Книги марта 2023

 Публичный пост
31 марта 2023  1293

Весна решительно наступает! Пора поделиться книжными открытиями марта.

В марте прочитал книгу Егора Яковлева "Война на уничтожение".


Книга посвящена вопросу возникновения немецкого нацизма. Тема подробно раскрывается на основе документов, свидетельств очевидцев. Сейчас к изданию готовиться сборник документов упомянутых в книге. Многие документы введены в научный оборот впервые. Основная мысль книги заключается в том, что Германия рассматривала захват восточных территорий как необходимую меру для развития немецкого национального государства. И под такую трактовку была направлена пропаганда развёрнутая в стране. В качестве примера для подражания Гитлер и его соратники были вдохновлены покорением Американского континента переселенцами из Европы и политикой геноцида в отношении коренных народов на покорённых территориях. На документальном материале раскрывается вопрос подготовки и реализации плана по уничтожению советского народа, и как освободившиеся территории планировали осваивать. Также подробно рассмотрен вопрос Нюрнбернского трибунала над нацистскими преступниками. В целом книга очень подробная, много фактического материала и ссылок на документы и литературу по теме.

А какие вас книжные впечатления марта?

Предыдущие посты:
Книги февраля 2023
Книги января 2023
Книги декабря 2022
Книги ноября 2022
Книги октября 2022
Книги сентября 2022
Книги августа 2022
Книги июля 2022
Книги июня 2022
Книги мая 2022
Книги апреля 2022
Книги марта 2022

Аватар Георгий Широков
Георгий Широков @gekonshi
Инженер-конструкторАО "Концерн "Калашников"
📍Москва, Россия

✍️ gekonshi@ya.ru
Канал с рисунками про кота - t.me/stickercat21

Связанные посты
7 комментариев 👇

“Война, которая издалека выглядела противоборством идей и общественных сил, вблизи была хаосом тупых и беспощадных ударов, ломающих, калечащих и уродующих то, что не имело никакого отношения к идеям и общественным силам, точно бушевал вусмерть пьяный великан, который забыл, из-за чего напился.”

“Бронепароходы” Иванов

Это Иванов на пике своего мастерства, в эту книгу он вложил всю сюжетную изобретательность прошлых книг (удачных, типа “Тобола”, и не очень удачных, типа “Теней тевтонов”), этнографичность и подробность в деталях “Золота бунта” и пронзительности эмоций “Географа”, “общаги-на-крови” и “Блудо и МУДО”.

Начинается книга немного банально: 18 год, революция, хорошие белые бегают от плохих красных. Огромное количество героев (во всей книге их, наверное, не одна сотня), которые мельтешат перед глазами, смешиваясь в непонятную кучу-малу. В это заплетаются названия речных пароходов, которые две стороны переделывают из гражданских судов в военные, собирая целые флотилии бронированных пароходов. Им уделено очень много места в книге: мы прочитаем все хитрые названия частей, судоходные термины и прочие премудрости. Чаще всего они даже не снабжаются сносками, так что надо самим разбираться из контекста.

Так вот, мы пытаемся следить за приключениями разных людей, которых как-то свело вместе. Мы заглядываем в их жизни на короткий момент, как будто переключая каналы телевизора. Вот хороший белый генерал. А вот мерзкая красная тетка. Но постепенно происходит смещение и смешение: вот и красные появляются хорошие, а вот белый оказывается сволочью. Война меняет все и всех.

И чем дальше, тем сложнее понимать, кто есть кто. Кто хороший, кто плохой, кто красный, кто белый. Но все вместе это начинает выстраиваться в некоторую сложную картину времени. Это эффект как на картинах импрессионистов: вблизи выглядит как хаос, а отойдешь на несколько шагов - и проявляется что-то совсем иное. И картина эта ужасна. Самое страшное и тяжелое для меня было то, насколько все это резонирует с нынешним временем. Нарочно или нет, но я все время не мог перестать видеть отражение идущей войны.

“Там, на берегу, чекисты сотворили такое, что душа выгибала рёбра наружу” — эта фраза из самого начала книги потом звучала у меня в голове все время. Ощущение, когда происходит нечто такое, что “душа выгибает ребра наружу” — это главное ощущение от книги. И дело не в том, что там чернуха, её как раз мало. И даже не в том, что абсолютное большинство из тех сотен героев погибнут. А в общем ужасе того, что происходило: со всех сторон, во всех людях.

