Зима уже совсем близко. А нам пора поделиться друг с другом книжными впечатлениями октября.
За месяц, к сожалению, прочитал всего одну книгу. Это "Страна багровых туч" А. и Б. Стругацких.
Давно, в детстве, читал эту книгу, но сюжет помнил в общих чертах. А тут внезапно книга попалась на глаза, и решил перечитать. Сейчас эта повесть показалась несколько наивной. Наверное, из-за того, что человечество развивается совсем не в том направлении, как мечтали Стругацкие. Но тем не менее атмосфера светлого будущего, где наука является основой общества, очень мне понравилась. Было очень уютно читать. Герои повести - люди почти идеальные. На первое место ставят долг перед обществом, не жалеют себя. И даже такие идеальные люди совершают идиотские поступки, которые ведут к трагическим последствиям. Такие моменты в повести изрядно подбешивали. Половина сюжета и состоит из таких глупых поступков. Ну и конечно, при взгляде из конца первой четверти 21 века на повесть изданную в 1959 году в глаза бросаются технические несовершенства. Во-первых сама концепция межпланетного корабля стартующего с поверхности планеты сейчас уже явно неверная. Проще и надёжнее делать орбитальные корабли с посадочными модулями. Во-вторых герои повести поражают своим бесстрашием или идиотизмом. Тут кому как больше нравится. Они летать на втором экземпляре планетолёта "Хиус" уже на Венеру с важной разведывательной миссией. Хотя первый "Хиус" взорвался при испытаниях. Что это? Слабоумие и отвага? Это конечно всё придирки. А в целом повесть довольно приятная. Сейчас таких произведений о светлом будущем уже и не пишут. А жаль.
А у вас какие книжные впечатления октября?
Предыдущие посты:
Книги сентября 2023
Книги августа 2023
Книги июля 2023
Книги июня 2023
Книги мая 2023
Книги апреля 2023
Книги марта 2023
Книги февраля 2023
Книги января 2023
Книги декабря 2022
Книги ноября 2022
Книги октября 2022
Умберто Эко «Маятник Фуко»
После «Имя Розы» ожидал чего-то детективного и исторического. Но. Эко пишет не про исторические события, хотя фактов исторических там предостаточно, а скорее про то, что творится в голове у конспирологов и адептов альтернативной истории. Вообще удивительно, что Маятник Фуко был написан до «Кода Да Винчи» Дэна Брауна и серии игр «Assassin's Creed». Тут сразу два вывода. Во-первых, ничего нового во всех этих великолепных постмодернистских идеях об альтернативной истории нет. Все уже было в Симпсонах. А во-вторых, дело же не только в сокровищах тамплиеров или конспирологии. Эко очень изящно критикует вообще всё, что характерно для современных интеллектуалов — чувство собственной исключительности, предпочтение сложности простоте, элитаризм и дешевый мистицизм. Для меня Маятник Фуко оказался важен именно моральной составляющей, и уже в меньшей степени как справочник по конспирологии или детективный роман.
Книга изобилует историческими фактами и терминами, которые вам точно захочется гуглить. Тут уместно вспомнить, что есть, как известно, «два способа смотреть Линча» — вы можете пытаться удержать все нити сюжета, отсылки и аллюзии в голове, а можете с первых минут отключить критика и просто следить за эмоциями. Нет такого, что один способ лучше другого, оба они работают. Я читал «Маятник Фуко», пользуясь именно вторым способом.
Главные герои работают в издательстве (серьезные научные книги) и в качестве игры втягиваются в сначала изучение, а потом и выдумывание конспирологических теорий и альтернативной истории. К концу книги становится понятно, что игра их захватывает и они буквально сами себе роют могилу.
«Маятник Фуко» как будто слой за слоем счищает с главных героев их исключительность. А попутно она делает это с множеством конспирологических теорий. Да, большая часть этих теорий антисемитские, и по мере того как продвигаешься по книге, внутри растет чувство гадливости. В конце, когда сотворенный усилиями героев монстр начинает их уничтожать, тебе совершенно их не жалко. Это как очень долго чистить яблоко, а обнаружить червяков.
В книге есть при этом голос разума (Лия, жена рассказчика), и только ради её монологов и стоит это все читать. Главным для меня оказалась удивительная точность, с которой Эко вычленяет порочные и ошибочные мотивы в «безобидных» интеллектуальных играх, как главных героев так и, более обще, многих современных интеллектуалов.
