствовать себя умными, даже это не так. В итоге все превращается в "синие шторы символизируют глубокую печаль главного героя", и духовно богатые (как им самим кажется) девы и мужи натирают свое собственное эго.
Чтение - это как ЗОЖ. Сама идея хороша, но находятся люди, которые извращают любую идею, тем самым дискредитируя ее. И к сожалению, у этих людей обычно очень громкий голос.
У меня наоборот, я практически перестал читать не художественную литературу. В какой-то момент пришло пресыщение книгами про успешный успех и сейчас любая книга по self-help или бизнес-литература сводится для меня к мему "как нарисовать сову" и сейчас мне кажется, что если это все эти книги объединить, то получится "Некрономикон" и можно будет призвать agile-коуча, который в 20 лет с помощью психотерапии основал успешный стартап в Намибии. Зато я открыл для себя заново мир художественной литературы и это стало для меня прекрасно.
Я не буду советовать конкретных книг, потому что вкусы у всех очень разные и то, что зашло мне, возможно не зайдет тебе. Однако, все же позволю себе дать один совет.
Не зря говорят про "художественный вкус", художку надо пробовать и распробовать. Нет ничего страшного если книга не зашла, такое бывает. В литературе, как в математике надо идти от простого к сложному. Мне помог вернуться в чтение список из нескольких авторов: Драйзер, Моэм, Лондон и Паустовский. Если наблюдать за взаимоотношениями персонажей в книгах первых трех авторов мне было интересно, то четвертый автор открыл для меня радости описания природы. Если сразу хочется с места в карьер, то список книг от Бродского и после его прочтения ты сможешь блистать аки алмаз ограненный и на любой вечеринке все будут смотреть на тебя с придыханием.
😱 Комментарий удален модератором...
Мне в свое время книжный клуб помог.
поэтому и здесь организовали — заходите на встречу!
😱 Комментарий удален его автором...
Вкатиться проще с современной литературой. Классикой всех травмировали в школе и вообще надо пробовать что-то новое.
Можно взять какую-то хайповую книжку, например, "Дюну". Все как раз перечитывают ее из-за экранизации Вильнева и обсуждают, переоценена она или нет. Под запрос "чтобы задуматься, но без хуйни" подходит.
Ну и я в целом топлю за современную русскую литературу, которую пишут тридцатилетние люди как мы, поэтому посоветую из нее:
Я для этого вступила в книжный клуб.
Точно не зайдёт ничего, у всех разные вкусы. Но клубы помогают читать регулярно и очень разное, а ещё много перспектив на одну и ту же историю сильно обогащают и дополняют её восприятие.
Начать с того с чего хочется. Можно подписаться на кого-то из друзей на goodreads, с кем могут быть похожие вкусы, можно в чатик вастрик.книги вступить, там регулярно отзывы постят. Можно послушать "книжный базар" и прочесть то, что они рекомендуют
Залинкую:
В идеале найти человека, с которым совпадают вкусы, и ориентироваться на них. Но сначала эти вкусы надо найти в себе и осознать :)
Было хорошее предложение начинать с книг, экранизации которых понравились. Я предлагаю отталкиваться от этих книг, потом подумать – а что зацепило в книге? Жанр, эпоха, персонажи, как пишет автор? И искать по похожим тэгам. Например "прочитала Гарри Поттера, очень понравилась идея волшебной школы" – ищешь книги про волшебные школы, читаешь рецензии, выбираешь понравившееся. "прочитала Унесённых ветром, нравится исторический период, давайте ещё книг про Гражданскую войну". И вот так понемногу расширяется пул интересов. Лучше узнаёшь себя, какие книги нравятся, а какие нет. Со временем можно будет и без привязки к существующим хэштегам примерно понять, зайдёт книга или не зайдёт.
А еще есть такой автор - Эдвард Резерфорд. Он пишет художку о городах. Не так, чтобы суперинтересно, но прикольно потом ходить по Лондону или Парижу и узнавать улицы, дома, мосты и тд
Недавно находился в поиске похожих ответов. На часто вопросов нашел. Описал в этой статейке (как культивировал у себя привычку читать художку по вечерам): https://vas3k.club/post/12375/
Ключевой мыслью считаю вот эту:
Я топлю за художку. Ты переносишься в совсем другой мир, сопереживаешь, думаешь, смеешься, плачешь вместе с героями. Всегда можно начать с аудиокниг. Удобно в машине, например. Из тех, что зашли:
Филипп Майер "Сын"
А. Иванов "Географ глобус пропил"
"Петровы в гриппе"
М. Шейбон 'Потрясающие приключения Кавалера&Клея"
Флэнаган "Узкая дорога на дальний север"
Д. Литтелл "Благоволительницы"
Двенадцать стульев Ильфа и Петрова