Вот и завершился ещё один непростой год. В Новом году хочу пожелать всем читать больше интересных и полезных книг!
А пока что можно вспомнить книги декабря и рассказать о своих книжных впечатлениях конца года.
Мне в декабре, к сожалению, не удалось закончить читать ни одной книги так что с удовольствием почитаю ваши рекомендации.
Предыдущие посты:
Книги ноября 2023
Книги октября 2023
Книги сентября 2023
Книги августа 2023
Книги июля 2023
Книги июня 2023
Книги мая 2023
Книги апреля 2023
Книги марта 2023
Книги февраля 2023
Книги января 2023
Книги декабря 2022
Inversions by Iain M. Banks
Это шестая книга в серии про Культуру, и она совсем особенная: там про собственно Культуру почти ничего нет. Мне кажется, ее надо читать либо первой в цикле, либо уже вот 5-6, по порядку.
Культура — это утопичный мир будущего, где люди живут в свое удовольствие, не зная печалей, Галактикой управляют ИИ, а главное развлечение людей — Прогрессорство. Т.е. они прилетают на отсталые планеты и решают, что с ними делать: или тянут в прогресс, или наблюдают, или понемногу меняют изнутри. Большая часть книг и историй цикла — как раз про таких агентов Культуры в других цивилизациях.
В это книге все иначе. Тут нет технологий, нет космических кораблей и хитрых устройств. Мы наблюдаем за двумя государствами на феодальной планете, уровня развития средних веков. В одной — доктор пытается лечить короля и оказывается замешана в придворных интригах. В другой — телохранитель короля ищет интриги там, где их, на первый взгляд, нет.
Хотя в книге довольно много событий, и чередование глав в разных странах задает бодрый ритм повествованию, в целом это довольно медленная и наблюдательная книга. Я бы назвал ее скорее даже притчей. Взгляд на цивилизацию, подобную тем, что Культура двигает к прогрессу и размышления по смысле Прогрессорства. Но не в том надрывном смысле, как в Трудно быть Богом, а гораздо более спокойном и философском.
Мне она очень понравилась, своей некоторой отстраненность и тонкостью подхода к вопросу. Здесь много человеческих отношений и много недосказанного, о котором мы только догадываемся (и оттого оно чувствуется более реальным). У Бэнкса каждая книга — новый жанр. Были боевики, триллеры, шпионские детективы. А тут — притча. И в каждом жанре у него новый подход и новая точка зрения на один и тот же вопрос о взаимодействии культур с фундаментально разными уровнями развития. Этот мне показался особенно удачным и умным.
UNSONG by Scott Alexander
Кабаллистический фанфик на историю второй половины 20 века, который в душе мысли о теодицее (почему добрый бог допускает зло в мире).
В конце 60х американцы запускают Аполлон на Луну и он, не долетая немного до Луны, разбивается о небесную твердь. Если вам, как мне, этого достаточно для того, чтобы бросить все и побежать читать — бросайте и бегите.
Так вот, из-за трещины в небесной тверди нарушается механизм работы Вселенной и оказывается, что Ветхий Завет и Тора были во всем правы. На землю рванули толпы ангелов, Архангел сидит в центре урагана и пытается отдебажить исходный код мироздания, под Байкалом открылись врата в Ад и Россию заодно с Канадой захватили силы Ада во главе с Дьяволом. Захватили — и образовали новое государство, которое заседает в ООН. В США идет война с наркотиками (war on drugs) — буквально, демон-кактус превратил всю Южную Америку в зомби под действием пейота и теперь пытается захватить Америку. Мегакорпорации датамайнят Имена Бога — заклинания, позволяющие делать всякие полезные штуки, от исцеления болезней до стирания городов с лица Земли — шифруют и копирайтят их и продают втридорога. ГГ — юный кабаллист, который работает за минимальную плату в офисе по брутфорсу Имен Бога (перебирает в слух все возможные сочетания букв, пока что-то не произойдет). И тут он случайно находит Имя, которое запускает Аполкалипсис...
Если вам и ЭТОГО недостаточно, чтобы бросить все и побежать читать, то я уж и не знаю.