Книга начиналась с кучи картонных персонажей, о которых особо не переживаешь, где самыми живыми были пароходы (и я за них переживал больше, чем за некоторых героев). Но в какой-то момент совершила фазовый переход, когда из хаоса и этого “импрессионистского” взгляда на мир вдруг выкристаллизовались очень живые, полные, интересные персонажи, о которых радуешься и ненавидишь, переживаешь и тоскуешь. И трагедия страны вдруг проявилась в трагедии небольшой группы людей, за которыми мы следим всю вторую половину книги. История набирает бешеный темп, несколько кульминационных моментов, напрягающих эмоции до предела, когда кажется, что уже все, сильнее ты чувствовать это не можешь — а история заходит на новый виток, и снова, и снова. А потом все резко заканчивается. И ты сидишь, как я сейчас, утираясь слезами, в состоянии полной прострации (или катарсиса?). И дело не в том, что все умерли (нет) и всех жалко, а в том, как рассказана эта история.

Я давно не читал настолько сильно и мастерски прописанных историй, которые одновременно сочетали бы интригу сюжета, развитие персонажей, управление эмоциями и ожиданиями читателя, миростроение и мета-уровень повествования. И все это написано прекрасным, живым, разнообразным языком, в котором темп подстраивается под сюжет, а метафоры надолго застревают в голове.

В общем, для меня это оказалась очень важная книга про людей и про то, как в эпоху мрака можно находить свет: в других и себе. И про то, за какими людьми будущее. В тот раз не получилось, но когда-нибудь обязательно получится.

Ну и отдельно скажу о начитке Сергея Бурунова — это, наверное, лучшая русскоязычная начитка. Он ужасно здорово передавал все эмоции, интонации и скорость сюжета. Очень рекомендую послушать в аудио.

  Развернуть 1 комментарий

@MikhailKorobko, а как тебе в аудио слушается книга с таким количеством персонажей и экшна?

  Развернуть 1 комментарий

@potasya, Вообще отлично! Даже проще, думаю, чем было бы в тексте. Потому что актер всех героев играет по-разному, и это сильно помогает запоминать по голосу просто.

  Развернуть 1 комментарий
Дарья Чернова Аналитик, будущий психолог 31 марта 2023

В марте я наконец-то прочитала 2 первые книги "Гипериона" Симмонса. Мне очень долго его советовали, но меня пугал и размер книг, и куча героев, и то, что про Гиперион мне всегда рассказывали загадочно и с кучей невнятных отсылок

этот красавчик на обложке тоже не вдохновлял никак
этот красавчик на обложке тоже не вдохновлял никак

В итоге я начала читать, преисполнялась в своём познании с каждой новой истории героев (их 7, и историям, как они попали на Гиперион, посвящена первая книга), меня захватывала или шокировала буквально каждая

Обе книги прочитала за 2-3 присеста и получила удовольствие, которое трудно с чем-то сравнить. Чем-то напоминало чтение Дюны, но там другое

На днях начну читать третью книгу цикла

  Развернуть 1 комментарий

@darshvartz, Ооо кажется на фоне ChatGPT некоторые темы оттуда будут прям очень классно отражаться :) поздравляю с удачным выбором времени почитать! Хехе

Будет круто узнать твоё мнение о серии когда прочитаешь вторую половину!

  Развернуть 1 комментарий

@shrimpsizemoose, как дошла до упоминания ИксИнов и ТехноЦентра в книге, сразу подумала, что должен встретиться ИИ-подобный бог)) учитывая в целом количество богов и религий в книге)

  Развернуть 1 комментарий
Ilya Zverev Главный по картам 31 марта 2023

Найдя библиотеку иностранной литературы, сначала схватил мангу, а потом — Masters of Doom Кушнера. Слышал много хорошего, но не ожидал, что книга действительно захватывающая. Технарь и игроман объединяются, чтобы сделать игры мечты — это все знают. А линия про их горе-менеджмент и разрыв была для меня в новинку. Это, натурально, история про парня, который хотел сделать игру про грабить корованы, а ему дали на это миллион долларов и карт-бланш. И про другого парня, который просто хотел кодить и чтобы от него все отстали. Великолепно.

Зашёл в книжный за зубными щётками (да) и задержался в отделе комиксов. Этот, The Night Eaters, взял обложкой и картинками: Сана Такеда реально не скупится на детали и обожает отрисовывать листочки на кустах. Уже после покупки узнал, что эта пара авторов заграбастала гору премий за Monstress, два омнибуса которой у меня лежат, нераспакованные.

История очень неспешная, за всю эту толстую книгу дети только успевают понять, какие карты им выданы. Но как и в рисунках, в сюжете бесконечно много деталей. Все отношения, вся история, часть повседневной жизни, глупые шуточки, которые студенты отпускают в магазине, незаметная интимность между родителями, столько всего! Промелькнувшая улыбка в одной главе обозначает дикий поворот сюжета, и его чувствуешь вместе с героями.

  Развернуть 1 комментарий
🕵️ Юзер скрыл свои комментарии от публичного просмотра...

😎

Автор поста открыл его для большого интернета, но комментирование и движухи доступны только участникам Клуба

Что вообще здесь происходит?


Войти  или  Вступить в Клуб