P.S. Фанатам HPMOR читать обязательно, до наступления стойкой ремиссии.
Sea of Tranquility by Emily St. John Mandel
Современная меланхоличная фантастика, которая притворяется фантастикой, а на самом деле — рефлексия про ковид и одиночество.
Сюжет строится вокруг четырех разных периодов: начало 20, 21, 23 и 25 веков. В 20 веке молодой парень-раздолбай тоскует от безделия, в 21 — девушка заходит на перформанс современного художника в поисках подруги детства, в 23 — популярная писательница едет с туром про свою книгу о пандемиях, а в 25 — парень работает охранником в лунном отеле и говорит со своей сестрой о природе Вселенной и времени. Дальше будет интрига, путешествия во времени и все такое, но суть там другая. Это меланхоличная книга о конце света, одиночестве и печали. Она написана очень воздушным языком, мне чем-то напоминающим Исигуро.
Мне очень понравилось настроние книги, которое очень сильно построено на пост-ковидных впечатлениях, и использует это для более глубокого (фундаментального) отражения эмоций одиночества и экзистенциальной тоски. Сюжет довольно условный, и он сильно спрятан за красивыми описаниями и общим стилем книги. Там есть все, чтобы поддерживать интерес на протяжении (довольно короткого) текста, но читать ее ради сюжета точно не стоит.
Я раза четыре переписывал эту рецензию, потому что в этой книге есть что-то неуловимое, о чем сложно говорить. Она в целом очень мягкая, ее читаешь как будто в полусне. Все размышления и сюжет как будто немного не в фокусе, и кроме эмоций поймать что-то конкретное в ней сложно.
Но я рекомендую всем, кто любит книги—впечатления и эмоции, а не книги-экшон и сюжет. Будет грустно, но красиво!
"Угловая Комната" Валитов
Решил в отпуске почитать какой-нибудь хоррор и почему-то решил, что эта книга — как раз хоррор. Почему, откуда это взялось?!
Короче, прочитал максимально депрессивный современный роман про трагедию поколения 90х (то бишь нашего поколения). С одной стороны, это очевидный дебют — неровный, полный шероховатостей, графомании и плавающего ритма. С другой — совершенно искренний и пробирающий до глубин травм детства.
Завязка простая: 18 год, у героя (ему 25-30) умирает отец, которого он толком не знал, и он едет на похороны. Рефлексирует о смерти родственников, связи с отцом, смысле своей жизни. По ходу дела заболевает, и вторая часть текста — в гриппозном мареве, где реальность становится странной и рваной, мысли путаются, а смысл действий ускользает.
Параллельно он читает (и вспоминает) рассказ об истории двух любовников во Франции — написанный совсем другим стилем: избыточным, полным банальных метафор и в целом нарочно графоманским. Две линии рифмуются — и усиливают друг друга. И вот если первая половина романа довольно стандартна, вторая погружает в болезненное состояние, в котором эмоции (в основном утраты — родных, самого себя, своей судьбы и будущего — а еще одиночества, отчаяния, бессмысленности) усиливаются и протекают со страниц книги прямо в читателя. Сделано это классно, хотя я бы точно не взялся читать это в отпуске, если б знал — теперь придется выбираться из этой депрессухи.
Хотя роман доковидный и довоенный, он читается адекватно (в отличие от многих сходного периода, где кажется, что все коллизии того времени абсолютно обесценились). Если у вас хорошее настроение и вы хотите немного рефлексии и подумать про жизнь — смело беритесь. Всем остальным не рекомендую. Не потому, что плохо — оно как раз хорошо — но уж больно грустно.
Внезапно открыл для себя "Астровитянку". Довольно наивная, но местами очень трогательная подростковая фантастика.
Чем зацепило - у ГГ есть карманный Чат-ГПТ, который очень органично вписан в сюжет.
😱 Комментарий удален его автором...
Сочувствующий / The Sympathizer - Вьет Тхань Нгуен
начинается будто политический боевик, продолжается будто эмигранские хроники, а заканчивается книгой в оранжевой обложке
сначала немного спотыкаешься о стиль повествования, но всё быстро встаёт на свои места, по итогу книга понравилась
и внезапно узнал что по ней в следующем году будет сериал от A24 для HBO, который снимает Пак Чхан Ук, режиссер Олдбоя
За октябрь прочитал четыре книги:
Четвертая - Бронепароходы. После прочтения со стыдом осознал, что про этот период истории (гражданская война в России) я знаю презрительно мало и надо бы этот пробел восполнить. Неплохо прочищает мозги и показывает, что не было хорошей и плохой стороны, по ходу сюжета героев мотает как щепки в водовороте, и переживаешь за персонажей вне зависимости от их "цвета" в текущий момент повествования. Хотя в первой части книги автор сильно быстро вводит всех персонажей и я местами путался и тупо не понимал кто есть кто и за кого он и что вообще делает.