Книга — фанфик как он есть, публиковалась как посты в блоге по главам. Структура получается довольно сложная: у нас есть главный нарратив, где ГГ с друзьями пытается сбежать от преследования спецслужб и предотвартить конец света. В самом начале ничего не понятно: нам сразу показывают сложный мир, в котором все работает по своим законам, и потом на протяжении следующих 2/3 книги постепенно объясняют, как же оно до этого докатилось и как работает в рамках новых законов мироздания. Так что главы основного нарратива перемежаются вставками из разных периодов 20 и 21 века, по сути описывая всю историю, где привычные нам события случались, но есть один нюанс.
Несмотря на абсурдность того, что я описал, миропостроение очень логичное и согласованное, просто поначалу мы этого не видим. Тем прикольнее понимать, что вот это, что я читал 300 страниц назад, не просто абсурдная шутка, а логично вписано в устройство этого странного мира.
В книге много (МНОГО) каламбуров (puns) — по сути, она вся построена на кабаллистическом принципе поиска скрытых смыслов в прямых текстах. Поэтому, с одной стороны, местами это очень смешно, а с другой — будьте готовы к главам, которые подробно исследуют скрытую построчную трактовку популярной песни как религиозного высказывания, с отсылками к библии и прочим священным текстам и разным языковым особенностям в разных языках. Задорнов отдыхает.
Мне зашло, но их чаще всего можно и пропустить.
Большая часть книги очень смешная — я редко смеюсь вслух над книгами, но тут было несколько раз так, что обедом подавился и ржал до слез. Юмор при этом разный: от каламбуров до ситкома, до метаюмора. В комбинации с экшеном и обилием сюжетных веток это помогает 800 страницам пролететь незаметно.
Последняя треть растеряет почти всю юморность (tongue-in-cheak, не знаю, как по-русски аналогично сказать) и превратится в довольно драматичный экшен с философскими нотками. Как раз к этому моменту мы понимаем, кто же есть кто и чем герои симпатичны. Так чтоб посильнее давило, когда с ними что-то случается.
В общем, если вам нравятся необычные книги, вы не против альтернативной истории и религии и любите закрученные сюжеты — вы по адресу. Бросайте уже, наконец, все и бегите читать.
Chuck Palahniuk / Choke
оценка: 3.5/5
Чак предупредил, что я буду ненавидеть эту книгу. Нет, я её не ненавижу, как и любую другую книгу, написанную им. Я не принадлежу к числу тех, кто испытывает отвращение, читая произведения Паланика. Более того, я искренне верю, что нам нужны такие произведения в подражательно-позитивном мейнстриме. Архетипы трансгрессии, такие как Виктор, очень нуждаются в нашем внимании.
Я читал Паланика четвёртый по счёту раз после "Бойцовского клуба" ( читал в 2014м) и "Выжившего" (2020), и последней книги для авторов " Consider This", в которой он даёт множество советов по писательству, полученных за всю свою карьеру. Я хотел проверить, действительно ли эти советы действуют на меня как на читателя. Этот эксперимент не получится провести правильно из-за человеческого confirmation bias, но я все равно считаю, что его советы сработали отлично. Постоянные повторы слов и фраз, плавное переключение между первым, вторым и третьим лицом, пунктуальный минималистичный стиль письма. Все это очень деликатно и сбалансировано, а также хорошо проработано. Все это создает очень приятные впечатления от чтения.
Признаюсь, Чак поймал меня на доктор(к)е Маршалл, когда я сначала подумал, что ее сексуально-аддиктивное поведение не соответствует образу ответственно-интровертной врачихи, и поэтому выглядит фальшиво, но я понял все в самом конце книги, так что это в итоге я был одурачен, лол.
Однако, как и многие из тех, кто критикует Паланика, я считаю, что у него есть только один голос, который звучит практически одинаково во всех его книгах. Да, этот голос маргинален, девиантен и заставляет задуматься, но это один и тот же голос, который появляется в каждой книге снова и снова. Как и в одной из самых рейтинговых Goodreads-рецензий на эту книгу, мне кажется, я понял, чего от книги ждать. Я знаю, кем будут персонажи. Более того, я знаю их манеры, их причуды, их мотивы. Потому что Чак их практически не меняет.