В октябре наконец-то дочитала "Корону мечей", седьмой том Колеса Времени. Начала восьмой. Всё ещё love-hate relationships с этой серией, но я продвигаюсь дальше)
"Вопрос смерти и жизни", Ирвин и Мэрилин Ялом
Первую часть Ялом писал вместе с женой, вторую – один, потому что Мэрилин умерла. Это моя самая грустная книга за 2023 год, но одновременно и жизнеутверждающая
Цикл "Аид, любимец Судьбы" от Елены Кисель
Совершенно случайно обратила на эту серию внимание, когда собирала подборку книжных циклов для своего канала. В серии три книги, все они рассказывают историю того самого Аида – старшего сына Кроноса
В серии описан канон: Аида глотают, потом Кронос проглатывает и других своих детей, потом появляется Зевс, который их спасает, и начинается война на несколько сотен лет, в конце которой Аид отправляется царствовать в подземном мире и там начинает менеджерить всё подряд
Мне очень понравилось, что Аид описывается как думающий чувак, который берёт ответственность и понимает некоторые последствия решений и стремится сделать всё по-своему правильно. Но уже где-то на середине второй книги появляется ощущение, что скоро начнётся постройка стекольного завода
С этого цикла я начала знакомиться с https://author.today/, до этого не знала, что это такое, а там оказывается множество разных книг и циклов (ну и насколько понимаю этот цикл про Аида есть только там)
Марк Z. Данилевский — Дом листьев
Узнал про эту книги из Вастрик.Клуба, спасибо Мише =) И немедленно захотел её в личную коллекцию.
А потом пришла осень, у меня началась депрессия и недостаток сна — и я решил, почему бы не прочесть наконец-то экзистенциальный хоррор?
Книга понравилась, хотя после отзывов я, наверное, ожидал большего. Местами игра с вёрсткой — это просто игра с вёрсткой. Финал я ожидал более эпичный, как по мне, пик напряжения был где-то на 3/4 книги. Концовку одной из историй я в итоге не очень понял.
Но это всё в общем-то мелочи. Книга действительно крутая. Мне понравились и сама концепция, и весь этот метатекст (и как будто не одного уровня), и игры с форматом и вёрсткой, которые действительно создают атмосферу, и, в конце концов, сама основная история.
Не скажу, что было прям страшно, но напряжённо и неуютно (в хорошем смысле) — определённо. А ещё захватывающе.
Итог: хорошая книга. Такого вы скорее всего ещё не читали.
Алексей Пехов — Цветок яблони
Опишу свои впечатления от всего цикла «Синее пламя».
Первые две книги из шести просто отличные. Самобытный мир, хорошие персонажи, крутая завязка, норм экшен (но не слишком много) — в общем, мне очень понравилось. Потом Пехов взял длинный перерыв и явно многое изменил в том, как история развивается.
Мне кажется, изначально он планировал одно, а потом почему-то передумал. Изменил злодея, изменил какие-то условия мира, некоторые персонажи тоже слегка изменились (просто так, а не по развитию сюжета). И вроде всё это в сумме даёт не так много, но атмосфера последних книг очень сильно отличается от первых и мне этого жалко.
Из явных минусов: автор попытался переиначить какие-то события и что-то сказанное героями в первых двух книгах и порой это получилось очень плохо: ты просто видишь белые нитки, которыми что-то притянуто.
В итоге в последней книге всё как-то уже не так прикольно. Один из второстепенных персонажей, которому как будто готовилось что-то большее, нелепо умирает ради рояля в кустах, другой персонаж становится Мэри-Сью. И вообще роялей много, уже как-то неприлично много (и это у автора, который в цикле «Страж» аккуратно и красиво расставлял рояли заранее, за книгу до того, как они сыграют).
Итог: в целом цикл неплохой, обычный фэнтези-цикл. По-прежнему богатая самобытная мифология, приятные персонажи и читается хорошо. Просто после первых двух книг у меня были завышенные ожидания.