Не то чтобы эта проблема существует только у Паланика. Почти каждый писатель пишет только одну книгу, пусть и выходящую во многих томах и под разными названиями. Я считаю эту проблему самой трудноразрешимой, потому что она существует практически всю историю литературы, а коммерциализация индустрии только поощряет эту тенденцию. Ведь в первую очередь именно издательства заставляют писателей штамповать по книге в год-два. Лишь немногие авторы смогли переломить эту тенденцию, выпустив что-то радикально отличающееся от предыдущих работ.
Побочный эффект проблемы "каждый писатель пишет только одну книгу" заключается в том, что читать книги Чака одну за другой становится скучно. Он пишет великолепно, просто всё это слишком предсказуемо, чтобы заинтересоваться.
Братья Стругацкие / Пикник на Обочине
оценка: 4.5/5
В 20 лет я был молодым амбициозным долбоёбиком, а творчество Стругацких казались мне скучным scifi-placeholder – но сейчас я всё понял! Пользуясь случаем, желаю в новом году счастья для всех, даром, и пусть никто не уйдёт обиженным!
Дмитрий Колодан — «Дом ночи»
Это очень хорошо.
Книгу очень хочется сравнивать с «Историей с кладбищем» Нила Геймана и «Дом, в котором…» Мариам Петросян (почему-то), но не сказать, что они прям похожи сами по себе, но атмосфера, ощущение — чем-то напоминает.
Атмосфера жуткой сказки, истории разных существ и людей, жизнь глазами маленькой девочки, периодическое ощущение чего-то великого и неизведанного — потрясающе.
Пожалуй, у меня только одна претензия: всю замечательную атмосферу сказки и фэнтези ломает последняя глава, превращая это в городское фэнтези и, мне кажется, это лишнее. Но у книги есть прямое продолжение, «Мёртвый лес», которое я ещё не прочитал, возможно, там без этого было не обойтись.
Итог: жутковатое, мало на что похожее, местами очень грустное и меланхоличное фэнтези. Очень понравилось.
P.S. В целом, история явно не заканчивается и надо сразу читать вторую книгу, я ещё не успел.
Александра Лисина — «Когда темные боги шутят»
Что ж, вполне неплохо. Начиналось несколько туговато, не удивлюсь, если это первая книга у Лисиной. То ГГ говорит, что не верит в богов, хотя они существуют и действуют и отрицать это нельзя; то городской сыск ведёт себя нелогично; много каких-то нескладных или штампованных сравнений и метафор; вдруг ГГ начинает вести себя как хамло на ровном месте — и тому подобное.
Но ко второй половине повествование выправляется, становится лучше и даже рояль поставлен в кусты заранее и весьма аккуратно и естественно, почти и не рояль даже — понравилось.
Ну и всё же первая повесть в довольно длинном, как я вижу, цикле — чувствуется, что вводная.
Итог: неплохо, скорее понравилось. Послушаю вторую часть, чтобы решить, брать ли все книги цикла.
Михаил Зыгарь - "Война и наказание: Как Россия уничтожала Украину"
Медуза выложила в своем приложении книгу в открытый доступ аккурат к 31 декабря. Рефлексия по тому, как в нашей жизни случилось 24 февраля.
В стиле Михаила - стягивая ленту событий через века, словно степплерными скобками, от времен Богдана Хмельницкого до Чернобыля, от Гоголя до МБР "Сатана".
Рекомендую, прочел залпом за день, потому смело вписываю в книги декабря. Побольше бы сейчас таких книг.
Кора Ландау-Дробанцева - "Академик Ландау. Как мы жили"
Нашел книгу по отзыву в Клубе.
ЖЗЛ, если бы она была переложена в сценарий скандального ток-шоу на ТВ. Никакой объективности, размеренности и пересказов энциклопедий! Зато уйма живых деталей из быта советской академической элиты в тридцатые-шестидесятые годы.
Стоило прочитать, не жалею.
Фэнни Флэгг "Жареные зеленые помидоры в кафе Полустанок" и "Возвращение в кафе Полустанок"
оценка: 4.8/5
Очень уютные книжки одна продолжение второй, чистое удовольствие и отдых, жизнеутверждающе и оптимистично. Много симпатичных героев, несложный сюжет, который иногда приятно удивляет поворотами, с самого начала ощущение, что история закончится хорошо - так оно и есть.